Сенсорно-перцептивная сфера психики (ощущение и восприятие)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Ощущение

Ощущение – элементарный активный психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение - это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Ощущения человека опосредованы его знаниями, общественно-историческим опытом человечества.

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов – нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus – чувство), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.

Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия – раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, – возбуждением.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств – окончания чувствующего нерва – рецепторы (от лат. receptor – принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую мозг функцию.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

1) К первой группе относятся ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела, – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Это экстероцептивные ощущения.

2) Ко второй группе относятся интероцептивные ощущения. Они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения).

3) К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Это – проприоцептивные ощущения (от лат. proprius – собственный), ощущения собственных движений и" пространственного положения тела.

В зависимости от разновидности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.

Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.

Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям, к которым относятся:

1) пороги чувствительности - предельные возможности степени интенсивности раздражителя (абсолютные пороги /нижний и верхний/ и порог различения);

2) адаптация(от лат. adaptatio – приспособление) - изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя;

3) сенсибилизация(от лат. sensibilis – чувствительный) - повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов;

4) контраст (от франц. contraste – резкая противоположность) - повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности,

5) синэстезия - (от греч. synaisthesis – совместное ощущение) - ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному.

Ощущения - кратко

СТРУКТУРА ПРИЕМА ИНФОРМАЦИИ:

Р - ОЧ - НИ - ГМ - ОЩ - ЦВ - (ЭП) - ОП - (М) - ОС -ВН,

где Р - раздражитель; ОЧ - органы чувств; НИ - нервные импульсы; ГМ - головной мозг; ОЩ - ощущения; ЦВ - целостный образ восприятия предмета; (ЭП) - эталоны памяти, с которыми сопоставляется образ; ОП – опознание предмета; (М) - мыслительная деятельность; ОС - осмысление, понимание информации; ВН - внимание должно быть направлено на прием и понимание информации.

ОЩУЩЕНИЯ - отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения с одной стороны объективны, т.к. в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны - субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют АНАЛИЗАТОРОМ.

СТРУКТУРА АНАЛИЗАТОРА:

1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы проводятся в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга;

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ:

- зрительные; - слуховые; - кожные; - обонятельные; - осязательные; - вкусовые; - температурные; - болевые; - кинестетические (движений тела); - интероцептивные (внутреннее состояние организма).

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИЗАТОРОВ:

1) нижний (едва различимые, слабые сигналы) и верхний (очень сильные, но еще воспринимаемые адекватно сигналы) пороги ощущений, интервал между которыми называется «диапазоном чувствительности»;

2) дифференциальный (разностный) порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. Его величина пропорциональна интенсивности сигнала (Закон Вебера);

3) оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума (он в 10-15 раз выше дифференциального порога);

4) интенсивность ощущения;

5) временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений;

6) пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя;

7) латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:

1. АДАПТАЦИЯ - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться);

2. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов состояния организма.

Ощущения тесно связаны с процессом восприятия.

Б. Восприятие

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Планомерное восприятие, специально организованное для разрешения какого-либо вопроса, называется наблюдением. Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.

Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов. Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать его.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти.

Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно).

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители.

В зависимости от целенаправленности, участия воли, восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).

По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным),

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный – осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3) оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;

4) деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.):

- восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия формы, объема, удаленности, места расположения предметов и их движения;

- восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

- восприятие человека человеком:

- эмоциональный способ - социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности;

- аналитический способ - каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека;

- перцептивно-ассоциативный способ - человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека;

- социально-ассоциативный способ - человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам.

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком. Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сформированным стереотипам, эталонам, меркам. Общее впечатление о человеке, представление о его социальном статусе переносятся на все частные проявления данной личности ("эффект ореола"). Первоначально воспринятые сведения о человеке могут иметь доминирующее значение («эффект первичности»).

- восприятие речи - с физической точки зрения речь – это комбинация звуков, изменяющаяся по частоте и интенсивности.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи – 70 слов в минуту, верхний предел – 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же, как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

- восприятие окружающей предметной среды - окружающая человека среда воспринимается им целостно, как поле его жизнедеятельности. Окружающий человека мир – система знаков и символов, сформировавшихся в процессе его социокультурного развития, вызывающий у него эстетическую реакцию, глубокие личные ассоциации.

Эстетическая и эргономическая организация окружающей человека среды - признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества. Гармоничный объект отличается уравновешенностью элементов, оптимальной распределенностью оптических масс, при этом его содержание выражено простыми средствами. Важнейшим требованием к оптимальной организации объекта является соответствие между его функцией и структурой, содержанием и формой. Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной и функционально организованной, эргономичной среде.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность – осознание того, что воспринимается (минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия);

2) предметность - адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности;

3) целостность - отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются);

4) структурность - узнавание различных объектов благодаря устойчивой структуре их признаков;

5) избирательная направленность - преимущественное выделение объекта из фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры;

6) апперцепция - (от лат. ad – к и perceptio – восприятие) - зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности;

7) константность - (от лат. constantis – постоянный) – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

Восприятие – кратко

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств; результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз и т.д.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия - каждый воспринимает одну и ту же объективную информацию по-разному. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название АППЕРЦЕПЦИИ.

Прошлый опыт личности также влияет на процесс восприятия.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ:

1) ЦЕЛОСТНОСТЬ - восприятие есть всегда целостный образ предмета. Но способность целостного восприятия не является врожденной (люди, ослепшие в младенчестве, которым в зрелые годы было возвращено зрение, в первые дни после операции воспринимали мир как набор цветных расплывчатых пятен, и лишь через некоторое время научились воспринимать зрительные образы целиком). Восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2) КОНСТАНТНОСТЬ - предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Это также не врожденное свойство. Константность может нарушаться в измененных условиях (например, с высоты всё кажется маленьким и т.п.).

3) СТРУКТУРНОСТЬ - мы воспринимаем обобщенную структуру, фактически абстрагированную от простой суммы ощущений (мы слышим мелодию, а не партии отдельных инструментов, хотя они тоже различимы).

4) ОСМЫСЛЕННОСТЬ - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5) ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими (например, Тест Роршаха).

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

- предметов; - времени; - отношений; - движений; - пространства; - человека.

Восприятие предметов может быть ошибочным. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ обнаруживаются в деятельности различных анализаторов, но в наибольшей мере известны иллюзии зрительного восприятия. Здесь могут иметь место различные причины (практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т.д.).

Восприятие зависит от уровня внимания человека.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1829.