Информационно-предметный блок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы:

1. Особенности и основные направления русской политической мысли.

2. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX - на­чала XX в.

Основные понятия: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, по­чвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм.

Русская идея - понятие-символ, используемый для характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета. Размышлениям о Р.и. посвящены труды В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.П. Карсавина и др.

Славянофильство - одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в.

Термин "С." появляется в первые десятилетия XIX в. в ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", "славянофильство" вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования: "москвичи", "московская демократия" (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".

С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. как в определённом идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.

Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии.

В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве".

Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа). Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни. Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", "соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера).

Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики; для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс".

Западничество - одно из основных идейных и общественно-политических течений в России XIX в. Существует предположение, что термин "западники" ввел Н. В. Гоголь и он быстро распространился в общественной среде.

3. является частью более широкого явления - европеизма, представляющего собой умонастроение значительной части русской интеллигенции, которое выражалось в сильных прозападных симпатиях. В отличие от европеизма 3. выступает как концептуально завершенное течение общественной мысли, общая идеологическая платформа для русского либерализма, умеренного" и радикального демократизма, позитивизма, солидаризма и пр. К числу западников принадлежали В. П. Анпенков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.

Политические идеи, развиваемые в русле 3., можно представить следующим образом: государство должно быть сильным, способным осуществить прогрессивные реформы, оно должно стоять на страже интересов отдельного индивида и служить ему. В качестве политического требования выдвигалась идея конституционной монархии. Многие западники выступили идеологами реформ - отмены крепостного права, законодательной и судебной реформ, реформы системы образования и т.д.

Слово "социализм", широко используемое западниками, обозначало у них любое учение, в котором говорилось о необходимости и возможности построения справедливого и согласного с законами разума общества. Цель этого общества - создать условия для самореализации свободной личности. Во взглядах на сроки возникновения социализма в России западники расходились: В. Г. Белинский относил осуществление социализма в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа капиталистических преобразований; А. И. Герцен, напротив, считал, что Россия может миновать этот этап и перейти к социализму благодаря русской общине. Свобода личности признавалась западниками как доминирующая ценность, подчинившая себе средневековую идею корпоративности и патриархальную идею семейного единства помещика и его крепостных.

Русский революционный радикализм ( лат. radicalis коренной) - решительное, бескомпромиссное осуществление намерений в том или ином деле, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных институтов или политической системы в целом.

Для радикалистского мышления и поведения характерны манихейство, игнорирование инвариантов социальности, максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов достижения политических целей. Особенностью радикального мышления выступает революционаризм - недооценка эволюционных факторов социального прогресса.

Характерным проявлением политического Р. является правовой нигилизм. Данное явление, неограниченность права от морали Н.А.Бердяев охарактеризовал как "роковое", поскольку оно создавало благоприятную почву для крайностей и произвола. С правовым нигилизмом тесно связан нигилизм нравственный, принципом которого является господство силы над правом, что нашло адекватное выражение в преимуществе классовых, партийных интересов над общечеловеческими, в подмене закона "революционной целесообразностью". Б.А.Кистяковский, предупреждая об опасности формирования в России не правового властвования, обращал внимание на "притупленность правосознания" революционной интеллигенции, отсутствие у нее интереса к правовым идеям, на тот факт, что в ее идейном развитии "не участвовала ни одна правовая идея", а само право расценивалось в первую очередь как "принудительное право". В общественно-политической сфере нигилизм выражается либо в форме самоотрицания, - самобичевания, либо в форме самовозвеличивания, что является двумя сторонами одного явления - неуважения себя. Ф.М. Достоевский отмечал стремление русских "спрятать", "прибрать свое лицо", "устыдиться всего", "не быть самим собой", "явиться как можно более чужим". "Подлое самоотрицание себя", по его мнению, составляет "главный тип нашего общества".

Политический Р. в России выступал и выступает одной из ведущих политико-культурных традиций, обусловленных особенностями духовного, политического развития страны, национального характера, спецификой религиозного сознания, становления государственности и т.д. А.С.Изгоев справедливо отмечал, что в периоды кризиса, массовых выступлений, любого "общественного возбуждения" крайние элементы в России "очень быстро овладевают всем, не встречая почти никакого отпора со стороны умеренных". По мнению С. Л.Франка, Р. в России отнюдь не исчерпывается анархическими или революционными направлениями. Напротив, "общее существо его духа было независимо от того политического содержания, в которое он вкладывался", а доминировала та его разновидность, которая "всегда тяготеет к крайностям, к отрицанию всяческих духовных начал, к вере в одну лишь физическую силу..." Согласно его оценке, "промежуточные" духовные и политические образования, завоевавшие прочные позиции в западной цивилизации, в России были невозможны прежде всего "религиозно -психологически ".

Русский Р., представленный в отечественной политической истории рядом неординарных личностей от А.Н.Радищева до В.И.Ленина, вызывает наибольший интерес уже по той причине что приверженцы данного направления явились непосредственными теоретиками и архитекторами русской революции - одного из наиболее серьезных событий XX в. Если на Западе революционное направление развития поли ческой мысли утрачивает свое значение уже во второй половине XIX в., то в I сии революционная идея , оживала, переросла в XX В.1 идеологию ленинизма, стала идейной основой Октябрьской революции.

Народничество - идейное течение и общественное движение, одно из ведущих направлений радикализма в пореформенной России. Русское Н. представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умерено-либерального и даже консервативного. В 70-е гг. XIX в. преобладающее значение имело революционное ("действенное") Н.

Основные программные положения народников сводились к следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем; 2) главной движущей силой революции должно явиться крестьянство; 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма; 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община; 5) организующей силой крестьянской революции явится "революционная партия" (имелась в виду революционная организация народников).

Н. - это реакция интеллигенции на происходивший в России процесс модернизации, это протест против наступления индустриальной эпохи, несущей трудовому люду обезземеливание, безработицу, господство товарно-денежных отношений, капиталистическую конкуренцию и эксплуатацию Н. имело собственный вариант эволюции, предполагавший опору на традиционные институты и ценности, национальные особенности и некоторые новации, почерпнутые из арсенала европейской цивилизации. Не все Н. социалистично, но все Н. - антикапиталистичио и антилиберально по идейно-политическому содержанию. Деятельность народников могла приобретать революционную или реформаторскую направленность, что на разных этапах пореформенного развития России находило поддержку значительной части интеллигенции. Однако отсутствие целостности доктрины, существование внутри Н, различных,

порой противостоящих друг другу, течений, ориентация на достаточно широкую, но до конца не определенную социальную базу, неадекватное понимание конкретных задач сторонниками народнического учения не позволили создать всеобъемлющую и интегральную программу преобразования России.

 Евразийство - социально-политическая и философская концепция, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Е. оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. В основании движения стояли молодые эмигранты из России: Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский (1893-1979) и П. П. Сувчинский (1892-1985). В 1921 в Софии они выпускают сборник статей под названием "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения, Утверждение евразийцев". Евразийский политический идеал - государство демотической природы, которое носит надклассовый характер. "Демотическое" они толкуют как построенное на глубоких народных основах и соответствующее "народной воле". Евразийцы отказываются от понятия народного суверенитета, считая, что при этом дезорганизованном, анархическом суверенитете строятся западные демократии, где "народный суверенитет" равен механическому агрегату мнений отдельных достигших политической зрелости граждан.

Евразийский проект государственного переустройства предполагает замену искусственно-анархического порядка представительства отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний, идей. Эта система обеспечивает органическую и постоянную связь верхов государства с его низами. Механизм этой связи обеспечивается путем вхождения низших советов в высшие на основе делегирования первыми своих членов в высшие. При данной системе делегат является постоянным членом своего (низшего) совета.

В учении евразийцев власть представлена как "демотический правящий слой". Они полагают, что в демотическом государстве, едином и сильном по своей природе, правящий слой несравнимо объединеннее и организованнее, чем в существующих демократических режимах. Правящий слой возглавляет "демотическое правительство", которое обозначается как "государственный актив". Существенными характеристиками последнего является то, что он, во-первых, не совпадает с составом высших органов государственной власти; во-вторых, "прорезает" правящий слой сверху донизу; в-третьих, является стержнем правящего слоя; в-четвертых, представляет собой идеологическое объединение.

Особое место в евразийской концепции занимает учение о государстве правды, которое противопоставлялось теории правового государства. Власть в государстве правды происходит от бога, который устанавливает не только власть вообще, но и конкретную форму правления, и власть индивидуального правителя. Оценивая Е. в целом, необходимо отметить, что эта идеология является по своему характеру консервативной утопией, ядро которой составляет идея тотального переустройства мира на основах безличностного коллективизма.

Почвенничество - литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., участники которого (А.Григорьев, братья М. и Ф. Достоевские, Н.Страхов) были объединены сложной совокупностью общих исходных принципов, взглядов на социальное устройство общества, политику, искусство. Базовые принципы П. были сформулированы на страницах журналов "Время" (1861 -1863) и "Эпоха" (1864-1865).

Основополагающей для почвенников была идея "национальной почвы" как основы и формы социального и духовного развития России. "Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент". Идеологи П. склонялись к мысли, что русскими национальными особенностями являются душевная широта, национальная и религиозная терпимость, способность понять и оценить достоинства других народов, доброта, глубина нравственного чувства. Для Ф.М.Достоевского это становилось признаком всемирного призвания России, способной объять любовью все человечество, претворить в жизнь известную мечту народов о единении в мире и взаимопонимании. Через все произведения Достоевского проходит идея всеохватывающего синтеза западного и русского духа, идея о том, что "у нас, русских, две родины - Европа и наша Русь". Это не исключало того, что Европа для Достоевского была, говоря словами Ивана Карамазова, лишь "дорогим кладбищем". Слова Достоевского о "народе-богоносце", "всечеловечности" православия свидетельствуют о попытке синтеза славянофильства и западничества: "новая Русь" берет от Запада все наиболее ценное, и если там "идея общечеловечности все более стирается", то в русском народе "выступает способность высоко-синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности".

Консерватизм - идейное течение в русской политической мысли XIX в., суть которого, согласно П.Б. Струве, “состоит в сознательном утверждении исторически данного порядка вещей как драгоценного наследия и предания”. В типологии русского консерватизма “условно” можно выделить: “идеологему самодержавия” Н.М. Карамзина; консервативно-романтический социально-политический идеал славянофилов, отстаивавших верность национальной “идентичности” России, ее монархически-патриархально-православным традициям допетровской Руси; концепции (в том числе и геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; “русский византизм” К.Н. Леонтьева; официальный “государственнический” монархизм (“узкое направление практической политики”, “консервативной казенщины” С.С. Уварова, провозглашавшего незыблемость триады: “самодержавие, православие, народность”, М.Н. Каткова с его идеалом централизованной монархии, К.Д. Победоносцева; неомонархизм JI . A . Тихомирова, И.А. Ильина, И.Л. Солоневича.

«Русский византизм»-концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева.

Анархизм ( гр. anarchia безвластие) - политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX в.

Консерватизм: см. тема 2.

Либерализм: см. тема 2.

Марксизм - широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (советский марксизм, фрейдомарксизм,) "критическая теория общества" и др.).

В последней трети XIX в. завоевал ведущее место в социалистическом движении (период создания I Интернационала). Впоследствии произошло разделение М. на реформистское крыло европейской социал-демократии и радикальное (большевизм, марксизм и др.).

 Марксизм-ленинизм - система экономических, социально-политических и философских взглядов. Стержневая идея - утверждение исторической миссии пролетариата. На базе созданного в XIX в. учения К. Маркса развита В. И. Лениным и его последователями применительно к новым историческим условиям.

Основные научные подходы:

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель.

Оценивая деятельность М.М. Сперанского как идеолога реформ и политического деятеля, В.В. Леонтович пишет: "Сперанский вообще мало интересовался чистыми идеями, их теоретическим обоснованием и общественной проповедью. Весь интерес его направлен был на практическое осуществление тех принципов, которые он считал правильными. Поэтому он сосредоточивал все свое внимание на тех требованиях либерализма, которые представлялись ему осуществимыми при данных обстоятельствах" (Леонтович В.В. История либерализма в России (1762- 1914). М., 1995. С.94).

Проанализировав русскую историю, Сперанский делает вывод, что Россия вполне подготовлена к принятию конституции. Его "План государственного преобразования..." предусматривал установление в России "истинной монархии", основанной на прочных "коренных" или "непременных" законах. "Истинная монархия" в понимании Сперанского - это не только цель, но и средство государственных преобразований.

Считая государственный строй России деспотическим, Сперанский призывал Александра I к установлению конституционной монархии "сверху" путем реформ и предлагал разнообразные конституционные проекты. Их суть: 1) царь назначает аристократов-сановников в Государственный совет (типа палаты лордов) как законосовещательный орган при императоре; 2) обязательное разделение властей: исполнительная - у Совета министров, законодательная - у Государственной думы сверху донизу (от центральной до губернской, уездной и волостной), которая должна быть выборной на основе имущественного, а не сословного ценза; 3) судебная власть - тоже сверху донизу - должна быть выборной во главе с Судебным Сенатом.

Идеи Сперанского о создании выборных дум и реформе суда не были осуществлены, ему удалось лишь преобразовать систему министерств, просуществовавших до 1917 г., и создать Государственный совет. Он начал формирование просвещенной русской бюрократии, осуществил некоторые церковные реформы, при Николае I впервые провел кодификацию русских законов, составил проект конституции Финляндии.

Реализация проектов Сперанского растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II, а ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто лет и было произведено только при Николае II.

Пестель Павел Иванович (1793-1826) - один из идеологов декабризма, руководитель Южного общества декабристов, полковник, командир Вятского пехотного полка.

Декабристы являлись представителями радикального крыла дворянской оппозиции самодержавию, объединявшего преимущественно военную молодежь. Источниками декабристской идеологии явились идеи французских просветителей XVIII в., русских "вольнодумцев" конца XVIII - начала XIX в. - А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и их последователей, а также влияние освободительного духа вольнодумства, господствовавшего в начале XIX в. в Московском университете, Царскосельском лицее, в некоторых военных учебных заведениях, где учились будущие декабристы.

Большое влияние на формирование социально-политических идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную дату своего политического воспитания. Победа в этой войне способствовала росту национального самосознания в России. Именно война 1812 г. поставила перед будущими декабристами вопросы о судьбах России и путях ее развития.

В основу деятельности Южной организации декабристов был положен документ под названием "Русская Правда", написанный П.И. Пестелем при участии А.П. Юшневского, С.И. Муравьева-Апостола, А.П. Барятинского, В.Л. Давыдова и др.

"Русская Правда" Пестеля явила собой одну из первых республиканских конституционных программ в истории русской политической мысли. На становление республиканских конституционных предпочтений Пестеля сильно повлияли, по его признанию, комментарий Д. де Траси к "духу законов" Ш.Л. Монтескье, опыт Греции, США и Великого Новгорода.

В "Русской Правде" намечалось 10 глав: первая глава - о границах государства; вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих; третья - о сословиях государства; четвертая - "о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию"; пятая - "о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию"; шестая - обустройстве и образовании верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти; восьмая - об "устройстве безопасности" в государстве; девятая - "о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве"; десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в "Русской Правде" имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее "главнейшие определения и постановления, Русской Правдою учиненные".

По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей; четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе не были написаны, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков.

В методологии своих исследований Пестель придерживался естественно-правовой теории и договорной концепции происхождения государства. Он исходил из предположения о естественном равенстве всех людей и взаимной тяге к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда.

А.И. Герцен назвал Пестеля "первым социалистом до социализма" и считал вождя декабристов непосредственным предшественником теории "русского социализма".

Муравьев Никита Михайлович (1796-1843) - один из идеологов и организаторов Северного общества декабристов, капитан гвардии.

Свою политическую программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых написан уже в тюрьме по требованию следственных властей, является и самым радикальным. При составлении своих проектов Муравьев изучал конституции американских штатов, а также Декларации и Конституции революционной Франции и постарался применить их революционные принципы к русской действительности.

С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. "Русский народ - свободный и независимый - не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя".

Большим новшеством явилось провозглашение в Проекте Муравьева необходимости федерального (или союзного) правления, которое гарантировало бы согласное "сосуществование" "величия народа и свободы граждан", обеспечивало "благосостояние целого и частей" в государстве и избежало ситуации, при которой народы "страждут от внутреннего утеснения и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов" и при которой быть свободными препятствуют "обширность земель, многочисленное войско" и др.

По проекту Муравьева все предусмотренные Конституцией гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал.

Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах государственного устройства заключались в различных выводах относительно будущего развития России: Пестель выступал за представительно-демократическую республику, а Муравьев - за конституционную монархию.

При всем обилии и разнообразии взглядов на природу и способы обновления государственного устройства России разработчики конституционных проектов и программ в декабристском движении сумели выделить и обсудить такие существенные вопросы конституционного порядка, как представительное правление, тесная связь суда присяжных с гласностью и свободой, важность назначения чиновников под контролем общественности. По удачному обобщению А.И. Герцена, величие этих блестящих юношей из рядов гвардии, "оставивших гостиные и свои груды золота для требований человеческих прав, для протеста, для заявления" составило памятное событие истории. "Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил...".

По образному выражению А.П. Щапова, в тайных обществах декабристов "теплился тусклый светильник конституции", и идея народного самоуправления, "еще не успевши созреть, развиться в духе народном, проникнуть в массы, уже торжественно заявила в истории свое право".

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) - идеолог классического славянофильства.

В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них - социальный; важное место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеологии - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли России. Наконец, третий компонент - религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.

Свойственное славянофилам противопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания политической свободы и полного устранения народа от политики: "отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью". Противостоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славянофилами тем, что народ ищет не внешней - политической свободы, а "ищет свободы нравственной, свободы духа".

В политической концепции славянофилов центральную роль играют два понятия - "Земля" и "Государство". Под Землей славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая Землю, "дело государево". В частности, К.С. Аксаков представлял государство как внесословный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: "Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе". Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить: "Монархизм славянофилов, по своему обоснованию и по своему внутреннему пафосу, был анархический, происходил от отвращения к власти".

Герцен Александр Иванович (1812-1870) - писатель, публицист, философ, революционер-демократ. С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма.

Основные идеи русского крестьянского социализма были сформулированы Герценом в работах "Россия" (1849), "С того берега" (1849), "О развитии, революционных идей в России" (1850), "Русский народи социализм" (1851) и др.

Социалистичность как характерная черта жизни и психологии русского крестьянина виделась Герценом в уникальности существующей сельской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к развитию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как основание, зародыш будущего общества. Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом пути развития России, Герцен скажет, что Европа пойдет "пролетариатом к социализму, мы - социализмом к свободе". В конечном счете идея "русского социализма" сводилась к формуле: "человек будущего России - мужик, точно так же, как во Франции работник". В общине виделась та социальная структура, которая может связать настоящее и будущее страны с наименьшими "издержками" и более быстрыми темпами.

Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Политическую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые не являются "воплощением суверенитета народа, а только представляют его". Социальная республика - это самодержавие народа, отсутствие централизации, это "волостное правление: канцелярия общественных дел". В социальной республике будут "поверенные делегаты, но совокупность их не может представлять верховной власти, они не выше народа".

Буржуазно-либеральному лозунгу "политической республики" Герцен противопоставляет идею "социальной республики", которая возникает на основе социалистического переустройства общества, а требованиям политических свобод и политического равенства в формально-правовом духе буржуазного парламентаризма - идею фактического социального равенства в обществе. Раскрывая ограниченность буржуазного республиканизма, Герцен писал, что "даже край буржуазного радикализма реакционен по отношению к социализму", поскольку даже самые прогрессивные из радикалов не решаются "коснуться эксплуатации страдающего бедного большинства богатым и угнетающим меньшинством",

В целом представления Герцена о социализме не получили законченного оформления. В его взглядах с удивительной причудливостью переплелись идеализация общины, вера в созидающую силу передовой интеллигенции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий революционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Герцен заложил основы народничества, которые, по меткому замечанию М.А. Бакунина, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - философ, публицист, естествоиспытатель.

В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, - "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869- 1871).

Данилевский - создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование "теория культурно-исторических типов". Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.

Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как "божий кнут" способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций.

В работе "Россия и Европа" Данилевский насчитывает десять "полноценных" культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдёйский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский) 10)романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип - славянский - более высокий, чем все предыдущие.

Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной - творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной - творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка).

В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как "солнце славянства". Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать "третьим Римом" в образе "славянско-православного Рима".

Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-право-славных государства - русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое) и одно югославское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорватско-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершение всего - ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское - просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма.

За деятельное участие в революции 1848- 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселение. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям - борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала.

Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и деятельности I Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий.

В конце 1860 - начале 1870-х гг. Бакунин - один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса.

В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1868), "Кнуто-германская империя" (1871) и "Государственность и анархия" (1873). Последняя оказала заметное влияние в России. Ряд высказанных в ней идей был использован при формировании программных целей бунтарского направления в русском Народничестве.

Исходным моментом анархической доктрины М.А. Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.

Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Свобода - это процесс "очеловечивания" человека, развитие его от "животного рабства" через познание природы, самого себя и общества к обществу социальной справедливости. Необходимым условием свободы является свобода всех.

Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Бакунина отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества. Именно федерализм, как основополагающий принцип социального бытия свободных граждан (такого определяли еще декабристы), в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен "спасти в Европе свободу и мир".

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921) - ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX - начала XX в.

В 1872 г. Кропоткин присоединился к народническому кружку "чайковцев". За революционную агитацию и пропаганду был арестован, затем совершил побег из тюремного госпиталя, четыре десятилетия провел в эмиграции (возвратиться в Россию ему удалось лишь в 1917 г.). В период эмиграции Кропоткин создал свои основные произведения: "Речи бунтовщика" (1885), "Хлеб и воля" (1892), "Взаимопомощь как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера" (1902), "Современная наука и анархия"(1913).

Теория анархизма Кропоткина - связующее звено между классическим анархизмом XIX в. и анархизмом XX в. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно достаточно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной проблематики.

В теории анархо-коммунизма Кропоткина четко выделяются три основные группы проблем: теоретическое обоснование социализма; разработка проблем анархо-коммунистического идеала; вопросы путей, форм и средств достижения идеала, т.е. теория социальной революции.

Наиболее типичными чертами анархизма-коммунизма Кропоткина были беспощадная критика буржуазного общества и пропаганда его революционного преодоления, убежденность в необходимости скорейшего после революции утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя. В качестве основополагающих принципов отношений между людьми выдвигались взаимопомощь и гуманизм. Взглядам Кропоткина были присущи характерные для всего анархизма негативное отношение к любой государственной власти, законодательству, ориентация на скорую предстоящую замену государства различными общественными организациями и союзами.

Кропоткин, в сравнении со своими предшественниками, гораздо больше сил, времени и внимания уделял разработке проблем идеала будущего безгосударственного общества. Он изображает свой общественный идеал следующим образом: "Освобождение производителя от ига капитала. Коммунальное производство и свободное потребление всех продуктов совместной работы. Освобождение его от ярма правительства. Свободное развитие индивидов в группах и групп в федерациях. Свобода организации от простых до сложных сообразно взаимным нуждам и традициям. Освобождение от религиозной морали. Свободная мораль, без принуждения и санкции, развивающаяся из самой жизни общества и переходящая в состояние обычая".

Важное место в политической концепции Кропоткина занимает его учение о федерализме.

В истории человеческого общества Кропоткин различал несколько видов федерализма: федерации и конфедерации родов и племен у дика рей и варваров; федерации вольных городов, деревень и общин в средние века; современные ему государственные федерации и будущие безгосударственные федерации.

Кропоткин полагал, что государственный федерализм есть переходная форма к безгосударственному строю. Анархическая федерация в учении Кропоткина(как и у Бакунина) - универсальное средство осуществления всеобщей свободы "снизу доверху": индивидуальной, групповой, профессиональной, областной, национальной и т.д. Но, в отличие от Бакунина, Кропоткин не был склонен разрабатывать детальные федеративные проекты с подробной регламентацией структуры, прав и взаимоотношений отдельных звеньев федерации. Его идеал - абстрактная "свободная федеративная группировка от простого к сложному", которая могла бы наполняться различным содержанием в разных условиях.

Ткачев Петр Никитич (1844-1886) - политический мыслитель, публицист, член руководимого С.Г. Нечаевым тайного общества "Народная расправа", издатель журнала "Набат", представитель бланкистской ветви народничества.

Политическая концепция Ткачева была сформулирована в ряде его статей и критических рецензий: "Задачи революционной пропаганды в России" (1874), "Революция и государство" (1876), "Народ и революция" (1876), "Анархическое государство" (1876), "Революция и принцип национальности "(1878).

Как и анархисты, Ткачев считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие "коммунистического инстинкта" у русского народа. Но, в отличие от Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой.

Полемизируя с анархистами, Ткачев в противоположность последним доказывает, что власть - не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она "не воплощает в себе интересов какого-либо сословия" и "только издали кажется силой". Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, "ничтожную кучку автократов".

Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. "Ни в настоящем, ни в будущем народ, сам себе предоставленный, не в силах осуществить социальную революцию. Только мы, революционное меньшинство, можем это сделать, и мы должны это сделать как можно скорее", - писал Ткачев в своей статье "Народ и революция".

Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое "коленопреклонение" перед народом, возведение его на пьедестал: "Тот не уважает народ, кто льстит ему". В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.

Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение "что полезно для общества, то и справедливо" было естественным продолжением развивавшегося им принципа "цель оправдывает средства".

Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. "Революционный терроризм, - заявлял Ткачев, - является... не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина".

Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм, торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на "мясо революции", как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь.

Оценивая значение идей П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освободительного движения, Н.А. Бердяев пишет: "Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс" /Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) - известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: "Кромвель без меча", "диктатор без диктатуры", "политический Торквемада", "более Ницше, чем сам Ницше", "самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке" (П.Б. Струве).

В качестве концептуальной основы исследования Леонтьев предложил универсальный закон триединого процесса развития. По его мнению, любая вещь, любое явление от космического тела до человеческой цивилизации в своем существовании проходит три стадии:"1. Первичная простота; 2. Цветущее объединение и сложность; 3. Вторичное смесительное упрощение, свойственное точно так же, как и всему существующему, и жизни человеческих обществ, государствам и целым культурным мирам". На первом этапе общество характеризуется неразвитостью и дискретностью, затем необходимая боль, сопровождающая рождение более сложного социума, символизирующая накопление формотворческой энергии, усиливается. Через боль общество вступает в пору "цветущей сложности", буйства красок и обособления формы.

Впоследствии боль утихает, зла и притеснений становится меньше, люди делаются свободнее, но ткань общественного организма расползается, наступает упадок, стертость некогда ярких красок и обыденность причудливых ранее очертаний.

Развитие государства, согласно леонтьевскому закону "первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения", выглядит следующим образом: сперва совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период "наибольшей сложности и высшего единства", а после происходит падение государства. Государства живут не более тысячи - тысячи двухсот лет. Вслед за французским историком Гизо, отсчитав европейскую государственность от IX в., Леонтьев пришел к выводу, что Европа уже подошла к роковой черте своей истории, она уже одряхлела, изжила свое прекрасное в прошлом разноцветье, сделалась однообразно демократической и неумолимо идет к закату.

Анализируя развитие государственности, Леонтьев считал, что на начальной стадии, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности "является наклонность к единоличной власти (хотя бы в виде сильного президентства, временной диктатуры, единоличной демагогии или тирании, как у эллинов в их цветущем периоде), а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало". Формула сильного государства - диктатура, жесткая централизация, слабого же и умирающего - уравнение, "демократизация жизни и ума".

Особенность России Леонтьев осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Леонтьеву) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Леонтьев считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное. Политическим кредо Леонтьева могли бы стать слова Данилевского: "Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в противоположную сторону".

"Леонтьев - выдающийся представитель великой контрреволюции XIX в., которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии..." (И.П. Иваск).

Основные работы Леонтьева:

"Восток, Россия и славянство" (1885-1886), "Национальная политика как орудие всемирной революции" (1889).

Ильин Иван Александрович (1882-1954) - крупнейший религиозный мыслитель ХХ в. Он был "человеком разно- и многосторонним: оратором, лектором, педагогом, публицистом и редактором; ученым-исследователем - философом, правоведом, государствоведом, а также искусствоведом, литературоведом и историком; задолго до появления этих терминов, он был россиеведом и советоведом" (Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Teneflay, 1989, С. 19).

В основе политической доктрины Ильина - учение о власти как многомерном явлении.

Источником его представлений о власти является гегельянство, трактующее власть как волевое отношение. Вслед за Гегелем русский мыслитель полагает, что "волевая сила" является родовым признаком или сущностным началом власти.

Волевая сила "подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении. Волевой характер воздействия отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия имеет внутренний, духовный аспект, так как воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, в том числе и в политической сфере общества.

Политическую власть, считает Ильин, от других видов власти отличает то, что она является "правовой силой", т.е. она социально сосредоточена и юридически организована. Природа политической власти определяет объем ее распространения на общество: "...все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться".

Договорной и добровольный принцип отношений между государством и обществом, лежащий в основе политической философии Ильина, предполагает определенную степень свободы общества и личности, распространяющуюся на творческую активность людей в любой из духовных сфер - научной, религиозной, художественной, от государства. Объем власти определяется способом властвования. Власть, основанная исключительно на принуждении, выражает способность одного политического субъекта принудить другого совершить те или иные действия. Если власть устанавливается силой, т.е. принуждением, то граница между государством и обществом может исчезнуть. Это происходит в силу того, что государство, наделяя себя правом проникать повсюду, организует не только общественную жизнь людей, но предписывает и запрещает и в частной сфере, что в корне противоречит исходному принципу теории естественного права, основанному на нравственных началах справедливости и соблюдения духовного достоинства каждого из подданных государства. Поэтому единственная правильная, наиболее приемлемая и целесообразная форма властвования, по Ильину, состоит "не в мече, а в авторитетном влиянии ее волевого императива".

Ильин - идеолог неомонархизма. Монархический идеал (по Ильину) не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу монархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммунизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем "национальной диктатуры".

Основные труды И.А. Ильина - "Понятие права и силы: опыт методологического анализа" (1910), "Учение о правосознании" (1919), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Наши задачи" (1956).

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) - общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель.

Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в "общество чайковцев". Арестован в 1873, провел 4 года в ожидании суда в Петропавловской крепости. Судился по "процессу 193-х", выслан под административный надзор. В 1877 Т. перешел па нелегальное положение. С 1878 - член центра организации "Земля и воля" (главный редактор одноименного издания организации). В 1879 становится одним из создателей террористического крыла организации "Народная воля". В 1882 эмигрировал и издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник Народной воли". Духовный и нравственный кризис завершается у Т. к 1888 "выработкой нового миросозерцания" (он выпускает брошюру "Почему я перестал быть революционером"). В 1889 испросил помилования у Александра III и возвратился в Россию, где стал сотрудником "Московских ведомостей" и "Русского обозрения".

"Духовный поворот загадочного Льва Тихомирова от революционности к монархизму, от атеизма к православию и от позитивизма к мистицизму - явление по-своему уникальное в русской духовной истории" (Г. П. Федотов). В своей теории монархической государственности Т. творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др.

Анализируя три типологически самостоятельные формы власти - демократию, аристократию и монархию, Т. приходит к выводу об исторической спективности именно монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Т. связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Т. полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Т. видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала.

По своей природе, полагает Т., русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача "помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал". По мнению Т., только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество - в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей.

Творчество Т. - попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества.

Основные работы: "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Монархическая государственность" (1905), "К реформе обновленной России" (1912), "Государство, свобода и христианство" (1912),

Солоне́вич Ива́н Лукья́нович (1891- 1953) — русский публицист, мыслитель, журналист и общественный деятель. Родился в семье учителя Лукьяна Михайловича Солоневича и Юлии Викентьевны, в девичестве Ярушкевич. Оба деда были священниками. Учился Гродненской и Виленской гимназиях (до 1912 года). Во время учёбы Иван выступал с публицистическими статьями в газете «Северо-Западная жизнь». При этом, как вспоминал сам Солоневич, приходилась несколько раз отстаивать с револьвером в руках свою типографию от еврейских революционеров.

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Петроградского университета, после окончания которого (1916) работал журналистом. Во время Гражданской войны воевал в Белой армии. Одесским ЧК в 1920 году приговорён к смертной казни, однако был освобождён товарищами, уничтожившими к тому же все документы. Покинуть Россию в 1920-х годах не смог из-за заболевания тифом (по другой версии из-за болезни сына). Жил в Москве, работал журналистом.

Занимался тяжёлой атлетикой. На февральском Всероссийском чемпионате 1914 года в Риге, заявившись в тяжёлом весе (свыше 82,5 кг) при собственном весе 81 кг, занял второе место в пятиборье (437,2 кг). Позже стал профессиональным борцом и тяжёлоатлетом.

В 1933 году при попытке побега из СССР арестован вместе с братом (также спортсменом) и сыном. Все трое были осуждены на 8 лет и отправлены в Соловецкий лагерь особого назначения, откуда в августе 1934 года сумели бежать в Финляндию.

Из Финляндии Солоневич переезжает в Болгарию, где выступает со статьями и издаёт газету «Голос России» (1936—1938), что вызывает большо резонанс в кругах русских эмигрантов. В 1936 году выходит книга «Россия в концлагере», получившая большую известность и сразу изданная на ряде европейских языков. В 1938 году на него было совершено покушение, в котором погибла жена Солоневича Тамара Владимировна.

После покушения Иван Лукьянович переезжает в Германию, где продолжает публицистическую и писательскую деятельность (здесь он пишет книги «Диктатура сволочи», «Диктатура импотентов», «Великая фальшивка Февраля», «Диктатура слоя», «Белая империя»), издаёт газеты «Наша газета» (1938—1940), «Родина» (1940). После начала Великой Отечественной войны отказывается выступить в поддержку Гитлера, за что был несколько раз арестован, а затем сослан в Темпельбург, где и оставался до конца войны. После войны он попал в английскую оккупационную зону, где жил до 1948 года[3].

В 1948 году переезжает в Аргентину, где основывает газету «Наша страна», издающуюся по сей день (сайт газеты), создаёт Народно-Монархическое движение (также то сих пор существующее[4]). В Аргентине он издаёт книги «Народная Монархия» (основной труд его жизни, наиболее известное произведение), «Диктатура импотентов», «Диктатура слоя», «Роман во Дворце Труда», «Хозяева», «Что говорит Иван Солоневич о Царе и монархии, о большевизме, о русской эмиграции, о „Штабс-капитанском“ (Народно-Монархическом) Движении», «Великая фальшивка Февраля» и другие статьи. Кроме того, он издал работы своих единомышленников — Башилова, М. Спасовского, Н. Потоцкого, М. Зазыкина, Б. Ширяева, Н. Былова и других.

В конце жизни переезжает в Уругвай. Умер 27 апреля 1953 года в Монтевидео после операции рака желудка. Похоронен в Монтевидео, на Английском кладбище.

2.деятельностно-коммуникативный блок.

Дискуссия.
Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли

Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родо­вое начало, особенности государственного хозяйствования, религи­озный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское.

Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оп­равдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве.

Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгород­цев).

Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Тру­бецкой).

Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в по­литической мысли России.

Брифинг.
Особенности государственности и политической мысли в России

Особенности политического развития, государственности, полити­ческих традиций и политической мысли в России. Основные факторы, определяющие специфику государственности, политических традиций, ре­форм и политической мысли в России: геополитическое положение, социально-экономические условия, крестьянская община, социокультурные традиции, характер власти, правовое положение личности, состояние по­литической культуры и особенности массового политического сознания.

Основные вехи и периоды развития политической мысли России. Первые политико-нравственные трактаты на Руси: Иларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник. Проблемы власти и государства в политичес­ких учениях XV—XVII вв. Политические идеи русского Просвещения. Идейная полемика между сторонниками дворянского монархизма (М.М. Щербатов) и дворянского либерализма (С.Е. Десницкий). Зарож­дение революционно-демократической традиции в русской политической мысли: политико-философские идеи А.Н. Радищева.

Политическая мысль в России XIX — начала XX в.: особенности и основные направления. Истоки либеральной традиции. Конституционные проекты М.М. Сперанского, его идеи о преобразовании власти и ее зако­нодательных основах. Политические взгляды декабристов. П.И. Пестель о республиканском строе в России. Проект Конституции Н.М. Муравьева. Демократические идеи о создании федерации славянских народов «Обще­ства соединенных славян». Полемика 30—40-х гг. о судьбе политического развития России: славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др.) и западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.), их политические кон­цепции.

Демократические традиции освободительной мысли России 40— 50-х г.: политические взгляды революционных демократов, первых рус­ских социалистов (А.И. Герцен, петрашевцы, Н.Г. Чернышевский и др.). Основные течения народничества: революционное народничество П.Л. Лаврова, политическая программа П.Н. Ткачева, теория «героев и толпы» Н.К. Михайловского. Русский консерватизм: «почвенничество» (Ф.М. Достоевский), геополитические концепции (Ф.И. Тютчев, Н.Я. Да­нилевский), К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров. Поли­тическая программа русского анархизма: М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. «Левый» радикализм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Русская религиозно-политическая мысль конца XIX — начала XX в.: С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин.

Коллоквиум.
Проблема власти и государства в русской политической мысли XIX — начала XX вв.

1. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства.

2. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли рубежа веков: B.C. Соловьев о соотношении нравственности, религии и политики, о «правомерном» государстве. Идеи Н.А. Бердяева о демокра­тии, свободе личности, тоталитаризме.

3. Русский анархизм о политике и государстве. Идеал «анархического социализма» М.А. Бакунина и «анархического коммунизма» П.А. Кропот­кина.




Контрольно-оценочный блок.

Контрольный тест.

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:

Понятия:

а) славянофильство;

б) евразийство;

в) «русская идея»;

г) почвенничество;

д) «русский византизм»;

е) западничество;

ж) народничество.

Определения:

1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в исто­рическом процессе;

2) направление русской общественно-полити­ческой мысли, отрицавшее специфичес­кий, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по за­падному образцу;

3) политико-философская концепция русско­го мыслителя К.Н. Леонтьева;

4) направление русской общественно-полити­ческой мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;

5) течение в русском консерватизме, обосно­вывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духов­ного развития России;

6) общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее раз­витие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;

7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских тра­диций докапиталистических институтов (общины, артели).

Контрольные вопросы:

1. Особенности отечественной политической мысли.

2. Идейная борьба 30—40-х гг. XIX в.: политические идеи западников и сла­вянофилов.

3. Конституционные проекты переустройства общества в истории России.

Темы рефератов:

1. Консервативная мысль в России: Н. Данилевский, К. Леонтьев, К. Победонос­цев.

2. Политические идеи русского послеоктябрьского зарубежья (Н. Бердяев, С. Франк, Г. Федотов, И. Ильин).

3. Исследование проблем власти в русской политической мысли (либерализм, консерватизм, анархизм, политико-религиозные концепции).

Тема 4.Политическая власть.

Цель занятия: анализ содержания структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления; харак­теристика соотношения эффективности и легитимности политической власти.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 258.