Значение темы: процесс изучения темы направлен на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1; ОК-5; ОПК-1; ОПК-2; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5.
Цель занятия: после изучения темы студент должен:
Знать: Зн. 1, Зн. 2, Зн. 3, Зн. 4, Зн. 5, Зн. 6, Зн. 7, Зн. 8, Зн. 9.
Уметь: Ум. 1, Ум. 2, Ум. 3, Ум. 4, Ум. 5; Ум. 6, Ум. 7, Ум. 8, Ум. 9.
Владеть: Вл. 1.
Основные фундаментальные положения
С пищей могут поступать разнообразные углеводы, однако всасываются они только в виде моносахаридов.
Большая часть всосавшихся моносахаридов извлекается из воротной вены гепатоцитами, где подвергается метаболическим превращениям, меньшая – попадает в общий кровоток и транспортируется к тканям.
Содержание глюкозы в крови поддерживается в достаточно строгих пределах, но может изменяться в условиях нормы и при патологии в большую (гипергликемия) или меньшую (гипогликемия) стороны.
Пополнение содержания глюкозы в крови осуществляется, главным образом, за счет глюконеогенеза, гликогенолиза, а также поступления глюкозы с пищей.
Молекулярные болезни – это патологии, обусловленные изменением синтеза (ускорение, ослабление, отсутствие или извращение) одного или более видов молекул (чаще – ферментов) и проявляющиеся специфическим нарушением метаболизма в виде накопления избытка или отсутствия какого-либо метаболита (метаболитов).
Глюкоза равномерно распределяется между клетками и жидкой частью крови, поэтому ее можно исследовать в плазме, сыворотке и цельной крови.
Вопросы для изучения темы
1. Биологическая роль и классификация углеводов. Энергетическая ценность углеводов.
2. Основные углеводы пищи. Роль клетчатки. Переваривание гликогена, крахмала, сахарозы, мальтозы, лактозы, всасывание моносахаридов.
3. Транспорт глюкозы кровью. Барьерная роль печени. Превращения глюкозы в гепатоцитах. Дальнейший транспорт глюкозы в клетки различных тканей. Понятие о гликемии: источники глюкозы в крови.
4. Нарушения переваривания и всасывания углеводов – недостаточность дисахаридаз и систем трансмембранного транспорта.
5. Механизмы регуляции гликемии. Сахарный порог почек. Виды гипер- и гипогликемий.
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Глюкоза и метаболиты углеводного обмена, определяемые в биохимической лаборатории. Клиническое значение.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие классы соединений называют углеводами?
2. Какова биологическая роль углеводов и клетчатки в частности?
3. Заполните таблицу: «Основные углеводы пищи»:
Название | Структура (тип связи между остатками моносахаридов) | В каких продуктах питания содержится? |
4. Какова норма углеводов в питании?
5. Какова энергетическая ценность окисления 1 г углеводов?
6. Перечислите важнейшие пищевые углеводы. Как они подразделяются по происхождению и структуре?
7. Где начинается переваривание углеводов?
8. Синтезируется ли в организме человека β-амилаза? γ-амилаза?
9. Почему не происходит переваривания углеводов в желудке?
10. Заполните таблицу: «Переваривание углеводов в кишечнике человека»:
№ п\п | Вид углевода | Ферменты | Продукты расщепления |
11. Как происходит всасывание моносахаридов?
12. Перечислите виды вторично-активного транспорта. Роль Na+,K+ – АТФазы в транспорте глюкозы.
13. Чем отличается ГЛЮТ-4 от ГЛЮТ-2?
14. По какому принципу происходит нумерация ГЛЮТ?
15. В каких тканях преимущественно локализуется ГЛЮТ-1?
16. В какой отдел сосудистого русла попадает глюкоза после всасывания? В чем заключается барьерная роль печени?
17. На какие процессы расходуется извлеченная глюкоза в гепатоцитах?
18. Каким образом глюкоза из общего кровотока поступает в различные клетки? Значение инсулина.
19. Почему глюкозо-6-фосфат называют внутриклеточной «ловушкой глюкозы»?
20. Что может являться причинами нарушения переваривания углеводов?
21. Перечислите клинические проявления нарушения переваривания дисахаридов.
22. В каком возрасте у человека обнаруживаются симптомы наследственного дефицита фермента лактазы?
23. Какимим методами диагносцируют нарушения переваривания углеводов?
24. Назовите совокупность общих признаков (синдром) нарушения всасывания сахаров.
25. Недостаточность лактазы проявляется усилением симптоматики при нагрузке лактозой, ростом гликемии при нагрузке лактозой, при нагрузке глюкозой, диета без сахарозы устраняет симптомы, диета без лактозы устраняет симптомы, кал с низким рН, реакция кала - щелочная (выбрать правильное).
26. Недостаточность сахаразы-изомальтазы проявляется диареей, отставанием в росте, усилением симптомов после принятия в пищу молока, крахмала, основной реакцией кала, отсутствием в эпителии тонкого кишечника изомальтазы, сахаразы и лактазы (выбрать правильное).
27. Механизмы регуляции гликемии.
28. Что называется сахарным порогом почек?
29. Виды гипер- и гипогликемий и причины их развития.
Ситуационные задачи
1. Энерготраты пациента составляют 3500 ккал в сутки. 40% энерготрат обеспечивается липидами и белками. Рассчитайте потребность в углеводах при условии их полного усвоения. Как изменится потребность при увеличении энерготрат на 500 ккал?
2. В эксперименте к раствору, содержащему сахарозу и крахмал, добавили ферменты, экстрагированные из клеток слизистой оболочки кишечника, и проинкубировали в оптимальных условиях. Напишите реакцию, которая может произойти в данном опыте, укажите фермент. Выберите свойства указанного вами фермента:
а) расщепляет α-1,4-гликозидные связи;
б) образует галактозу;
в) синтезируется клетками в неактивной форме;
г) недостаточная активность является причиной непереносимости молока;
д) относится к классу гидролаз.
3. В эксперименте к раствору, содержащему сахарозу, лактозу и крахмал, добавили секрет поджелудочной железы и проинкубировали в оптимальных условиях. Напишите реакцию, которая может произойти в данном опыте, укажите фермент. Выберите характеристику указанного вами фермента:
а) расщепляет α-1,4-гликозидные связи;
б) образует изомальтозу;
в) определение активности используется для диагностических целей;
г) синтезируется клетками железы в неактивной форме;
д) относится к классу трансфераз.
4. У больного снижен сахарный порог почек, потери сахара составляют до ¼ от потребляемого количества углеводов. Как изменится продукция инсулина, глюкагона, кортикостероидов, могут ли появиться ацетоновые тела?
5. Почему при нормальной функции поджелудочной железы интенсивная мышечная работа может вызвать ацетонурию?
6. Являются ли инсулин и адреналин в управлении углеводным обменом антагонистами или синергистами? Имеет место прямое или косвенное взаимодействие?
7. Истощенный ребенок реагирует рвотой, поносом на кондитерские изделия, плохо переносит сладкий чай. Молоко не вызывает отрицательных реакций. Выскажите предположение о молекулярном дефекте. Как проверить предположение?
8. Почему у людей с недостаточностью активности лактазы потребление молока вызывает кишечные расстройства, а потребление простокваши нет?
9. Животному внутривенно ввели стерильный раствор сахарозы. Появится ли сахароза в моче? Для ответа вспомните:
- что такое сахароза?
- каким превращениям в организме она подвергается?
Лабораторная работа
1. Определение метаболитов углеводного обмена в сыворотке, плазме крови и моче.
Тема №9
Дата: 2019-03-05, просмотров: 616.