Психоаналитическая теория личности; социология личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд. По Фрейду, личность – это набор инстинктов; а творчество – это сублимация либидо. Ученики Фрейда - это Адлер, Юнг.

Нейрофрендизм.

Основателями и теоретиками данного течения являются Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм, Абрахам Маслоу.

Милтон Эриксон – теоретик, основатель «мягкого» гипноза (так называемый, «цыганский гипноз» или беседа на улице. Это косвенное внушение человеку). Не путать Милтона Эриксона с Эриком Эриксоном, американским психологом. Теория Эриксона - это эгопсихология, где акцент делается не на бессознательное, а на сознательную сферу.

Отличие, особенности (акцент) от классического психоанализа:

1. Личность развивается на протяжении всей жизни. Предыдущие психологи утверждали, что истоки развития закладываются в раннем возрасте.

2. Акцент делается на нормальное здоровое в человеке, а не на невротическую личность.

3. Упор на чувство идентичности («Я равен самому себе; я есть я»).

Периодизация развития личности по Эриксону.

    Личность развивается ступенчато, каждая ступень дает развитие дальнейшей. Если такого не произошло, то возникают внутренние проблемы, ведущие к развитию невроза.

Каждый этап сопровождается возрастным кризисом, который является необходимым для перехода на следующий этап.

3.1. Этапы развития личности.

1. Орально-сенсорный занимает период от 0 до 1 года. Этот этап важен тем, что у ребенка формируется базовое доверие к миру. Если ребенку недостаточно тепла и любви от взрослых, то у ребенка формируется недоверие. «Если я этого не знаю, значит, это несет опасность, значит дать сигнал, сигнал – это закричать». Эмоциональный посыл ребенку должен быть следующий: «Этот мир безопасен для тебя». Для этого мама должна быть в таком же состоянии. Ребенок должен испытывать чувство удовлетворения – это потребность в пище и в безопасности (в частности, оральная удовлетворенность – это все, что тянет в рот, таким образом изучает мир). Непременное присутствием в жизни ребенка - это безусловная любовь родителей, внимание родителей. В каждом из нас сидит маленький ребенок.         Пример: в символдраме рисунок «луг» означает эмоционально близкое состояние к тому, что испытывает ребенок, лежа в колыбельке.

Все это является основой уверенности в себе человека.                                                  У взрослого человека может стать актуальным вопрос: «Как ты можешь компенсировать недостаток базального доверия во взрослом возрасте? Что является ресурсом?». В таком случае применяется метод свободных ассоциаций (автор - З.Фрейд.), а также метод символдрамы – это сны наяву (присутствие мужского и женского начал, З. Фрейд).

2. Мышечно-анальный этап занимает период от 1 до 3 лет. У ребенка формируется автономия по Эриксону. Если не давать ребенку свободы в автономии, то в дальнейшем разовьются стыд и сомнение. Гиперопека над ребенком несет почву для формирования сомнений. Анальным называется этап, потому что это возраст приучения ребенка к горшку. К сожалению, использование памперсов у детей – это медвежья услуга. С горшка начинается сфера самоконтроля человека. «Я могу контролировать эти процессы, значит, могу контролировать и другие процессы». Задачей этого этапа является вопрос «Как раскрыть ребенку свой потенциал, а не стараться нравится другим и ставить во главу угла ответ на вопрос, что обо нем подумают».

3. Локоматорно-генитальный этап занимает период от 3 до 6 лет. Главные слова ребенка в этом периоде:” Я сам!” Ребенок стремиться утвердиться и обозначить свою территорию, обозначить половую самоидентичность («Кто я: мальчик или девочка?»). В этот период развития мальчик копирует поведение папы и завоевывает самую лучшую женщину в мире – маму. Также формируется инициативность - ребенок сам придумывает свои миры. В этот период важно поддерживать ребенка. Если нет поддержки, то формируется противоположность: чувство вины и приспособленчество -всем угодить, чтобы соответствовать ожиданиям дорогих людей.

4. Латентный (скрытый) этап развития личности продолжается от 6 до 12 лет. С точки зрения неофрейдистов, латентный этап не является очень важным. У ребенка формируется трудолюбие. А если у ребенка недостаточно внутренней мотивации, то формируется чувство неполноценности. Задачей взрослых на этой стадии является поощрение познавательной активности, ребенку должно быть нескучно выполнять задачи в рамках познавательной деятельности.

5. Подростковый этап развития личности длится от 12 до 19 лет. По классике, этот период может подразделяться на ранний подростковый, средний подростковый возраст и юношеский. В этом периоде у ребенка формируется эгоидентичность, что означает «Я есть я, я соответствую своим ожиданиям». Взрослые должны поддерживать младших, а не навязывать свои взгляды. Ребенок должен научиться осознавать и разделять «Что я хочу, что хотят от меня другие, что интересно мне, что интересно другим от меня». В противном случае происходит ролевое смешение

Если это случилось и человек обращается за помощью, то перед психологом встает задача - как помочь человеку обрести себя? В таком случае нужно опираться на сильные стороны, пациент должен увидеть свой психологический портрет. Ситуация должна быть несколько выше реальной, чтобы была необходимость подтягиваться вверх. Здесь уместна арт-терапия: пластилин, рисование, техника коллажа и тому подобное.

Например, создавая коллаж, т.е. вырезая из старых журналов желаемые картинки, пациент их склеивает, таким образом, на символическом уровне рисует свою линию жизни и начинает осознавать, что от него хоть что-то, но зависит, может менять свой коллаж. Уместный вопрос, который следует задать пациенту при такой терапии: «Твои действия приближают или отдаляют от твоего идеала?»

6. Ранняя зрелость продолжается от 20 до 25 лет. Здесь доминирующим является любовь, создание отношений, забота о другом человеке. На таком этапе формируется интимность. Либо формируется другой полюс: изоляция.

7. Средняя зрелость занимает период от 26 до 64 лет. Главное приобретение возраста – это продуктивность. Негативным полюсом является застой, который ведет к депрессии, в том числе.

8. Поздняя зрелость начинается в 65 лет и далее. Здесь происходит эгоинтеграция мудрости. Доминирующая тема – это «третий возраст», возраст активной мудрости. Психологи рекомендуют не жаловаться на то, что вам не хватало в детстве, развивайтесь сейчас. Такая трактовка относится к гуманистическому подходу в психотерапии.

Ярким представителем нейрофрейдизма является Карен Хорни, женщина, родившаяся в Германии, в ставшая дальнейшем американским ученым.

Прорывом того времени явилось то, что Хорни - женщина. По ортодоксальной психологии, женская психология – это производная от мужской психологии. Существует утверждение, что девочки завидуют мальчикам, потому что они родились мальчиками. К. Хорни заявила: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной».

К. Хорни создала социокультурную теорию.

Отметим разногласия Хорни с Фрейдом:

- Психология женщины.

- На развитие личности влияет социальные факторы.

- Роль межличностных отношений в формировании личности.

По Хорни, у ребенка есть две важнейшие потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Обеспечивают эти потребности ребенку взрослые. У ребенка формируется зависимость от родителей, с одной стороны. С другой стороны, всегда ли родители могут дать ребенку удовлетворение этих потребностей? Если нет, то у личности формируется другой негативный полюс: обида и негодование. Возникает внутриличностный конфликт, который является корнем неврозов.

Главный защитный механизм – это вытеснение. Но это вытесняемое как-то должно компенсироваться.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.