Связь психологии с другими науками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии, возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и в управленческих структурах, в системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Основные методологические принципы психологии:

1) признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства – сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу. Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность – это не пассивный продукт мозга, а продукт мозга, активно взаимодействующего с миром на социально-культурной основе.

С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредствоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система – речь (так называемая «вторая сигнальная система»). Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом.

Методы психологии

Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием ее методического аппарата, позволяющего добывать новые факты и на их основе строить научную картину мира. Поэтому вопрос о разработке методов психологии всегда находится в центре внимания исследователей.

Методы получения знаний в сферах житейской и научной психологии разные. В житейской психологии люди обычно ограничиваются наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Разработка конкретных методов психологии основывается на теоретических положениях и методологических принципах, ею выдвигаемых. Исследователь выбирает или конструирует тот метод, который отражает теорию, определяющую выбор объекта исследователя и способы объяснения (интерпретации) полученных данных.

Обычно выделяют три уровня методологического анализа, общая методология, частная методология и конкретные методы, методики и процедуры в психологических исследованиях.

Методология - совокупность конкретных приемов исследования; иногда подразделяется на метод (стратегия исследования) и методику (способ фиксации эмпирических данных).

Общая методология - общий принцип познания, философский подход к анализу явлений действительности. Это система философских, логических, этических и др. знаний, которые имеют отношение к описанию и обоснованию методов научного исследования, применяемых в психологии, с точки зрения допустимости их использования и возможности получения точных, достоверных знаний об изучаемых психических явлениях.

Второй уровень - частная методология - обеспечивает конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам психологических исследований. Частная методология дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте.

Третий уровень - совокупность методов и методик - непосредственно связан с практикой исследования.

Разные уровни методологии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой. Поэтому все конкретные технические приемы, методики и процедуры, хоть и имеют относительную самостоятельность, но всегда зависят от теоретических позиций исследователей и той научной школы, в рамках которой они были созданы.

Необходимо уточнить, что понимается под выражением «научное исследование» в современном науковедении. Г.М. Андреева выделяет следующие черты научного исследования:

1) оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно решаются (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выделение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;

4) его цель - не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.

Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно вести к трем:

- получение тщательно собранных данных,

- объединение их в принципы,

- использование этих принципов в предсказаниях.

Методы психологии могут быть классифицированы по различным основаниям. Часто выделяют два больших блока методов: метод сбора информации (наблюдение, изучение документов, беседа, опрос, эксперимент) и методы ее обработки (приемы теоретической и логической обработки данных, использование методов математической статистики).

Методы наблюдения основаны на непосредственном восприятии и оценке самих психических явлений. Например, если психолога- исследователя интересуют эмоциональные переживания человека, то он судит, наблюдая за жестами, мимикой и пантомимикой этого человека. Методы опроса базируются на использовании ответов людей для выводов об их психических, психологических и личностных особенностях, т.е. такие выводы делаются на основе того, что они сами о себе говорят. Эти методы имеют несколько вариантов: устный опрос, письменный опрос, свободный опрос, стандартизированный опрос, интервью, анкетирование и пр.

Наблюдение - научный метод исследования, переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях.

Выделяют следующие классификации метода наблюдения:

1. По степени стандартизации:

а) Стандартизованное (формализованное) наблюдение - это вид наблюдения, который предполагает выделение наблюдаемых признаков до полевого этапа исследования, когда исследователь заносит наблюдаемые индикаторы в стандартизированный бланк наблюдения. Особенностью этого вида наблюдения является то, что психолог должен заранее хорошо представлять себе возможные типы поведенческих реакций, иначе он не сможет составить качественный бланк.

б) Произвольное наблюдение - это качественная разновидность метода, когда исследователь фиксирует всю информацию, которую видит, не зная «на входе», что конкретно он получит в итоге; его задача – получить как можно больше данных. Этот вид наблюдения характеризуется большой эвристической ценностью. Основные сложности связаны с фиксацией получаемой информации. Как правило, исследователь использует диктофон или видеокамеру, куда он «наговаривает» текст, касающийся наблюдаемого объекта, процесса или явления. Наблюдатель фиксирует особенности поведения, взаимодействия, речевые особенности, разговоры, реакции и т.п.

2. В зависимости от роли исследователя:

а) Невключенное наблюдение. К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).

Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (или «исследования на рабочем месте») – потребитель компьютерной и другой офисной техники не всегда отдает себе отчет, что его в ней устраивает, а что не устраивает, и не может объяснить, чем неудобен ему принтер или сканер, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного товара – и эта информация помогает разработчикам оргтехники оптимизировать свою продукцию.

б) Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Метод позволяет разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование.

Этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного толка: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к наблюдателю; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д. Ещё одна сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.

Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования. До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании. Другая проблема – может ли исследователь занимать активную позицию в группе, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий.

в) Самонаблюдение (интроспекция) - (от лат. introspecto – «смотреть внутрь») - метод психологического исследования, основанный В. Вундтом и используемый в структурализме, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция - это метод углублённого исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.

Суть метода интроспекции заключается в том, что испытуемый, одновременно являющийся и исследователем, с большими подробностями описывает свои ощущения, состояния, переживания, которые появляются у него при предъявлении определенных раздражителей (зрительных, слуховых), при постановке тех или иных задач. Проводится в строго контролируемых лабораторных условиях и направляется на выделение простейших элементов сознания (ощущений и элементарных чувств). Описание не внешних качеств раздражителя, а именно ощущения, которые вызывают (не просто красное и большое яблоко, а «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…»). У разных людей ощущения обычно идентичны и универсальны. Интроспекция подразделяется на следующие виды:

- аналитическая интроспекция, разработанная школой Э. Титченера, характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя;

- систематическая интроспекция, разработанная Вюрцбургской школой, характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета;

- феноменологическая интроспекция, разработанная в гештальтпсихологии, характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем это сделали бы другие, поскольку интроспекция связана с рефлексией, а главным недостатком этого метода является его необъективность (субъективизм).

В психологии существует термин «интроспективная психология», которым обозначают обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности, принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, ведущим психологическим методом при этом подходе оказывается интроспекция, т.е. субъективное описание внутреннего опыта. Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Р. Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно, и - в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

1. Анкетирование делится на:

а) прессовое, когда вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на предлагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания;

б) почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков;

в) раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов.

Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам. Затем он целенаправленно изменяет условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (в конце XIX в. была открыта первая экспериментальная лаборатории), психология оформилась как самостоятельная наука.

Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

а) лабораторный эксперимент - протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать. Эксперимент проводится многократно с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

2) естественный эксперимент - протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.

Тесты - это разновидность методов, отличающихся особой тщательностью разработки и оценки психических явлений. С помощью тестов можно достаточно точно их описывать и количественно оценивать. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психологических явлений.

Тест (в переводе с английского языка – проба, испытание) - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека (способностей, склонностей, навыков и т. п.). Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованные, надежные, валидные, выявлять устойчивые психологические характеристики. В психодиагностике тестирование получило широкое распространение.

В последнее время широко используется биографический метод исследования личности. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида, прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производятся каузометрия (от лат. causa – причина и греч. metre – измерение) – причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы приложения событий, локализуется личный временной центр, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации. Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Этот метод позволяет выявить факторы, наиболее существенно влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов методами психотренинга и психотерапии.

В возрастной психологии применяется сравнительно-генетический метод – способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии – групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др.

Существуют и специфические методы социальной психологии. Одним из них является метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. (Графическое изображение этих отношений – социограмма)

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы, набранной в лабораторных условиях, специально для проведения эксперимента.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.

Теоретические психологические исследования основаны на общенаучных методах и системно-структурном анализе психических явлений.

Психолого-педагогические принципы социальной работы предполагают воздействие социальных работников на людей средствами педагогики и психологии. Изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов на их поведение и состояние; умение работать с людьми, их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом.

В рамках практики социальной работы при соблюдении психолого-педагогических принципов обращается внимание на важность дифференциального подхода к людям. Его важность обусловлена характером выработки у представителей всевозможных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, к окружающему нас миру, не учитывая которые невозможно целенаправленное воздействие на сознание методы обработки информации к собственно психологическим методам не относятся - это большая группа общенаучных приемов, подготавливающих первичную информацию к содержательному анализу.

Методы исследования в любой науке характеризуются функциональностью, т.е. они специально рассчитаны на решение той или иной задачи. А это значит, что применение конкретных методов в психологических исследованиях определяется целями этого исследования и особенностями изучаемого объекта. Очень важным является и вопрос о том, кем применяются методы психологии.

Метод поперечных срезов - экспериментальный метод, в котором возрастные различия измеряются с помощью исследования различных возрастных групп в один период, т. е. сравниваются различные возрастные группы по заданной переменной. Обычно используется в психологии развития и в других направлениях психологии, в которых выборка составляется из участников различного возраста и от разных групп. Достоинством является возможность за короткий промежуток времени охватить большие возрастные периоды. Недостаток метода - смешение различий, обусловленных возрастом и разным опытом жизни. Противоположен лонгитюдному методу.

Лонгитюд/лонгитюдное исследование - экспериментальный метод, в котором одни и те же участники (респонденты) исследуются на разных стадиях своего возраста. Метод обычно применяют в исследованиях психологии развития. В психологии старения известны лонгитюды, которые длились 48 и больше лет. Лонгитюдное исследование более точно, чем метод поперечных срезов, определяет перспективу психического развития, а также генетические связи между его фазами. К достоинствам возможность проследить одну и ту же группу индивидов на разных стадиях их развития. К недостаткам - трудоемкость; длительность; селективное истощение (уменьшение) выборки; потеря репрезентативности; влияние исторических событий, трудность их отслеживания; обследуемые индивиды в течение жизни подвергаются влиянию изменений культуры, которые опосредованно отражаются на психической деятельности и др.

В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны – распознающие системы и др.).

 

Тема 2. Психика и её изучение в рамках основных школ и направлений психологии

Понятие о психике

Психика-это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального. Нейрофизиология подчинена биологическим закономерностям; психика подчинена всеобщим законам объективных взаимосвязей явлений внешнего мира.

Психика не является прямым продуктом работы мозга. Мозг социально изолированного человека не может дать этого "продукта". Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Идеальное – это социальное нормированное отражение действительности.

Мозг человека отличается от мозга высших животных. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.

Механизм человеческого мозга отличается его способностью кодировать речевые знаки, символы, несущие в себе информацию об общих свойствах и взаимосвязях действительности.

Познание психики человека и познание деятельности, его мозга взаимообусловлено. Объекты психических процессов находятся вне мозга – в окружающей человека действительности.

Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству: отражаемое (весь мир), отражающая система и отраженное(психическоеявление).

Приведённое выше определение касается специфики самого процесса психического отражения, которое всегда принадлежит субъекту, зависит от субъективных особенностей и вне субъекта не существует.

Психическое отражение -это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.

ПСИХИКА (предмет исследования психологической науки) – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях, это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе, хотя она и является органом (или одним из органов) психики. Как устройство машины нельзя понять, имея представление о ее отдельных деталях, так и психику нельзя понять, исследуя только нервную систему.

Существует несколько теорий, пытающихся объяснить взаимодействие физиологического и психического процессов:

1. ТЕОРИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА - психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии, никогда не пересекаются, не влияют друг на друга, т.е. предполагается наличие "души", которая связана с телом, но живет по своим законам;

2. ТЕОРИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ТОЖДЕСТВА - психические процессы по сути есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь;

3. ТЕОРИЯ ЕДИНСТВА (современное представление) - психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. ПСИХИКА - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества через собственную активную деятельность человека.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 451.