Туризм за последнее столетие претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались в основном формы и содержания туризма. Большинство изменений связано со способом, каким туристские потребности и желания удовлетворялись.
В прошлом туризм не рассматривался как важная сфера экономической деятельности, его производственная активность была не существенна и его развитию не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно, усиливалось его экономическое значение. В 1980-х годах появилось четкое понимание значимости туризма и его взаимозависимости с другими экономическими и социальными видами деятельности. Только тогда экономисты увидели важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития мировой и национальной экономик. Развитие статистики туризма позволило получить данные для определения экономических показателей его развития. Такие страны, как Австрия, Канада, Франция, Испания, Швеция, Великобритания, Соединенные Штаты Америки одними из первых начали проводить экономические исследования в сфере туризма и разрабатывать отчеты об экономическом вкладе туризма в национальную экономику. Особенно активно изучение экономики туризма происходило в последние 50 лет, однако количество ученых, исследующих проблемы экономики туризма, существенно ниже, чем в других сферах экономической деятельности. Серьезное изучение экономики туризма началось в середине 1960-х годов с основополагающей книги М. Клоусона и Дж. Клетча (Clawson M. and Knetsch J. L., 1966) по экономике отдыха на природе. В 1970 году Грэй (Gray H. P.) опубликовал книгу о взаимосвязи между международных поездок и торговли3. С этого момента активизировался интерес экономистов к исследованию туризма как сферы экономической деятельности. В 1995 году начал издаваться первый научный журнал по экономике туризма «Tourism Economics». Это журнал рассматривает проблемы экономики и финансов туризма во всем мире. Статьи посвящены отдельным составляющим туристского продукта (проживанию, ресторанам, достопримечательностям, транспорту, развлечениям), различным туристическим мероприятиям, а также экономике туризма на микро- и макроуровнях, в том числе, рыночной структуре; стратегическому планированию, маркетингу, финансам, экономическое развитию в сфере туризма.
В 2007 году была создана Международная ассоциация по экономике туризма (International Association for Tourism Economics — IATE). Основные цели IATE5:
- содействовать разработке и применению экономики туризма как науке и инструменту для принятия решений,
- улучшать коммуникации и контакты между преподавателями, исследователями и студентами по экономике туризма во всем мире,
- улучшать междисциплинарные связи между экономикой туризма и экономикой других сфер деятельности и других дисциплин,
- развивать и поощрять сотрудничество между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями, с тем, чтобы пропагандировать знания о концепции и приложении экономического анализа к вопросам туризма.
Одними из наиболее традиционных направлений экономических исследований в туризме является оценка его вклада в развитие экономики как отдельных стран, так и туристских дестинаций.
Наиболее важными направлениями исследований в экономике туризма являются вопросы изучения платежеспособного спроса и его прогнозирование. Прогнозирование рассматривается как один из важнейших инструментов формирования долгосрочной политики в сфере туризма.
Значительное место в экономических исследованиях занимают вопросы ценообразования. Ценовая конкуренция в туризме играет существенную роль и способствует повышению качества туристских продуктов, так как более качественные продукты могут продаваться и по более высоким ценам.
Структура туристского рынка зависит от многих взаимосвязанных характеристик, среди них: количество продавцов, наличие и степень дифференциации продукции, структура затрат, наличие барьеров для входа на рынок и степень вертикальной и горизонтальной интеграции.
Изучаются также способы, через которые правительство может влиять на туристские рынки, включая налоги и субсидии, регулирование, контроль над ценами, законы о конкуренции и предоставление информации для участников туристского бизнеса.
Принятые в 2008 году международные рекомендации по статистике туризма UNWTO (МРСТ2008) сыграли очень важную роль в развитии экономики туризма как науки. Рекомендуемая структура статистики туризма идентифицирует туризм через понятийный аппарат, характерный для туризма. Прогресс, достигнутый в развитии рекомендаций в рамках статистики туризма, теперь открывает новые исследовательские возможности для экономистов. К ним относятся измерение взаимосвязи туризма с другими отраслями, а также сравнение туристской деятельности с другими основными отраслями промышленности с точки зрения величины экономических показателей, занятости, вклада в национальную и региональную экономику, сравнение между регионами, странами или группами стран. У исследователей теперь есть больше возможностей, чтобы помочь всем заинтересованным сторонам в туризме лучше понять экономическое значение туристской деятельности, его роль во всех отраслях, производящих различные товары и услуги для туристов. Таким образом, экономика туризма может выступать в качестве инструмента для повышения качества стратегического управления и планирования в индустрии туризма и для повышения конкурентоспособности туризма.
В рамках экономических исследований следует изучать и учитывать влияние продолжающегося развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на структуру предложения, конкурентоспособность, эффективность, распространение инновации и производительность. По существу, все эти изменения существенным образом влияют на экономику туризма. Олигополистический характер различных секторов туризма показывает, что фирмы стремятся контролировать свои цепочки поставок за счет вертикальной и горизонтальной интеграции и путем формирования стратегических альянсов.
Теория игр также имеет особое значение для повышения понимания поведения и стратегии поставщиков туристских услуг в различных секторах туризма.
На протяжении многих лет индустрия туризма пережила множество финансовых кризисов, но до сих пор еще вопросы влияния финансовой нестабильности недостаточно исследованы. Последствия финансовых кризисов и их влияние на разработку новых туристских продуктов, привлечение инвестиций, изменения в маркетинге не до конца понятны. Кроме того, остаются мало изученными вопросы поведения турпредприятий на рынке во время экономических спадов. Кроме того, очень мало известно о влиянии финансово-экономического кризиса на MICE-туризм.
Измерение производительности является новой областью исследований в экономике туризма, и это повлекло за собой активизацию исследований в области инвестиций, инноваций, предпринимательства и конкуренции. Показатели производительности в сфере туризма различных стран является относительно мало исследованы. Основная проблема состоит в том, что при использовании производственных функций в туризме сложно установить, что является входами и выходами сектора туризма.
Конкурентоспособность в туризме рассматривается как одно из важнейших направлений экономических исследований.
Туризм представляет собой чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, охватывающее практически все сферы деятельности. В связи с этим необходимо расширение изучаемых в рамках экономической науки проблем и обогащение ее как за счет новых концепций, методов и моделей, так и за счет расширения междисциплинарных исследований.
Роль и место туризма в экономике. Экономическая значимость туризма.
Туризм — это сфера деятельности, изучение и развитие которой входит в число приоритетных задач национальной экономики. Туризм был назван феноменом ХХ века, так как его массовый характер — источник активного влияния на культуру, экономику, политику и социальную сферу. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) постулирует туризм как одну из крупнейших и наиболее динамичных индустрий современной мировой экономики, вклад которой в мировой ВВП 10,3% и которая создает не менее 260 миллионов рабочих мест.
Оценка воздействия туризма на современный мир формируется в русле науки о туризме, предмет которой, по сути, соприкасаясь с предметными областями целого комплекса (или комплексов) наук, лежит в междисциплинарной сфере. Однако, именно экономическая наука вырабатывает методы управления и развития сферой туризма. На современном этапе наука о туризме во всем мире переживает период переосмысления основных понятий, тенденций и перспектив развития, а также методов и средств управления развитием данной сферы.
Туризм занимает важнейшее место как в хозяйственном комплексе страны, регионов, отдельных городов, так и в мировой хозяйственной системе. Развитие туризма способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. В современных экономических условиях происходит интенсивное расширение интеграционных, связей между странами, что выражается в активизации торговых, культурных, научно-технических взаимосвязей, что в свою очередь обуславливает развитие туризма как социально-экономического явления и в первую очередь, как вида экономической деятельности. Известно, что туризм, как социально-экономический процесс сочетает в себе рыночные аспекты экономических связей и социальные цели развития общества.
Туризм как сфера хозяйственной деятельности, имеет огромное значение и ряд характерных особенностей.
1. В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства.
2. Во многих странах мира туризм является одной из наиболее прибыльных сфер экономики.
3. Туризм служит интересам человека, общества в целом и является источником доходов, как на микро, так и на макроэкономическом уровнях.
4. В высокоразвитых странах большая часть населения проводит отпуска вне дома, что привело к становлению мощной индустрии туризма.
5. Для ряда экономически слаборазвитых стран туризм стал эффективным источником получения иностранной валюты, используемой для экономического роста и решения социальных проблем.
6. Во многих странах численность занятых в сфере туризма, уже соизмерима с численностью занятых в остальных отраслях экономики.
7. Туризм становится одним из основных факторов создания дополнительных рабочих мест, ускоряет развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств.
8. Туризм способствует сохранению народных промыслов и национальной культуры регионов и стран.
В настоящее время туризм в мировой экономике, в экономике отдельных стран приобретает все более важную роль, так как является не только наиболее развивающимся экономическим комплексом, но и важнейшим катализатором экономического роста. Стремительное развитие туризма способствует развитию и других отраслей экономики: торговли, транспорта, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления, сельского хозяйства, строительства и других. Для обеспечения потребностей туристов, уровень которых постоянно возрастает в современных условиях развития, необходимо изучать всю совокупность отраслей, производящих товары или услуги, способствующие максимальному насыщению туристского рынка.
Индустрия туризма — крупный самостоятельный комплекс хозяйства, состоящий из группы отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время.
Осуществляя туристское производство, т.е. удовлетворяя конкретные потребности в рамках расширенного воспроизводства жизненных сил человека, туристская индустрия осваивает многообразные рекреационные ресурсы и готовит их для потребления. Результат туристского производства находит общественное признание в потреблении туристов, и производство получает, таким образом, новый импульс. Следовательно, туризм представляет собой единый процесс производства и потребления.
Динамика развития туризма сохраняет тенденцию роста даже в периоды мировых экономических кризисов, и его роль в современном постиндустриальном обществе постоянно возрастает, при этом состояние национального туризма можно назвать одним из основных индикаторов качества жизни населения. Из мировой практики известно, чем более доступным является туризм для каждого члена общества, тем больший доход получает государство от туристской деятельности и тем выше уровень благосостояния населения страны. Высокий уровень общественного благосостояния и увеличение свободного времени населения (две основные предпосылки развития туризма) всегда связаны со стабильно высокими темпами экономического развития, поэтому высокая степень развития туризма характерна в первую очередь для экономически развитых стран. В развивающихся странах высокими темпами развивается внутренний туризм, который является средством занятости местного населения, развития инфраструктуры и мультипликатором дохода в сфере услуг.
Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Следует отметить, что положительное влияние туризма на экономику страны происходит только в том случае, когда туризм развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг и не наносит ущерб развитию других отраслей.
Въездной туризм является наиболее экономически целесообразным для принимающей страны, поскольку его функционирование способствует привлечению денежных средств. Доходы от туристской деятельности стимулируют развитие региональной экономики. Туристы, приезжая на территорию, предъявляют потребительский спрос на разнообразные товары и услуги. При увеличении туристских потоков повышается спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла (возрождение народных промыслов, традиций, к тому же это дополнительная реклама туристского центра).
Увеличение туристского спроса влечет за собой рост капитальных вложений в инфраструктурные подразделения и увеличение реального объема производства услуг и товаров туристского потребления, что является верными признаками активизации экономической деятельности. Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов — заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает в бюджет в форме налоговых поступлений и других обязательных отчислений.
Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских потоков, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристских кадров, развитие технологий.
Въездной туризм базируется на ряде специфических факторов, к основным из которых можно отнести: изменения социально-экономических условий в стране; состояние организационных региональных структур; возможность и перспективы работы въездного туризма с позиции деловой активности функционирования сектора турфирм, сектора гостиниц, сектора культурно-развлекательных учреждений; качество туристской рекламы в регионе.
В качестве элементов внешней среды, влияющих на результаты экономической деятельности сферы въездного туризма, можно выделить: совокупность экономических условий в стране, влияющих на посещение города (региона) иностранными туристами; финансовую ситуацию в стране, определяющую через ставку дисконта временную ценность денег; экономическую ситуацию в мире, влияющую на формирования въездных туристских потоков; финансово-экономическую ситуацию в регионе, определяющую возможность привлечения частных инвестиций в сферу въездного туризма.
Экономическая и социальная ситуация любой страны в целом в области туризма определяется в первую очередь балансом туристской деятельности. Преобладание въездного туризма над выездным и высокие темпы развития внутреннего туризма позволяют формировать активный туристский баланс, оказывающий положительное влияние на экономику страны. Непременным условием формирования активного туристского баланса являются, в первую очередь, функционирование туризма в стране как важнейшего направления в экономике и разработка национальной стратегии развития туристского комплекса страны. Осуществление данной стратегии должно найти свое отражение в национальных проектах, так как оно обеспечивает здоровье нации и ее всестороннее развитие.
Экономическое влияние туризма сопровождается сильнейшим социокультурным воздействием. Туризм — социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия. Современный туризм оказывает активное влияние на развитие социальной сферы, содействие занятости, сохранение и развитие культурного потенциала, рациональное проведение свободного времени и восстановление воспроизводственного потенциала. Территория региона становится более привлекательной для проживания и ведения туристского бизнеса. Сфера туризма решает задачи социальной сферы, формируя спрос и потребление на услуги.
Однако, при развитии туризма возможны не только положительные, но и отрицательные последствия (см. табл. 1).
Последствия развития туризма | |
Польза | Ущерб |
Экономические последствия | |
1. Расширение участия в международном разделении труда 2. Использование местных ресурсов 3. Привлечение иностранного капитала и получение доходов в валюте 4. Рост местного делового оборота 5. Структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг 6. Повышение численности занятых 7. Поступление налогов в государственную казну 8. Рост личных доходов 9. Сбалансированность региональных диспропорций 10. Создание экономического имиджа страны за границей | 1. Утечка твердой валюты 2. Рост импорта 3. Отток из традиционных сфер занятости 4. Сезонная занятость 5. Инфляция 6. Узурпация власти иностранными компаниями 7. Зависимость от политической ситуации, международной экономической конъюнктуры, моды 8. Возникновение экономических кризисов и несбалансированность развития |
Социально-культурные последствия | |
1. Ломка языковых, социальных, классовых религиозных барьеров 2. Повышение образовательного уровня 3. Сохранение произведений искусства и традиций 4. Доступ к информации | 1. Негативное отношение местных жителей 2. Создание стереотипов 3. Эффект демонстрации (подражание в потреблении) 4. Коммерциализация культуры, религии, искусства 5. Рост социальных проблем 6. Изменения в общественной структуре |
Экологические последствия | |
1. Создание национальных парков и заповедников | 1. Загрязнение окружающей среды 2. Деградация ландшафтов 3. Выведение сельскохозяйственных земель из оборота |
Экологические последствия развития туризма могут появляться в любой стране по мере нарастания его массовости. На начальной стадии развития туризма они могут быть незначительными, но со временем появляется опасность разрушения объектов, ради которых туристы приезжают в данную страну. Однако хорошо спланированные и эффективно управляемые туристские центры могут ограничить отрицательное воздействие на окружающую среду.
Туризм оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны, помогает ее сохранить, а с другой — способствует лишению ее основы. Во многих развивающихся странах местное общество приспосабливается к запросам туристов без потерь для своей религии и культуры. Создаются условия, при которых этнические модели воссоздания стиля жизни аборигенов могут демонстрироваться туристам без вмешательства в их личную жизнь.
Для оценки социально-экономического воздействия туризма необходимо наличие большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг; о факторах, влияющих на туристский спрос и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях в сфере туризма. При этом не обходимо учитывать специфические черты, присущие туризму:
- основным предметом купли-продажи является туристская услуга, которая имеет комплексный характер;
- особенность спроса на туристские услуги характеризуется во-первых, большим разнообразием потребителей, которые отличаются по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; во-вторых, высокой эластичностью и в-третьих, отдаленностью по времени и месту от предложения;
- предложение туристских услуг также отличается рядом характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственный характер (природные ресурсы и ресурсы, созданные человеком); высокая фондоемкость отрасли и вследствие этого негибкость производства и высокая неэластичность предложения;
- кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что туризм занимает важнейшее место как в хозяйственном комплексе страны, регионов, отдельных городов, так и в мировой хозяйственной системе. Развитие туризма способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. Необходимо уделять серьезное внимание индустрии туризма, как крупному сектору экономики страны, как взаимосвязанной системе, оказывающей влияние на экономические, так и на социальные процессы в обществе.
Степень экономического развития отечественного туризма в настоящее время оценивается удельным весом в валовом внутреннем продукте страны (ВВП) и его долей в доходной части бюджета. Однако туризм — это специфическая сфера, где экономическая выгода и социальная роль должны быть взаимодополняемыми, т.е. туризм должен быть высокорентабельным, успешно выполняя при этом свою важную социальную роль.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1153.