Когнитивная сфера психики (внимание, память)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. Внимание

Внимание- направленность и сосредоточенность сознания и деятельности субъекта (человека) в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.) при одновременном отвлечении от других.

Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи).

Функции внимания:

- отбор значимых действий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

-игнорирование других несущественных конкурирующих воздействий;

- удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.

Виды внимания:

- непроизвольное - непроизвольно, само собой возникающее, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя. Этот вид внимания является наиболее простым и генетически исходным; он имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция (рефлекс «ЧТО ТАКОЕ?»).

- произвольное - сознательное сосредоточение на определенной информации, требующее волевых усилий и утомляющее через 20 минут. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации ПОВЕДЕНИЯ и КОММУНИКАЦИИ, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.

- постпроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя постпроизвольное внимание может длиться часами.

При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением организма.

Качества внимания:

- концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;

- объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5-7 объектам. Оценка объема внимания осуществляется с помощью тахитоскопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и т.д.). Тахитоскоп (от греч. taxis - быстрый, скорый и scopeo – смотрю) - прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное, в том числе очень короткое, время;

- переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

- устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте;

Для измерения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

- распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Оно исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения внимания.

Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате чего какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б.М.Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека: если н.с. слабая, то дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, если сильная - повышают концентрацию внимания.

Сенсорная депривация - изоляция человека от внешних и внутренних раздражителей. Проводился эксперимент, когда человека помещали в звуконепроницаемую камеру, надевали на него светонепроницаемые очки, помещали в теплую ванну для снижения кожной чувствительности. После подобной изоляции испытуемый:

- начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями;

- теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела;

- у него начинаются галлюцинации и кошмары;

- наблюдаются нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства, времени;

- иногда утрачивалась константность восприятия.

Для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. Избыток информации приводит к понижению точности восприятия, к ошибкам. Это связано с фиксированным объемом внимания, который мало поддается регулированию при обучении и тренировке.

Б. Память

б) Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности, способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания.

Нарушения памяти означают нарушения личности.

Амнезия - отсутствие памяти:

- ретроградная амнезия - нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию (травме и т.п.);

- антероградная амнезия - нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания.

Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Условие успешной выработки нервных связей – значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга.

Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Различаются процессы памяти:

-запоминание - лучше запоминаются крайние элементы, по сравнению со средними, что связано с проактивным и ретроактивным торможением (эффект края), при переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение;

- сохранение– удержание воспринятого с возможностью его воспроизведения;

- воспроизведение- в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания:

ü узнавание – проявление памяти, возникающее при повторном восприятии объекта;

ü припоминание - воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций. 

ü представления - воспроизводимые образы предметов или явлений, они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.). 

ü воспоминания - особая разновидность воспроизведения, отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни, локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности;

ü реминисценция (от лат. reminiscentia – воспоминание) - часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы, это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения;

ü эдейтизм – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

- забывание – постоянное уменьшение возможности припоминания и воспроизведения заученного материала, оно зависит от:

ü объёма запоминаемого материала;

ü содержания и степени осознанности запоминаемого материала;

ü сходства запоминаемого материала с интерферирующим (от лат. inter–между, ferens – несущий), накладывающимся на него, другим материалом, которым оперирует субъект;

ü степени значимости запоминаемого материала и включённости его в деятельность субъекта;

ü характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него (проактивное и ретроактивное торможение).

Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885г.), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала.

 

 

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации;

2) повторение информации:

- первое повторение нужно через 40 минут после заучивания;

- в 1-й день - 2-3 повторения;

- во 2-й день - 1-2 повторения;

- с 3 по 7 день включительно - по 1-му повторению;

- затем - 1 повторение в 7-10 дней.

Заучивание маленькими порциями в течение длительного времени эффективнее «аврального» заучивания в сессию.

Продуктивность памяти зависит от её объема, быстроты, точности, длительности и готовности к запоминанию и воспроизведению.

Причины, влияющие на продуктивность памяти:

1) субъективные: - тип запоминания; - предшествующий опыт; - интерес; - установка; - состояние организма;

2) объективные: - характер материала (осмысленность, понятность, связность, - ритмичность, наглядность); - количество материала; - обстановка; - фармакологические и физические воздействия.

Формы памяти:

- непроизвольная (непреднамеренная) - информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, работы над информацией (сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает). Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

1) сильные и значимые физические раздражители;

2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность;

3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума;

4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

5) то, что более всего связано с потребностями данного человека;

6) то, что является объектом активной деятельности.

- произвольная (преднамеренная) - информация целенаправленно организуется и запоминается с помощью специальных приемов. Условиями успешного произвольного запоминания являются:

1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала;

6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его (это относится и к образному материалу).

Мнемотехника (приёмы запоминания):

* образование смысловых фраз из несвязанных слов;

* ритмизация (перевод информации в стихи, песни и т.п.);

* запоминание длинных терминов по созвучным словам;

* образная визуализация (связка в "картинки", "мультики");

* Метод Цицерона (мысленное "раскладывание" информации в хорошо знакомом помещении);

* установление логических закономерностей (числа, цифры);

* Метод Айвазовского (3 секунды смотреть на образ, затем, закрыв глаза, попытаться детально его представить, открыть глаза на 1 секунду и дополнить образ деталями - и так проделать несколько раз).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти:

- образная (представления) – графики, схемы, картинки.

Образная память бывает разных типов и зависит от вида анализатора: - зрительная; - слуховая; - моторно-двигательная; - вкусовая; - осязательная; - обонятельная..

- логическая, включающая в себя:  логическое осмысление материала; систематизацию, выделение главных логических компонентов информации; пересказ своими словами. Её эффективность в 20 раз выше, лучше, чем эффективность механической;

- эмоциональная - способность помнить чувства, переживания, эмоции и их отнесённость к какой-то определенной ситуации.

По способу запоминания различают:

- непосредственную (прямую);

- опосредованную (косвенную);

- механическую - механическое дословное многократное повторение или «зазубривание» (материал не осмысливается, тратится много сил и времени, а результаты низкие);

- ассоциативную (смысловую) - основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций:

ü по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации;

ü по контрасту - связь двух противоположных явлений;

ü по сходству (один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти) - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию.

Различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти. Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

- сенсорная – непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек), это так называемые послеобразы, которые не связаны с закреплением следов и быстро исчезают;

- кратковременная (КП)- непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия, обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки, время ее функционирования– не более 30 сек., объем ее ограничен 5–7 объектами, однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация;

- оперативная (ОП)- избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

- промежуточная (ПП) - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а ночью во сне происходит очищение промежуточной памяти и категоризация информации с переводом необходимой в ДП. После сна ПП снова готова к приему информации (нужно спать не менее 3-х часов в сутки, иначе ПП не успеет очиститься).

- долговременная (ДП) - запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость, отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем ее от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Она бывает:

а) с сознательным доступом - человек по своей воле может вспомнить нужную информацию, для неё свойственна закономерность: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент нужной и формации.

б) закрытая - человек может вспомнить информацию только в измененном состоянии сознания (под гипнозом и т.д.).

Типы памяти – индивидуально-типологические особенности памяти различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект – выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 557.