Основные проблемы:
1. Политическая мысль классической древности и средневековья.
2. Политические теории Нового времени.
Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигархия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.
Античный полис ( гр. polls город-государство) - форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древнем Риме, сложившаяся в VI11 - VI вв. до н.э. П. представлял собой крупный город с прилегающими к нему окрестностями. Территория П., как правило, была 100-200 км2, население 5-10 тыс. чел. П. составляли полноправные граждане, каждый из которых обладал земельной собственностью; др. же часть населения П. (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы) прав граждан П. не имела. Государственная организация П. могла быть различной: демократия, монархия, олигархия, тирания и т.д.
Тирания (гр. tyrannia) - 1) в Древней Греции - единоличное правление тирана; 2) в ряде средневековых городах-государствах Италии - форма политического устройства; 3) жестокое, деспотическое правление. 2.деятельностно-коммуникативный блок.
Аристократия ( гр. aristos лучший, благородный kratos власть) - 1) привилегированные слои общества, представители родовой знати (патриции в Риме, дворянство в Европе и России и т.д.); 2) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит представителям родовой знати. В истории античной политической мысли А. как форма правления анализировалась Платоном и Аристотелем, рассматривавшими ее как лучший вид правления. Понятие А. использовалось в элитистских концепциях, в которых обосновывалось интеллектуальное и нравственное превосходство знати.
Олигархия ( гр. oligarchia власть немногих) - власть небольшой группы богатых людей. Согласно Аристотелю, О. является результатом искажения аристократической формы правления. В Новое время понятие "О." было возрождено Р.Михельсом, сформулировавшим "железный закон" олигархизации. В современной политической науке выделяются традиционные и современные олигархические режимы. Для традиционных олигархий характерно сосредоточение власти в руках нескольких могущественных семейств. Власть О. опирается на военных (Гватемала, Никарагуа до 1979). Современные олигархические режимы характеризуются гегемонией компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис).
Охлократия ( гр. ochlos толпа, чернь Kratos власть) - власть толпы, черни. Согласно учению Полибия, О. - это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию, царство толпы, руководствующейся низменными страстями, толпы, творящей насилие и беззаконие. Он считал, что О. - худшая из всех форм государства. У Аристотеля те же черты О. описываются под названием демократии. Неизбежным следствием правления черни, отстранения "лучших" от власти является нарушение стабильности и нарастание хаоса в государстве. С презрением говорил об О. (называя ее демократией) Ж-Боден, считавший раздоры и гражданские войны ее спутниками. О психологии толпы и тяжелых последствиях ее правления писали Г.Тард и Г.Лебон. Расцвет "царства толпы" предрекался ими в связи с реализацией социалистической идеи. И А.Ильин связывал наступление О. с разрушением правосознания народа и его социального уклада. Историческое воплощение черт охлократического правления усматривают во Французской революции 1789, революции 1848, Парижской коммуне, первых годах советской власти. Чаще всего О. появляется в "смутное время", когда старые нормы, ценности, институты, уклады жизни разрушаются без соответствующей замены новыми. О. исторически недолговечны, как правило, они сменяются той или иной разновидностью
Полити́я (греч. πολιτεία) как понятие имеет три основных значения:
1. Власть большинства
2. Форма общественного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма управления соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. (См. Афинская полития.)
3. Это понятие также используется (по аналогии с английским polity) для обозначения политической единицы любого уровня, то есть оно используется в качестве родового для таких понятий как «независимая община», «вождество», «племя», «государство»
Демократия (гр. demokratia demos народ kratos власть) - народовластие. Понятие Д. является одним из самых многозначных в теории политической науки. Под Д. понимается: 1) форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом значении понятие "Д." используется для характеристики типа государства, политической системы общества; 2) форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятие решений в них по принципу большинства. Исходя из этого значения Д., можно говорить о партийной, профсоюзной, производственной Д.; 3) идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения. К числу ценностей, формирующих демократический идеал, относятся свобода, равенство, уважение закона и прав человека, плюрализм, народный суверенитет, участие граждан в управлении и др.; 4) разновидность социальных движений, направленных на реализацию демократического идеала.
Историческими формами Д. являются: родовая демократия, основанная на кровнородственных связях и общей собственности; военная демократия, общинная демократия и т.д.
В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого властью, Д. разделяется на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, главенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении.
Существуют различные теории Д. Основными из них являются плюралистическая, партисипаторная (или демократия участия) , рыночная, плебисцитарная, консоциативная, социалистическая.
Особый интерес представляет анализ современных демократических систем. Так, А. Лейпхарт различает "вестминстерскую модель демократии" и "консенсусную модель демократии". Суть первой модели - в реализация права большинства. На практике эта модель характеризуется: концентрацией исполнительной власти (однопартийный кабинет или "кабинет чистого большинства"); слиянием ветвей власти; асимметричной двухпалатностью парламента; однотипными партиям; плюралистичной избирательной системой; унитаристским и централизованным управлением; неписаной конституцией и суверенитетом парламент представительной демократией. Эта модель Д. существует в Великобритании, Новой Зеландии и т.д. Для консенсусной Д. характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д. Большинство западных стран А. Лейпхарт относит к "промежуточным формам" вестминстерской и консенсусной моделей Д., для которых характерны и элементы непосредственной Д.
Теория обшественного договора - идея и социально-политическая доктрина, отражающие процесс перехода человеческого сообщества от естественного состояния к социально-государственному.
В наиболее развитом виде теории О.д. появляются в Новое время, вырастая из средневековых учений о "государственном договоре" народа с правителем. В противоположность учению о божественном происхождении власти и ее неограниченности теоретики О.д., основываясь на доктрине естественного права и идее народного суверенитета, утверждали вполне земное происхождение власти и государства.
Существует несколько вариантов доктрины О.д., созданных в различное время Т.Гоббсом, Дж.Локком, Б.Спинозой, И.Кантом, Т.Пейномнцр. Наиболее радикальный вариант представлен в учении Ж-Ж-Руссо, признававшим расторжимость договора в случае злоупотребления властей. В России сторонниками теории О.д. были А.Н.Радищев, декабристы и др.
Теория разделения властей - распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.
Идея Р.В., появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Р.в. позволяет: четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достирать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.
Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Р.в. по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды). Р.в. по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами ("ветвями" власти) - законодательной, исполнительной и судебной.
Консерватизм (фр. conservatism лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - разновидность политической идеологии. Термин "К." впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал "Консерватор". К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). "Отцом-основателем" классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др.
К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие:
1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам.
2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми.
Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно".
3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности.
4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности.
5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием".
6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами.
7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.
8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество.
9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах.
10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло".
Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".
В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции.
В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей - ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством).
Сторонники ценностного К. (славянофилы, "почвенники" и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем "народности", национального "духа жизни". По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство - в интерпретации славянофилов - только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого.
Для сторонников структурного К. в России (М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова и др.) характерен отказ от выдвижения всеобщих моделей политического устройства, разумно-пессимистическое убеждение в том, что "мы недостаточно совершенны для совершенных учреждений", опора на многообразие политических, религиозных, исторических и пр. особенностей русского общества. Представители структурного К. выступали за сильное и авторитарное государство, рассматривая его прежде всего, как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность в стране, сложившиеся структуры и иерархическое строение общества. Они полагали, что только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его.
Либерализм ( лат. liberalis свободный) - 1) образ мышления и деятельности, характеризующийся независимостью по отношению к традициям, привычкам, способностью к активному самоопределению в мире; 2) совокупность, политических доктрин, политических и экономических программ, содержащих требования ликвидации принуждения по отношению к индивиду.
Основной системообразующей идеей Л. является идея индивидуальной свободы, все остальные структурные элементы выполняют функции предпосылок и условий для наиболее адекватной самореализации индивида.
Л. своими корнями уходит в античность с ее римским правом и греческим представлением о свободе. В эпоху Просвещения Л. основывается на доктрине общественного договора, идеях догосударственного "естественного" состояния человека, его "естественных правах". Либеральные идеи нашли выражение в политической философии Дж. Локка и правовой философии И. Канта, его доктрине правового государства и идее нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Л. в развитой форме возникает в Западной Европе в процессе становления гражданского общества и его институтов, рыночной экономики, формирования "среднего класса".
Л. как мировоззрение основывается на ценностях свободы от групповых, классовых, националистических и т.д.
предрассудков, толерантности, гуманизма, индивидуализма, демократии, самоценности личности. Политические ценности Л.: признание прав человека, принцип разделения властей свобода конкуренции и выбора занятий. Экономические ценности Л.: отмена регламентации и ограничения личной инициативы со стороны государства, создание максимально свободных условий для частного предпринимательства. Л. как политическая идеология основывается на требованиях свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничений сферы деятельности государства.
Можно говорить о нескольких национальных моделях Л.: английской (Дж. Локк, И. Бентам, Дж. Ст. Милл и др.), в котором акцент делается на изучении таких тем, как защита и поощрение благодетельной роли частной собственности, обоснование неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей, отстаивание убеждения, что поступками индивида как частного собственника движут спонтанные импульсы и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной выгоды, способы активизации индивида; французском (Б. Констан, А. де Токвиль, П. Руайе-Коллар и др.), в рамках которого разрабатывается антифеодальная идеология, обосновываются идеи равенства всех перед законом, защищаются свободы индивида, к числу их относят личную независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять па политические процессы; немецком (Ф. Дальман, Р. фон Моль, К. Роттек, К. Велькер, В. фон Гумбольд и др.), отличающемся разработкой различных моделей политико-юридического устройства.
В русском Л. выделяются несколько направлений: христианский Л. (М. М. Сперанский); демократический Л. (А. П. Куницын, Т. Н. Грановский); консервативный Л. (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве); социальный Л. (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен).
Русский Л. имеет следующие особенности: отсутствие прочной социальной поддержки в обществе, антидемократический характер, принцип монархизма, сильное и ярко выраженное консервативное начало и отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе. Представители русского Л., сохраняя основное ядро Л. западного, дополнили и развили его в трех основных направлениях: в интерпретации прав человека (правопритязание по отношению к государству); в понимании принципа равенства (равенство исходного положения); в истолковании собственности. Так, в рамках русского Л. формулируется идея "права человека па достойное существование" (В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев и др.). Б.А. Кистяковский и С. И. Гессен выдвигают идею расширения прав человека, при котором либеральное правовое государство превращается в "социалистическое правовое государство",сохраняющее все достижения Л. и являющееся наиболее полным раскрытием классической либеральной концепции человеческой свободы.
Социализм (фр. socialisme лат. so-cialis общественный) - 1) учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение, утверждается социальное равенство и справедливость. Термин "С." впервые появился в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма понятие С. приобрело содержание, враждебное содержанию понятия "индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок". Своеобразный набросок модели социалистического общества многие ученые обнаруживают у Платона в книгах "Политика", "Государство". Идеи С. развивали в своих произведениях ТМор, Т.Кампанелла, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., их пытались осуществить на практике мирным путем Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным - Г.Бабеф, МА.Бакунин, К.Маркс, В.ИЛенин и др.; 2) движение, выступающее с критикой либерализма, получившее распространение в XIX в. и существующее в мире прежде всего в формах социал-демократии и коммунистического движения; 3) общественная система, основанная на базе марксистско-ленинских представлений о С.
Основные научные подходы:
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) - великий китайский мыслитель.
Политические и этические воззрения Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Во II в. до н. э. конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. На протяжении многих веков эта книга оказывала и оказывает заметное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев.
Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия", как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". Эти понятия составляют "правильный путь" (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми.
"Благородные мужи" (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д.
Китайский мыслитель развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель ("сын неба") - это отец, а подданные - его сыновья. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем "старшим".
Древнекитайский философ разрабатывает концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного не по своему происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считает, что этот человек должен обладать в первую очередь гуманностью, любовью к людям (жень), быть справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам вообще. Мыслитель формулирует закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе, государстве, выражая его принципом: "Чего не пожелаешь себе, того не делай другим".
Платон (437- 347 до н. э.) - греческий философ и политический мыслитель.
Политические взгляды Платона изложены в диалогах "Государство". "Политик" и "Законы".
В диалоге "Государство" Платон одним из первых обратился к характеристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим "редким людям".
Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".
Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно - стражами, рассудительно - повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассудительности, мужества и повиновения характеризует справедливый государственный строй.
Аристотель (384-322 до н .э.) - греческий философ и политический мыслитель.
С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи "политическим животным", несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу-полису). Государство (по Аристотелю) существует ради "лучшей жизни" своих граждан. формы государственного устройства Аристотель определил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три "правильных" формы правления (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три " неправильных" (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал сих "принципами": принцип аристократии - добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода. Политию, которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемента ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. Свое политическое учение Аристотель раскрывает в трактатах "Политика", "Афинская политая", "Этика".
Макиавелли Никколо (1469-1527) - итальянский политический мыслитель.
В работах "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей: "Чтобы не была потеряна свободная воля, можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам". Поэтому кроме судьбы основой политики Макиавелли называет virtu - личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.
Макиавелли вводит новое политическое понятие - stato (государство). Причем это не конкретное государство, страна, власть и т.д., а политическая форма общества в целом. В отличие от представлений средневековья это государство постоянно меняется, а направленность изменений определяется соотношением борющихся сил - аристократии (дворянства) и народа. Массы, рассуждает он, не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать, напротив, стремится властвовать и порабощать народ.
Формы государства Макиавелли (так же как и Аристотель) рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть формы правильные (монархия, аристократия и демократия), целью которых является благо людей и величие государства, и неправильные (тирания, олигархия и "распущенность"), в которых правители заботятся только о своих интересах, попирают законы. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.
В "Государе" Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. "Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование, ее свободу". Следовательно, политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.
Широкое распространение получил термин "макиавеллизм", под которым понимается модель политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.
Гоббс Томас (1588-1679) - английский философ и политический мыслитель.
Гоббс определял государство как "искусственное тело", продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе "общественного договора" из "естественного состояния", когда люди жили разобщенно и находились в состоянии "войны всех против всех". В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.
По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым; это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство - новое лицо, "воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты".
Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, или политическими государствами. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
В основном своем труде "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651) Гоббс исследовал проблемы государства и политической власти.
Локк Джон (1632-1704) - английский философ и политик, родоначальник либерализма.
Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной . власти, Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе договора, является соблюдение "естественного права", защита личной свободы и частной собственности граждан.
В работе "Два трактата о государственном правлении" (1690) Локк рассматривает широкий комплекс проблем государства и гражданского общества, политических свобод, законности, собственности и др.
Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества - реализовать свои гражданские идеи и прежде всего право владеть собственностью. В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства. По его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности, "Там, где нет законов, там нет и свободы". Локк полагал, что нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободы каждому.
Поддержание режима свободы, реализация "главной и великой цели" политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможности деспотического использования этой власти, Локк наметил принципы связи и взаимодействия "отдельных ее частей". Эти воззрения английского мыслителя о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействий отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины конституционализма.
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) - французский политический философ.
Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих "дух законов", или "образ правления", в работе "Дух законов" (1748). Он считал, что моральные и физические факторы в их совокупности непосредственно влияют на природу и организацию различных форм правления, их стабильность и вырождение, на характер отношений между правителями и подданными. Монтескье исследует влияние на форму правления со стороны религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, характера основных занятий, факторов географической среды и т.д. Так, от утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может успешно выступать против произвола и злоупотреблений властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.
Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл почву, ландшафт, величину страны. Так, он утверждал, что "республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не удержится". Монархии же по своей природе требуют территории средней величины таких размеров, как Франция, Англия, Испания середины XVIII в. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. "Чем более усиливается в каждой нации действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих".
Как и другие французские философы XVIII в., Монтескье верил в прогресс и разум. Но название книги говорит, что он шел дальше века Просвещения. Монтескье интересовали не законы, а дух законов. Мыслитель различал три вида законов: закон наций (относящийся к международным делам), закон политический (регулирующий отношения правительства и граждан) и закон гражданский (говорящий о взаимоотношениях граждан).
Теория разделения властей - еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит из идеи "смешанного правления", которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон.
Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля. Анализируя британскую политическую систему, где в ходе естественного развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, подчеркивал ученый, всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Руссо Жан Жак (1712-1778) -французский философ, моралист и политический мыслитель.
Стержнем политической теории Руссо, которую он в наиболее систематизированном виде изложил в своем главном труде "Об общественном договоре, или Причины политического права" (1762), является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления.
Основную задачу общественного договора Руссо видел в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность превращается в нераздельную часть целого. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Коль скоро воля гражданина неотчуждаема, то естественным способом ее выражения признается прямая демократия.
В отличие от большинства мыслителей Руссо считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство - лишь временный агент суверенного народа (как у Дж. Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Руссо против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Великой французской революции.
Токвиль Алексис де (1805-1859) - французский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.
Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность - эти вопросы Токвиль рассматривает в книге "Демократия в Америке" (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией Токвиль называет представительную систему, основанную на широком избирательном праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общества, в котором основной социальной ценностью является равенство. Результатом влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим следствием демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, а равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой - развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, они обретают такое качество.
На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал "золотой закон" политического развития: "самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства". Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институализироваться и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании - тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.