Сверхзадача и сверх-сверхзадача
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как мы помним, режиссер – это интерпретатор авторского действия. У него есть своя идея, которую он постепенно реализовывает и доказывает в произведении. Согласитесь, что одной идеи для постановки мало, нужная еще и основная мысль, от которой режиссер так же будет отталкиваться. Эта основная мысль имеет название «сверхзадача».

К.С. Станиславский был первый, кто ввел понятие сверхзадачи. По его мнению, это основная мысль режиссера на основе авторской идеи. «Подобно тому как из зерна вырастает растение, - писал Станиславский, - так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение... Условимся... называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи... сверхзадачей произведения писателя». Другими словами, сверхзадача это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей.

Так как поставленная режиссером сверхзадача оказывает влияние на зрителя, то она обязана быть позитивной, настраивать наблюдателей на нечто разумное, на то, что будет нести благо в общество. Это еще один элемент, объединяющий сверхзадачу и идею, и доказывающий о взаимозависимости каждого элемента режиссуры.

Чтобы правильно определить сверхзадачу, на которой писатель строит действие, режиссер должен понять авторский текст, представить, а что он чувствовал в момент написания пьесы: может быть это была скорбь, а может радость или злость. Мысли, чувства, мечты мастера пера отражены в его произведении, соответственно, режиссер должен все это прожить, между его идеями и идеями писателя можно смело ставить знак равенства. Именно поэтому говорят, что все постановщики набирают свою команду: свой оператор, свой художник, свой актер, свой композитор, и, конечно же, свой драматург, ведь намного легче работать в слаженной команде.

Станиславский приводил пример, основанный на личном артистическом опыте. Когда он играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера, то режиссер неправильно поставил перед Константином Сергеевичем задачу, сказав, что он должен сыграть больного, то есть сверхзадача была понята как «хочу быть больным». Но эта цель в корни изменила пьесу, сделав из веселой сатиры тяжелую трагедию о несчастном больном. Через время, когда режиссер перебрал множество вариантов сверхзадач, он понял, какую ошибку допустил: вместо «хочу быть больным», нужно было говорить «хочу, чтобы меня считали больным». Даже такое незначительное изменение может изменить весь ход постановки, поэтому, после изменения сверхзадачи, моментально наладились правильные отношения с врачами-шарлатанами, стала заметна и понятна тонкая сатира Мольера.

Сверхзадача не лежит на поверхности, ее нельзя увидеть, как мораль, лозунг, тему или идею, ее можно прочувствовать. Актер, играющий своего персонажа, обязательно найдет отклик в своей душе для правильной сверхзадачи. Произведение нужно переболеть, и тогда сверхзадача точно будет определена верно.

Сверхзадача это такая вещь, которую нельзя раскрыть прочитав один раз пьесу. Она зависит от авторского мировоззрения в целом. Если соединить творчество и восприятие мира писателя, то уже можно говорить о сверх-сверх задаче. Когда мы владеем сверх-сверх задачей, то не составит труда исправить, поменять, углубить или уточнить, так как сверхзадача пьесы – это частный случай проявления сверх-сверхзадачи писателя. Лучше рассмотреть это на одном из примеров. Если рассматривать рассказы А.П. Чехова, то можно не сомневаться – его сверх-сверхзадача заключается в том, чтобы человек быть красив как внутри, так и снаружи, поэтому она еще и отвергает все то, что убивает эту красоту. В человеке должно быть все прекрасно, — говорит Чехов устами одного из своих персонажей, — и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 479.