Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определённых федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература). Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.

В программе определены следующие основные цели и задачи литературного образования:

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Как видим, цели и задачи авторской программы не расходятся с целями и задачами литературного образования, обозначенными в «Примерной программе основного общего образования по литературе»: «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».[19]

В целях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе в процессе организации обучения учитываются приоритетные направления в преподавании предмета. «Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося».[20]

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.[21]

Рассмотрим, что представляет собой компетентностный подход. В настоящее время в педагогике и педагогической психологии активно разрабатывается и обсуждается идея данного подхода.

В русском языке компетентность означает обладание знаниями в некоторой сфере деятельности. В широком смысле понимается обладание не только знаниями, но и практическими навыками и умениями, в том числе и умением применять знания на практике. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет компетентность как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, а компетентный – это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе».

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: учреждение общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Таким образом, идет разговор об изменении единиц организации содержания образования и изменении способов оценки эффективности процесса образования (оценка качества).[22]

Выделяют четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентностного подхода в образовании (речь идет о школьном образовании):

· ключевые компетентности;

· обобщенные предметные умения;

· прикладные предметные умения;

· жизненные навыки.

Что такое ключевые компетентности?

Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?

Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе»[23], на основе проведенных исследований так отвечает на этот вопрос:

· способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

· способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

· способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

· готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

· умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

· способность уживаться с другими;

· способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

· умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Поэтому можно сделать вывод о том, что средствами литературы учитель будет создавать на уроке условия для формирования (в отдельных случаях и формировать) ключевых компетенций: например, читательские компетенции:

· культура чтения (это процесс: чтение вдумчивое, медленное, от понимания лексики к пониманию позиции автора);

· грамотность читателя (овладение навыками анализа; от восприятия, осмысления, оценивания к способности рефлексировать);

· умение интерпретировать;

· умение понимать и раскрывать воспитательный аспект произведения и т.д.,

то есть компетентностный подход в преподавании литературы – это и есть воспитание, развитие, освоение и совершенствование умений.

Обозначенные авторами программы познавательная и деятельностная компетенции формируются на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся: развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явлений. Именно поэтому в названии каждого раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие.[24] Например: 5 класс: «Народность литературной сказки»; «Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Мир природы»[25]; 6 класс: «Как человек относится к людям и ко всему живому»; «Отражение социальных проблем в литературе».[26]

Программа с 5 по 8 класс строится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.[27]

Учащиеся 9-11 классов в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, главные особенности изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9, 10-11 классов лежит формирование представления о литературе как о процессе.[28]На этих этапах обучения главное место принадлежит созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

В авторской программе прописана «Система формируемых умений в процессе изучения литературы»:

5класс - воспринимать художественный текст; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - выражать своё отношение к прочитанному.
6класс - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - анализировать художественный текст; - сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев.
7класс - определять род и жанр литературного произведения; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
8класс - выявлять авторскую позицию в произведениях.
9класс - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
10-11 классы - самостоятельно анализировать произведения разных жанров; - проводить сопоставительный анализ произведений.

В основу каждого этапа (класса) программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея:

5 класс – осознание природы художественного образа;

6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;

7 класс – представление о пафосе как эмоционально-смысловой доминанте произведения;

8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор – читатель;

9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии;

10-11 классы – развитие представления о литературном процессе в единстве его стилевых, сюжетных, мотивных компонентов и индивидуально-творческой манеры писателя.

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

Понятийный аппарат включает в себя:

5 класс – искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);

6 класс – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;

7 класс – роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

8 класс – система образов; тип; характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь; символ;

9 класс – основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления;

10-11 классы – классическая литература; вечные темы, мотивы и образы; психологизм, народность, историзм.

Проанализировав пояснительную записку к программе по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, убеждаемся, что особенностью авторской программы является методическая концепция, основа которой заключается в идее творческого познания как синкретического по своей сути процесса. «Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории».[29]

Анализ «Пояснительной записки» авторской программы дает учителю возможность при составлении рабочей программы по литературе:

видеть результат, к которому должен прийти учитель и ученик;

четко поставить цель;

определить задачи по достижению цели;

определить основные методы обучения, с учетом контингента каждого конкретного класса.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.