Программа по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определённых федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература). Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.
В программе определены следующие основные цели и задачи литературного образования:
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Как видим, цели и задачи авторской программы не расходятся с целями и задачами литературного образования, обозначенными в «Примерной программе основного общего образования по литературе»: «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества».[19]
В целях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе в процессе организации обучения учитываются приоритетные направления в преподавании предмета. «Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося».[20]
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.[21]
Рассмотрим, что представляет собой компетентностный подход. В настоящее время в педагогике и педагогической психологии активно разрабатывается и обсуждается идея данного подхода.
В русском языке компетентность означает обладание знаниями в некоторой сфере деятельности. В широком смысле понимается обладание не только знаниями, но и практическими навыками и умениями, в том числе и умением применять знания на практике. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет компетентность как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, а компетентный – это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе».
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: учреждение общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Таким образом, идет разговор об изменении единиц организации содержания образования и изменении способов оценки эффективности процесса образования (оценка качества).[22]
Выделяют четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентностного подхода в образовании (речь идет о школьном образовании):
· ключевые компетентности;
· обобщенные предметные умения;
· прикладные предметные умения;
· жизненные навыки.
Что такое ключевые компетентности?
Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?
Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе»[23], на основе проведенных исследований так отвечает на этот вопрос:
· способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
· способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
· способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
· готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
· умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
· способность уживаться с другими;
· способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
· умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
Поэтому можно сделать вывод о том, что средствами литературы учитель будет создавать на уроке условия для формирования (в отдельных случаях и формировать) ключевых компетенций: например, читательские компетенции:
· культура чтения (это процесс: чтение вдумчивое, медленное, от понимания лексики к пониманию позиции автора);
· грамотность читателя (овладение навыками анализа; от восприятия, осмысления, оценивания к способности рефлексировать);
· умение интерпретировать;
· умение понимать и раскрывать воспитательный аспект произведения и т.д.,
то есть компетентностный подход в преподавании литературы – это и есть воспитание, развитие, освоение и совершенствование умений.
Обозначенные авторами программы познавательная и деятельностная компетенции формируются на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся: развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явлений. Именно поэтому в названии каждого раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие.[24] Например: 5 класс: «Народность литературной сказки»; «Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Мир природы»[25]; 6 класс: «Как человек относится к людям и ко всему живому»; «Отражение социальных проблем в литературе».[26]
Программа с 5 по 8 класс строится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.[27]
Учащиеся 9-11 классов в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, главные особенности изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9, 10-11 классов лежит формирование представления о литературе как о процессе.[28]На этих этапах обучения главное место принадлежит созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.
В авторской программе прописана «Система формируемых умений в процессе изучения литературы»:
5класс | - воспринимать художественный текст; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - выражать своё отношение к прочитанному. |
6класс | - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - анализировать художественный текст; - сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев. |
7класс | - определять род и жанр литературного произведения; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою точку зрения; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. |
8класс | - выявлять авторскую позицию в произведениях. |
9класс | - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев. |
10-11 классы | - самостоятельно анализировать произведения разных жанров; - проводить сопоставительный анализ произведений. |
В основу каждого этапа (класса) программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея:
5 класс – осознание природы художественного образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;
7 класс – представление о пафосе как эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии;
10-11 классы – развитие представления о литературном процессе в единстве его стилевых, сюжетных, мотивных компонентов и индивидуально-творческой манеры писателя.
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.
Понятийный аппарат включает в себя:
5 класс – искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
6 класс – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой; персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
7 класс – роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
8 класс – система образов; тип; характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь; символ;
9 класс – основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления;
10-11 классы – классическая литература; вечные темы, мотивы и образы; психологизм, народность, историзм.
Проанализировав пояснительную записку к программе по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, убеждаемся, что особенностью авторской программы является методическая концепция, основа которой заключается в идее творческого познания как синкретического по своей сути процесса. «Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории».[29]
Анализ «Пояснительной записки» авторской программы дает учителю возможность при составлении рабочей программы по литературе:
видеть результат, к которому должен прийти учитель и ученик;
четко поставить цель;
определить задачи по достижению цели;
определить основные методы обучения, с учетом контингента каждого конкретного класса.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.