Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
На основе психологической теории возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Основой этой теории является то, что эмоциональные состояния возникают под влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции же возникают, как следствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.
Как оказалось, эмоции выполняют регуляторную функцию относительно деятельности человека, они оказывают определённое на неё влияние, которое зависит от характера и интенсивности эмоционального переживания.
В ходе экспериментальных исследований Д.О. Хеббу удалось получить кривую, которая выражает зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется свой определённый оптимум эмоциональной возбудимости, при котором будет обеспечена максимальная эффективность в работе. Уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей деятельности, которая выполняется, от условий, в которых она протекает, от индивидуальных характеристик включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. Т.о., данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.
Воля
б) Воля - сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.
Воля представляет собой сознательную концентрацию психической активности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности. В процессе постоянного сознательного самоконтроля личности над своим поведением у нее формируется система социально значимых волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость и др.)
Воля – социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Важнейшее проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения.
Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних (объективных и субъективных) препятствий.
Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли.
Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее устойчивыми. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния. Формирование воли -– это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.
Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга, они представляют собой сложные функциональные системы, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 596.