Первичное измерение (квантификация) эмпирических данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Интерпретация основного понятия - процесс, в ходе которого социальная проблема (предмет исследования) должна быть выра­жена в теоретических понятиях, которые в полной мере и точно описывают («вбирают в себя») проблемную ситуацию. Интерпрета­ция, следовательно, позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации.

Стало быть, интерпретация представляет собою процесс под­ведения социальной проблемы под релевантное ей понятие (такое понятие М. Вебер называл «идеальным типом»). Интерпретация ос­новного понятия предполагает также вычленение из него понятий меньшей степени общности, т. е. его составляющих.

Операционализация основного понятия продолжает и детали­зирует интерпретацию. Операционализация есть процесс расчлене­ния ранее выделенных составляющих основного понятия на их эле­менты, т. е. понятия еще меньшей степени общности. Получаемые при этом понятия являются эмпирическими, а не теоретическими: они имеют непосредственное отношение к действительности, обоз­начают реальные вещи, отношения, ситуации и т. д., а значит, у них есть конкретный референт (представитель) в социальной реальнос­ти, обозначением чего (кого) они как раз и служат. Именно такие «эмпирические понятия» и составляют категорию индикаторов.

Операционализация основного понятия показывает, о чём сле­дует собирать информацию, а индикаторы помогают понять, как и в какой форме необходимо подойти к её сбору. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для, предположим, анкеты и других видов социологического инстру­ментария, а также определить структуру ответов на них (т. е. пра­вильно выбрать ранги).

Пример: Основное понятие исследования (изучаемая проблема): «Социально-психологическое состояние трудового коллектива». Опера­циональные понятия (составляющие основного понятия): 1) «Состояние трудовой дисциплины»; 2) «Бытовые условия»; 3) «Организация труда»;

4) «Общение работников в нерабочее время»; 5) «Удовлетворение трудом» и т. д. Индикаторы (возьмем одно из операциональных понятий - «Состо­яние трудовой дисциплины»): а) «Выполнение норм выработки и плана в целом»; б) «Соблюдение правил внутреннего распорядка»; в) «Режим использования рабочего времени»; г) «Выполнение распоряжений руко­водства» и т. д. Все характеристики индикаторов (допустим, все ответы на вопрос (они являются рангами) «Выполняются ли распоряжения руко­водства?») составляют в целом шкалу измерения.

Качество отдельных индикаторов, а также их суммарных пока­зателей (индексов) и шкал измерения определяется их надежнос­тью и валидностью.

Надежность измерения связана с его устойчивостью, т. е. од­нозначностью информации, которую мы извлекаем с помощью ка­кой-либо социологической процедуры.

Валидность измерения характеризует соответствие измерения его цели. Эмпирический индикатор (ранг, шкала) валиден (т. е. обос­нован, правилен) в той мере, в какой он действительно выражает значение той теоретической переменной, которую предполагалось измерить. Следовательно, валидность инструмента измерения со­стоит в однозначности и правильности получаемых результатов относительно измеряемого свойства объектов. Валидность, таким образом, определяет «чистоту» измерения операциональных и ос­новного понятий.

Существуют различные уровни измерения:

1. Номинальные измерения - процессы отнесения объектов в классы с точки зрения их идентичности какому-либо свойству или признаку.

2. Порядковые измерения предполагают, что объекты можно упорядочить по степени выраженности у них свойства или призна­ка (например, низкий, средний или высокий социальный статус).

Интервальные измерения применяются тогда, когда мы не просто способны определить количество интересующего нас свойс­тва (признака), но и ввести единицу измерения.

Общая характеристика шкал.

Как было сказано выше, характеристики индикаторов (напри­мер, ответы на вопрос анкеты) составляют в совокупности шкалу измерения. Каждый вариант ответа представляет собою позицию шкалы измерения. Каждому уровню измерения соответствует тип шкалы измерения:

1. Номинальная шкала (шкала наименований, или назывная шкала) измеряет субъективные представления респондентов (мне­ния, установки, ценности, интересы и т. д.) или же признаки респон­дентов (паспортичка в анкете: пол, профессия, семейное положе­ние и т. д.). Номинальная шкала не содержит сравнения (рангов) в отличие от следующего типа.

2. Порядковая (ранговая) шкала (сравнительная): объекты в этой шкале выстроены по рангу (степени). Например, вопрос «Довольны ли вы своей работой?» содержит следующие ответы (ранги): «Пол­ностью доволен»; «Скорее доволен»; «В равной степени доволен и недоволен»; «Скорее недоволен»; «Полностью недоволен».

3. Интервальная шкала выражает те значения признака, кото­рые можно выразить числом: возраст, стаж работы, учёба и др. Ин­тервальная шкала может быть с а) равными и б) неравными интер­валами.

К используемым шкалам измерения применяются следующие основные требования:

1. Валидность - свойство шкалы измерять именно то качество или свойство, которое социолог намерен изучать.

2. Полнота - способность шкалы учитывать все значения ин­дикатора (например, к вопросу «Из каких источников Вы узнаёте о начале учебного года в вашем вузе?» должны быть приложены в качестве возможных вариантов ответа все источники получения информации).

3. Чувствительность - способность шкалы выявлять отноше­ние респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Здесь, однако, необходимо придерживаться пра­вила «золотой середины»: малое количество вариантов ответа (на­пример, три) не позволяет определить степень дифференциации, а большое количество (например, двенадцать) не дает провести четкую границу (т. е. отличие) между соседними вариантами отве­тов. Чаще всего применяют пятипозиционную (реже - семипози­ционную) шкалу.

 

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об измерении (квантификации) эмпирических данных.

2. Что представляет собою основное понятие? Расскажите об интерпретации основного понятия.

3. В чем заключается сущность операционализации основного понятия?

4. Что собою представляют индикаторы и ранги?

5. Чем измеряется качество индикаторов, индексов и шкал из­мерения?

6. Какие существуют уровни измерения?

7. Расскажите о типах шкал измерения.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 353.