Сквозное и контр-сквозное действие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В «системе» К.С. Станиславский делил произведения на «куски», «задачи», «цели». По его мнению, в произведении постоянно должно присутствовать действие, борьба. Нет действия – нет и пьесы. Сквозное действие, подобно иголке, сцепляет все элементы пьесы в единое ожерелье, или же в сверхзадачу . Пытаясь сделать постановку единым целым, Станиславский писал: «Вот почему прекрасные в отдельности куски вашей роли не производят впечатления и не дают удовлетворения в целом. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».

Сквозное действие ведет к утверждению сверхзадачи, это логическая цепочка, придерживаясь которой мы получаем интересный и динамичный сюжет. Но было бы не так захватывающе и сценично, если бы не контр-сквозное действие – все то, что сопротивляется и идет навстречу сквозному. В постоянной борьбе сквозного и контр-сквозного действия рождается интерес зрителя, читателя к произведению, к жизни: в любых отношениях всегда есть борьба. Если бы её не было, достигаемая цель не была бы такой значимой как для одного человека, так и для человечества в целом.

Вспомним произведение Лермонтова «Мцыри». Главный герой стремился к свободе, он вспоминал родной дом, горы, перед ним каждый день всплывал образ отца, но видел он лишь стены монастыря. Он представлял себе, как кипит жизнь за этими стенами. Прикоснуться к родной земле – истинное желание юноши. То есть сверхзадача – стремление к свободе. Все события, с которыми сталкивается герой и задачи, которые перед собой ставит – это сквозное действие, а то, что мешает это сделать – контр-сквозное. Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой.

Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем.

«Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей

психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке... «сквозное действие артисто-роли» [...] Не будь сквозного действия, все куски и задачи

пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без

всякой» надежды ожить. Но линия сквозного действия соединяет воедино,

пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к

общей сверхзадаче».

 

Предлагаемые обстоятельства

Любое действие или событие происходит при каких-либо обстоятельствах: эпоха, окружающие люди, природа, условия жизни и тд. В театре или кино эти обстоятельства нам предлагает автор или постановщик. Следовательно, предлагаемые обстоятельства – это условия, в которых происходит сценическое (и не только) действие.

В зависимости от того, какое количество обстоятельств предлагается герою, существует:

 

-малый круг предлагаемых обстоятельств

-средний круг предлагаемых обстоятельств

-большой круг предлагаемых обстоятельств

 

Хорошо проиллюстрированы все три круга предлагаемых обстоятельств в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Место и время действия, которые относятся к каждому из героев – это большой круг обстоятельств. Произведение писалось 8 лет: с 1816 по 1824, события, которые разворачиваются в пьесе, тоже относятся к первой половине 19 века. Из текста читатель понимает, что действие происходит в Москве. Эти обстоятельства являются общими для всех героев без исключения, они не изменяются в ходе произведения, являясь заданными автором с самого начала действия.

Средний и малый круг обстоятельств связаны непосредственно с главным героем. По приезде Чацкий попадает в светское московское общество после долгого отсутствия. Но «фамусовская Москва» - так называет автор людей, с которыми общается главный герой, не принимает своего гостя по ряду причин. То есть московское общество – это и есть средний круг предлагаемых обстоятельств, который влияет на героя, раскрывая его характер.

В обстоятельства малого круга входят все те, казалось бы, незначительные события, которые заставляют действовать Чацкого здесь и сейчас: отношения Молчалина и Софьи, разговоры Чацкого и Фамусова о московском обществе, обвинения в сумасшествии и т.д. Особенность малого круга обстоятельств заключается в том, что он выстраивается под влиянием большого и среднего кругов. Стоит изменить хотя бы одно из них, то поменяется и ход пьесы: если бы отношения Чацкого и «фамусовского общества» были обратными, то скорее всего, Софья бы ушла к главному герою, так как он был бы уважаемым в Москве человеком.

Обстоятельства большого, малого и среднего кругов являются той силой, которая создает событийный ряд пьесы. Предлагаемые обстоятельства - это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью.

                                                                                       

 

 

Композиция и ее виды

К. С. Станиславский говорил о том, что искусство вообще «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Искусство выстраивания этой линии по существу и есть искусство композиции. Эта линия непрерывна и едина, она соединяет отдельные элементы в одно целое, не давая сделать произведение «лоскутным». Экранные искусства синтетически по своей природе, т.е. соединяют в себе массу элементов других искусств. Мы используем кадр, и он должен подчиняться законам композиции изображения. Используем звук – значит должны знать законы искусства, которое им занимается – музыкальной композиции. В основе наших вещей лежит драматургия, законы композиции которой разработаны в литературе. Действенная природа, сочетание мизансцен и их развитие в пространстве и времени относит нас к театру – и т.д.

Виды композиции

Для того, чтобы «сохранить логику» литературного произведения, сделать его единым целым, авторы придерживаются общепринятой схемы построения литературной композиции. Она состоит из 8 частей, между каждой из них есть связующее звено (перипетии, ведущие к следующей части) , поэтому сюжет и получается целостным. Итак, из каких пунктов состоит эта схема:

-Пролог (вводная часть произведения)

-Перипетии действия, ведущего к завязке

-Завязка (основное событие, которое ведет к последующим действиям)

-Перипетии действия, ведущего к кульминации

-Кульминация (пик нарастающего до этого момента напряжения)

-Перипетии действия, ведущего к развязке

-Развязка (завершение конфликта между героями произведения)

-Эпилог (заключительная часть произведения)

С помощью этих элементов литературное произведение становится более полным, имеет яркие неожиданные повороты, которые удивляют читателя или зрителя.

Существует 4 вида композиций фильма:

-Структурная

-Сюжетная

-Сюжетно-линейная

-Архитектоника

 

1. Структурная представляет собой деление фильма на кадры, эпизоды и сцены. Тут очень важно их соединение  и расположение относительно друг друга. Монтаж является элементом структурной композиции.

2. Сюжетная отличается от предыдущей тем, что делится сюжет фильма на экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и финал. Обращаем внимание на их расположение и соединение относительно друг друга.

3.Сюжетно-линейная делит фильм на сюжетные линии и лейтмотивы.

4. Архитектоника делит фильм на смысловые части, которые соотносятся между собой. Например, архитектоника в фильме «Андрей Рублев» А. Тарковского: 1. Искушение; 2. Покаяние; 3. Восхождение.

Виды экранных композиций:

- симметричная является самой устойчивой и законченной из всех. Кадры в симметричной композиции не пригодны для монтажа, так как они не развиваются и в своем большинстве являются статичными. Движение в них не заложено.

- ассиметричная полностью противоположна симметричной. Она чрезвычайно динамична и эмоциональна, но очень не устойчива

- горизонтальная создана для того, чтобы сделать акцент на протяженности пространства. Например, камера движется вдоль пустой улицы.

- вертикальная в кадре смотрится динамичнее и ритмичнее, чем горизонтальная. Ее задача – подчеркнуть индивидуальность выделяемого объекта

- диагональная – самая динамичная композиция, которая требует продолжения в следующем кадре. Она очень удобная для монтажа кадров «восьмеркой» (при встречных диагоналях)

- плоскостная – самая неинтересная композиция. Подчеркивает «картинность» в кадре, а графичность выделяет его плоскостность.

- глубинная – строится по принципу перспективы. Кадры направлены в глубину, что придает изображению реалистичности.

- ракурсная – определяет отношение к объекту. Чем ниже точка сьёмки и крупнее план, тем объект сильнее доминирует над пространством. И наоборот.

 

 

Событийный анализ

 

Прежде чем говорить о событийном анализе, нужно выяснить, что такое событие. Событие – определенный временный период, различный по своим размерам процесс, в основе которого определяется ведущее предлагаемое обстоятельство, влияющее на развитие основного конфликта посредством борьбы сквозного и контр-сквозного действия. Событие в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения.

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля: от события к событию. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:

1. Исходное событие – это эмоциональный «зачин» спектакля или экранного произведения. Как правило, зрителю оно не показывается, ведь начинается за пределами спектакля, но он узнает о нем в ходе последующих действий. Исходное событие выполняет роль экспозиции. Так, в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», исходным событием будет экстренный сбор — встреча отцов города в неурочное время.

2. Начальное событие – это завязка конфликта в пьесе. Начальное событие способствует началу работы всего механизма драмы, то есть пьесе появляется действие. В «Ревизоре» начальным событием будет разговор Городничего со служащими о том, что у ним в город едет ревизор.

3. Центральное событие. Тут конфликт достигает наибольшей степени проявленности, происходит перелом в развитии действия, подготавливающий развязку (не путать с литературной кульминацией). Центральное событие «Ревизора» — публичное разоблачение Хлестакова (чтение письма на балу).

4. Финальное событие. Кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. В «Ревизоре» - сообщение Бобчинского и Добчинского о своем открытии (Хлестаков — ревизор-инкогнито).

5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним. Главное событие в пьесе Гоголя – немая сцена; ведущее предлагаемое обстоятельство — сообщение о прибытии подлинного ревизора.

Принятая событийная структура позволяет не только простроить сюжет, но и выявляет глубокий смысл, заложенный в произведении. Точно так же можно проследить структурное построение всякого законченного эпизода, изъятого из любого драматургического произведения.

 

Действенный анализ

Метод действенного анализа впервые был введен К.С. Станиславским. Его суть заключалась в поиске действенных задач и предлагаемых обстоятельств. Действенный анализ открывает грани мотиваций и причинно-следственных связей в поведении персонажей, позволяет исполнителям органично и точно создавать конкретный образ на сценической или съемочной площадке.

Так как Г.А. Товстоногов был последователем системы К.С. Станиславского, он глубоко анализировал каждый элемент системы. О методе действенного анализа Товстоногов писал: «Благодаря методу действенного анализа мы имеем возможность на самом первом этапе работы переходить, так сказать, к «разведке телом». Важно руками, ногами, спиной, всем своим физическим существом внедряться в пьесу и разведывать ее. Вот в чем сила метода. Здесь нужно с ролью в руках во что бы то ни стало добиваться конечного результата, и надо разобраться в том, что происходит и пьесе. Читая пьесу по ролям, не следует искать интонационную окраску той или иной фразы, а нужно раскрыть действенную основу роли. С самого начала должна производиться «разведка телом» через действие». Действенный анализ необходим для определения режиссером психо-физического процесса борьбы героев экранного произведения в определенных предлагаемых обстоятельствах выраженный в пространстве и времени.  

Вот один из примеров действенного анализа, и то, как именно он влияет на актера. Давайте представим себе, что вам нужно сыграть человека, который потерял своего ребенка. Если вы будете произносить текст этого человека сидя за столом в аудитории, вам будет трудно правильно и реалистично сделать это.  Спокойная, сидящая фигура преподавателя (к примеру) будет мешать вам в нахождении верного самочувствия человека, потерявшего своего сына, а без этого текст будет звучать мертво. Вы не сможете произнести эту фразу так же, как произнес бы ее человек в жизни.

Но как только вы встанете из-за стола и представите, что сын убежал куда-то, пока вы зашли в магазин, «дорисуете» в своем воображении улицу и прохожих, к которым обращаетесь за помощью, то ситуация в корни изменится.

Вы увидите, что, как только вы включили свое тело в работу, вам станет легче говорить от имени вашего героя. Разрыв между спокойным самочувствием сидящего с карандашом в руках актера и тем реальным ощущением душевной и телесной жизни роли, к которому исполнитель должен стремиться с первой минуты своей встречи с ролью, заставил Константина Сергеевича глубоко проанализировать существующую практику репетиций.

На протяжении всего произведения актер должен знать четкую последовательность событий и развития конфликтов, выбирая при этом нужные действия. Действенная задача - психо-физический волевой акт, направленный на партнера, для достижения своей цели в определенных предлагаемых обстоятельствах. Действенная задача является средством для побуждения к творческой работе в процессе подготовки произведения к исполнению. Действенная задача непосредственно связана с идейно-эстетическим замыслом автора произведения и подчиняется сверхзадаче — главной цели чтения, ради которой исполняется данное литературное произведение.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 765.