Основные фундаментальные положения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Липиды – неоднородная группа соединений животного и растительного происхождения, общими свойствами которых является хорошая растворимость в неполярных органических растворителях и плохая растворимость в воде.

Основными значимыми для жизнедеятельности организма липидами, отличающимися по функции, биологической роли, и суточной потребности являются нейтральные жиры (триацилглицерины, ТАГ), фосфолипиды (ФЛ), стероиды и жирные кислоты.

Метаболизм большей части экзогенных липидов предусматривает стадии эмульгирования, ферментации, всасывания, ресинтеза и транспорта кровью или лимфой (в виде липопротеинов, ЛП) к органам и тканям.

Желчь выполняет разнообразные функции, а при определенных условиях может изменять свое агрегатное состояние, что приводит к развитию желчекаменной болезни.

Обязательным спутником всех видов нарушений переваривания и всасывания липидов является стеаторея.

Чужеродные липиды, поступившие с пищей в большом избытке, могут в неизменном виде откладываться в жировой ткани. Липиды, входящие в состав клеток других тканей отличаются высокой специфичностью, их состав и свойства мало зависят от пищевых жиров.

Транспорт жиров осуществляют, в основном, хиломикроны, в меньшей степени – ЛПОНП. Плазма крови, обусловленная избытком ЛП (особенно ХМ) в связи с приобретенными нарушениями или через 4-6 ч после принятия жирной пищи имеет белесоватый вплоть до молочного оттенок и называется хилезной.

Гипер- и гиполипопротеинемии могут быть врожденной и приобретенной природы.

К жирорастворимым относят витамины групп А, К, D, Е.

Дефицит жирорастворимых витаминов нередко связан не с их недостатком в рационе, но с нарушением процесса всасывания.

Гипервитаминозы D и А имеют очень тяжелые последствия.

Незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты (витаминоид F) являются источником для синтеза эйкозаноидов (простагландинов, тромбоксанов, простациклинов и лейкотриенов).

 

 

Вопросы для изучения темы

1. Важнейшие липиды тканей человека: строение и классификация. Категории тканевых липидов и их биологическое значение.

2. Основные липиды пищи. Переваривание и всасывание липидов.

3. Нарушения переваривания и всасывания: стеаторея, причины, биохимические признаки.

4. Ресинтез липидов в клетках кишечника.

5. Транспортные формы липидов: состав, строение, функции. Транспорт липидов к тканям и их дальнейшее использование.

6. Характеристика первичных и вторичных гиперлипидемий.

7. Жирорастворимые витамины: коферментные формы и функции, суточная потребность, распространенность, роль в обменных процессах.

8. Биохимические сдвиги при недостаточности. Гипервитаминозы А и Д.

9. Витаминоид F. Арахидоновая кислота - субстрат для синтеза эйкозаноидов.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Биологическая роль эйкозаноидов. Роль фосфолипазы А2, циклооксигеназы, липооксигеназы и других ферментов в образовании эйкозаноидов. Лекарственные препараты – ингибиторы циклооксигеназы.

2. Липосомы – форма транспорта лекарственных веществ в организм.

3. Обеспеченность витаминами в условиях северных территорий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите биологические функции липидов.

2. Классификация липидов на основании природы компонентов, составляющих их молекулы.

3. Изобразите структурную формулу ненасыщенной жирной кислоты с характерным расположением двойных связей.

4. Изобразите структурную формулу насыщенной жирной кислоты.

5. Изобразите общую структурную формулу триацилглицеринов.

6. Изобразите общую структурную формулу фосфатидов.

7. Назовите азотистые основания фосфатидов и соответственно классы фосфатидов из тканей человека.

8. Назовите основные классы липидов, не содержащих глицерина.

9. Изобразите общую структурную формулу стероида.

10. Дать определение класса «эйкозаноиды» и назовите основных его представителей.

11. Биологическое значение эйкозаноидов?

12. На какие две категории различаются липиды с физиологических позиций?

13. Какие функции выполняют структурные липиды?

14. Для чего нужны резервные липиды?

15. Как различаются пищевые липиды по происхождению и по температуре плавления?

16. Какая часть суточной потребности в энергии должна покрываться за счет окисления липидов?

17. Какова калорийность 1 г жира и суточная потребность в липидах?

18. Дополните утверждение: «Соотношение животных и растительных жиров в питании должно составлять ______. С жирами в организм поступают ______ жирные кислоты и следующие витамины: ______».

19. Особенности переваривания липидов у новорожденных.

20. Перечислите функции желчи.

21. Перевариванию жиров предшествует их ______, которое обеспечивается поверхностно-активными веществами, а именно – ______.

22. Изобразите схематически эмульгирование капли жира желчными кислотами.

23. Переваривание триацилглицеринов обеспечивает ____, которая вырабатывается в ______.

24. Как происходит всасывание свободных жирных кислот?

25. Какова характерная особенность ресинтеза триацилглицеринов в стенке кишечника?

26. В какие магистральные транспортные отделы и в виде чего попадает ресинтезированный жир?

27. Назовите основные транспортные формы липидов, переносимые кровью (полное наименование и аббревиатуру).

28. Назовите те же формы, выявленные методом электрофореза.

29. Какие липиды преимущественно переносят липопротеины?

30. Заполните таблицу «Усредненный состав липопротеинов»:

Липопротеины, % Белок, % ТАГ, % Холестерол: эфиры/свободный, % Фосфолипиды, %
         

 

31. Где образуются различные виды липопротеинов? Каково их основное назначение?

32.  Заполните таблицу «Основные апопротеины и их функции»

Апропротеин В состав каких ЛП входит Функции
     

 

33. Проследите метаболические пути всех типов липопротеинов и способы их элиминации.

34. Проставьте против тривиальных названий жирорастворимых витаминов их функциональное и буквенное обозначения:

Название Функциональное Буквенное
Ретинол Холекальциферол Токоферол Филлохинон    

 

35. Составьте таблицу согласно схеме:

Жирорастворимый витамин или витаминоид

Источники

Суточная потребность

Нарушения при дефиците

Клинические признаки Биохимические сдвиги
         

 

36. Изобразите структурными формулами образование ретиналя из каротина.

37. Сопоставьте суточную потребность в ретиноле и b-каротине. Чем обясняется различие?

38. Перечислите процессы, контролируемые витамином А.

39. Предполагаемый механизм ксерофтальмии и кератомаляции?

40. Перечислите проявления гипервитаминоза А.

41. Назовите этапы превращения 7-дегидрохолестерина в активную форму витамина D.

42. Назовите функции 1,25-дигидрооксихолекальциферола.

43. В каких тканях реализуется эффект активной формы витамина D на обмен кальция?

44. Почему некоторые заболевания почек сопровождаются нарушением кальциевого обмена?

45. Клинические и биохимические проявления гипервитаминоза D.

46. Основная функция токоферола – торможение _______.

47. С чем связано развитие столь разнообразных клинических ситуаций, как гемолитическая анемия у недоношенных детей, атрофия семенников, ранние самопроизвольные выкидыши и мышечная дистрофия при Е-авитаминозе?

48. Назовите биохимический процесс, протекающий при участии витамина К. Механизмы действия витамина К.

49. Почему при механической желтухе снижается свертываемость крови?

Ситуационные задачи

1. В крови больного повышено содержание липидов. Назовите этот феномен. Как выяснить, не связано ли обнаруженное отклонение от нормы с нарушением правил отбора проб крови для анализа?

 

2. Рассчитайте суточную потребность в липидах (в граммах), если 60% энерготрат организма обеспечивается углеводами, а 18% – белками (общий уровень энерготрат обследуемого –3500 ккал).

 

3. Энерготраты подопытного животного обеспечивались на 18% белками, на 70% – углеводами и на 12% – жирами. Общий уровень энерготрат – 300 ккал. Как следует увеличить поступление липидов, чтобы сохранить энергетический баланс, если количество углеводов уменьшили в рационе в 2 раза?

 

4. Сколько липидов растительного и животного происхождения должен содержать рацион человека, если энерготраты составляют 3500 ккал, а на долю энерготрат, обеспечиваемых липидами, приходится 22% всей необходимой энергии?

 

5. У больного обнаружена стеаторея. Содержание желчных кислот в первой пробе при дуоденальном зондировании соответствует нормальному. Назовите возможные причины нарушения переваривания жиров и мероприятия для их уточнения. Примечание: при дуоденальном зондировании получают последовательно три порции желчи, первая из которых – содержимое 12-перстной кишки, вторая – содержимое желчного пузыря и третья – печеночная желчь.

 

6. Какие изменения в обмене липидов произойдут при закупорке холедоха? Как это будет проявляться лабораторно?

 

7. Почему при недостаточном желчеобразовании могут развиться гиповитаминозы, какие?

 

8. Окажет ли витамин К коагулирующий эффект при обработке им кровоточащей раны?

 

9. К какому препарату следует прибегнуть для борьбы с кровоточивостью у больного с закупоркой желчных протоков?

 

10. Почему витамин К не оказывает влияния на свертывающую активность крови в пробирке? Почему влияние витамина К при введении его в организм проявляется лишь через 12-24 часа?

 

11. У 4-хмесячного ребенка явно выражены явления рахита. Расстройств пищеварения не отмечается. Ребенок много находится на солнце, в течение 2 месяцев получал витамин D3, но проявления рахита не уменьшились. Почему для лечения рахита у данного ребенка врач назначил кальцитриол?

 

12. Как повысить свертывающую активность крови, снижение которой вызвано антикоагулянтами непрямого действия из числа антивитаминов К?

 

13. У человека, длительно не употреблявшего в пищу жиров, но получавшего достаточное количество углеводов и белков, обнаружены дерматит, плохое заживление ран, ухудшение зрения, снижена половая функция. При назначении терапевтической диеты, содержащей рыбий жир, симптомы исчезли. Объясните возможные причины нарушения обмена.

 

14. В последний триместр беременности у женщины появились боли в костях. Биохимический анализ крови показал увеличение содержания кальция, снижение концентрации фосфора и повышенную активность щелочной фосфатазы. С нарушениями обмена какого витамина связана данная клиническая картина?

 

15. В послеродовом отделении обследован ребенок с признаками застойной сердечной недостаточности. У младенца наблюдались тахипноэ (более 60 дыхательных движений в минуту) и тахикардия (более 180 ударов в минуту). Причиной сердечной недостаточности явилось незаращение артериального (боталлова) протока. В течение внутриутробного периода сохранность открытого просвета артериального протока поддерживает PGE2. После рождения просвет артериального протока в норме зарастает или значительно уменьшается. В данной ситуации этого не произошло, потому что у ребенка в сердечной ткани была повышена секреция PGE2. Врач назначил лечение индометацином и получил положительный эффект: состояние больного улучшилось, симптомы заболевания уменьшились, боталлов проток стал уменьшаться в размерах. Почему?

 

16. При повышении температуры в результате простуды принимают аспирин и в течение ближайшего времени, как правило, начинается снижение температуры. Какие биохимические процессы лежат в основе жаропонижающего действия аспирина?

 

Лабораторная работа

1. Определение метаболитов липидного обмена в сыворотке и плазме крови.

2. Определение витаминов А, Д, Е, К в сыворотке и плазме крови.

 

Тема №12

Метаболизм жиров. Тканевой липолиз, β-окисление предельных жирных кислот. Метаболическая судьба ацетил-КоА. Синтез высших жирных кислот, ТАГ, ФЛ. Кетогенез. Биологическая роль и метаболизм холестерола. Регуляция и нарушения обмена липидов.

Значение темы: процесс изучения темы направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать: Зн. 1, Зн. 2, Зн. 3, Зн. 4, Зн. 5, Зн. 6, Зн. 7, Зн. 8, Зн. 9.

Уметь: Ум. 1, Ум. 2, Ум. 3, Ум. 4, Ум. 5; Ум. 6, Ум. 7, Ум. 8, Ум. 9.

Владеть: Вл. 1.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 452.