У психолога есть возможность дать клиенту возможность взглянуть клиенту на свой жизненный опыт, имеющиеся качества, плюсы и минусы, совершить перевод в прошлое. Клиент приходит к психологу, когда он внутренне готов меняться. Не психолог будет его менять, но психолог поможет осознать необходимость изменения.
Эмоциональное заражение. Самореализация. Контроль над эмоциями. Проекция – это и есть упражнение.
Если перенести эмоции с живого человека на, допустим, бюст Ленина.
В терапии нужно использовать временные ресурсы и их распределение.
У психолога должно быть безоценочное отношение к клиенту.
Как один из постулатов, нужно понимать и донести до клиента, что
не надо сравнивать себя/ детей с другими людьми.
Приведем перечисление имеющейся техники работы с клиентом:
· Рефреминг. Берет свое начало из нейролингвистического программирования (от слова frame – рамка).
Мы находимся в рамках наших установок. Иногда имеет смысл менять эти утвержденные рамки, менять свое отношение.
Существуют два вида рефреминга:
· Рефреминг смысла – мы придаем новый смысл известным понятиям, отсюда более широко смотрим на явления и задаем себе следующие вопросы: «А что хорошего в этом явлении для меня? Что зависит от меня? Что от меня не зависит?» Например, шумные соседи за стеной. «Это воспитывает мое терпение, развивает определенные качества. Для чего-то они мне нужны». Нужно найти в прошлом опыте что-то, что помогает справиться с этой ситуацией. Психолог работает только с саморегуляцией. Трудотерапия – один из эффективных приемов психотерапии.
Находим общее при работе с клиентом, хоть что-то. Это поможет в конгруэнтности.
Конгруэнтность - это техника присоединения, а именно, из негатива, который проявляет клиент, психолог может быть похожим только на уровне «я тоже могу быть раздражительной», не больше.
· Рефреминг контекста – это поиск каких-то обстоятельств, при которых это найденное качество может мне пригодиться. Например, те же неуверенность, сомнения в определенном контексте могут мне пригодиться.
Можно рассмотреть схематически движение:
Точка А - это настоящее ______________
Точка В - это будущее ________________
Следует найти «плюсы» уже в точке А, т.е. в настоящем и с этим уже двигаться к точке В.
Имеет значение вторичная выгода имеющихся качеств клиента. Клиенту стоит задать себе вопросы: «Для чего они мне нужны», осознать и с этим уже двигаться к желаемому. На первой встрече с клиентом психолог проводит диагностирование клиента. При диагностировании проводится интервью.
Ключевые вопросы психолога к клиенту на первичном интервью.
· Через 1 год (или меньше/больше) эта проблема вас так же будет беспокоить?
Чем серьезнее проблема, тем больше промежуток времени предлагать.
· Как бы решили эту проблему ваши родители?
В случае, если родители не авторитет и не пример, некие значимые для вас люди?
Может быть сценарий решения вопроса: подобно своим родителям или вопреки свои родителям.
Не нужно пугать клиента и повторять лишний раз слово «проблема», заменив его на слово «вопрос» (например, шум за стеной – это вопрос, а развод – это проблема).
· Когда вы были ребенком, кто был вашим героем (персонаж), объектом для подражания? Помогает взглянуть на ситуацию по-другому. Данный вопрос направлен к нашему внутреннему ребенку.
· Для самого психолога, для самоанализа. Кем был бы этот клиент в моем близком окружении? Это проверка на личные контрпереносы.
Чем клиент дальше от психолога, никого ему не напоминает, тем лучше, в таком случае можно работать.
Если клиент очень похож на кого-то из близких, то либо идти на супервизию самого психололга, либо направить клиента к другому психологу. Если клиент в чем-то очень сильно похож на самого психолога, то правильнее направить его к другому психологу. А если есть точки соприкосновения клиента и психолога, например, мировоззренческого характера - это хорошо для работы.
· От какой ответственности хочет уйти клиент? Можно не впрямую спросить, косвенно, но ответ получить. Вопрос о вторичной выгоде клиента, понять «а что дает вам этом состояние? Что же хорошего в этом положении?»
Пример, курение имеет вторичную выгоду: успокаивает, налаживает контакт и прочее, а значит несет определенный смысл.
Допустим, позиция жертвы-нервозности-депрессии многое может извинить в поведении по отношении к окружающему миру.
Депрессии подразделяются:
· Эндогенная депрессия имеет внутренние медицинские причины. Здесь работают медицинские препараты.
· Экзогенная депрессия имеет внешние причины. Если клиент сам пришел, то это экзогенная депрессия.
Если кто-то из родственников, друзей звонит, то это эндогенная депрессия.
Если во время приема клиент демонстрирует глубокое равнодушие, отсутвуют планы на обозримое будущее, абсолютное отсутствие адекватной реакции, следует направлять человека к врачу.
· Когда проблема будет решена, какие изменения произойдут в вашей жизни? Это уточнение мотивации, цели, горизонта видения).
К сведению, в Москве работает клиника неврозов, где существуют бесплатные обращения. Психологическая и психиатрическая помощь предоставляются только добровольно и анонимно.
10.4. Психотерапия, консультирование, коучинг.
Клиенты – это люди, которые не хотят уйти от проблем, они хотят добиться большего, ищут ресурс внутри себя.
Существуют индивидуальный и групповой виды консультирования.
Коучинг – это короткий путь достижения цели. Коучинг лежит только в диапазоне настоящего и будущего, не разбирается прошлое. Акцент делается на сильные стороны клиента, которые нужно найти. Коучинг предполагает зрелость клиента.
Теоретическая часть.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.