Раздел I. Методологическое и методическое значение курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (18 часов)

Требования к результатам освоения раздела: ПК1: З.1; У.1; В.1

ПК-5: З.5

Содержание раздела

Тема I .1Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия, как вид нарушения речевого развития.

 Общие сведения о значении речи в жизни человека. Социальные и психолого-физиологические предпосылки речи. Организация центральной регуляции движений. Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе периферического речевого аппарата. Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений .Речевое дыхание-энергетическая основа устной речи. Формирование речедвигательной стереотипии. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи. Двигательная функциональная система и ее значение в организации деятельности мозга.

Общая характеристика дизартрии. Исторические сведения по проблемам изучения дизартрии. Анализ современных сведений по данной проблеме. Связь с историей  развития медицины, психологии и педагогики. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений в детской и взрослой популяции. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием которых является дизартрия. Терминология. Определение. Психические и социальные последствия дизартрии. Терапия и прогноз.

Тема I .2 Различные подходы к классификации дизартрий. Характеристика дизартрий. Механизмы и формы дизартрий.

Различные подходы к классификации дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий. Принципы классификации дизартрий: принцип локализации поражения, синдромологический подход. Формы дизартрии по степени понятности речи для окружающих. Характеристика дизартрии по степени поражения: легкая степень дизартрии, дизартрия средней тяжести, тяжелая дизартрия. Симптоматика различных форм дизартрий. Формы дизартрий на основе неврологического подхода Симптоматика псевдобульбарной, корковой, бульбарной, экстрапирамидной и мозжечковой дизартрий. Основные механизмы нарушений речи при дизартрии. Структура нарушений артикуляционной моторики. Стертая дизартрия. Этиология. Патогенез. Симптоматика. Диагностика. Распространенность. Динамика.

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1

Тема I .1 Теоретические предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия как вид нарушения речевого развития.

Кол-во часов: 2

План:

1. Психолого-педагогические исследования речевой деятельности детей

2. . Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.

3. Общая характеристика дизартрии.

4. Психологические аспекты дизартрий.

5. Психолингвистические аспекты дизартрий.

Список литературы:

[2; 3; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация « Дизартрия - нарушение речи вследствие нарушения иннервации речедвигательного аппарата».

Практическое занятие 1

Тема 1.1: Общие сведения о значении речи в жизни человека.

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1.Социальные и психолого-физиологические предпосылки развития речи.

2.Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.

3.Дизартрия. Психические и социальные последствия дизартрии.

4.Структура дефекта при дизартрии.

Список литературы:

[2; 3; 29]

Информационное сопровождение:

1. «Мультимедийная презентация «Психолингвистические аспекты дизартрии»

2. Схемы: «Синдромокомплекс артикуляционных расстройств»

Лекция 2

Тема I .2 Различные научные подходы к классификации дизартрий. Механизмы и формы дизартрии.

Кол-во часов: 2

План:

1. Принципы классификации дизартрий.

2. Синдромологический подход к проблеме классификации дизартрии.

3. Симптоматика различных форм дизартрии.

4. Характеристика разных форм дизартрии.

5. Особенности звукопроизносительной стороны речи при разных формах дизартрии.

6. Сравнительная характеристика основных форм дизартрии.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Характеристика разных форм дизартрии».

Практическое занятие 2

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.