Бизнес-элиты являются одной из важнейших групп влияния в современной российской внешней политике. По мнению экспертов, в последние годы под влиянием главным образом бизнес-элит наблюдается постепенный переход от «геополитики к геоэкономике» или по, крайней мере, к более сбалансированным отношениям между вопросами безопасности и экономическими интересами1.
Все большая «экономизация» внешней политики отчасти объясняет и разновекторный ее характер. С большой долей уверенности можно утверждать, что в настоящее время у российских бизнес-элит нет единых общих интересов. Предпочтения внутри отдельных (например, нефтяных) и в целом между бизнес-элитами, представляющими важнейшие сектора экономики, различаются, а иногда и противоречат друг другу. Тем не менее в целом большая часть бизнес-элит поддерживает растущую интеграцию России в европейское экономическое пространство и связанные с этим последствия - расширение рынков сбыта, возможность получения инвестиций, кредитов, новых технологий. В то же время некоторые сектора не имеют доступа на европейский рынок по разным причинам - экономическим, политическим либо же в связи с низким качеством производимой продукции. Поэтому они вынуждены ориентироваться исключительно на внутренний рынок, поддерживать протекционистские меры или двигаться в направлении освоения азиатских рынков.
Наиболее мощным лобби является газовый сектор, выступающий основным защитником добрососедских отношений со странами Европы. Он, пожалуй, является единственным среди всех российской бизнес-элит, кто имеет долгосрочную стратегию развития. Тем не менее конфликты со странами Запада или контролируемыми ими финансовыми институтами возможны в связи с монопольным характером деятельности «Газпрома», его «дипломатией» в отношении новых независимых государств (особенно Украины, Беларуси и Туркменистана).
Металлургия выступает за скорейшее снятие торговых барьеров и углубление сотрудничества со странами Запада. В 1990-е гг. она стала наиболее экспортно-ориентированной отраслью российской промышленности, продавая за рубеж более половины производимой продукции. Вступление России во Всемирную торговую организацию (см. гл. 9) должно способствовать преодолению протекционизма Европейского союза и Соединенных Штатов.
Российские нефтяники в целом также выступают за более тесное сотрудничество с Европой в связи как с их экспортной деятельностью, так и потребностью в инвестициях и новых технологиях. В целом же этот сектор в меньшей степени, нежели газовый, ориентирован на Европу. Развитие сотрудничества со странами Средней Азии, странами АТР и Ближнего Востока (в том числе с Ираком) представляет главный интерес нефтяных компаний.
1 Business Elites and Russian Foreign Policy. Russia Beyond 2000. N 5. The Finnish Institute of International Affairs . Helsinki . 2000. Р. 5.
Глава 6. Личности, элиты и внешняя политика
117
Электроэнергетики также выступают за интеграцию России в Европу, рассматривая ее в качестве перспективного рынка и источника инвестиций. Вместе с тем Азия, и прежде всего китайский рынок остается не менее привлекательным направлением деятельности РАО ЕЭС.
Банковский сектор, особенно до кризиса 1998 г., активно выступал за углубление международного сотрудничества России, прежде всего, со странами Европы и США. И в настоящее время он остается на либеральных позициях, поддерживая экономические и политические реформы. Потребность в финансовых ресурсах стимулирует российские банки выступать за развитие стабильных и партнерских отношений с промышленно развитыми странами. Однако часть банков, входящая в протекционистски ориентированные финансово-промышленные группы, выступает с более националистических позиций.
Военно-промышленный комплекс имеет большую, нежели другие сектора российской экономики, националистическую направленность. Он неоднороден и состоит из двух частей. Первая ориентирована на возвращение «к старым добрым временам» с гарантированным государственным заказом и высоким социальным статусом в обществе, вторая признает реалии рыночной экономики и пытается сотрудничать в сфере высоких технологий с промышленно развитыми странами. В целом «генералы ВПК» не относятся к числу наиболее активных сторонников углубления сотрудничества с Европой, хотя их нельзя причислить и к наиболее влиятельным антизападным силам. Ностальгия по былому статусу СССР и своему месту в старой системе уступает место более прагматическому подходу, предполагающему потребность в поиске партнеров за рубежом.
Подобно военно-промышленному комплексу, неоднородна элита и российского Минатома. Жесткая протекционистская политика отдельных стран ЕС (особенно Франции), утрата позиций в странах Восточной и Центральной Европы, сворачивание атомных программ в Германии - все это заставляет искать и осваивать новые рынки - в Азии и на Ближнем Востоке. Нередко подобная деятельность приводит к возникновению конфликтов с США, настаивающих на соблюдении режима нераспространения и недопустимости передачи технологий и оборудования, могущих быть использованными для производства ядерного оружия.
Роль бизнес-элит во внешней политике России представлена в табл. 4 (стр. 118-119).
Вопросы для контроля
1. Можно ли согласиться с утверждением, что научно-техническая революция, наличие стабильных
демократических государств и большая открытость международных отношений нивелируют лич
ные качества лидеров при формировании внешней политики?
2. Назовите основные подходы к исследованию личности руководителей государств?
3. Какова роль «элит» и «групп давления» при формировании внешнеполитического курса?
4. С чем, по вашему мнению, связана «экономизация» внешней политики России?
5. Проанализируйте интересы российских бизнес-элит.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.