Виды режиссуры экранных искусств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРА, КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ

 

                                                        

 

 

                                           Выполнила: студентка 1-го курса

                                           Евдокимова Валерия Сергеевна

                                           Проверил: профессор

                                           В.Д. Сошников

                                           Оценка:

 

Содержание

 

1. Введение

2. Профессия - режиссёр

3. Виды зрелищных искусств

4. Виды режиссуры экранных искусств

5. Тема и идея

6. Фабула и сюжет

7. Жанр и стиль (журналистики)

8. Жанры кино

9. Основной и побочный конфликты

10. Сверхзадача и сверх-сверхзадача

11. Сквозное и контр-сквозное действие

12. Предлагаемые обстоятельства

13. Композиция и ее виды

14. Событийный анализ

15. Действенный анализ

16. Сцена, эпизод, кусок, оценка

17. Мизансцена и мизанкадр

18. Кадр, план, ракурс

19. Виды съёмки

20. Выразительные элементы языка экрана

21. Режиссерский сценарий

22. Классические виды и принципы монтажа

23. Специализация режиссуры мультимедиа

24. Практика применения теоретических основ театральной и экранной режиссуры в режиссуре мультимедиа

 

Введение

В жизни каждого, кто мечтает быть режиссером, будь то режиссер театра, кино, телевидения или даже мультимедиа, должна быть теоретическая база, которая станет фундаментом для яркого, непредсказуемого, оригинального пути любого начинающего творца. Из каждой последующей главы этой курсовой работы будет складываться своего рода пазл, и если убрать хотя бы один элемент – картинка моментально потеряет смысл. То есть, чтобы по-настоящему разобраться в основах режиссуры, нужно проанализировать каждую ее составляющую, а самое главное – понять, что режиссура – это целостный механизм, который складывался веками.

Несмотря на то, что каждый новый постановщик хочет внести свой вклад в искусство представления, сложить свою систему, как это сделали К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, Вс.Э. Мейерхольд, все равно каждый из них использовал базу, которая и будет описана в курсовой работе.

Кто такой режиссер? Каковы главные инструменты в этой профессии? С чего все начиналось? На все эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответ. Следовательно, основная задача моей курсовой работы – подвести итог пройденного материала, понять, как взаимодействуют все элементы режиссерской системы.

 

Профессия – режиссер

 

«Сапожник делает сапоги, столяр—столы, а что делает художник? Он ничего не делает; он творит. Неясно и подозрительно».

Так писал теоретик ЛЕФа О.М. Брик в первом (и единственном) номере журнала «Изобразительное искусство», вышедшем в революционном Петрограде в 1919 году.

Можно и сегодня продолжить такой ход размышлений.

Например: что делает актер—играет. Что делает композитор—сочиняет музыку. Что делает поэт—стихи. Что делает живописец—картину. Что делает скульптор—ваяет. Что делает архитектор—строит. Что делает режиссер—«ставит» (?!). Неясно и подозрительно.» А так говорил С. Юткевич на своих лекциях. Поэтому нам нужно выяснить, чем же занимается режиссер, в чем заключается его главная задача и  какими средствами он ее реализует.

Режиссер – это в первую очередь интерпретатор  авторского произведения. Рассмотрим это выражение на примере. Допустим, режиссер Н решил воспроизвести на сцене басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Перед постановщиком возникает задача, как же видоизменить знаменитое произведение автора, при этом сохранив мораль и идею, которую хотел донести Крылов до читателя. Но что если режиссер и вовсе не будет следовать авторской идее и выявит для себя что-то противоположное: сделает лисицу положительным героем басни или ворона (по режиссерскому сценарию) специально отдаст лисице сыр. Постановщик Н 1000 раз подумает, на каком же дереве будет сидеть ворона, сыр будет у нее во рту или что-то другое, а может она будет при этом петь, а лисица смотреть снизу и аплодировать. То есть режиссер анализирует произведение и ставит его так, как понял сам, и, как следствие, доносит до зрителя уже свою мысль на основе авторской идеи. В данном случае это идея И.А. Крылова.

Режиссер – разносторонний человек, он должен разбираться в каждой области науки, культуры, в бытовых вещах. Но он не может выполнять несколько дел одновременно, например, быть и оператором, и художником на площадке. Но это не значит, что постановщик может прийти на площадку и впервые увидеть камеру или съемочные рельсы. Ведь для того, чтобы снять фильм, он обязан понимать, как все устроено. Следовательно, мы имеем еще одно определение «режиссера» - дилетант во многом, но профессионал в одном. Каждый человек на площадке должен выполнять свои обязанности, а режиссер – контролировать этот сложный процесс.

Теперь попытаемся конкретизировать, какие же основные функции у режиссера. Это не просто «человек с сигарой, который сидит на стуле и раздает указания». Он имеет свои обязанности: это и психолог, и монтажер, и сыщик, и педагог, который:

-определяет главную мысль произведения

-определяет общий художественный стиль фильма/спектакля

-реализует сценарий

-руководит актерами как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств.

-руководит работой оператора

-руководит работой монтажера

Так много функций у одного человека. Невозможно представить, какой бы хаос творился без постоянного надзирательства и указаний режиссера.

Таким образом, режиссер – творческий, талантливый человек, у которого должен быть «стержень», ведь он общается с огромным количеством людей изо дня в день, к каждому подбирает свой подход, чтоб съемочная группа поняла задачи, которые поставил перед ними «интерпретатор авторского произведения».

О творческой роли режиссера в спектакле В. И. Немирович-Данченко оставил нам стройное учение. В своей книге «Из прошлого» он называл режиссера «трехликим существом», соединяющим в себе качества:

1) режиссера — толкователя, актера и педагога, помогающего исполнителю создать роль;

2) режиссера — зеркала, отражающего индивидуальные качества актера;

3) режиссера — организатора всего спектакля. Для того чтобы быть режиссером — актером и педагогом, нужно в первую очередь самому прочувствовать все оттенки внутренних и внешних ходов в роли. Нужно уметь ставить себя на место исполнителя, не забывая его индивидуальности, любя и развивая его творческие качества.

Говоря о педагогике, Немирович-Данченко указывал на увлекательность и трудность этого дела. Задачи преподавания он видел в стремлении уловить индивидуальность, помогать ее развитию, облагораживать вкус, бороться с дурными привычками, с мелким самолюбием, в умении просить, настаивать, требовать; с радостью и заботой следить за малейшими ростками всего живого, подлинного, приближающего актера к правде сценического самочувствия.

Развивая в себе эти качества, режиссер сможет стать тем отшлифованным зеркалом, которое отражает любое тончайшее движение души актера, любую, чуть заметную ошибку.

 

Виды зрелищных искусств

 

Прежде чем начать говорить о видах зрелищных искусств, предлагаю сначала выяснить, а что же такое «зрелищное искусство».

Зрелищное искусство – искусство, воспринимаемое с помощью органа зрения, а присутствующий зритель как бы является полноправным соавтором этого произведения. Получается, что в том искусстве, где главным является представление (кино, театр, цирк), зритель вполне может принимать участие. Когда мы смотрим фильм, мы настолько сильно погружаемся в происходящее действие, что чувствуем себя участниками этого зрелища.

Так же зрелищные искусства называют смешанными или синтетическими, потому что часто в них задействован не один вид искусства. К примеру, в фильме мы можем увидеть цирковые элементы, а сцена в театре нередко переплетается с показом кинофильма. В зрелищном искусстве так же есть и танец, и песня, и декоративно-прикладное искусство. Оно многогранно, не имеет пределов, что больше всего нравится зрителю.

Так как видов этого искусства необъятное множество, то их соотносят по видам:

 

-Пространственные

-Временные

-Пространственно-временные

 

Пространственные виды зрелищного искусства это то, что мы можем увидеть, потрогать, они живут и распространяются именно в пространстве. К ним мы можем отнести: архитектуру, скульптуру, монументы, графику, декоративно-прикладное искусство.

Временные виды зрелищного искусства это то, что распространяется во времени. Мы не можем дотронуться до них или провести рукой, их можно ощутить. К такому искусству относится музыка и литература.

И, наконец, пространственно-временные виды искусства, которые мы и видим, и слышим. Они размещены в пространстве, во времени (то есть имеют ограничения), они объемны. К пространственно-временным относятся:

-театр (драматический, кукольный, музыкальный (опера, балет, мюзикл, оперетта), пантомима, массовые зрелища, цирк, эстрада). Режиссер А. Васильев в статье «Раб Менона» отмечает, что театр постоянно меняется и спектакль в театре не может быть зафиксирован, как картина в живописи, симфония в музыке, поэма в литературе. Станиславский определил природу драматического театра как действие. Театр — это энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Мейерхольд в свою очередь определял театр как «внутренний синтез эпохи».

-кино (документальное, игровое, научно-популярное). Кино по своей природе синтетическое искусство: в кинообраз как его составляющие входят: литература (сценарий, текст песен); живопись (мультфильм, декорации в обычном фильме, а главное — колористический и композиционный опыт изобразительного искусства); театр (игра киноактеров, которая при принципиальных отличиях от работы актеров в театре тем не менее основывается на театральной традиции и опирается на нее).

-телевидение. Особенность телевидения, роднящая его с прикладным искусством, — интимность, домашность восприятия. Это искусство, пришедшее к нам в дом, ставшее частью нашего быта. Еще на заре телевидения Эйзенштейн предсказывал новое качество актера в этом виде искусства. Все, кто попадает на телеэкран, невольно становятся не только людьми определенных занятий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства. Важно поэтому, чтобы каждый герой телепередачи был живым, «незапрограммированным» человеком, на глазах зрителя творящим монолог или беседу, умеющим вести непринужденный разговор и душевно раскрыться.

-мультимедиа. Относительной молодой вид зрелищного искусства. Это новый способ рассказывания истории, при котором опыт аудитории опирается не только на восприятие и интерпретацию медиасообщения, но и на физическое с ним взаимодействие в реальном времени, определяет особенности творчества режиссера мультимедиа, деятельность которого, начиная со стадии разработки концепции произведения, строится исходя из участия в интерактивном рассказе зрителя-пользователя.

 

Тема и идея

Многие начинающие режиссеры путают понятия темы и идеи, считая их синонимичными. Но это заблуждение. Давайте же выясним, какие же отличия между этими, на первый взгляд, похожими определениями.

Тема – предмет повествования. Она задана автором. Она повествует о о событиях, о которых тексте идет речь.

Идея – авторская мысль произведения. Отвечает на вопрос «что я хочу сказать».

Как мне кажется, определить тему не так сложно. Нужно понять, что она обязательно сводится к чему-то простому. Она рассказывает о каком-либо событии, человеке и природе человека. В каждой истории, которую мы преподносим читателю или зрителю, есть ответ на вопрос: а о чем эта история? Какова ее ТЕМА? Еще раз обратимся к басне И.А. Крылова. Автор не случайно подобрал образы лисицы и вороны, так как эти животные являются воплощением человеческих качеств (лисица – хитрость, ворона – невнимательность или глупость). То есть Крылов описывает человеческое поведение через эти два образа. Тему можно определить так: о чем? О человеческой глупости, о том, что «сладкие речи» способны творить чудеса. Тема не должна быть длинной, ведь это не пересказ. Было бы странно, если мы начнем описывать все события в басне: «Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона повелась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо». Это получится полноценная сюжетная линия, и о ней мы поговорим чуточку позже. Тема должна быть краткой, лаконичной и понятной. Прочитав ее, мы сразу поймем: «речь будет идти о лести, об отношениях, о хитрости».

Идея и тема тесно взаимосвязаны, идея зависит от темы, не может без нее существовать, и наоборот. Как уже было сказано, идея – это авторская мысль произведения. Она выражает то, что хотел донести автор до своего читателя, какие мысли им управляли во время написания басни/сказки/романа/песни и т.д. Стоит учитывать тот факт, что идея не может быть отрицательной, она должна нести «разумное, доброе, вечное». Идея не должна поощрять убийство, разврат, человеческие страдания, болезни, насилие и многое другое, что негативно сказывается на нашем мире. Поэтому априори идеей в «Вороне и лисице» не может быть восхищение умением лисицы льстить кому-угодно и когда-угодно, так как лесть не является положительным качеством для человека. Тогда какая же будет позитивная идея в нашей басне? На мой взгляд, Крылов хотел сказать, что не нужно терять голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум. Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!». Как мы видим, идея показывает что можно делать, а что нельзя, каковы плюсы и минусы поступка. Идея заставляет зрителя/читателя различать, где «хорошо», а где «плохо», заставляет нас проанализировать огромное количество историй, понять, как поведет себя человек в предлагаемых обстоятельствах, верный выбор он сделает или поддастся соблазну.

Таким образом, мы можем сделать вывод: тема и идея – это не синонимичные понятия, они ничуть не схожи (если разобраться, что есть что), они отвечают на разные вопросы, и, как следствие, несут разную смысловую нагрузку. Но даже несмотря на свои различия, тема и идея – это одно целое, которое нельзя разрывать. Это единый кусок нашего большого «режиссерского» пазла.

 

Фабула и сюжет

Любое литературное произведение состоит из фабулы и сюжета, но в начале года я не видела особой разницы между этими терминами. «Фабула – это сюжет» - вот таким был мой ответ на нашей лекции. Я даже не задумывалась, а почему «сюжет» имеет два названия? Зачем тогда придумали второе? И почему «фабула» звучит в нашей речи реже? Все оказалось не так сложно, как я себе представляла.

Фабула – фактическая основа литературного произведения, выстроенная в хронологическом порядке.

Сюжет – порядок событий, происходящих в произведении с мотивировкой поступков и причинно-следственными связями.

Наиболее ярким примером будет повесть М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор делит произведение на 6 частей, в каждой из которых описана определенная история. Так выстроил Лермонтов сюжетную линию. Казалось бы, ничего необычного, но если читать повнимательнее, то можно заметить, что события, происходящие в «Герое…», построены не хронологическом порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Но если их выстроить в правильной последовательности – «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина» - то это будет фабула, так как мы соблюли хронологию жизни главного героя. Автор использует этот прием для того, чтобы раскрыть характер Печорина, показать «историю души человеческой» со всех сторон, в разных обстоятельствах и в разное время.

Сюжеты имеют свою классификацию, которая строится на принципе соотношений событий друг к другу. Если события соотносятся только во времени, то есть, сначала происходит событие А, а потом – событие Б, то говорят о хроникальных сюжетах. Если события имеют между собой еще и причинно-следственную связь (событие А явилось причиной события Б), то это концентрический сюжет. Звучит запутанно, но есть отличный – проясняющий - пример (взятый из книги Э.М. Форстера «Аспекты романа»). Фраза «Король умер, а потом умерла королева» - это пример хроникального сюжета. А фраза «Король умер, а потом умерла королева – от горя» - это концентрический сюжет.

Хроникальные сюжеты - события связаны между собой хронологическим порядком изложения, т.е., по сути, сюжет совпадает с фабулой. Отсутствует ярко выраженная завязка, в развитии действия преобладают временные мотивировки. Центрального конфликта нет, поэтому действия не отличаются цельностью. Один конфликт может приходить на смену другому. Примеры таких произведений - Гомер «Илиада» и «Одиссея», Л.Толстой трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Концентрические сюжеты. На первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. События связаны между собой причинно-следственными связями и подчиняются логике развития основного конфликта. Хронологические связи могут быть нарушены. Легко выделяется завязка и развязка. Иногда выделяют третий тип сюжета – многолинейный, в котором развертываются несколько сюжетных линий. Они могут идти параллельно, время от времени пересекаясь друг с другом. Включение новой линии в произведение обуславливается причинно-следственными связями.

Примеры таких произведений – Л. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах».

     Итак, сюжет – это результат художнического вмешательства, создающего стройное мироздание из событий, которые природа оставила в состоянии хаоса (Р. Моултон).

Из-за своей схожести, фабулу и сюжет можно назвать взаимозаменяемыми. Если сюжет любой истории выстроить в хронологическом порядке, то получится фабула, а если сделать наоборот, разбросать фабулу в разные части произведения, при этом сохранить его логику, то получится полноценный, оригинальный сюжет.

 

 

Жанры и стили журналистики

Жанр – угол зрения автора на действительность, излагаемую в художественной форме и создающий художественный образ.

Стиль – совокупность определенных свойств и качеств жанров.

Жанры присущи не только видеолентам. Изо дня в день мы обсуждаем кино-жанры, забывая, что они есть еще и в литературе, и в музыке, и в журналистике, на чем хотелось бы остановиться более подробно.

Журналистика на телевидении играет важную роль, люди постоянно хотят быть в курсе последних событий, и хороший журналист тот, который быстрее донес новость до зрителя. Весь материал, который присущ журналистике, тоже делится на виды, или как мы уже сказали – жанры.

-информационная журналистика (в основном это новости)

-аналитическая (дебаты)

-художественная (та, где присутствуют игровые элементы)

Но было бы все так просто. Информации с каждым днем поступает все больше: она связана и с политикой, и с эстрадой, и с социумом. Ее границы соприкасаются практически со всеми областями человеческой жизни. Чтобы эту информацию правильно преподносить, информационный жанр поделили еще на несколько:

-видеосюжет (краткое сообщение, где излагается какой-либо факт)

-отчет (официальное событие, значительного социального и государственного значения)

-выступление (обращение человека к массовой аудитории). Бывает текстовое, импровизационное и тезисное.

-интервью (разговор журналиста со специально приглашенным гостем по актуальным вопросам). Интервью имеет несколько разновидностей:

· Мнение

· Портрет (для раскрытия личности собеседника)

· Факт (разговор об известном событии)

· Проблемное (столкновение разных мнений)

· Анкета (несколько людей отвечают на один и тот же вопрос)

· Протокольное

-репортаж (оперативное сообщение очевидцев, где корреспондент может быть синхронным и немым)

· Тематический (обсуждается какая-то насущная тема, событие)

· Проблемный

· Событийный (снят с одного места)

· Пост-событийный (репортеры выезжают на место произошедшего события)

· Постановочный

Журналистика очень схожа с жанром документального кино: оба фиксируют события, которые происходили/происходят. Хочется отметить таких документалистов, как Денис Кауфман, Роман Кармен и Ефим Учитель. Эти люди были фронтовыми операторами, работали в горячих точках и снимали все, что происходило на фронте.

Жанров и стилей в журналистике на сегодняшний день огромное множество, они нужны нам для классификации материала, поступающего ежедневно.

 

 

Жанры кино

Определиться с жанром и стилем будущего произведения является одним из основополагающих решений для каждого режиссера. Когда у постановщика возникает замысел нового творения, то он вначале определяется с темой и идеей, а потом переходит к выявлению жанра, думает о том, как это лучше подать зрителю. Например, интерпретаций знаменитой сказки «Красная шапочка» большое количество: кто-то представляет это как хорор, кто-то – как триллер, кому-то это покажется романтической историей, в конце которой Красная Шапочка выйдет замуж за одного из охотников, а кому-то захочется добавить элементы комедии. Все зависит от жанра и стиля, в котором привык работать режиссер.

В пространственно-временных видах искусства принято выделять три основных жанра:

-трагедия (высший жанр)

-драма

-комедия (с античности считается низшим жанром, зубоскальством)

Как и журналистика, кино многогранно, выделить только одно направление невозможно, ведь даже в античности было три (!) жанра, каждый из которых был узнаваем, поэтому вряд ли кто-то мог перепутать драму и комедию. На сегодняшний день режиссеры настолько увлеклись созданием своих собственных жанров и стилей, что иногда бывает сложно понять, какие между ними различия – мелодрама, трагикомедия, драма, психологическая драма, каммершпиле… Запутаться очень легко. Каждый новый жанр возникает благодаря смешению уже существующих. Этот прием называется эклектика.

Помимо трех уже названых жанров, нужно упомянуть еще несколько «базовых».

-Приключенческие фильмы – жанр кинематографического искусства, характерными особенностями которого являются дух авантюризма, стремительность развития сюжета и его неожиданные повороты, преувеличенность переживаний, а также отчетливое деление персонажей на хороших и плохих.

- Триллер – телевизионный и кинематографический жанр, с множеством поджанров. Характерной и определяющей чертой триллеров являются вызываемые ими чувства тревоги, неопределенности (саспенс), возбуждения и удивления. Хорошим примером триллеров являются фильмы легендарного британского режиссера Альфреда Хичкока, лучшие работы которого хотя и были созданы более полувека назад, пользуются большой популярность и в наши дни.

- Исторические фильмы – жанр игрового кинематографа, повествующий о той или иной эпохе истории, людях и событиях прошлых лет. Исторические фильмы могут иллюстрировать жизненный путь реально существовавших людей (историко-биографические) или же вымышленных персонажей (историко-приключенческие).

- Документальные фильмы, называемые также неигровыми, – жанр кинематографа, в основе которого лежат съемки реальных лиц и событий. В некоторых случаях, при необходимости акцентировать внимание на тех или иных моментах, упростить понимание или же для большей наглядности в документальных фильмах могут использоваться различные постановочные элементы, инсценировки и фрагменты игровых фильмов.

- Детективные фильмы – жанр кинематографа, главный герои или герои которого пытаются найти решение какой-либо проблемы или раскрыть преступление. На протяжении фильма детектив полиции, частный детектив или простой обыватель пытается разобраться в загадочных обстоятельствах того или иного происшествия, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.

- Фильмы мелодрамы – жанр кинематографа с усиленной чувственной и эмоциональной составляющей, заметно превалирующей над детализацией персонажей, которые зачастую изображаются схематично и стереотипно.

- Фэнтези – жанр игрового кинематографа, в основе произведений которого лежат сказочные и мифологические мотивы. В большинстве фэнтези фильмов присутствует магия и различные сверхъестественные существа, однако, в фэнтези, в отличие от других фантастических жанров, они являются не чем-то необычным, а неотъемлемой, привычной часть описываемого в фильме мира.

- Фантастические фильмы – с помощью подобных спекуляций могут обосновываться те или иные явления, события и технологии, которые теоретически могут существовать уже сегодня или быть изобретены в будущем.

- Фильмы ужасов – произведения кинематографического искусства, основной задачей которых является вызывать у зрителей негативную эмоциональную реакцию, играя на примитивных чувствах страха и отвращения.

Итак, это основные жанры кино на сегодняшний день, но это не значит, что на этом они заканчиваются. Наоборот, путем эклектики жанры появляются каждый день, иногда мы даже не замечаем этого.

Предлагаемые обстоятельства

Любое действие или событие происходит при каких-либо обстоятельствах: эпоха, окружающие люди, природа, условия жизни и тд. В театре или кино эти обстоятельства нам предлагает автор или постановщик. Следовательно, предлагаемые обстоятельства – это условия, в которых происходит сценическое (и не только) действие.

В зависимости от того, какое количество обстоятельств предлагается герою, существует:

 

-малый круг предлагаемых обстоятельств

-средний круг предлагаемых обстоятельств

-большой круг предлагаемых обстоятельств

 

Хорошо проиллюстрированы все три круга предлагаемых обстоятельств в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Место и время действия, которые относятся к каждому из героев – это большой круг обстоятельств. Произведение писалось 8 лет: с 1816 по 1824, события, которые разворачиваются в пьесе, тоже относятся к первой половине 19 века. Из текста читатель понимает, что действие происходит в Москве. Эти обстоятельства являются общими для всех героев без исключения, они не изменяются в ходе произведения, являясь заданными автором с самого начала действия.

Средний и малый круг обстоятельств связаны непосредственно с главным героем. По приезде Чацкий попадает в светское московское общество после долгого отсутствия. Но «фамусовская Москва» - так называет автор людей, с которыми общается главный герой, не принимает своего гостя по ряду причин. То есть московское общество – это и есть средний круг предлагаемых обстоятельств, который влияет на героя, раскрывая его характер.

В обстоятельства малого круга входят все те, казалось бы, незначительные события, которые заставляют действовать Чацкого здесь и сейчас: отношения Молчалина и Софьи, разговоры Чацкого и Фамусова о московском обществе, обвинения в сумасшествии и т.д. Особенность малого круга обстоятельств заключается в том, что он выстраивается под влиянием большого и среднего кругов. Стоит изменить хотя бы одно из них, то поменяется и ход пьесы: если бы отношения Чацкого и «фамусовского общества» были обратными, то скорее всего, Софья бы ушла к главному герою, так как он был бы уважаемым в Москве человеком.

Обстоятельства большого, малого и среднего кругов являются той силой, которая создает событийный ряд пьесы. Предлагаемые обстоятельства - это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью.

                                                                                       

 

 

Композиция и ее виды

К. С. Станиславский говорил о том, что искусство вообще «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Искусство выстраивания этой линии по существу и есть искусство композиции. Эта линия непрерывна и едина, она соединяет отдельные элементы в одно целое, не давая сделать произведение «лоскутным». Экранные искусства синтетически по своей природе, т.е. соединяют в себе массу элементов других искусств. Мы используем кадр, и он должен подчиняться законам композиции изображения. Используем звук – значит должны знать законы искусства, которое им занимается – музыкальной композиции. В основе наших вещей лежит драматургия, законы композиции которой разработаны в литературе. Действенная природа, сочетание мизансцен и их развитие в пространстве и времени относит нас к театру – и т.д.

Виды композиции

Для того, чтобы «сохранить логику» литературного произведения, сделать его единым целым, авторы придерживаются общепринятой схемы построения литературной композиции. Она состоит из 8 частей, между каждой из них есть связующее звено (перипетии, ведущие к следующей части) , поэтому сюжет и получается целостным. Итак, из каких пунктов состоит эта схема:

-Пролог (вводная часть произведения)

-Перипетии действия, ведущего к завязке

-Завязка (основное событие, которое ведет к последующим действиям)

-Перипетии действия, ведущего к кульминации

-Кульминация (пик нарастающего до этого момента напряжения)

-Перипетии действия, ведущего к развязке

-Развязка (завершение конфликта между героями произведения)

-Эпилог (заключительная часть произведения)

С помощью этих элементов литературное произведение становится более полным, имеет яркие неожиданные повороты, которые удивляют читателя или зрителя.

Существует 4 вида композиций фильма:

-Структурная

-Сюжетная

-Сюжетно-линейная

-Архитектоника

 

1. Структурная представляет собой деление фильма на кадры, эпизоды и сцены. Тут очень важно их соединение  и расположение относительно друг друга. Монтаж является элементом структурной композиции.

2. Сюжетная отличается от предыдущей тем, что делится сюжет фильма на экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и финал. Обращаем внимание на их расположение и соединение относительно друг друга.

3.Сюжетно-линейная делит фильм на сюжетные линии и лейтмотивы.

4. Архитектоника делит фильм на смысловые части, которые соотносятся между собой. Например, архитектоника в фильме «Андрей Рублев» А. Тарковского: 1. Искушение; 2. Покаяние; 3. Восхождение.

Виды экранных композиций:

- симметричная является самой устойчивой и законченной из всех. Кадры в симметричной композиции не пригодны для монтажа, так как они не развиваются и в своем большинстве являются статичными. Движение в них не заложено.

- ассиметричная полностью противоположна симметричной. Она чрезвычайно динамична и эмоциональна, но очень не устойчива

- горизонтальная создана для того, чтобы сделать акцент на протяженности пространства. Например, камера движется вдоль пустой улицы.

- вертикальная в кадре смотрится динамичнее и ритмичнее, чем горизонтальная. Ее задача – подчеркнуть индивидуальность выделяемого объекта

- диагональная – самая динамичная композиция, которая требует продолжения в следующем кадре. Она очень удобная для монтажа кадров «восьмеркой» (при встречных диагоналях)

- плоскостная – самая неинтересная композиция. Подчеркивает «картинность» в кадре, а графичность выделяет его плоскостность.

- глубинная – строится по принципу перспективы. Кадры направлены в глубину, что придает изображению реалистичности.

- ракурсная – определяет отношение к объекту. Чем ниже точка сьёмки и крупнее план, тем объект сильнее доминирует над пространством. И наоборот.

 

 

Событийный анализ

 

Прежде чем говорить о событийном анализе, нужно выяснить, что такое событие. Событие – определенный временный период, различный по своим размерам процесс, в основе которого определяется ведущее предлагаемое обстоятельство, влияющее на развитие основного конфликта посредством борьбы сквозного и контр-сквозного действия. Событие в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения.

Станиславский предлагал выявить в анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля: от события к событию. Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять таких событий:

1. Исходное событие – это эмоциональный «зачин» спектакля или экранного произведения. Как правило, зрителю оно не показывается, ведь начинается за пределами спектакля, но он узнает о нем в ходе последующих действий. Исходное событие выполняет роль экспозиции. Так, в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», исходным событием будет экстренный сбор — встреча отцов города в неурочное время.

2. Начальное событие – это завязка конфликта в пьесе. Начальное событие способствует началу работы всего механизма драмы, то есть пьесе появляется действие. В «Ревизоре» начальным событием будет разговор Городничего со служащими о том, что у ним в город едет ревизор.

3. Центральное событие. Тут конфликт достигает наибольшей степени проявленности, происходит перелом в развитии действия, подготавливающий развязку (не путать с литературной кульминацией). Центральное событие «Ревизора» — публичное разоблачение Хлестакова (чтение письма на балу).

4. Финальное событие. Кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство. В «Ревизоре» - сообщение Бобчинского и Добчинского о своем открытии (Хлестаков — ревизор-инкогнито).

5. Главное событие - самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства - мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним. Главное событие в пьесе Гоголя – немая сцена; ведущее предлагаемое обстоятельство — сообщение о прибытии подлинного ревизора.

Принятая событийная структура позволяет не только простроить сюжет, но и выявляет глубокий смысл, заложенный в произведении. Точно так же можно проследить структурное построение всякого законченного эпизода, изъятого из любого драматургического произведения.

 

Действенный анализ

Метод действенного анализа впервые был введен К.С. Станиславским. Его суть заключалась в поиске действенных задач и предлагаемых обстоятельств. Действенный анализ открывает грани мотиваций и причинно-следственных связей в поведении персонажей, позволяет исполнителям органично и точно создавать конкретный образ на сценической или съемочной площадке.

Так как Г.А. Товстоногов был последователем системы К.С. Станиславского, он глубоко анализировал каждый элемент системы. О методе действенного анализа Товстоногов писал: «Благодаря методу действенного анализа мы имеем возможность на самом первом этапе работы переходить, так сказать, к «разведке телом». Важно руками, ногами, спиной, всем своим физическим существом внедряться в пьесу и разведывать ее. Вот в чем сила метода. Здесь нужно с ролью в руках во что бы то ни стало добиваться конечного результата, и надо разобраться в том, что происходит и пьесе. Читая пьесу по ролям, не следует искать интонационную окраску той или иной фразы, а нужно раскрыть действенную основу роли. С самого начала должна производиться «разведка телом» через действие». Действенный анализ необходим для определения режиссером психо-физического процесса борьбы героев экранного произведения в определенных предлагаемых обстоятельствах выраженный в пространстве и времени.  

Вот один из примеров действенного анализа, и то, как именно он влияет на актера. Давайте представим себе, что вам нужно сыграть человека, который потерял своего ребенка. Если вы будете произносить текст этого человека сидя за столом в аудитории, вам будет трудно правильно и реалистично сделать это.  Спокойная, сидящая фигура преподавателя (к примеру) будет мешать вам в нахождении верного самочувствия человека, потерявшего своего сына, а без этого текст будет звучать мертво. Вы не сможете произнести эту фразу так же, как произнес бы ее человек в жизни.

Но как только вы встанете из-за стола и представите, что сын убежал куда-то, пока вы зашли в магазин, «дорисуете» в своем воображении улицу и прохожих, к которым обращаетесь за помощью, то ситуация в корни изменится.

Вы увидите, что, как только вы включили свое тело в работу, вам станет легче говорить от имени вашего героя. Разрыв между спокойным самочувствием сидящего с карандашом в руках актера и тем реальным ощущением душевной и телесной жизни роли, к которому исполнитель должен стремиться с первой минуты своей встречи с ролью, заставил Константина Сергеевича глубоко проанализировать существующую практику репетиций.

На протяжении всего произведения актер должен знать четкую последовательность событий и развития конфликтов, выбирая при этом нужные действия. Действенная задача - психо-физический волевой акт, направленный на партнера, для достижения своей цели в определенных предлагаемых обстоятельствах. Действенная задача является средством для побуждения к творческой работе в процессе подготовки произведения к исполнению. Действенная задача непосредственно связана с идейно-эстетическим замыслом автора произведения и подчиняется сверхзадаче — главной цели чтения, ради которой исполняется данное литературное произведение.

 

 

Мизансцена и мизанкадр

Построение мизансцен и мизанкадров является одним из основных стилеобразующих факторов фильма или постановки. Они могут отражать не только бытовую обстановку, но еще и иметь символическое значение. Вспомним заключительный мизанкадр в 1-й части фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный»: патриотически настроенный народ идёт звать царя вновь начать править государством и знаменитый мизанкадр, объединивший в одном кадре крупный план царя на фоне идущего к нему на дальнем плане народа, выражает идею единства царя и народа, а значит и идею всего фильма - стремление к объединению Российского государства.

Мизансцена – расположение и передвижение персонажей театрального произведения относительно зрителя. Мизансцена является результатом действенных задач.  

Сергей Эйзенштейн был первым, кто дал определение мизанкадру - это расположение и перемещение актеров на сцене по отношению друг у другу и окружающей среде. Это «пластическое выражение мысли». Еще одно определение мизанкадра звучит так – это классическая театральная мизансцена плюс специфические кинематографические выразительные средства и приемы, о которых мы поговорим в последующих главах.

Мизансцена и мизанкадр являются «языком» режиссера, при помощи которого он разговаривает со зрителем. С их помощью постановщик демонстрирует свое отношение к каждому из героев, делает акцент на «главных» и «второстепенных» персонажах. При этом нужно учитывать композицию формирования сцены: расстановка декораций, эпизод, который играется на сценической площадке или показывается в киноленте, большое внимание режиссер уделяет свету и звуку, ведь это главные составляющие при демонстрации задуманного художественного эффекта в мизанкадре/сцене. В отличие от мизансцены, в мизанкадре важным является взаимодействие режиссера и оператора: перемещение камеры, ее статика, выбор объектива, ракурс и т.д. Но цель одинаковая – наиболее полно донести до зрителя основную мысль картины. Эйзенштейн понимал мизанкадр не только пространственно, но и временно - как монтажную последовательность кадров, представляющую в разных крупностях и ракурсах одну мизансцену.

Существует несколько видов мизансцен. Это вызвано тем, какой художественный эффект хочет создать режиссер. О некоторых из них мы упоминали в 13 главе (см. страницу 28)

1. симметричная и ассиметричная. То есть есть точка центральная, по сторонам которой симметрично располагаются основные части композиции. Это статичная мизансцена. Ассиметричная – состоит в нарушении равновесия.

2. глубинная (позволяет воспринимать изображение на плоской поверхности объемным)

3. круговая ( если движется по часовой стрелке, то акцент будет на динамике движения. Против часовой – антидинамике движения.)

4.диагональная (самое выгодное построение это диагональное. Оно подчеркивает перспективу и поэтому создается впечатление большой объемности фигур)

5.вертикальная (высота площадки работает на увеличение пространства сцены или кадра)

6.плоскостная (фронтальная) – самая «неинтересная» из мизансцен, необходима для укрупнения плана.

Наиболее правильно суть термина «мизансцена» определил Сергей Эйзенштейн: «Мизансцена в строении своем как пластической схемы должна так же пространственно обнаруживать ту внутреннюю динамику взаимозависимости персонажей, которая является внутренним содержанием сцены… Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей, нужных по логике их действий в данном по сюжету обстановке» (Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т.4.)

                                                                                                                      

18. Кадр, план, ракурс

В предыдущей главе мы выяснили, что такое мизанкадр. Повторюсь, что при создании мизанкадра самым важным звеном является работа режиссера и оператора. В зависимости от того, как выстроить кадр, с какого ракурса и каким планом снять объект, мы определим его смысловые акценты. Но что же такое кадр, план и ракурс?

Кадр – это изображение части экрана, снятое объективом камеры, от включения до выключения. В одной секунде умещается 25 кадров, каждый из которых состоит из кадриков. Кадрик – это одно отдельное неподвижное изображение на кинопленке. Их последовательная проекция на экран помогает воспроизвести движущееся изображение, предварительно записанное на кинопленку. Кадр ограничивает пребывание изображения на экране.

Тесно связано с кадром такое понятие как план. План – это масштаб изображения в кадре. План делится на несколько видов в зависимости от того, объект какого размера мы хотим увидеть на экране. Вид плана, как правило, определяется по размеру человека в кадре:

- дальний план (человек и окружающая его обстановка, она намного больше самого человека)

- общий план (человек во весь рост)

- средний план (человек до колен)

- поясной (человек до пояса)

- крупный (голова человека)

- макроплан (деталь) (это может быть глаз, ухо, палец человека. Все зависит от того, на чем делается акцент в кадре)

Если камера статична, то мы видим изображение только одного плана, например, общего. Если же камера находится в движении (наезд/отъезд), то зритель может увидеть два, а то и больше планов в одном кадре.

Еще одним важным элементом построения картинки является ракурс. Ракурс – это любой угол, образуемый между оптической осью объектива и снимаемым предметом. Благодаря ракурсу зритель способен «видеть, как герой фильма». Ракурс выражает точку зрения автора произведения (режиссера) к определенному объекту. Если героя хотят показать «маленьким человеком» или наоборот – придать его образу величественности – ракурс выстраивается либо сверху вниз, либо снизу вверх. Этот прием, к слову, был излюбленным у такого режиссера, как Квентин Тарантино. Визитной карточкой Тарантино стал так называемый «кадр из багажника», когда съемка идет глазами жертвы, засунутой в багажник автомобиля. С помощью этого приема режиссер демонстрирует беспомощность пострадавшего и силу и мощь маньяков. Эти кадры мы можем увидеть в таких фильмах, как «Убить Билла», «Доказательство смерти» или «Бесславные ублюдки». 

 

 

Виды съемки

 

Съемка – один из основных и самых ответственных этапов в кинопроизводстве. Основных – потому что без съемки не получится фильм, а ответственных – так как режиссер заранее составляет график съемки конкретных сцен в съемочном павильоне, нанимает команду профессионалов (гримеры, художники, звукооператоры, видео операторы), поэтому, во избежание лишних затрат, очень важно следовать съемочному плану. Для того, чтобы получилась качественно отснятая сцена, нужно чтобы режиссер и оператор работали в «тандеме».

 Съемка бывает нескольких видов:

-Объективная камера. Режиссер показывает событие с объективной точки зрения, когда аппарат наблюдает за происходящим с позиции, выбранной режиссером и не зависящей от героев и их действий. Это режиссерская, авторская точка зрения. В основном отснято общим планом.

-Субъективная камера. Режиссер присваивает камере точку зрения пер­сонажа на события, как бы глазами действующего лица, через объек­тив видит сцену, разворачивающуюся на экране. Камера — участ­ник события, словно на себе ощущает столкновения с другими объектами и участниками сцены.

-Скрытая камера – съемка людей, когда они не знают об этом. Чаще используется в создании документальных фильмов.

-Провокационная камера. Провоцирует зрителя на совершение какого-либо действия, используется в рекламе.

-Постановочная камера. Отвечает за выстраивание кадра, как правило, в игровом кино. Съемка происходит по запланированному режиссером сценарию, с использованием раскадровки. Раскадровка - последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов. Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм.

-Привычная камера. Снимаемые люди находятся в одном помещении с камерой определенное количество времени, привыкают к ней и поэтому во время съемки ведут себя максимально естественно, без «наигранности». Часто используется при съемке интервью или документальных фильмов.

Виды съемки движущейся камерой:

-Панорамирование. Съемка осуществляется поворотом кинокамеры в горизонтальном или вертикальном или в обоих направлениях. Панорамирование применяется для съемки движущихся объектов, пейзажей. Панорамирование может производиться с крана, рельс (долли, которыми управляет дольщик) или дрона.

-Тревеллинг (проезд). Съемочный аппарат, установленный на подвижной опоре, тележке или кране, приближается к объектам съемки, удаляется от них или следует за ними по ходу съемки. При этом движение кинокамеры может сопровождаться поворотами или наклонами ее по вертикальной или горизонтальной оси.

-Траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направления взгляда объектива. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления

-Трансфокатор. Наезд или отъезд на/от объект изображения при помощи специального объектива с переменным фокусным расстоянием.

 

 

Режиссерский сценарий

 

Режиссерский сценарий нельзя путать с литературным, это два противоположных понятия. В литературном сценарии в основе всегда история. Это соотношение изображения и слова, литературная запись изобразительного и звукового решения будущего экранного произведения. Литературный сценарий это всегда поиск темы, которая близка автору и режиссеру. В отличии от режиссерского сценария, литературный не имеет единой формы написания.

Режиссерский сценарий - это запись изобразительного и звукового решения будущего экранного произведения. Задача режиссерского сценария заключается в том, чтобы зафиксировать авторскую трактовку материала и все технические и художественные средства создания картины. Режиссерский сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа может реализовать авторский замысел на экране.

Так как кадры снимаются не в хронологической последовательности (в литературном сценарии наоборот),  в режиссерском сценарии объединены те сцены, которые будут отсняты на одном съемочном объекте или на натуре в один и тот же период времени. Режиссерский сценарий – основной помощник постановщика во время съемочного периода.

Как правило, режиссерский сценарий создается в виде таблицы (см. рис. 1)

№ кадра объект план хронометраж Содержание кадра и текст Музыка и шумы примечания
               

Рис. 1

Каждая строка в таблице отвечает за отдельный кадр, в них указывается вся творческая и техническая информация. Давайте разберемся подробнее.  

1) «№» – порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке.

2) «ХРН» – хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).

3) «КАДР» или «РАСКАДРОВКА» – схематическое изображение кадра из раскадровки.

4) «ОБЪЕКТ» – описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ – интерьер или ЭКС – экстерьер, ПАВ – павильон или НАТ – натура.

5) «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» – столбец для оператора-постановщика в котором указывается крупность плана: дальний, общий, пасхальный, средний, молочный, крупный, деталь.

6) «ДЕЙСТВИЕ» – содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера.

7) «ДИАЛОГИ» – указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).

8) «ЗВУК» – столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и т.д.).

9) «РЕКВИЗИТ» – весь значимый реквизит, задействованный в сцене.

10) «ПРИМЕЧАНИЯ» – сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и т.д.).

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРА, КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

 

 

Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ

 

                                                        

 

 

                                           Выполнила: студентка 1-го курса

                                           Евдокимова Валерия Сергеевна

                                           Проверил: профессор

                                           В.Д. Сошников

                                           Оценка:

 

Содержание

 

1. Введение

2. Профессия - режиссёр

3. Виды зрелищных искусств

4. Виды режиссуры экранных искусств

5. Тема и идея

6. Фабула и сюжет

7. Жанр и стиль (журналистики)

8. Жанры кино

9. Основной и побочный конфликты

10. Сверхзадача и сверх-сверхзадача

11. Сквозное и контр-сквозное действие

12. Предлагаемые обстоятельства

13. Композиция и ее виды

14. Событийный анализ

15. Действенный анализ

16. Сцена, эпизод, кусок, оценка

17. Мизансцена и мизанкадр

18. Кадр, план, ракурс

19. Виды съёмки

20. Выразительные элементы языка экрана

21. Режиссерский сценарий

22. Классические виды и принципы монтажа

23. Специализация режиссуры мультимедиа

24. Практика применения теоретических основ театральной и экранной режиссуры в режиссуре мультимедиа

 

Введение

В жизни каждого, кто мечтает быть режиссером, будь то режиссер театра, кино, телевидения или даже мультимедиа, должна быть теоретическая база, которая станет фундаментом для яркого, непредсказуемого, оригинального пути любого начинающего творца. Из каждой последующей главы этой курсовой работы будет складываться своего рода пазл, и если убрать хотя бы один элемент – картинка моментально потеряет смысл. То есть, чтобы по-настоящему разобраться в основах режиссуры, нужно проанализировать каждую ее составляющую, а самое главное – понять, что режиссура – это целостный механизм, который складывался веками.

Несмотря на то, что каждый новый постановщик хочет внести свой вклад в искусство представления, сложить свою систему, как это сделали К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, Вс.Э. Мейерхольд, все равно каждый из них использовал базу, которая и будет описана в курсовой работе.

Кто такой режиссер? Каковы главные инструменты в этой профессии? С чего все начиналось? На все эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответ. Следовательно, основная задача моей курсовой работы – подвести итог пройденного материала, понять, как взаимодействуют все элементы режиссерской системы.

 

Профессия – режиссер

 

«Сапожник делает сапоги, столяр—столы, а что делает художник? Он ничего не делает; он творит. Неясно и подозрительно».

Так писал теоретик ЛЕФа О.М. Брик в первом (и единственном) номере журнала «Изобразительное искусство», вышедшем в революционном Петрограде в 1919 году.

Можно и сегодня продолжить такой ход размышлений.

Например: что делает актер—играет. Что делает композитор—сочиняет музыку. Что делает поэт—стихи. Что делает живописец—картину. Что делает скульптор—ваяет. Что делает архитектор—строит. Что делает режиссер—«ставит» (?!). Неясно и подозрительно.» А так говорил С. Юткевич на своих лекциях. Поэтому нам нужно выяснить, чем же занимается режиссер, в чем заключается его главная задача и  какими средствами он ее реализует.

Режиссер – это в первую очередь интерпретатор  авторского произведения. Рассмотрим это выражение на примере. Допустим, режиссер Н решил воспроизвести на сцене басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Перед постановщиком возникает задача, как же видоизменить знаменитое произведение автора, при этом сохранив мораль и идею, которую хотел донести Крылов до читателя. Но что если режиссер и вовсе не будет следовать авторской идее и выявит для себя что-то противоположное: сделает лисицу положительным героем басни или ворона (по режиссерскому сценарию) специально отдаст лисице сыр. Постановщик Н 1000 раз подумает, на каком же дереве будет сидеть ворона, сыр будет у нее во рту или что-то другое, а может она будет при этом петь, а лисица смотреть снизу и аплодировать. То есть режиссер анализирует произведение и ставит его так, как понял сам, и, как следствие, доносит до зрителя уже свою мысль на основе авторской идеи. В данном случае это идея И.А. Крылова.

Режиссер – разносторонний человек, он должен разбираться в каждой области науки, культуры, в бытовых вещах. Но он не может выполнять несколько дел одновременно, например, быть и оператором, и художником на площадке. Но это не значит, что постановщик может прийти на площадку и впервые увидеть камеру или съемочные рельсы. Ведь для того, чтобы снять фильм, он обязан понимать, как все устроено. Следовательно, мы имеем еще одно определение «режиссера» - дилетант во многом, но профессионал в одном. Каждый человек на площадке должен выполнять свои обязанности, а режиссер – контролировать этот сложный процесс.

Теперь попытаемся конкретизировать, какие же основные функции у режиссера. Это не просто «человек с сигарой, который сидит на стуле и раздает указания». Он имеет свои обязанности: это и психолог, и монтажер, и сыщик, и педагог, который:

-определяет главную мысль произведения

-определяет общий художественный стиль фильма/спектакля

-реализует сценарий

-руководит актерами как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств.

-руководит работой оператора

-руководит работой монтажера

Так много функций у одного человека. Невозможно представить, какой бы хаос творился без постоянного надзирательства и указаний режиссера.

Таким образом, режиссер – творческий, талантливый человек, у которого должен быть «стержень», ведь он общается с огромным количеством людей изо дня в день, к каждому подбирает свой подход, чтоб съемочная группа поняла задачи, которые поставил перед ними «интерпретатор авторского произведения».

О творческой роли режиссера в спектакле В. И. Немирович-Данченко оставил нам стройное учение. В своей книге «Из прошлого» он называл режиссера «трехликим существом», соединяющим в себе качества:

1) режиссера — толкователя, актера и педагога, помогающего исполнителю создать роль;

2) режиссера — зеркала, отражающего индивидуальные качества актера;

3) режиссера — организатора всего спектакля. Для того чтобы быть режиссером — актером и педагогом, нужно в первую очередь самому прочувствовать все оттенки внутренних и внешних ходов в роли. Нужно уметь ставить себя на место исполнителя, не забывая его индивидуальности, любя и развивая его творческие качества.

Говоря о педагогике, Немирович-Данченко указывал на увлекательность и трудность этого дела. Задачи преподавания он видел в стремлении уловить индивидуальность, помогать ее развитию, облагораживать вкус, бороться с дурными привычками, с мелким самолюбием, в умении просить, настаивать, требовать; с радостью и заботой следить за малейшими ростками всего живого, подлинного, приближающего актера к правде сценического самочувствия.

Развивая в себе эти качества, режиссер сможет стать тем отшлифованным зеркалом, которое отражает любое тончайшее движение души актера, любую, чуть заметную ошибку.

 

Виды зрелищных искусств

 

Прежде чем начать говорить о видах зрелищных искусств, предлагаю сначала выяснить, а что же такое «зрелищное искусство».

Зрелищное искусство – искусство, воспринимаемое с помощью органа зрения, а присутствующий зритель как бы является полноправным соавтором этого произведения. Получается, что в том искусстве, где главным является представление (кино, театр, цирк), зритель вполне может принимать участие. Когда мы смотрим фильм, мы настолько сильно погружаемся в происходящее действие, что чувствуем себя участниками этого зрелища.

Так же зрелищные искусства называют смешанными или синтетическими, потому что часто в них задействован не один вид искусства. К примеру, в фильме мы можем увидеть цирковые элементы, а сцена в театре нередко переплетается с показом кинофильма. В зрелищном искусстве так же есть и танец, и песня, и декоративно-прикладное искусство. Оно многогранно, не имеет пределов, что больше всего нравится зрителю.

Так как видов этого искусства необъятное множество, то их соотносят по видам:

 

-Пространственные

-Временные

-Пространственно-временные

 

Пространственные виды зрелищного искусства это то, что мы можем увидеть, потрогать, они живут и распространяются именно в пространстве. К ним мы можем отнести: архитектуру, скульптуру, монументы, графику, декоративно-прикладное искусство.

Временные виды зрелищного искусства это то, что распространяется во времени. Мы не можем дотронуться до них или провести рукой, их можно ощутить. К такому искусству относится музыка и литература.

И, наконец, пространственно-временные виды искусства, которые мы и видим, и слышим. Они размещены в пространстве, во времени (то есть имеют ограничения), они объемны. К пространственно-временным относятся:

-театр (драматический, кукольный, музыкальный (опера, балет, мюзикл, оперетта), пантомима, массовые зрелища, цирк, эстрада). Режиссер А. Васильев в статье «Раб Менона» отмечает, что театр постоянно меняется и спектакль в театре не может быть зафиксирован, как картина в живописи, симфония в музыке, поэма в литературе. Станиславский определил природу драматического театра как действие. Театр — это энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Мейерхольд в свою очередь определял театр как «внутренний синтез эпохи».

-кино (документальное, игровое, научно-популярное). Кино по своей природе синтетическое искусство: в кинообраз как его составляющие входят: литература (сценарий, текст песен); живопись (мультфильм, декорации в обычном фильме, а главное — колористический и композиционный опыт изобразительного искусства); театр (игра киноактеров, которая при принципиальных отличиях от работы актеров в театре тем не менее основывается на театральной традиции и опирается на нее).

-телевидение. Особенность телевидения, роднящая его с прикладным искусством, — интимность, домашность восприятия. Это искусство, пришедшее к нам в дом, ставшее частью нашего быта. Еще на заре телевидения Эйзенштейн предсказывал новое качество актера в этом виде искусства. Все, кто попадает на телеэкран, невольно становятся не только людьми определенных занятий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства. Важно поэтому, чтобы каждый герой телепередачи был живым, «незапрограммированным» человеком, на глазах зрителя творящим монолог или беседу, умеющим вести непринужденный разговор и душевно раскрыться.

-мультимедиа. Относительной молодой вид зрелищного искусства. Это новый способ рассказывания истории, при котором опыт аудитории опирается не только на восприятие и интерпретацию медиасообщения, но и на физическое с ним взаимодействие в реальном времени, определяет особенности творчества режиссера мультимедиа, деятельность которого, начиная со стадии разработки концепции произведения, строится исходя из участия в интерактивном рассказе зрителя-пользователя.

 

Виды режиссуры экранных искусств

Экранные искусства в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. На рубеже нового века происходит трансформация культуры: бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее потока аудиовизуальной информации. Становится своеобразной нормой знакомство с фольклором, музыкой, живописью, архитектурой через посредничество экрана; документальные теле-(видео) фильмы о музейных коллекциях воспринимаются как источник информации об искусстве, “виртуальные путешествия”, реализуемые через медиатехнологии, предоставляют вроде бы невиданные ранее возможности - перемещаться куда угодно, путешествовать по “виртуальным музеям” в регулируемом режиме просмотра. Экранные виды искусства настолько «набрали обороты», что с каждым годом их становится все больше, а значит увеличивается круг работы режиссера.

Режиссер - это человек, который всегда двигается в одном направлении: игровое кино, документальное, медиа-технологии. Но режиссура на сегодняшний день, в основном, сводится именно к экрану. Мы можем разделить ее на несколько видов:

кинопроизводство

видеопроизводство

теле-производство

медиа-производство

На мой взгляд, это 4 основных разновидности режиссуры экранных искусств, которые наиболее востребованы на сегодняшний день.

 

Тема и идея

Многие начинающие режиссеры путают понятия темы и идеи, считая их синонимичными. Но это заблуждение. Давайте же выясним, какие же отличия между этими, на первый взгляд, похожими определениями.

Тема – предмет повествования. Она задана автором. Она повествует о о событиях, о которых тексте идет речь.

Идея – авторская мысль произведения. Отвечает на вопрос «что я хочу сказать».

Как мне кажется, определить тему не так сложно. Нужно понять, что она обязательно сводится к чему-то простому. Она рассказывает о каком-либо событии, человеке и природе человека. В каждой истории, которую мы преподносим читателю или зрителю, есть ответ на вопрос: а о чем эта история? Какова ее ТЕМА? Еще раз обратимся к басне И.А. Крылова. Автор не случайно подобрал образы лисицы и вороны, так как эти животные являются воплощением человеческих качеств (лисица – хитрость, ворона – невнимательность или глупость). То есть Крылов описывает человеческое поведение через эти два образа. Тему можно определить так: о чем? О человеческой глупости, о том, что «сладкие речи» способны творить чудеса. Тема не должна быть длинной, ведь это не пересказ. Было бы странно, если мы начнем описывать все события в басне: «Ворона сумела раздобыть где-то сыр, а Лиса решила завладеть этим сыром. Будучи не в силах отобрать этот сыр у Вороны, Лиса применила такое оружие, как лесть. Ворона повелась на похвалы Лисы и выронила сыр, что Лисе и было надо». Это получится полноценная сюжетная линия, и о ней мы поговорим чуточку позже. Тема должна быть краткой, лаконичной и понятной. Прочитав ее, мы сразу поймем: «речь будет идти о лести, об отношениях, о хитрости».

Идея и тема тесно взаимосвязаны, идея зависит от темы, не может без нее существовать, и наоборот. Как уже было сказано, идея – это авторская мысль произведения. Она выражает то, что хотел донести автор до своего читателя, какие мысли им управляли во время написания басни/сказки/романа/песни и т.д. Стоит учитывать тот факт, что идея не может быть отрицательной, она должна нести «разумное, доброе, вечное». Идея не должна поощрять убийство, разврат, человеческие страдания, болезни, насилие и многое другое, что негативно сказывается на нашем мире. Поэтому априори идеей в «Вороне и лисице» не может быть восхищение умением лисицы льстить кому-угодно и когда-угодно, так как лесть не является положительным качеством для человека. Тогда какая же будет позитивная идея в нашей басне? На мой взгляд, Крылов хотел сказать, что не нужно терять голову от льстивых слов. Все мы к лести относимся по-разному, но лесть не должна затуманивать наш разум. Крылов критикует способность людей поддаваться лести, благодаря которой выигрывают лишь льстецы. Поддалась Ворона лести и «Сыр выпал, с ним была плутовка такова!». Как мы видим, идея показывает что можно делать, а что нельзя, каковы плюсы и минусы поступка. Идея заставляет зрителя/читателя различать, где «хорошо», а где «плохо», заставляет нас проанализировать огромное количество историй, понять, как поведет себя человек в предлагаемых обстоятельствах, верный выбор он сделает или поддастся соблазну.

Таким образом, мы можем сделать вывод: тема и идея – это не синонимичные понятия, они ничуть не схожи (если разобраться, что есть что), они отвечают на разные вопросы, и, как следствие, несут разную смысловую нагрузку. Но даже несмотря на свои различия, тема и идея – это одно целое, которое нельзя разрывать. Это единый кусок нашего большого «режиссерского» пазла.

 

Фабула и сюжет

Любое литературное произведение состоит из фабулы и сюжета, но в начале года я не видела особой разницы между этими терминами. «Фабула – это сюжет» - вот таким был мой ответ на нашей лекции. Я даже не задумывалась, а почему «сюжет» имеет два названия? Зачем тогда придумали второе? И почему «фабула» звучит в нашей речи реже? Все оказалось не так сложно, как я себе представляла.

Фабула – фактическая основа литературного произведения, выстроенная в хронологическом порядке.

Сюжет – порядок событий, происходящих в произведении с мотивировкой поступков и причинно-следственными связями.

Наиболее ярким примером будет повесть М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор делит произведение на 6 частей, в каждой из которых описана определенная история. Так выстроил Лермонтов сюжетную линию. Казалось бы, ничего необычного, но если читать повнимательнее, то можно заметить, что события, происходящие в «Герое…», построены не хронологическом порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Но если их выстроить в правильной последовательности – «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина» - то это будет фабула, так как мы соблюли хронологию жизни главного героя. Автор использует этот прием для того, чтобы раскрыть характер Печорина, показать «историю души человеческой» со всех сторон, в разных обстоятельствах и в разное время.

Сюжеты имеют свою классификацию, которая строится на принципе соотношений событий друг к другу. Если события соотносятся только во времени, то есть, сначала происходит событие А, а потом – событие Б, то говорят о хроникальных сюжетах. Если события имеют между собой еще и причинно-следственную связь (событие А явилось причиной события Б), то это концентрический сюжет. Звучит запутанно, но есть отличный – проясняющий - пример (взятый из книги Э.М. Форстера «Аспекты романа»). Фраза «Король умер, а потом умерла королева» - это пример хроникального сюжета. А фраза «Король умер, а потом умерла королева – от горя» - это концентрический сюжет.

Хроникальные сюжеты - события связаны между собой хронологическим порядком изложения, т.е., по сути, сюжет совпадает с фабулой. Отсутствует ярко выраженная завязка, в развитии действия преобладают временные мотивировки. Центрального конфликта нет, поэтому действия не отличаются цельностью. Один конфликт может приходить на смену другому. Примеры таких произведений - Гомер «Илиада» и «Одиссея», Л.Толстой трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Концентрические сюжеты. На первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии. События связаны между собой причинно-следственными связями и подчиняются логике развития основного конфликта. Хронологические связи могут быть нарушены. Легко выделяется завязка и развязка. Иногда выделяют третий тип сюжета – многолинейный, в котором развертываются несколько сюжетных линий. Они могут идти параллельно, время от времени пересекаясь друг с другом. Включение новой линии в произведение обуславливается причинно-следственными связями.

Примеры таких произведений – Л. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах».

     Итак, сюжет – это результат художнического вмешательства, создающего стройное мироздание из событий, которые природа оставила в состоянии хаоса (Р. Моултон).

Из-за своей схожести, фабулу и сюжет можно назвать взаимозаменяемыми. Если сюжет любой истории выстроить в хронологическом порядке, то получится фабула, а если сделать наоборот, разбросать фабулу в разные части произведения, при этом сохранить его логику, то получится полноценный, оригинальный сюжет.

 

 

Жанры и стили журналистики

Жанр – угол зрения автора на действительность, излагаемую в художественной форме и создающий художественный образ.

Стиль – совокупность определенных свойств и качеств жанров.

Жанры присущи не только видеолентам. Изо дня в день мы обсуждаем кино-жанры, забывая, что они есть еще и в литературе, и в музыке, и в журналистике, на чем хотелось бы остановиться более подробно.

Журналистика на телевидении играет важную роль, люди постоянно хотят быть в курсе последних событий, и хороший журналист тот, который быстрее донес новость до зрителя. Весь материал, который присущ журналистике, тоже делится на виды, или как мы уже сказали – жанры.

-информационная журналистика (в основном это новости)

-аналитическая (дебаты)

-художественная (та, где присутствуют игровые элементы)

Но было бы все так просто. Информации с каждым днем поступает все больше: она связана и с политикой, и с эстрадой, и с социумом. Ее границы соприкасаются практически со всеми областями человеческой жизни. Чтобы эту информацию правильно преподносить, информационный жанр поделили еще на несколько:

-видеосюжет (краткое сообщение, где излагается какой-либо факт)

-отчет (официальное событие, значительного социального и государственного значения)

-выступление (обращение человека к массовой аудитории). Бывает текстовое, импровизационное и тезисное.

-интервью (разговор журналиста со специально приглашенным гостем по актуальным вопросам). Интервью имеет несколько разновидностей:

· Мнение

· Портрет (для раскрытия личности собеседника)

· Факт (разговор об известном событии)

· Проблемное (столкновение разных мнений)

· Анкета (несколько людей отвечают на один и тот же вопрос)

· Протокольное

-репортаж (оперативное сообщение очевидцев, где корреспондент может быть синхронным и немым)

· Тематический (обсуждается какая-то насущная тема, событие)

· Проблемный

· Событийный (снят с одного места)

· Пост-событийный (репортеры выезжают на место произошедшего события)

· Постановочный

Журналистика очень схожа с жанром документального кино: оба фиксируют события, которые происходили/происходят. Хочется отметить таких документалистов, как Денис Кауфман, Роман Кармен и Ефим Учитель. Эти люди были фронтовыми операторами, работали в горячих точках и снимали все, что происходило на фронте.

Жанров и стилей в журналистике на сегодняшний день огромное множество, они нужны нам для классификации материала, поступающего ежедневно.

 

 

Жанры кино

Определиться с жанром и стилем будущего произведения является одним из основополагающих решений для каждого режиссера. Когда у постановщика возникает замысел нового творения, то он вначале определяется с темой и идеей, а потом переходит к выявлению жанра, думает о том, как это лучше подать зрителю. Например, интерпретаций знаменитой сказки «Красная шапочка» большое количество: кто-то представляет это как хорор, кто-то – как триллер, кому-то это покажется романтической историей, в конце которой Красная Шапочка выйдет замуж за одного из охотников, а кому-то захочется добавить элементы комедии. Все зависит от жанра и стиля, в котором привык работать режиссер.

В пространственно-временных видах искусства принято выделять три основных жанра:

-трагедия (высший жанр)

-драма

-комедия (с античности считается низшим жанром, зубоскальством)

Как и журналистика, кино многогранно, выделить только одно направление невозможно, ведь даже в античности было три (!) жанра, каждый из которых был узнаваем, поэтому вряд ли кто-то мог перепутать драму и комедию. На сегодняшний день режиссеры настолько увлеклись созданием своих собственных жанров и стилей, что иногда бывает сложно понять, какие между ними различия – мелодрама, трагикомедия, драма, психологическая драма, каммершпиле… Запутаться очень легко. Каждый новый жанр возникает благодаря смешению уже существующих. Этот прием называется эклектика.

Помимо трех уже названых жанров, нужно упомянуть еще несколько «базовых».

-Приключенческие фильмы – жанр кинематографического искусства, характерными особенностями которого являются дух авантюризма, стремительность развития сюжета и его неожиданные повороты, преувеличенность переживаний, а также отчетливое деление персонажей на хороших и плохих.

- Триллер – телевизионный и кинематографический жанр, с множеством поджанров. Характерной и определяющей чертой триллеров являются вызываемые ими чувства тревоги, неопределенности (саспенс), возбуждения и удивления. Хорошим примером триллеров являются фильмы легендарного британского режиссера Альфреда Хичкока, лучшие работы которого хотя и были созданы более полувека назад, пользуются большой популярность и в наши дни.

- Исторические фильмы – жанр игрового кинематографа, повествующий о той или иной эпохе истории, людях и событиях прошлых лет. Исторические фильмы могут иллюстрировать жизненный путь реально существовавших людей (историко-биографические) или же вымышленных персонажей (историко-приключенческие).

- Документальные фильмы, называемые также неигровыми, – жанр кинематографа, в основе которого лежат съемки реальных лиц и событий. В некоторых случаях, при необходимости акцентировать внимание на тех или иных моментах, упростить понимание или же для большей наглядности в документальных фильмах могут использоваться различные постановочные элементы, инсценировки и фрагменты игровых фильмов.

- Детективные фильмы – жанр кинематографа, главный герои или герои которого пытаются найти решение какой-либо проблемы или раскрыть преступление. На протяжении фильма детектив полиции, частный детектив или простой обыватель пытается разобраться в загадочных обстоятельствах того или иного происшествия, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.

- Фильмы мелодрамы – жанр кинематографа с усиленной чувственной и эмоциональной составляющей, заметно превалирующей над детализацией персонажей, которые зачастую изображаются схематично и стереотипно.

- Фэнтези – жанр игрового кинематографа, в основе произведений которого лежат сказочные и мифологические мотивы. В большинстве фэнтези фильмов присутствует магия и различные сверхъестественные существа, однако, в фэнтези, в отличие от других фантастических жанров, они являются не чем-то необычным, а неотъемлемой, привычной часть описываемого в фильме мира.

- Фантастические фильмы – с помощью подобных спекуляций могут обосновываться те или иные явления, события и технологии, которые теоретически могут существовать уже сегодня или быть изобретены в будущем.

- Фильмы ужасов – произведения кинематографического искусства, основной задачей которых является вызывать у зрителей негативную эмоциональную реакцию, играя на примитивных чувствах страха и отвращения.

Итак, это основные жанры кино на сегодняшний день, но это не значит, что на этом они заканчиваются. Наоборот, путем эклектики жанры появляются каждый день, иногда мы даже не замечаем этого.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 2012.