Каждая культура имеет свой язык, с помощью которого люди понимают друг друга. Так же и на экране существует огромное количество элементов, из которых складывается профессиональный язык – язык экрана. Он был создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
О некоторых элементах языка экрана мы уже упоминали в предыдущих главах, но, мне кажется, об этом вкратце стоит сказать еще раз.
Кадр - изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент. Понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры. (см. глава 17)
План - масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. План делится на 6 видов: дальний, общий, средний, поясной, крупный и деталь. (см. глава 17)
Ракурс - любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. (см. глава 17)
Вне этих понятий - кадр, план и ракурс - кранное изображение не существует. Действительно, всякое изображение на экране может занимать только площадь экрана, т. е. оно ограничено рамой экрана или, как говорят, кадрировано; оно обладает той или иной крупностью, и, наконец, его можно видеть в том или ином ракурсе.
Но помимо этого есть еще ряд понятий, которые относятся к выразительным элементам языка экрана:
-наплыв (в режиссерском сценарии помечается как «нпл») – постепенный переход одного изображения в другое. Происходящую за счёт убывания яркости одного при одновременном нарастании яркости другого. Впервые такой способ соединения изображений возник как кинотрюк, показывающий превращение одного объекта в другой. Наплыв не стоит путать с наездом, выполняемым трансфокатором (см. главу 18).
-Затемнение (зтм) – экранное изображение постепенно погружается в темноту. Служит для того, чтоб отделять одну сцену от другой.
- Вытеснение (шторка) - более сложный тип перехода, предусматривающий замену изображения с помощью плавно перемещающейся границы между предыдущим и последующим монтажными кадрами. На фоне одного изображения появляется часть другого, которое, постепенно увеличиваясь, полностью заменяет первое.
- Двойная экспозиция - специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Нужно для того, чтобы увеличить смысловую нагрузку и создать дополнительную эмоцию в кадре.
- Скольжение (смазка) – камера от объекта делает резкое, сверхбыстрое движение и выходит на следующий объект. То есть следующий кадр начинается со смазки.
- Расфокус – использование нечеткого, размытого изображения в кадре. Нужен для того, чтобы изобразить воспоминания из прошлого или сон.
- Полиэкран – использование нескольких связанных по смыслу изображений на одной плоскости экрана.
- Спецэффекты – совокупность технологий кинематографа и телевидения, в результате которых на экране появляется изображение, не существующее в действительности. Самый молодой элемент языка экрана. Например, хромакей – замена фона изображения. Человека снимают на специальном зеленом фоне, а затем вырезают и помещают на фон природы.
Режиссерский сценарий
Режиссерский сценарий нельзя путать с литературным, это два противоположных понятия. В литературном сценарии в основе всегда история. Это соотношение изображения и слова, литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного произведения. Литературный сценарий это всегда поиск темы, которая близка автору и режиссеру. В отличии от режиссерского сценария, литературный не имеет единой формы написания.
Режиссерский сценарий - это запись изобразительного и звукового решения будущего экранного произведения. Задача режиссерского сценария заключается в том, чтобы зафиксировать авторскую трактовку материала и все технические и художественные средства создания картины. Режиссерский сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа может реализовать авторский замысел на экране.
Так как кадры снимаются не в хронологической последовательности (в литературном сценарии наоборот), в режиссерском сценарии объединены те сцены, которые будут отсняты на одном съемочном объекте или на натуре в один и тот же период времени. Режиссерский сценарий – основной помощник постановщика во время съемочного периода.
Как правило, режиссерский сценарий создается в виде таблицы (см. рис. 1)
№ кадра | объект | план | хронометраж | Содержание кадра и текст | Музыка и шумы | примечания |
Рис. 1
Каждая строка в таблице отвечает за отдельный кадр, в них указывается вся творческая и техническая информация. Давайте разберемся подробнее.
1) «№» – порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке.
2) «ХРН» – хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).
3) «КАДР» или «РАСКАДРОВКА» – схематическое изображение кадра из раскадровки.
4) «ОБЪЕКТ» – описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ – интерьер или ЭКС – экстерьер, ПАВ – павильон или НАТ – натура.
5) «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» – столбец для оператора-постановщика в котором указывается крупность плана: дальний, общий, пасхальный, средний, молочный, крупный, деталь.
6) «ДЕЙСТВИЕ» – содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера.
7) «ДИАЛОГИ» – указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).
8) «ЗВУК» – столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и т.д.).
9) «РЕКВИЗИТ» – весь значимый реквизит, задействованный в сцене.
10) «ПРИМЕЧАНИЯ» – сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и т.д.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 501.