ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Семейная терапия.

 

     При проведении семейного консультировании психологи работают с семьей целиком. Семья – это целостная система, где все имеют свой элемент. Важно, что происходит между членами семьи. На консультацию приглашаются все члены семьи (бабушки, дедушки, тети, братья, сестры, муж, жена, дети и пр.)

Теория систем.

Людвиг Ван Берталафи, австриец, биолог выдвинул основной принцип теории семейного консультирования – то, что происходит в семье в целом, гораздо больше, чем вопросы отдельного члена. Не можем рассматривать отдельные элементы.

По Мюрею Боуэн, происходящее в семье рассматривается в семейной терапии с позиции психоаналитического подхода и в связи с предыдущими поколениями. При рассмотрении семейных проблем исоставляется и используется генограмма (см. ниже). Выслушиваются семейные истории, сценарии, отношения.

Вирджиния Сатир использовала клиентоориентированный подход. Она работала с преступниками, для которых было поставлено условие: либо тюрьма, либо принудительное лечение у психотерапевта. Она применяла принцип «здесь и сейчас», изменения должны быть здесь и сейчас.

Сальвадор Минухин, амер. рассматривал структурный подход, это работа с коалицией внутри системы. Не бывают семьи плохие и хорошие, существует функциональная семья и дисфункциональная семья.

Горизонтальная схема – это функциональная семья.

Вертикальная схема – это дисфункциональная семья.

Минухин работал с негритянскими семьями, где прежде отец выполнял роль только рабочей силы, он был вытеснен как муж. Минухин включил негритянских отцов в роль мужа, в воспитание детей и пр.

Муж должен брать выполнение родительских функций, брать на себя ответственность за детей. Существует миланская школа семейной терапии и ее яркий представитель Мара Сельвина Палацолли. В рамках миланской школы, психологи работают вчетвером, что, естественно, увеличивает стоимость консультации. Они используют инструмент под названием «зеркало Гедзела». Это означает: двое психотерапевтов находятся в комнате, а двое наблюдают за зеркалом. У консультантов есть возможность вызвать терапевта, обсудить, что происходит, скорректировать терапию.

Приверженцами краткосрочной терапии являются Анна Варга, Черников А., Н.М. Лаврова; Хамитова Нана.

Законы в основе семейной терапии.

· Закон гомеостаза. Данный закон гласит, что семья пытается сохранить себя как систему, сохранить стереотипное положение, даже в случае дисфункциональной семьи.

· Закон развития гласит, что семья проживает свой жизненный цикл, потому что жизнь течет.

Существуют школы семейной терапии в РФ, на Западе и в США.

Стадии развития семьи.

· Монада – ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно, один.

· Диада – человек находит пару. Это один из самых сложных периодов семейной жизни. У соединяющихся разные ценности, нормы и пр., и нужно создать свои!

· Триада – рождение 1-го ребенка. Данная стадия еще сложнее, так как муж начинает чувствовать себя одиноким, начинает искать нечто вовне. Беременность жены, рождение ребенка является пиком семейных измен. Внутри семьи есть задача передоговариваться. В случае, если мама работает, в воспитание подрастающего ребенка включается бабушка. В таком случае у ребенка происходит путаница в понимании. И у бабушки тоже смешение, особенно если у бабушки не выстроены собственные супружеские партнерские отношения. Мать в таком случае должна либо отбирать своего ребёнка, либо отдавать его бабушке на откуп.

· Стадия рождения 2-го и последующих детей. Происходит так, что младший ребенок выталкивает старшего ребенка. Соответственно у детей возникает ревность. Родители снова должны передоговариваться. В подобной ситуации должно быть индивидуальное общение со страшим ребенком.

Термин «комплементарность брака» означает, что новая семья выстраивает свою семью в соответствии с порядком рождения каждого (мужа, жены) в их родительских семьях.

· Стадия выхода старшего ребенка во внешний мир (школа 7 лет). При контакте с внешним миром сразу понятно, насколько функциональна или нет семья. Гиперсоциализированная семья живет по принципу «что другие скажут». К этой стадии ослабляются семейные отношения между мужем и женой. И обучение ребенка становится цементирующей темой.

· Стадия с ребенком подростком. На этой стадии имеется определённая жизненная задача – происходит самоидентификация подростка, поиск себя. Не достаточно быть просто ребенком своих родителей. Внешний мир – это эксперимент для ребенка. Задача родителей на этой стадии является дать возможность вернуться ребенку из внешнего мира в безопасность дома. Ребенку нужно четко обозначить границы-это его здоровье и безопасность. Ребенок должен четко знать, что дома он должен быть в 22:00, что курение, алкоголь и наркотики – это однозначное табу для него. Ребенок, конечно, имеет право выбирать друзей, содержать свою комнату сообразно своему миру, поддерживать в ней порядок, устраивающий ребенка, ребенок также должен понимать, что уроки он может делать, может не делать, но это выбор ребенка, он должен осознавать, что это надо именно ему, ребенку. Семья не выпускает ребенка во внешний мир, потому что исчезнет тот цемент между мужем и женой. Не происходит эмоциональной сепарации. Изменение 2-го порядка – это изменения отношений между мамой и ребенком, они начинают общаться как два взрослых человека. Изменение 1-го порядка является физическим, т.е. родители и ребенок разъезжаются по разным квартирам. Если мать ребенка не отпускает, то ребенок уйти не может! Мамы начинают сразу болеть и прочее.

· Стадия, когда дети покидают родительский дом. Это опять стадия диады. эффект покинутого гнезда. Если ребёнок был стабилизатором в семье между мужем и женой, то между родителями исчезает общая тема. На этой стадии также происходит один из пиков разводов из-за того, что нет супружеской близости.

· Стадия монады – это, когда один из супругов уходит из жизни. Очень тяжелый период. Оставшийся родитель начинает сильно тянуть детей к себе. Все дисфункциональное сильно проявляется, и если сепарация с ребенком не произошла в свое время, то все усиливается.Нынешняя семья (семья детей) имеет приоритет по сравнению с родительской семьей. Когда границы семей являются взаимопроникаемыми – это лучший вариант. Существуют еще закрытые и открытые. Зачастую происходят конфликты семейных родовых ценностей. Для того, чтобы не было такого рода конфликтов, люди, создающие семью, должны быть примерно одного круга. Ребенка должны воспитывать именно родители. У ребенка без матери базальное доверие к миру не формируется (как известно, базальное доверие к миру формируется у ребенка в период до 3-х лет). Энергией рода являются бабушка и дедушка.

 

Стадия Характеристика
Монада -зависимость от родителей (эмоционально, материально) - страх, тревожность родителей за детей - поиск партнера - сексологические запросы
Диада - иерархия, роли - выработка способов принятия решений - выработка правил - выстраиваются границы семьи - сепарат – - притирка по ценностям - секс
Триада - перераспределение обязанностей и ролей, принятие нового - одиночество мужчины - сексуальные взаимодействия - родительская семья, границы
Рождение 2-го и последующих детей - конфликт со страшим ребенком - ревность - перераспределение ролей - зона ответственности - выход мамы на работу
Выход в свет - завышенные ожидания и требования - адаптация к миру, графику - внутренние отношения супругов (партнерство)
Подросток - границы - свобода выбора и ответственность - принятие личности - конфликт у родителей - 30-35 лет – кризис среднего возраста у родителей - сепарация – дружба родителей и ребенка - профориентация
Диада - взаимоотношения родителей (супружеские) - развод - уход за престарелыми родителями - утрата престарелых родителей (все, что не проработано с родителями, оседает на взаимоотношениях с мужем и детьми).
Монада - одиночество - пережить горе потери - не закабалить детей

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 297.