(18 часов)
Требования к результатам освоения раздела: ПК1: З.1; У.1; В.1
ПК-5: З.5
Содержание раздела
Тема I .1Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия, как вид нарушения речевого развития.
Общие сведения о значении речи в жизни человека. Социальные и психолого-физиологические предпосылки речи. Организация центральной регуляции движений. Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе периферического речевого аппарата. Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений .Речевое дыхание-энергетическая основа устной речи. Формирование речедвигательной стереотипии. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи. Двигательная функциональная система и ее значение в организации деятельности мозга.
Общая характеристика дизартрии. Исторические сведения по проблемам изучения дизартрии. Анализ современных сведений по данной проблеме. Связь с историей развития медицины, психологии и педагогики. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений в детской и взрослой популяции. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием которых является дизартрия. Терминология. Определение. Психические и социальные последствия дизартрии. Терапия и прогноз.
Тема I .2 Различные подходы к классификации дизартрий. Характеристика дизартрий. Механизмы и формы дизартрий.
Различные подходы к классификации дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий. Принципы классификации дизартрий: принцип локализации поражения, синдромологический подход. Формы дизартрии по степени понятности речи для окружающих. Характеристика дизартрии по степени поражения: легкая степень дизартрии, дизартрия средней тяжести, тяжелая дизартрия. Симптоматика различных форм дизартрий. Формы дизартрий на основе неврологического подхода Симптоматика псевдобульбарной, корковой, бульбарной, экстрапирамидной и мозжечковой дизартрий. Основные механизмы нарушений речи при дизартрии. Структура нарушений артикуляционной моторики. Стертая дизартрия. Этиология. Патогенез. Симптоматика. Диагностика. Распространенность. Динамика.
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 1
Тема I .1 Теоретические предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия как вид нарушения речевого развития.
Кол-во часов: 2
План:
1. Психолого-педагогические исследования речевой деятельности детей
2. . Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.
3. Общая характеристика дизартрии.
4. Психологические аспекты дизартрий.
5. Психолингвистические аспекты дизартрий.
Список литературы:
[2; 3; 29]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация « Дизартрия - нарушение речи вследствие нарушения иннервации речедвигательного аппарата».
Практическое занятие 1
Тема 1.1: Общие сведения о значении речи в жизни человека.
Кол-во часов: 2
Форма проведения: семинар
Изучаемые вопросы:
1.Социальные и психолого-физиологические предпосылки развития речи.
2.Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.
3.Дизартрия. Психические и социальные последствия дизартрии.
4.Структура дефекта при дизартрии.
Список литературы:
[2; 3; 29]
Информационное сопровождение:
1. «Мультимедийная презентация «Психолингвистические аспекты дизартрии»
2. Схемы: «Синдромокомплекс артикуляционных расстройств»
Лекция 2
Тема I .2 Различные научные подходы к классификации дизартрий. Механизмы и формы дизартрии.
Кол-во часов: 2
План:
1. Принципы классификации дизартрий.
2. Синдромологический подход к проблеме классификации дизартрии.
3. Симптоматика различных форм дизартрии.
4. Характеристика разных форм дизартрии.
5. Особенности звукопроизносительной стороны речи при разных формах дизартрии.
6. Сравнительная характеристика основных форм дизартрии.
Список литературы:
[2; 3]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Характеристика разных форм дизартрии».
Практическое занятие 2
Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.