Тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги. Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги (в целом, тревожность, является субъективным проявлением неблагополучности Личности). Тревожность как черта Личности означает восприятие индивидуумом широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, заставляя реагировать на них тревожными состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности. Бывает: ситуативная (связанная с конкретной внешней ситуацией); личностная (являющаяся стабильным свойством Личности).

Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние при огромном эмоциональном напряжении, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. «Вспышка чувств», сопровождающаяся изменениями в поведении человека, нарушением волевого контроля и сознания.

Стадии: - нарастание напряженности; - еще можно затормозить (досчитать до 10), появляются физические проявления аффекта; - сам аффект, безрассудные действия, потеря контроля; - упадок сил, разбитость, безразличие. Аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или, если он сам предъявляет их себе) и возможности их выполнить. Аффект может привести к амнезии.

Фрустрация – расстройство при нарушении планов. Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи. Вызывается ситуациями по Розенцвейгу: 1) ситуации лишения (отсутствие средств достижения цели); 2) потери; 3) конфликт. Сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п.

Задачи экспериментальной диагностики описанных выше состояний сводятся к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, уметь их объективно проследить, зафиксировать.

Обе эти задачи осуществляются при помощи метода, который приобрел достаточное оправдание в диагностике аффективных следов, именно - метода ассоциативного эксперимента. Метод этот состоит в том, что испытуемому предъявляется какое-нибудь слово, на которое он должен ответить первым словом, пришедшим ему в голову. Дело резко меняется, когда мы предъявляем испытуемому слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс. В этих случаях ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Предъявляя сидящему перед нами испытуемому одно за другим слова из составленного нами списка в качестве слов-раздражителей, мы просим его каждый раз отвечать любым первым пришедшим ему в голову словом; мы записываем данный им ответ и регистрируем в десятых (или сотых) долях секунды время, затраченное на этот ассоциативный процесс.

Для того чтобы выявить скрытые при ассоциативном процессе механизмы, мы связываем словесный ответ с нажимом руки, регистрируемым очень точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции. Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направленных тенденций, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голову ответа — короче, все процессы, недоступные для непосредственного наблюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.

Стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни, реакция на людей, места и вещи, которые нас окружают. Хотя многие люди воспринимают стресс как нечто негативное и стараются избежать его, психологи считают, что стресс необходим и даже полезен. Это основной компонент хорошего самочувствия и, по всей вероятности, наш самый сильный союзник, который помогает нам жить здоровой и полной жизнью. Но стресс может причинять серьезный вред, если он не контролируется или игнорируется. Важнейшим шагом к тому, чтобы успешно управлять стрессом, является определение и удержание баланса между слишком высоким и слишком низким уровнем стресса.

Слишком низкий уровень стресса не позволяет личности развиваться, открывать свои новые возможности, ощущать «остроту» жизни, а слишком высокий уровень стресса не дает восстановиться и изматывает как духовно, так и физически. Распространенной ошибкой является невнимание, игнорирование стрессовых состояний, нежелание корректировать негативные последствия стресса и заниматься профилактикой негативных стрессовых воздействий. Причинами такого поведения становится неосведомленность о механизмах возникновения и действия стресса, о последствиях хронического стресса, а также о способах управления стрессом.

Проблема стресса по своей сути является проблемой комплексной. Для того чтобы определить механизм возникновения и действия стресса, следует обратиться и к физиологии, и к психологии, и к социологии, и к медицине. Актуальность данной проблематики не убывает со временем. Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни приводят к постоянному стрессу, что сказывается на психологическом и физическом здоровье человека.

Суть понятия «стресс» заключается в том, что это реакция на необходимость подстраиваться как психологически, так и физиологически к внешним воздействиям. Соответственно, стрессовый фактор (стрессор) – это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Одним из наиболее мощных стрессоров являются изменения, даже положительные, поскольку они заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Действие стрессов накапливается и суммируется; чем их больше в нашей жизни в данный момент, тем выше будет уровень нашего стресса.

Рассматривая стресс как адаптационную реакцию, специалисты разделяют общий адаптационный синдром (ОАС – понятие, ввведённое Гансом Селье – родоначальником теории стресса) на три стадии: стадию мобилизации, связанную с тревогой, стадию сопротивления и стадию истощения.

Сильный стресс сигнализирует о себе определенными ощущениями, но не каждый умеет понимать эти предупреждения и связывать их с необходимостью что-то изменить в жизни. Если обнаруживается один или несколько признаков сильного стресса, сотруднику следует позаботиться о себе. В противном случае, возможны серьезные нарушения физического и психического здоровья: нервозность, тревога, плаксивость, утомляемость, тоска, раздражительность; чувство беспомощности, чувство безнадежности; зуд или сыпь на коже; головные боли, бессонница, сонливость, ощущение слабости или головокружения; усиленное употребление алкоголя или табака, потеря аппетита, чрезмерный аппетит, проблемы с пищеварением; потеря сексуального интереса, пугливость, сердцебиение, сухость во рту, нервные тики или подергивания, дрожь, холодный пот, боль в спине, боль в груди, учащённое дыхание и др.

Как уже отмечалось, причины стресса могут быть связаны с трудовой деятельностью, семейными отношениями, причинами стресса могут быть грубость и несдержанность окружающих, отсутствие необходимой информации или ее избыток, усложнение профессиональной деятельности и повседневной жизни, неуверенность в своих силах и многое другое. Управление стрессом – одна из важных проблем в жизни каждого человека. Многие воспринимают управление стрессом как борьбу, но учитывая и положительное значение стресса, правильнее бороться не с ним, а с его отрицательными последствиями.

Необходимо также учитывать, что люди реагируют на стресс по-разному. Для одних это потрясение, надолго выбивающее их из привычного ритма жизни и деятельности, снижающее работоспособность, приводящее к ошибкам; для других – побудительный фактор, позволяющий мобилизоваться на выполнение самой срочной и сложной работы с высоким качеством, для них жизнь без стресса скучная и пресная. Можно говорить и об определенной адреналиновой зависимости, и это не только экстремальные виды спорта, но и экстремальные виды трудовой деятельности. У каждого человека свое индивидуальное восприятие стрессоров, поэтому не следует бояться стрессов, нужно уметь не только жить с ними «дружно», но и опираться на стресс в решении важных проблем, на повышение чувства личного достоинства и самоуважения.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это специфическая клиническая форма нарушения про­цесса посттравматической стрессовой адаптации. Крите­рии диагностики ПТСР содержатся в международном диагностическом стандарте МКБ-10 - Международном классификаторе болезней, принятом в странах Европы и в России. ПТСР отнесено к группе расстройств, связанных с нарушением адаптации и реакции на сильный стресс.

ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как жертвой происходящего, так и свидетелем страданий других лиц. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности.

Особенностью этого расстройства является тенденция не только не исчезать со временем, но становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия.

Распространенность. Изучение ПТСР началось с клинических наблюдений и анализа последствий влияния на человека экстремальных факторов, в основном военного стресса, а также последствий стихийных и антропогенных катастроф. Было выявлено, что последствия войн и катастроф не исчерпываются видимыми жертвами, есть также и скрытые последствия - психическая травма, которая может принять форму патологического синдрома, называемого посттравматическим стрессовым расстройством.

Показатели распространенности ПТСР у лиц, переживших экстремальные ситуации, согласно данным литера­туры, колеблются от 10% (у свидетелей события) до 95% среди тяжело пострадавших (в том числе с соматически­ми повреждениями). Эти цифры зависят от многих обстоятельств, в частности, от конкретной характеристики стрессогенного события, группы обследованных (свидетели, участники, пострадавшие или ликвидаторы), диагностической позиции исследователя и метода исследования.

По данным исследований, проведенных в США, среди ветеранов вьетнамской войны, распространенность ПТСР составила 30%. У лиц, переживших нацистские концентрационные лагеря, состояния, которые сейчас рассматриваются как ПТСР, наблюдались в 85-100% случаев.

В отечественной литературе показатель распространенности ПТСР среди перенесших тяжелый стресс составил 50 - 80%. В популяции расстройства у женщин встречаются более чем в два раза чаще (1,2%), чем у мужчин (0,5%).

Посттравматическое расстройство может появиться в любом возрасте, однако, учитывая природу ситуаций, вызывающих это расстройство, оно чаще встречается у лиц молодого возраста.

Распространенность ПТСР в популяции зависит от ча­стоты травматических событий. Так, можно говорить о травмах, типичных для определенных политических режимов или географических регионов, в которых особенно часто происходят природные или иные катастрофы.

Результаты эпидемиологических исследований показывают, что подверженность ПТСР коррелирует с определенными физиологическими и психическими нарушениями, которые либо возникают как следствие травмы, либо присутствуют изначально. К числу таких нарушений относятся: невроз тревоги, депрессия, склонность к суицидальным мыслям или попыткам, медикаментозная, алкогольная или наркозависимость, психосоматические расстройства, заболевания сердечнососудистой системы. У 50-100% пациентов с ПТСР имеется какое-либо из перечисленных сопутствующих заболеваний, а чаще всего два или более. Кроме того, у страдающих ПТСР особую проблему представляет высокий показатель самоубийств или попыток самоубийств.

Интенсивность психотравмирующей ситуации является фактором риска возникновения ПТСР. Другими факторами риска являются: низкий уровень образования, социальное положение; предшествующие травматическому событию психиатрические проблемы; наличие близких родственников, страдающих психиатрическими расстройствами, хронический стресс.

Большое значение придается личностной уязвимости, способности индивидуума к совладанию с событием, которое расценивается как жизненная катастрофа.

В настоящее время существует много методик психотерапии, в том числе - ПТСР. Главные из них: рациональная (разъяснительная) и суггестивная (суггестия — внушение) психотерапия.

Под рациональной психотерапией понимают логически обоснованную или разъяснительную психотерапию, которая осуществляется при деятельном состоянии коры головного мозга, без гипнотического ее торможения. Методика рациональной психотерапии обычно такова. Врач принимает больного в своем кабинете, проводя курс лечения без усыпления больного, - в бодром состоянии. Врач на основе лабораторно инструментальных методов обследования пациента разъясняет боль­ному его симптомы, страхи, тревоги, апеллируя к его рассудку, интеллекту, вызывая критическое отношение к его болезненным ощущениям и болезненному состоянию, заставляя активно участвовать в лечебном процессе. Постепенно под влиянием убеждающих врача у пациента возникает уверенность в преодолении болезни, исчезает страх, который был у него перед придуманным им заболеванием. Так, нередко больной воспринимает обычный гастрит желудка как опасное заболевание (рак). Он начинает читать медицинскую литературу, неправильно истолковывая написанное, и под влиянием болезненного самовнушения доводит себя до отчая­ния и страха, что еще больше усиливает болезненные ощущения, Когда же в процессе рациональной психотерапии врач убеди­тельно докажет больному ошибочность его суждений о своей болез­ни, больной успокаивается и многие симптомы сами по себе, как ему кажется, исчезают. В действительности же симптомы исчезают под влиянием слов опытного врача-психотерапевта, снимающего эти страхи.

Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Вну­шение — это явление, которое, играет ведущую роль при всех пси­хотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внуше­ния в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией. Провести резкую грань между внушением в обычном, бодром состоянии и внушением в гипнозе весьма трудно, так как и в том и в другом случае имеет место процесс торможения в коре мозга, однако этот процесс протекает в каждом отдельном случае по-разному.

Суггестивная психотерапия. Суггестивная психотерапия является одной из основных форм лечения непсихотических нарушений психической сферы как психогенного, так и соматического генеза. Основной методикой суггестивной терапии является гипносуггестия, т.е. проведение терапевтического внушения пациентам, находящимся в состоянии гипноза.

Гипноз - это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования, и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

В настоящее время искусственно дебатируется значение гипносуггестивной терапии как устаревшего метода, который противопоставляется более «современным» методам - групповой, аналитической, бихевиоральной и прочим методам терапии.

Сущность метода.

Внушаемость - это своеобразное свойство психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической её оценки. Не следует смешивать внушаемость с гипнабельностью. Последняя, по нашему мнению, должна рассматриваться как свойство центральной нервной системы достигать изменённого состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Необходимость такого разделения обусловлена данными психотерапевтической практики. Степени внушаемости и гипнабельности не всегда совпадают. Лишь в отдельных случаях хорошая реакция на внушение сочетается с достаточно глубоким торможением центральной нервной системы.

Чаще приходится наблюдать сочетание хорошей реализации внушений с неглубоким состоянием торможения. В этих случаях больные отмечают у себя достаточные изменения во время гипнотического сеанса. У них отмечается довольно хорошая реакция на внешние сигналы.

Выйдя из гипнотического состояния, они рассказывают, что улавливали окружающие звуки: шаги, шорохи, звонки, стук и т. д. Реже наблюдаются реакции иного типа — больные входят в глубокое гипнотическое состояние по типу гипнотического сна. Они не воспринимают внешние раздражители, почти не реализуют внушения врача.

Эффективность гипнопсихотерапии в большей степени зависит от степени внушаемости, чем от глубины гипнотического состояния, поэтому перед началом психотерапии при выборе наиболее оптимального в данном случае психотерапевтического воздействия необходимо изучить внушаемость больного.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 822.