Монтаж (с фр. «сборка») – единый творческий и технико-технологический процесс соединения отдельно снятых кадров в единое художественное целое – фильм. Когда речь заходит о монтаже, нельзя не упомянуть такого человека, как Л.В. Кулешов. Главное выразительное средство в кинематографе, по его мнению, это монтаж: « это не просто технический прием, это определенный способ художественного мышления». Лев Кулешов разработал свой специальный эффект – эффект Кулешова. Это появление нового смыла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
Эффект был выведен в ходе эксперимента, который заключался в следующем: «Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными… Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию. Таково было мое заключение». И действительно, когда изображения сменяли друг друга, у зрителя возникали разные ощущения: в первом случае актер Мозжухин испытывает чувство голода, он привлечен хорошим обедом. Во втором случае актер опечален смертью ребенка. В третьем — очарован молодой девушкой. С помощью этого эксперимента Кулешов наглядно показал, как предыдущий кадр может изменить смысл последующего кадра.
Монтаж делится на несколько видов:
- Внутрикадровый монтаж. Это значит, что монтаж осуществлен без склеек. Этот вид монтажа осуществляется при помощи разных приемов, которыми пользуется оператор в течение одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры». (См. глава 20) Такой кадр называется «сложным».
- Последовательный монтаж. Заключается в логичной последовательности кадров. Содержание эпизода излагается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и очень распространенный.
- Параллельный монтаж. Этот вид монтажа нужен для того, чтобы поочередно показать два (или больше) события (которые происходят одновременно, но в разных местах) параллельно. Параллельный показ развития двух действий, объединенных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажом.
- Ассоциативный монтаж. Направлен на то, чтобы вызвать у зрителя определенную связь, то есть ассоциацию, при виде конкретных образов в кадре. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять взаимосвязь этих образов, уловить авторский замысел.
- Ритмический монтаж. Был разработан в эпоху немого кино. Ритм рассматривался как длительность смены планов, как чередование стыков кадров, как в музыке чередование коротких и длительных долей. Примеры ритмического монтажа можно найти в работах Д. Вертова, В. Пудовкина и Л. Кулешова.
- Вертикальный монтаж. Разработка этого вида монтажа принадлежит С. Эйзенштейну. Особенность вертикального монтажа заключается в том, что изображение и звук воспроизводятся отдельно друг от друга. Такая оторванность двух важнейших элементов кино очень органично и таит в себе большое количество возможностей, ибо позволяет свободно сдвигать звук относительно изображения.
- Тональный монтаж. Здесь монтаж идёт по признаку эмоционального звучания куска. Причём доминантного. Общий тон куска. Игра на комбинировании степени освещённости или разных степеней резкости - типичнейший пример тонального монтажа. Движение - перемещение монтируемого по тональному, а не пространственно-ритмическому признаку.
- Поэтический монтаж. Это особый авторский отбор образов. Он подразумевает возвышенный рассказ с использованием различных ассоциаций, с неожиданной подачей материала, с оригинальным взглядом на предмет рассказа.
- Дистанционный монтаж. Разработан Артаваздом Пелешяном. Заключается в том, что необходимые кадры стоят не рядом, а далеко друг от друга. Вот как Артавазд повествует об этом: « Дистанционный монтаж формирует вокруг фильма магнетическое поле. У Эйзенштейна каждый элемент значил что-то. Для меня индивидуальные фрагменты не значат ничего. Только в контексте фильма. Только фильм имеет значение».
Грамотный монтаж, даже в самых простых фильмах, состоящих из одного эпизода, предполагает соблюдение целого набора правил. Правила эти основаны на некоторых физиологических законах восприятия зрительной и звуковой информации. В теории это иногда называется комфортным восприятием стыка или склейки. Поэтому не менее важно указать, по каким принципам должны монтироваться кадры. Ниже приведены 10 принципов монтажа, которые выделял А. Соколов.
1. Монтаж по крупности планов.
Этот принцип означает то, что легко и комфортно стыкуются планы "через один". То есть:
- Деталь + 1-й средний
- Крупный + 2-й средний
- 1-й средний + общий
- 2-й средний + дальний
В этих случаях отличие крупности планов достаточно заметно, но и не "разрывает" повествование слишком резкими переходами
2. Монтаж по ориентации в пространстве.
2-й принцип монтажа, если объяснить просто, сводится к следующему - при стыковке двух говорящих (смотрящих друг на друга) зритель должен понять, что они смотрят именно друг на друга, а не кто куда. Камеры должны быть расположены по одну сторону от линии пересечения глаз говорящих.
3. Монтаж по направлению движения основного объекта в кадре.
Данный принцип означает, что при изменении движения объекта для комфортного монтажа желательно каждый стык делать под углом не более 90 градусов из 180-ти допустимых (не 360, а именно 180). При этом, соблюдая 1-й принцип монтажа - по крупности планов
4. Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре.
Этот принцип стоит на страже сохранения фазы движущихся объектов на соседних кадрах. Если в первом кадре человек ступил правой ногой, то во втором должна быть сохранена фаза движения - и кадр либо продолжается завершением шага правой ноги, либо начинается с левой (смотря как того требует целостность фазы)
5. Монтаж по темпу движущихся объектов.
Здесь надо разобрать 3 варианта движения в кадре:
1. Движение с цикличностью действий - например, шаги идущего
2. Движение внутри рамок кадра
3. Движение объекта относительно фона
Разобравшись с типом движения, можно определить темп движения в любом имеющемся (для монтажеров), и планируемом (для операторов) кадре. А определив темп уже можно комфортно склеивать кадры именно по темпу движения.
6. Монтаж по композиции кадров
Шестой принцип гласит: центр внимания в кадре по горизонтали может перемещаться не более чем на 1/3 длины экрана (горизонтальной рамки кадра).
7. Монтаж по свету
Очень простой принцип, но и довольно тонкий - суть его в том, что освещённость в двух соседних кадрах должна совпадать - как по направлению потока света (а следовательно и положению теней), так и по яркости самой картинки.
8. Монтаж по цвету
Этот принцип приводит к тому, что если в одном кадре одна цветовая площадь заполняет его почти весь, то в предшествующем кадре эта площадь должна занимать хотя бы 1/3 кадра. Тогда зритель не растеряется и будет понимать, где продолжается действие.
9. Монтаж по смещению осей съёмки
Девятый принцип означает, что при съёмке определённого объекта следует менять ось съёмки (т.е местоположение камеры). Тогда вместо скачков мы получим гладкую склейку
10. Монтаж по направлению основной движущейся массы в кадр
Здесь принцип таков: направление движения основной движущейся массы в соседних кадрах должны совпадать. Однако, если движение в кадре меняется статикой (где ничего не движется, или движется очень мало), то движущаяся масса 1-го кадра должна занимать менее 1/3, или даже 1/4 площади изображения. Так мы обеспечим более комфортную монтажную склейку.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 401.