Интерпретация основного понятия - процесс, в ходе которого социальная проблема (предмет исследования) должна быть выражена в теоретических понятиях, которые в полной мере и точно описывают («вбирают в себя») проблемную ситуацию. Интерпретация, следовательно, позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации.
Стало быть, интерпретация представляет собою процесс подведения социальной проблемы под релевантное ей понятие (такое понятие М. Вебер называл «идеальным типом»). Интерпретация основного понятия предполагает также вычленение из него понятий меньшей степени общности, т. е. его составляющих.
Операционализация основного понятия продолжает и детализирует интерпретацию. Операционализация есть процесс расчленения ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы, т. е. понятия еще меньшей степени общности. Получаемые при этом понятия являются эмпирическими, а не теоретическими: они имеют непосредственное отношение к действительности, обозначают реальные вещи, отношения, ситуации и т. д., а значит, у них есть конкретный референт (представитель) в социальной реальности, обозначением чего (кого) они как раз и служат. Именно такие «эмпирические понятия» и составляют категорию индикаторов.
Операционализация основного понятия показывает, о чём следует собирать информацию, а индикаторы помогают понять, как и в какой форме необходимо подойти к её сбору. В то же время индикаторы позволяют правильно сформулировать вопросы для, предположим, анкеты и других видов социологического инструментария, а также определить структуру ответов на них (т. е. правильно выбрать ранги).
Пример: Основное понятие исследования (изучаемая проблема): «Социально-психологическое состояние трудового коллектива». Операциональные понятия (составляющие основного понятия): 1) «Состояние трудовой дисциплины»; 2) «Бытовые условия»; 3) «Организация труда»;
4) «Общение работников в нерабочее время»; 5) «Удовлетворение трудом» и т. д. Индикаторы (возьмем одно из операциональных понятий - «Состояние трудовой дисциплины»): а) «Выполнение норм выработки и плана в целом»; б) «Соблюдение правил внутреннего распорядка»; в) «Режим использования рабочего времени»; г) «Выполнение распоряжений руководства» и т. д. Все характеристики индикаторов (допустим, все ответы на вопрос (они являются рангами) «Выполняются ли распоряжения руководства?») составляют в целом шкалу измерения.
Качество отдельных индикаторов, а также их суммарных показателей (индексов) и шкал измерения определяется их надежностью и валидностью.
Надежность измерения связана с его устойчивостью, т. е. однозначностью информации, которую мы извлекаем с помощью какой-либо социологической процедуры.
Валидность измерения характеризует соответствие измерения его цели. Эмпирический индикатор (ранг, шкала) валиден (т. е. обоснован, правилен) в той мере, в какой он действительно выражает значение той теоретической переменной, которую предполагалось измерить. Следовательно, валидность инструмента измерения состоит в однозначности и правильности получаемых результатов относительно измеряемого свойства объектов. Валидность, таким образом, определяет «чистоту» измерения операциональных и основного понятий.
Существуют различные уровни измерения:
1. Номинальные измерения - процессы отнесения объектов в классы с точки зрения их идентичности какому-либо свойству или признаку.
2. Порядковые измерения предполагают, что объекты можно упорядочить по степени выраженности у них свойства или признака (например, низкий, средний или высокий социальный статус).
Интервальные измерения применяются тогда, когда мы не просто способны определить количество интересующего нас свойства (признака), но и ввести единицу измерения.
Общая характеристика шкал.
Как было сказано выше, характеристики индикаторов (например, ответы на вопрос анкеты) составляют в совокупности шкалу измерения. Каждый вариант ответа представляет собою позицию шкалы измерения. Каждому уровню измерения соответствует тип шкалы измерения:
1. Номинальная шкала (шкала наименований, или назывная шкала) измеряет субъективные представления респондентов (мнения, установки, ценности, интересы и т. д.) или же признаки респондентов (паспортичка в анкете: пол, профессия, семейное положение и т. д.). Номинальная шкала не содержит сравнения (рангов) в отличие от следующего типа.
2. Порядковая (ранговая) шкала (сравнительная): объекты в этой шкале выстроены по рангу (степени). Например, вопрос «Довольны ли вы своей работой?» содержит следующие ответы (ранги): «Полностью доволен»; «Скорее доволен»; «В равной степени доволен и недоволен»; «Скорее недоволен»; «Полностью недоволен».
3. Интервальная шкала выражает те значения признака, которые можно выразить числом: возраст, стаж работы, учёба и др. Интервальная шкала может быть с а) равными и б) неравными интервалами.
К используемым шкалам измерения применяются следующие основные требования:
1. Валидность - свойство шкалы измерять именно то качество или свойство, которое социолог намерен изучать.
2. Полнота - способность шкалы учитывать все значения индикатора (например, к вопросу «Из каких источников Вы узнаёте о начале учебного года в вашем вузе?» должны быть приложены в качестве возможных вариантов ответа все источники получения информации).
3. Чувствительность - способность шкалы выявлять отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Здесь, однако, необходимо придерживаться правила «золотой середины»: малое количество вариантов ответа (например, три) не позволяет определить степень дифференциации, а большое количество (например, двенадцать) не дает провести четкую границу (т. е. отличие) между соседними вариантами ответов. Чаще всего применяют пятипозиционную (реже - семипозиционную) шкалу.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об измерении (квантификации) эмпирических данных.
2. Что представляет собою основное понятие? Расскажите об интерпретации основного понятия.
3. В чем заключается сущность операционализации основного понятия?
4. Что собою представляют индикаторы и ранги?
5. Чем измеряется качество индикаторов, индексов и шкал измерения?
6. Какие существуют уровни измерения?
7. Расскажите о типах шкал измерения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 353.