Сцена, эпизод, кусок, оценка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любое экранное произведение состоит из сцен, которые в свою очередь делятся на эпизоды, куски и оценки. Если представить, что фильм – это дом, то сцена, эпизод, кусок и оценка будут его строительными материалами: из кусков складывается эпизод, из эпизодов – сцены. Для того, чтобы получить качественный фильм, нужно учесть каждую из перечисленных частей. Они помогут соблюсти логику экранного/театрального произведения.

Кусок – фрагмент сцены или эпизода с одной действенной задачей, лежащей на сквозном или контр-сквозном действии.  В кусках борются действенные задачи персонажей. Каждый кусок имеет свое название, это обязательно должно быть отглагольное существительное. Например, примирение или поездка

Оценка – это стык двух кусков. В момент оценки герой анализирует произошедшее событие и делает выводы. Оценка имеет несколько стадий:

1. Смена объекта внимания

2. Собирание признаков происходящего

3. Осознание того, что произошло

4. Принятие нового решения

5. Начало выполнения новой действенной задачи

Из кусков складываются сцены. Сценой мы будем считать законченный кусок действия, происходящего в одном месте, в одно и тоже время. Понятие сцены и эпизода тесно связаны между собой. Как из кусков состоят сцены, так и из сцен складываются эпизоды. В отличие от сцены, эпизод фрагмент фильма, имеющий определенную композиционную законченность, своего рода мини-фильм со своей внутренней структурой и композицией (экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой). Эпизод может быть равен сцене. Например, супруги ссорятся у себя дома. Или герой стреляет в преступника в цехе заброшенного завода. Или герой пишет и отдает боссу заявление об уходе, а босс разрывает его. Каждый раз герой совершает значительное движение на пути к цели и, в то же время, все действие происходит в одно время и в одном месте.

Но эпизод может состоять из нескольких сцен. Например, супруги ссорятся в машине (первая сцена), к машине подходит убийца и стреляет в них (вторая сцена), босс сидит в кабинете и слушает по телефону отчет убийцы о сделанной работе, потом говорит помощнику – он работает грязно, зачем-то убил жену объекта, его нужно уволить (третья сцена). Три сцены в трех разных объектах. Эпизод один, значительно изменивший судьбу героя – он был киллером, а теперь он сам объект охоты.

Таким образом, разбить сценарий по сценам, эпизодам и кускам – важнейшее умение, благодаря которому мы можем сделать фильм полноценным и логично выстроенным.

 

 

Мизансцена и мизанкадр

Построение мизансцен и мизанкадров является одним из основных стилеобразующих факторов фильма или постановки. Они могут отражать не только бытовую обстановку, но еще и иметь символическое значение. Вспомним заключительный мизанкадр в 1-й части фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный»: патриотически настроенный народ идёт звать царя вновь начать править государством и знаменитый мизанкадр, объединивший в одном кадре крупный план царя на фоне идущего к нему на дальнем плане народа, выражает идею единства царя и народа, а значит и идею всего фильма - стремление к объединению Российского государства.

Мизансцена – расположение и передвижение персонажей театрального произведения относительно зрителя. Мизансцена является результатом действенных задач.  

Сергей Эйзенштейн был первым, кто дал определение мизанкадру - это расположение и перемещение актеров на сцене по отношению друг у другу и окружающей среде. Это «пластическое выражение мысли». Еще одно определение мизанкадра звучит так – это классическая театральная мизансцена плюс специфические кинематографические выразительные средства и приемы, о которых мы поговорим в последующих главах.

Мизансцена и мизанкадр являются «языком» режиссера, при помощи которого он разговаривает со зрителем. С их помощью постановщик демонстрирует свое отношение к каждому из героев, делает акцент на «главных» и «второстепенных» персонажах. При этом нужно учитывать композицию формирования сцены: расстановка декораций, эпизод, который играется на сценической площадке или показывается в киноленте, большое внимание режиссер уделяет свету и звуку, ведь это главные составляющие при демонстрации задуманного художественного эффекта в мизанкадре/сцене. В отличие от мизансцены, в мизанкадре важным является взаимодействие режиссера и оператора: перемещение камеры, ее статика, выбор объектива, ракурс и т.д. Но цель одинаковая – наиболее полно донести до зрителя основную мысль картины. Эйзенштейн понимал мизанкадр не только пространственно, но и временно - как монтажную последовательность кадров, представляющую в разных крупностях и ракурсах одну мизансцену.

Существует несколько видов мизансцен. Это вызвано тем, какой художественный эффект хочет создать режиссер. О некоторых из них мы упоминали в 13 главе (см. страницу 28)

1. симметричная и ассиметричная. То есть есть точка центральная, по сторонам которой симметрично располагаются основные части композиции. Это статичная мизансцена. Ассиметричная – состоит в нарушении равновесия.

2. глубинная (позволяет воспринимать изображение на плоской поверхности объемным)

3. круговая ( если движется по часовой стрелке, то акцент будет на динамике движения. Против часовой – антидинамике движения.)

4.диагональная (самое выгодное построение это диагональное. Оно подчеркивает перспективу и поэтому создается впечатление большой объемности фигур)

5.вертикальная (высота площадки работает на увеличение пространства сцены или кадра)

6.плоскостная (фронтальная) – самая «неинтересная» из мизансцен, необходима для укрупнения плана.

Наиболее правильно суть термина «мизансцена» определил Сергей Эйзенштейн: «Мизансцена в строении своем как пластической схемы должна так же пространственно обнаруживать ту внутреннюю динамику взаимозависимости персонажей, которая является внутренним содержанием сцены… Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей, нужных по логике их действий в данном по сюжету обстановке» (Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т. Т.4.)

                                                                                                                      

18. Кадр, план, ракурс

В предыдущей главе мы выяснили, что такое мизанкадр. Повторюсь, что при создании мизанкадра самым важным звеном является работа режиссера и оператора. В зависимости от того, как выстроить кадр, с какого ракурса и каким планом снять объект, мы определим его смысловые акценты. Но что же такое кадр, план и ракурс?

Кадр – это изображение части экрана, снятое объективом камеры, от включения до выключения. В одной секунде умещается 25 кадров, каждый из которых состоит из кадриков. Кадрик – это одно отдельное неподвижное изображение на кинопленке. Их последовательная проекция на экран помогает воспроизвести движущееся изображение, предварительно записанное на кинопленку. Кадр ограничивает пребывание изображения на экране.

Тесно связано с кадром такое понятие как план. План – это масштаб изображения в кадре. План делится на несколько видов в зависимости от того, объект какого размера мы хотим увидеть на экране. Вид плана, как правило, определяется по размеру человека в кадре:

- дальний план (человек и окружающая его обстановка, она намного больше самого человека)

- общий план (человек во весь рост)

- средний план (человек до колен)

- поясной (человек до пояса)

- крупный (голова человека)

- макроплан (деталь) (это может быть глаз, ухо, палец человека. Все зависит от того, на чем делается акцент в кадре)

Если камера статична, то мы видим изображение только одного плана, например, общего. Если же камера находится в движении (наезд/отъезд), то зритель может увидеть два, а то и больше планов в одном кадре.

Еще одним важным элементом построения картинки является ракурс. Ракурс – это любой угол, образуемый между оптической осью объектива и снимаемым предметом. Благодаря ракурсу зритель способен «видеть, как герой фильма». Ракурс выражает точку зрения автора произведения (режиссера) к определенному объекту. Если героя хотят показать «маленьким человеком» или наоборот – придать его образу величественности – ракурс выстраивается либо сверху вниз, либо снизу вверх. Этот прием, к слову, был излюбленным у такого режиссера, как Квентин Тарантино. Визитной карточкой Тарантино стал так называемый «кадр из багажника», когда съемка идет глазами жертвы, засунутой в багажник автомобиля. С помощью этого приема режиссер демонстрирует беспомощность пострадавшего и силу и мощь маньяков. Эти кадры мы можем увидеть в таких фильмах, как «Убить Билла», «Доказательство смерти» или «Бесславные ублюдки». 

 

 

Виды съемки

 

Съемка – один из основных и самых ответственных этапов в кинопроизводстве. Основных – потому что без съемки не получится фильм, а ответственных – так как режиссер заранее составляет график съемки конкретных сцен в съемочном павильоне, нанимает команду профессионалов (гримеры, художники, звукооператоры, видео операторы), поэтому, во избежание лишних затрат, очень важно следовать съемочному плану. Для того, чтобы получилась качественно отснятая сцена, нужно чтобы режиссер и оператор работали в «тандеме».

 Съемка бывает нескольких видов:

-Объективная камера. Режиссер показывает событие с объективной точки зрения, когда аппарат наблюдает за происходящим с позиции, выбранной режиссером и не зависящей от героев и их действий. Это режиссерская, авторская точка зрения. В основном отснято общим планом.

-Субъективная камера. Режиссер присваивает камере точку зрения пер­сонажа на события, как бы глазами действующего лица, через объек­тив видит сцену, разворачивающуюся на экране. Камера — участ­ник события, словно на себе ощущает столкновения с другими объектами и участниками сцены.

-Скрытая камера – съемка людей, когда они не знают об этом. Чаще используется в создании документальных фильмов.

-Провокационная камера. Провоцирует зрителя на совершение какого-либо действия, используется в рекламе.

-Постановочная камера. Отвечает за выстраивание кадра, как правило, в игровом кино. Съемка происходит по запланированному режиссером сценарию, с использованием раскадровки. Раскадровка - последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов. Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм.

-Привычная камера. Снимаемые люди находятся в одном помещении с камерой определенное количество времени, привыкают к ней и поэтому во время съемки ведут себя максимально естественно, без «наигранности». Часто используется при съемке интервью или документальных фильмов.

Виды съемки движущейся камерой:

-Панорамирование. Съемка осуществляется поворотом кинокамеры в горизонтальном или вертикальном или в обоих направлениях. Панорамирование применяется для съемки движущихся объектов, пейзажей. Панорамирование может производиться с крана, рельс (долли, которыми управляет дольщик) или дрона.

-Тревеллинг (проезд). Съемочный аппарат, установленный на подвижной опоре, тележке или кране, приближается к объектам съемки, удаляется от них или следует за ними по ходу съемки. При этом движение кинокамеры может сопровождаться поворотами или наклонами ее по вертикальной или горизонтальной оси.

-Траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направления взгляда объектива. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления

-Трансфокатор. Наезд или отъезд на/от объект изображения при помощи специального объектива с переменным фокусным расстоянием.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 464.