А. Мышление
Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.
Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели.
Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).
Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.
В многообразных явлениях мышления различаются:
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи:
- по содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность. Структурная единица практического (оперативного) мышления – действие; художественного – образ; научного мышления – понятие;
- по операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую – творческое решение нестандартных задач;
- по степени абстрагированности выделяются:
* эмпирическое мышление - (от греч. empeiria – опыт) дает первичные обобщения на основе опыта, которые делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание представляет собой низшую, элементарную ступень познания;
* практическое мышление, особенностями которого являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило, полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию;
* теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей, его результат – построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека, оно неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; основывается на предшествующих знаниях и служит основанием последующего познания.
На ранних этапах психического развития ребенка, а также у малоразвитых индивидов мышление может быть синкретичным (от греч. synkretismos – соединение), когда явления связываются по признаку их внешнего сходства, а не существенных связей: связь впечатлений принимается за связь вещей.
Мыслительные операции:
- сравнение - элементарная первичная форма познания, которая лежит в основе стабильности нашего сознания, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение;
- обобщение - свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция, может осуществляться на двух уровнях: первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация), второй, более высокий уровень, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции;
- абстракция - (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация;
- классификация - группировка объектов по существенным признакам. (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении. На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному;
- систематизация - в отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, алфавитные каталоги);
- конкретизация - (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта, высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте.
Формы мышления - в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий:
- суждение - определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. Истинность системы суждений – предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида. В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность;
- умозаключение - оперирование тем общим, что заключено в единичном, мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного – к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции(вероятностного умозаключения, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса, частой ошибкой которого является поспешное обобщение без достаточных оснований) и дедукции(отражения общей связанности явлений).
- понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений, и чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека;
Виды мышления:
- практически-действенное - генетически самый ранний вид мышления, определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных);
- наглядно-образное - возникает на основе практически-действенного, манипуляционного мышления, для него характерно оперирование наглядными образами в уме;
- теоретически-абстрактное - высшая ступень мышления, при том, что оно отвлеченное, оно сохраняет связь с практикой.
В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются:
-алгоритмическое мышление - ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач;
- дискурсивное мышление - (от лат. discursus – рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений;
- эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
- творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Закономерности мышления:
- мышление возникает в связи с решением проблемы, и условием его возникновения является проблемная ситуация, характеризуется дефицитом исходной информации, возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта – путем изыскания необходимых познавательных стратегий;
- основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами, познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним;
- обоснованность мышления - ничто не происходит без достаточного основания, в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более общей мыслью, только опираясь на правильные обобщения, понимание типичности ситуации, человек предвидит развитие событий, осуществляет опережающее отражение действительности, контролирует грядущие события и преобразует действительность.
- селективность (от лат. selectio – выбор, отбор) – способность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов, для чего знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.
- антиципация (от лат. anticipatio – предвосхищение) означает предвосхищение развития событий, человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Прогнозирование событий – одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании, на основе анализа отношений между отдельными элементами явления индивид предвосхищает искомый результат. В связи с этим выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема – система возможных действий над объектом познания;
- рефлексивность (от лат. reflexio – отражение) - мыслящий субъект постоянно рефлексирует – отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки. Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъекта, так и взаимоотражение партнеров по общению.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).
При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума – систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а также тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.
Б. Речь
Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове оформлялась цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения, индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков
Речь - это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
В отличие от восприятия – процесса непосредственного отражения вещей – речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка.
Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному понимает содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие же, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка.
Мышление: индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание». В языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное.
Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может сказать больше, чем значат те слова, которые он употребил (подтекст речи). Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком.
Развитие речи - это процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса.
Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая сигнальная система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи – она превращается в бессодержательный поток слов.
Функции речи
В психической жизни человека речь выполняет ряд функций.
1) коммуникативная функция – функция передачи информации, когда речь выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, как средство общения. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:
а) информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;
б) выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;
в) волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
2) средство воздействия одних людей на других (поручение, приказ, убеждение);
3) функция обобщения и абстрагирования - слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего вида овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них.
4) сигнификативная (знаковая, обозначающая) функция - если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. е. речь потеряла бы свою коммуникативную функцию, перестала бы быть речью. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных.
Виды речи
Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).
Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.
Диалогическая речь (самый древний вид речи) – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь – наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.
Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека достигается на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.
Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.
Для внутренней речи характерны некоторые особенности:
• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;
• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;
• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;
• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;
• она беззвучна.
У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи – эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели.
Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:
- период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),
- период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),
- период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),
- период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).
Речь и мышление
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно не правомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.
Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи, что обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.
Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь - это не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Утверждение о несводимости мышления к речи относятся не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречаются в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается, прежде всего, в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
В. Воображение
Воображение - образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти, это специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности, оно обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности. Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.
Воображение подразделяется на:
- произвольное - преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах;
- непроизвольное - возникающее помимо воли человека, непреднамеренно, связанное с восприятием того или иного объекта (чаще возникает);
- реконструктивное (воссоздающее) - формирует новые образы представления, дает возможность познать то, что непосредственно не воспринимается в данный момент, содействует организации взаимоотношений между людьми, на его основе формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним;
- творческое - создает совершенно новые оригинальные образы, лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности, его результатами могут быть материальные и идеальные образы, существенный его критерий– социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. Его средства:
ü акцентирование – гипербола (преувеличение), либо литота (преуменьшение);
ü фантазия – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров);
ü агглюцинация – механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т. п.);
ü аналогия – например, многие орудия труда – клещи, грабли и т. п. – созданы по аналогии с рукой человека;
ü гиперболизация – преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских шаржах и т. п.);
ü типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов;
- пассивное – форма воображения, когда оно выступает как "заместитель" активной деятельности, способ псевдоадаптации (грёзы, мечты без претворения в жизнь):
ü непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии;
ü преднамеренное - человек произвольно формирует образы ухода от действительности – грезы, создаваемый личностью ирреальный мир – попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы.
- активное – психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека и являющаяся признаком творческого типа личности.
Тема 4. Эмоциональная сфера человека
Эмоции
Эмоции - (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида, возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях.
Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.
Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные (базовые) эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев, удивление.
Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.
Эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним.
В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества: реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность.
Эмоции и чувства различаются
- в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
- в зависимости от значимости отражаемой действительности, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства;
- в зависимости от влияния на активность деятельности – стенические, побуждающие к активной деятельности (от греч. sthénos – сила) и астенические, расслабляющие человека, парализующие его силы.
- в структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие направленность жизнедеятельности индивида, цели деятельности и ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции (отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям);
- то, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные;
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
- эмоциональный тон ощущения - отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта(например, к отдельным раздражителям может возникать даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия);
- эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной или социальной среде (например, синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека);
- настроение - ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность, оно может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость(наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией, незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности)
- конфликтные эмоциональные состояния:
ü стресс - вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации,
ü аффект(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) –внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.
ü фрустрация(от лат. frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей
- высшие эмоции(чувства) - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, эмоциональная форма отражения социально значимых явлений, их иерархия определяет мотивационную сферу личности.
В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установкам:
- нравственные – чувства долга, совести, солидарности, сочувствия, (нарушение этих устоев вызывает чувства возмущения, негодования и ненависти);
- праксические – сформировавшиеся в практической деятельности человека;
- интеллектуальные – зарождение которых связано с началом теоретической деятельности человека;
- эстетические – связанные с возникновением образно-изобразительной деятельности.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).
Общие закономерности эмоций и чувств:
- обобщенность и возможность переноса - чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов;
- притупляемость под влиянием длительно действующих раздражителей - воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям;
- взаимодействие - различные чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга;
- контраст – возникающее чувство усиливается предшествующим чувством противоположной модальности (например, чем сильнее страдания, тем сильнее радость от избавления от них);
- суммация - чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются, в результате чего повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям;
- замещаемость - неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности;
- переключаемость–чувства, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты ("вымещения зла на слабом");
- когда эмоции взаимно несовместимы (амбивалентны), возникает внутриличностная конфликтная ситуация, которая изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.
- экспрессия - внешнее выражение движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 524.