Тема 2. Понятие, структура и специфика туристского рынка. Механизм туристского рынка и его элементы. Сегментация туристского рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Категория «рынок» в настоящее время является, одной из наиболее распространенных как в экономиче­ской теории, так и в хозяйственной практике.

Туристский рынок рассматривается как система, в которой совершается про­цесс превращения туристско - экскурсионных услуг в деньги и обрат­ного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги (Г. Карпова и др.).

Попытки исследования рынка со сторо­ны субъектов рыночных отношений привели к определению рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлср) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А. Маршалл). В специ­альной литературе по проблемам туризма возникает определение туристского рынка как совокупности потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (И. Зорин, В. Квартальное).

Анализ рынка в воспроизводственном аспекте дал новое опре­деление рынку как сфере реализации совокупного общественного продукта. В экономике туризма это привело к определению ту­ристского рынка - как сфере реализации туристского продукта (И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов).

В свою очередь использование воспроизводственного аспекта в исследовании рынка позволило представить рынок как совокуп­ность экономических отношений, с помощью которых осуществ­ляется обращение общественного продукта (Ю. Яковеи). Турист­ский рынок стал определяться как сфера реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между по­купателями и продавцами туристского продукта (И. Балабанов, А. Балабанов).

В современных условиях рынок рассматривается как тип хо­зяйственных связей между субъектами хозяйствования (Г. Жу­равлева), а в туристской литературе туристский рынок — как сис­тема мирохозяйственных связей (И. Зорин, В. Квартальное).

В целом же туристский рынок как категория экономики туризма — это совокупность конкретных экономичес­ких отношений и связей между туристами (покупателями) и ту­роператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми по­средниками) и их контрагентами по поводу движения туристских продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъек­тов рыночных отношений.

Сущность туристского рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Во-первых, туристский рынок обеспечивает согласова­ние производства и потребления туристских продуктов в ассорти­ментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и пред­ложения по объему и по структуре. Эту функцию регулирования пропорций туристский рынок выполняет через установление свя­зей между огромным количеством независимых туроператоров, тур­агентств, их контрагентов и туристов через куплю-продажу турис­тских продуктов.

Во-вторых, туристский рынок обеспечивает установление цен­ностных эквивалентов для обмена туристских продуктов. Туристский рынок сопоставляет ин­дивидуальные затраты по производству туристских продуктов с общественными, соизмеряет затраты и результаты и таким об­разом выявляет ценность туристского продукта.

В-третьих, туристский рынок обеспечивает экономическое стимулирование эффективности производства туристских про­дуктов, побуждение производителей к созданию необходимых туристских продуктов с наименьшими затратами и получением необходимой и достаточной прибыли.

В-четвертых, туристский рынок обеспечивает экономичность потребления туристских продуктов, сокращение издержек обра­щения в сфере потребления и соразмерность спроса населения на туристские продукты с заработной платой.

Сущность и функции туристского рынка определяют его роль как категории экономики туризма.

Роль туристского рынка в целом сводится к следующему:

• выдавать сигнал туроператорам с помощью обратных свя­зей: какие туристские продукты, в каком объеме и в какой струк­туре следует производить;

• уравновешивать спрос и предложение туристских продук­тов, обеспечивать сбалансированность туристской экономики;

• дифференцировать туроператоров, турагентов и их контра­гентов в соответствии с эффективностью их работы и нацелен­ностью на покрытие рыночного спроса;

• очищать туристский комплекс и его экономику.

Отказ государства от регулирования российскою туристского рынка за время последних экономических реформ, предоставление туристскому рынку права «саморегулирования» привели к серьез­ным его деформациям. Основными чертами деформации турист­ского рынка являются:

• несбалансированность спроса и предложения на туристские продукты, которая продолжает возрастать;

• монополизм ведущих туроператоров и турагентств, в первую очередь иностранных;

• диспропорциональность между коммерческим и социальным туризмом, практическая ликвидация социального туризма. Мало что меняет в этом отношении и Концепция развития туризма в России, предложенная Российской международной академией ту­ризма (РМАТ);

• чрезмерный рост цен с одновременным вымыванием деше­вых туристских продуктов;

• диспропорциональность между выездным и въездным туриз­мом, превращение выездного туризма в один из способов «бег­ства» капитала из страны, сращивания туристского рынка с тене­вой экономикой, с «серым» и «черным» рынками;

• отсутствие у туриста реального права выбора качественного турпродукта.

Попытки государства по регулированию рыночных отноше­ний, предпринятые за последнее время через лицензирование и налогообложение туристской деятельности, не снимают отмечен­ных деформаций, а лишь затрудняют хозяйственную деятельность туроператоров, турагентств и других предприятий туристского комплекса из-за конфискационно- карательного характера прини­маемых государством мер.

Так как совокупность экономических отношений и связей между туроператорами, турагентами, их контрагентами и туристами по поводу движения туристских продуктов и денег многообразна, многовариантна, туристский рынок не представля­ет собой компактную, закрытую систему, он состоит из множе­ства частей (сегментов), имеет определенную структуру.

Структура туристского рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных его элементов, их удельный вес в общем объеме туристского рынка. Основными признака­ми любой структуры, как известно, являются: тесная связь меж­ду ее элементами; определенная устойчивость этих связей; це­лостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех элементов туристского рынка на основе разнообразных критериев образует его систему.

Для характеристики структуры и системы туристского рын­ка можно выделить ряд критериев.

Во-первых, по субъектам:

• рынок туристов (покупателей туристских продуктов);

• рынок туроператоров (производителей и продавцов турист­ских продуктов);

• рынок турагентов (промежуточных продавцов туристских продуктов — посредников);

• рынок контрагентов туроператоров, турагентов (исполните­лей туристских услуг - гостиниц, ресторанов, перевозчиков и т.д.).

На рынке туристов предложение, как правило, должно превы­шать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные ту­ристские продукты, их цены и отдает предпочтение тому или иному туристскому продукту. На этом рынке существует конку­ренция туроператоров и турагентов, что характерно, например, для современных развитых национальных, региональных и меж­дународных туристских рынков.

Рынок туроператоров характеризует превышение спроса над предложением. Главную роль здесь играет количество туристс­ких продуктов. Их качеству уделяется меньшее внимание. Ас­сортимент туристских продуктов скуден. Механизм продаж осу­ществляется скорее по принципу: «Бери, что дают!» До недавнего времени таким был и российский туристский рынок.

Рынок турагентов выражает совокупность экономических отношений людей и фирм, приобретающих туристские продук­ты для их перепродажи с выгодой для себя.

Во-вторых, по объектам:

• рынок туристских продуктов как элемент более сложной струк­туры — потребительского рынка в свою очередь включает:

• рынок международных туристских продуктов;

• рынок национальных туристских продуктов;

• рынок программных туристских продуктов;

• рынок рекреационных туристских продуктов;

• рынок элитарных туристских продуктов;

• рынок спортивных туристских продуктов;

• рынок экзотических (экстремальных) туристских продук­тов.

В-третьих, по географическому положению:

• местный (локальный) туристский рынок;

• региональный туристский рынок;

• национальный туристский рынок;

• мировой туристский рынок.

В-четвертых, по уровню насыщения:

• равновесный туристский рынок;

• дефицитный туристский рынок;

• избыточный туристский рынок.

В-пятых, по степени зрелости:

• неразвитый (рыночные отношения имеют случайный характер);

• развитый;

• формирующийся.

В-шестых, по степени ограниченности конкуренции:

• свободный;

• монополистический;

• олигополистический;

• смешанный.

В-седьмых, по соответствию действующему законодательству:

• легальный;

• нелегальный, «черный» или «серый». В-восьмых, по характеру продаж:

• оптовый;

• розничный.

В-девятых, по ассортименту туристских продуктов:

• замкнутый туристский рынок, где существуют туристские продукты только первого производителя (туроператора);

• насыщенный туристский рынок, где имеется множество сходных туристских продуктов многих туроператоров;

• туристский рынок широкого ассортимента, где имеется ряд видов туристских продуктов, связанных между собой и направ­ленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей туристов;

• смешанный туристский рынок, где имеются разнообраз­ные туристские продукты, не связанные между собой.

В экономике туризма инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих ин­дустрию туризма, создающих для нее общий фундамент. В свою очередь индустрия туризма определяется как;

1) совокупность средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлече­ния, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного туристского назначения; организаций, осу­ществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

2) межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.

Инфраструктура туристского рынка призвана обеспечить ци­вилизованный характер деятельности рыночных субъектов (тур­операторов, турагентов, их контрагентов и туристов). Ее элемен­ты не навязываются субъектам туристского рынка извне, они порождаются самими рыночными отношениями.

Основными функциями инфраструктуры туристского рынка являются:

• обеспечение участникам рыночных отношений в туризме ре­ализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений в ту­ризме;

• облегчение форм контроля над экономической деятельно­стью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Деление рынка на сегменты

Сегментация рынка — это процесс разделения потребителей в соответствии с их запросами на однородные по характеру требований сегменты. Именно с сегментации рынка компании нужно начинать деятельность фирмы на определен­ном рынке и осуществлять ее непрерывно и стабильно с учетом изменений в конкурентной среде.

Посредством сегментации достигаются:

- оптимальное удовлетворение запросов и потребностей потре­бителей, соответствие товара и услуги желаниям и вкусам по­требителей;

- рост конкурентоспособности производителя товаров и услуг, увеличение конкурентных преимуществ;

- уклонение от конкурентной борьбы при переходе в неосвоен­ный сегмент рынка;

- увязка научно-технической политики компании с требования­ми четко известных групп потребителей;

- направленность всей маркетинговой деятельности на опреде­ленного потребителя.

Сегментация рынка характеризуется признаками и крите­риями, количественными границами и информационной на­сыщенностью.

Признак сегментации — показатель, согласно которому вы­бирается метод выделения данного сегмента на рынке.

Критерий сегментации — показатель, по которому компа­ния выбирает тот или иной рынок для работы.

Количественные границы — это такие показатели сегмента рынка, как его емкость, количество продукции (услуг), кото­рое может быть на нем реализовано, реальные возможности потребителей, зона сегмента.

Информационная насыщенность сегмента — необходимые сведения, имеющиеся в данном сегменте рынка.

Основная цель сегментации в туризме - обеспечить на­правленность туристского продукта, он не может отвечать тре­бованиям сразу всех потребителей. При этом туристское агент­ство сосредоточивает свои усилия в «направлении главного удара» (наиболее перспективных для него сегментов рынка), благодаря чему повышается результативность используемых форм и способов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.

Рынки состоят из потребителей, различающихся предпоч­тениями, вкусами, возможностями, отношением к покупке и покупательскими привычками. Каждый из этих критериев мо­жет служить принципом сегментации рынка.

На рис. 2.1, о представлен рынок из шести потребителей, каждый из которых выступает конкретным рынком с особыми запросами и предпочтениями.

 

 

Многим предприятиям-продавцам невыгодно приспосаб­ливать свой товар к вкусам и желаниям каждого отдельного клиента, и они отыскивают большие группы потребителей, ха­рактеризующихся схожим спросом и покупательскими пред­почтениями.

 

В туризме ключевыми свойствами сегментации рынка ту­ристских услуг являются: географические, демографические, социально-экономические, психические, поведенческие.

Географические признаки. При сегментации спроса в зависи­мости от географических признаков целесообразно анализировать группы потребителей с одинаковыми или схожими тре­бованиями, обусловленными проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рас­сматриваться страна или группа стран, обладающих опреде­ленной исторической, политической, этнической или религи­озной культурой.

Например, американцы склонны израсходовать на отдых большие суммы, но надеются получить полную отдачу. Они требовательны к уровню сервиса; жалуются, если их ожидания и представления не оправдываются. Англичане обычно выби­рают маршрут по характеристикам климата, цен, кухни; они нередко бывают наивными, но в отличие от американцев ни­когда не жалуются сразу. Французы ориентируются на наи­более низкие цены на услуги, выбирают семейный отдых, гео­графическую близость путешествий, родство культур; они настороженно относятся к английскому языку, бывают не­сдержанными, выбирают только национальную кухню. Италь­янцы выбирают низкие цены, стремятся к знакомству с людь­ми, культурой, к общению с природой. Немцы любят культуру, природу, знакомиться с людьми, отдыхать, загорать, они раз­борчивы в соотношении цены и качества. С японцами можно устроить любое мероприятие; они весьма точны и имеют чрез­вычайно приблизительные представления об обычаях, культу­ре посещаемой страны, но желают узнать как можно больше.

Таким образом, в зависимости от страны происхождения туристов, их требований и вкусов складывается определенный сегмент спроса, ориентируясь на который, можно корректиро­вать тактику поведения, формировать сервис на соответствую­щем уровне.

При сегментации по географическому признаку рынок раз­деляют на страны, области, округа, города или районы, а туристское предприятие принимает решение функционировать в отдельных географических районах или во всех сразу, учиты­вая географические различия требований и вкусов потребите­лей.

Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; число членов семьи) весьма часто используются. Это объясня­ется доступностью информации, се стабильностью во време­ни, существованием между ними и спросом достаточно тесной взаимосвязи. По возрастному признаку классифицируют сле­дующие сегменты, которым должно соответствовать и предло­жение разных туристских услуг:

- дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них, что зависит от решения родителей и взрослых;

- молодежь (от 15 до 24 лет) - выбирает относительно дешевые путевки, ограничивается менее комфортабельными средства­ми размещения и транспорта;

- сравнительно молодые, экономически активные люди (от 25 до 44 лет) - как правило, предпочитают семейный отдых (с детьми) и выбирают отели с детскими площадками для игр, детскими бассейнами и др.;

- экономически активные люди среднего возраста (45—60 лет), путешествующие без детей, — предъявляют повышенные тре­бования к комфорту и удобству, содержательным экскурсион­ным мероприятиям;

- туристы старшего возраста (60 лет и старше) —требуют не толь­ко комфорта и уюта, но и квалифицированной медицинской помощи, индивидуального внимания со стороны обслуживаю­щего персонала и т.д.

Сегментация рынка с учетом пола потребителей давно при­меняется в маркетинге рынка одежды, парикмахерских услуг, косметики и др. Сейчас это актуально и для сферы туризма. В связи с этим при оформлении номеров в гостиницах, баров в фойе, спортзалов, бассейнов, саун принимают во внимание туристов-женщин. Так, в саунах появились сушилки для волос, стены в помеще­ниях выкрашены в более светлые тона. В своей рекламе гос­тиницы стали больше ориентироваться на женщин-специа­листов.

Психические и поведенческие признаки. Психическая сегмен­тация разделяет потребителей по принципу принадлежности к конкретной социальной группе, стилю жизни и типу личности.

Социальная группа. Принадлежность к определенной соци­альной группе сказывается на выборе индивидом марки авто­мобиля, одежды, мебели, магазинов, организации досуга и т.п.

Стиль жизни является важным признаком сегментации рынка. Например, ночные клубы посещают молодые холостя­ки, ищущие встреч с противоположным полом, холостые, вы­бирающие людей своего пола, пары, избегающие браки, и т.п. Поэтому гостиничные предприятия могут учитывать этот фак­тор и «делать ставки» на людей с определенным стилем жизни.

Тип обстоятельств. Потребителей разделяют на группы в соответствии с обстоятельствами, в которых они приняли ре­шение приобрести или употребить конкретный товар или ус­лугу. Например, повод для перелетов на самолете — работа, пу­тешествие или семейные проблемы. В рекламе авиакомпаний, ориентированной на деловых туристов, зачастую акцентируют внимание на высоком качестве обслуживания, комфорте и пунктуальности. Маркетинг авиакомпаний, направленный на отдыхающих туристов, опирается на стоимость, интересные географические районы и готовые маршруты на время поезд­ки. Реклама маркетинга авиакомпаний, обращенного на реше­ние семейных проблем, часто изображает детей, которые без сопровождения взрослых летят к родственникам и находятся под наблюдением работников авиакомпании; такого типа рек­лама находит особенный отклик в душе родителей-одиночек.

Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на базе единства социальной и про­фессиональной принадлежности, образования, культуры и уровня дохода. Значительное воздействие на туристское пове­дение оказывает уровень доходов семьи, поскольку материаль­ное положение человека влияет на его потребности, предпоч­тения, желания, покупательский выбор, вкус. Иначе говоря, различия в материальном положении людей вызывают разно­характерность туристского спроса. Во-первых, туристский спрос расширяется за счет втягивания в туризм населения со средним и даже сравнительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обста­новки, с развлечениями, становится одной из первостепенных потребностей. Во-вторых, спрос на туристские путевки про­должают предъявлять потребители с высоким уровнем дохо­дов.

Важно исследовать и правильно осмыслять относительное значение критериев сегментации рынка. Опасно предпола­гать, что уровень дохода или какой-либо другой признак поку­пателей будет иметь равную значимость на всех рынках.

Вид туризма обусловливается целью путешествия. Выделя­ют следующие виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой и конгресс-туризм, ку­рортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологиче­ский, шоп-туризм, религиозный, учебный, этнический и др.

Сезонные признаки. Сезонные изменения и климатические условия страны также воздействуют на туристский спрос. Так, на севере страны максимальная интенсивность спроса выпада­ет на III квартал, а также на время рождественских и пасхаль­ных каникул.

Сезонность спроса различна для разных видов туризма и зон отдыха. Например, в меньшей мере подвержен сезонности лечебно-познавательный отдых, а в большей — морской и гор­нолыжный.

Сезонный характер желаний потребителя влияет на выбор им места отдыха. Так, в настоящее время очень быстро разви­ваются средиземноморские курорты Турции с продолжитель­ным туристским сезоном. Эти курорты особенно популярны у россиян, так как предоставляют высококачественный и недо­рогой отдых.

Различают четыре сезона туристской деятельности:

- пик — период, наиболее благоприятный для рекреационной деятельности людей, характеризующийся наибольшей плот­ностью отдыхающих, приемлемыми ценами и наиболее ком­фортабельными условиями для рекреации;

- высокий - период наибольшей деловой активности в турист­ской сфере, когда действуют максимально высокие цены на ту­ристе кие услуги;

- низкий — сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого свойственны самые низкие цены на тури­стские продукты и услуги;

- мертвый - время, предельно неблагоприятное для организа­ции рекреационной деятельности (например, дискомфортные погодные условия).

Сегментация предложения в сфере туризма. Предложение мож­но сегментировать:

- по численности и уровню подготовки ра­ботников туристской компании. Численность и подготовка персонала зависят от масштаба тури­стского агентства, уровня предлагаемого им сервиса, положе­ния на рынке, потребности в работниках, вида деятельности.

Уровень подготовки работников должен соответствовать профессиональным стандартам - квалификационным требо­ваниям к основным обязанностям персонала туристской ин­дустрии.;

- по виду предприниматель­ской деятельности в туризме. Вид предпринимательской деятельности. Производители ту­ристских услуг — туристские компании — турагент и туропера­тор - действуют с целью удовлетворить запросы клиентов и по­лучить прибыль.;

- по известности торговой марки. На приобретение ту­ристского продукта или услуг значительное влияние оказывает отношение туриста к компании, его доверие. Добившись попу­лярности торговой марки, туристская фирма может получить признание и предпочтение клиентов, широкую известность и более высокие цены. Таким образом, турфирмы можно классифицировать на широко известные и популярные гиганты туристического биз­неса; средние турагентства с малым числом работников и дохо­дом, но неплохо зарекомендовавшие себя на рынке; мелкие компании, малоизвестные и непопулярные у широкого круга потребителей услуг;

- по качеству обслуживания и др. Качество туристских услуг — совокупность признаков туруслуг и обслуживания по удовлетворению опре­деленных или предполагаемых потребностей и запросов кли­ентов. Обязательные требования к качеству туристских услуг:

- безопасность жизни и здоровья;

- гарантия предоставления услуг согласно путевке и договору о поездке;

- сохранность имущества клиентов; о охрана окружающей среды.

Стандарты качества туробслуживания определяются систе­мой стандартизации и сертификации.

 Итак, сегментация рынка открывает потенциальные возможно­сти компании, которая выбирает наиболее интересный сегмент(или сегмснты) и затем проводит маркетинговые исследо­вания. Компания, выделив объективно наиболее предпочтитель­ные сегменты рынка, решает, какой сегмент подходит ей опти­мальным образом. Нужно выбрать сегмент рынка, привлека­тельный для компании, отвечающий ее опыту и стажу работы персо­нала, где она будет располагать наибольшим стратегическим преимуществом.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.