ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ

С ДИЗАРТРИЕЙ

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение 

                                                 лиц с нарушениями речи»

 

 

Челябинск, 2018



Лист согласования

 

 

Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры

«   »

____

20__ Протокол  
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 


 

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………..5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………....8

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………17

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

   КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ………………20

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

   ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..27

6 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………..29

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ …………...29

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ………………………...29

   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ …………………………………………………...31

 

 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

         В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией».  Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 32 часа аудиторная работа (12 часов – лекционные занятия, 20 часов семинарские занятия) и 22 часа самостоятельная работа студентов; 54 часа отводится на подготовку и сдачу экзамена. Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 16 часов аудиторная работа (4 часа – лекционные занятия, 12 часов семинарские занятия ) и 83 часа самостоятельная работа студентов; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается  в течение 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистров. Курс завершается экзаменом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Для освоения дисциплины магистрам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, систематизации методов и методик исследования, необходимых для написания магистерской работы.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры  актуализируют знания по педагогическим, медицинским дисциплинам,  знакомятся с новыми  базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у магистров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией » тесно связан с дисциплинами «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи », «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.  Материал излагается в соответсвии с Государственным образовательным стандартом.

1.4. Цели дисциплины :

- Формирование у магистров необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов-магистров  системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности  дизартрии, как речевой патологии;

- Формирование понимания сущности дизартрии как наиболее сложной формы нарушения речевой организации;

- Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса  дизартрических нарушений;

- Формирование умения организовывать психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию нарушений речи у детей разных возрастных групп.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1.   2.     3. ПК-1 Готов к проектированию и осуществлению образовательной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий     ПК-2 Способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ     ПК-5 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения     З.1 – общие и специфические закономерности возникновения речи З.2 – причины возникновения дизартрии, механизмы дизартрии с точки зрения различных теоретических обоснований;  З.3 – адекватные методики обследования при различных формах дизартрии с использованием инновационных технологий; З.4 – формы коррекционной работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая с созданием инновационных психолого-педагогических технологий с целью оптимизации образовательно-коррекционного процесса;     З.5 – проектировать, апробировать и внедрять психолого-педагогические технологии выявлений нарушений в развитии; З.6 – анализировать и систематизировать результаты исследований по дизартрии, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   З.7 – знать, как изучать, проектировать, реализовывать процесс изучения, образования, абилитацию, реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию лиц с дизартрией с использованием инновационных технологий. У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения речи при дизартрии; У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение организации речи при дизартрии для диагностики, и коррекционно-логопедической работы и научно-исследовательской работы;   У.3. – изучать и систематизировать достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний по дизартрии; У.4 – осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;     У.5 – проектировать инновационное развитие коррекционно-педагогических систем для детей с дизартрией; У.6 – осуществлять комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития и организации медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с дизартрией. В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов  возникновения дизартрии     В.3 – знаниями о проектировании и апробации психолого-педагогических технологий по выявлению нарушений у детей с дизартрией; В.4 – знаниями анализировать и систематизировать результаты исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   В.5 – знаниями проектировать научно обоснованных психолого-педагогических технологий    


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
I Раздел I .Методологическое и методическое значение курса.   4 - 6 8 18
I.1 Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия, как вид нарушения речевого развития. 2 - 2 3 7
I.2 Различные научные подходы к классификации дизартрий. Характеристика дизартрий. Механизмы и формы дизартрий. 2 - 4 5 11
II Раздел II . Сущность и организация диагностики дизартрий. 4 - 6 6 16
II.1 Организация работы по проведению логопедического обследования детей с дизартрией. 2 - 4 4 10
II.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией.   2 - 2 2 6
III Раздел III . Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией. 4 - 8 8 20
III. 1 Особенности логопедической работы с детьми в доречевой период. 2 - 3 3 8
III.2 Система логопедической работы при дизартрии. 2 - 3 3 8
Ш.3 Проблемы изучения дизартрии на современном этапе. - - 2 2 4
  ИТОГО: 12 - 20 22 54
Контроль       54
  ВСЕГО:         108

 


Таблица 3

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 2

План:

1. Психолого-педагогические исследования речевой деятельности детей

2. . Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.

3. Общая характеристика дизартрии.

4. Психологические аспекты дизартрий.

5. Психолингвистические аспекты дизартрий.

Список литературы:

[2; 3; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация « Дизартрия - нарушение речи вследствие нарушения иннервации речедвигательного аппарата».

Практическое занятие 1

Кол-во часов: 2

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1.Социальные и психолого-физиологические предпосылки развития речи.

2.Роль периферического речевого аппарата в речевой деятельности.

3.Дизартрия. Психические и социальные последствия дизартрии.

4.Структура дефекта при дизартрии.

Список литературы:

[2; 3; 29]

Информационное сопровождение:

1. «Мультимедийная презентация «Психолингвистические аспекты дизартрии»

2. Схемы: «Синдромокомплекс артикуляционных расстройств»

Лекция 2

Кол-во часов: 2

План:

1. Принципы классификации дизартрий.

2. Синдромологический подход к проблеме классификации дизартрии.

3. Симптоматика различных форм дизартрии.

4. Характеристика разных форм дизартрии.

5. Особенности звукопроизносительной стороны речи при разных формах дизартрии.

6. Сравнительная характеристика основных форм дизартрии.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Характеристика разных форм дизартрии».

Практическое занятие 2

Кол-во часов: 4

Форма проведения: выполнение творческого задания: «Сравнительная характеристика основных форм дизартрии»

Изучаемые вопросы:

1.Принципы классификации дизартрий.

2.Симптоматика различных форм дизартрии: корковая дизартрия, бульбарная дизартрия, экстрапирамидная, мозжечковая, псевдобульбарная.

3.Основные механизмы нарушений речи при дизартрии.

Структура нарушений артикуляционной моторики при дизартрии.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийные презентации «Характеристика разных форм дизартрии»

 

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Л-ра: ( 3; 6; 18; 26;27;30)

                                                                                                           3 балла

Тема I .2Различные научные подходы к классификации дизартрии. Механизмы и формы дизартрии.

  1. Составление схем: «Механизмы возникновения дизартрии», «Формы дизартрии. Сравнительная характеристика»                            3 балла
  2. Характеристика различных авторских классификаций       3 балла
  3. Контрольная работа по разделу                                            5 баллов
  4. Контрольная работа по разделу                                            5 баллов

[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]

 

1. Составление схемы-таблицы «Структурно-функциональная модель мозга»                      3 балла 2. Этапы формирования речевой деятельности дошкольников, страдающих дизартрией.                  3 балла 3.Конспектирование статьи Анохина П.К. «Очерки по физиологии функциональных систем»                   3 балла 4.Обзор материалов сайтов по проблеме                   5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1; У.1; В.1 Быть готовым к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий З.1 Знать теоретические предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. У.1 Уметь дифференцировать дизартрию от других речевых патологий на основе общих и специальных знаний. В.1 Владеть навыками анализа основополагающих исследований в области дизартрии. ПК-5: З.5 Быть готовым к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения З.5 Уметь обосновать теоретическое практическое значения знаний о дизартрии на современном этапе развития ССО

- Таблица «Структурно-функциональная схема мозга ».

- Схемы: «Этапы формирования речевой деятельности дошкольников, страдающих дизартрией».

- Таблица «Механизмы развития речевой деятельности».

- Участие в деловой игре.

- Анализ литературных источников в области дизартрии.

- Контрольная работа по разделу.

 

- Конспект статьи Анохина П.К. «Очерки по физиологии функциональных систем».

- Таблица: « Терминологический словарь по теме «Дизартрия»

- Мультимедийная презентация «Дизартрия»

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа по разделу.

 

       

 

Раздел II. Сущность и организация диагностики дизартрий. (16 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-1: З.1; В.2

ПК-2: З.3; У.3; В.3

ПК-5: У.4; У.5

Содержание раздела

Кол-во часов: 2

План:

1. Принципы и методы обследования ребенка с дизартрией.

2. Системный подход к обследованию ребенка с дизартрией.

3. Ранняя диагностика дизартрий на основе оценки неречевых нарушений.

4. Дифференциальная диагностика дизартрий по степени поражения.

5. Диагностика дизартрий по локализации очага поражения.

6. Структура речевой карты. Логопедическое заключение.

Список литературы:

[2; 3; 12; 15; 20; 22; 24; 29; 30]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Диагностика дизартрий»

 

 

Практическое занятие 3

Тема II .1 Организация работы по проведению логопедического обследования детей с дизартрией. Роль медико-биологических и социально-психологических факторов в психическом развитии ребенка с дизартрией.

Кол-во часов: 4

Форма проведения: деловая игра «Психолого-педагогическое обследование ребенка с дизартрией»

Изучаемые вопросы:

1. Принципы и методы обследования ребенка с дизартрией.

2. Диагностика дизартрий на основе оценки неречевых нарушений.

3. Дифференциальная диагностика по степени поражения.

4. Диагностика дизартрий по локализации очага поражения.

5. Структура карты логопедического обследования

Список литературы:

[2; 3; 5; 9; 12; 15; 16; 20; 22; 24; 26; 28; 29; 30; 35; 38]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Принципы и методы обследования ребенка с дизартрией».

2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения дизартрий.».

Лекция 4

Кол-во часов: 2

План:

1. Общие сведения о категориях детей, страдающих дизартрией:

а) дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

б)дизартрия у детей с ДЦП, у детей с олигофренией

в) дизартрия у детей с гидроцефалией

г) дизартрия у детей с ЗПР

д) дизартрия у детей с ММД

2.Отличительные особенности проявления дизартрии у данной категории детей.

Список литературы:

[2; 4; 10; 29; 15; 22]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».

2. Мультимедийная презентация «Общие сведения о категориях детей, страдающих дизартрией».

 

Практическое занятие 4

Кол-во часов: 2

Форма проведения: деловой игре «Сбор анамнеза и клинико-психолого-педагогическое обследование детей с дизартрией с разными нозологическими патологиями»

Изучаемые вопросы:

1. Общие сведения о категориях детей, страдающих дизартрией.

2. Дизартрия у детей с нормальным психофизиологическим развитием.

3. Дизартрия у детей с разными нозологическими патологиями:

а) у детей с ДЦП

б) у детей с гидроцефалией

в)  у детей с ЗПР

г) у детей с ММД

4. Отличительные особенности проявления дизартрии у данной категории детей.

Список литературы:

[2; 4; 10; 29; 15; 22]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».

 

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Балла

Балла

Баллов

1. Видеофрагменты по теме « Логопедическое обследование детей с дизартрией»         3 балла 2. Обзор материалов сайтов по проблеме                         5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1 З.1 Знать общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ ПК-2: В.2 В.2 Владеть навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения

- Схемы «Речевая карта ребенка с дизартрией.».

- Конспект Дизартрия у детей с разными нозологическими патологиям».

- Индивидуальное собеседование.

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

ПК-5: У.4 У.4 Осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений  

- Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений при дизартрии (речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальные нарушения).

- Видеофрагменты по теме «Причины возникновения отклонений психофизического развития у детей с дизартрией»

- Схемы «Речевая карта ребенка с дизартрией».

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

ПК-5: У.5 У.5 Определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

- Конспект параграфа учебника логопедия «Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития детей с дизартрией» с последующим анализом.

- Схемы «Речевая карта ребенка с дизартрией при различных вариантах нозологической патологии ».

- Коллоквиум по теме 2.2.

- Контрольная работа.

       

 

Раздел III. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией (20 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-1: З.1; У.1

ПК-2: З.2;

ПК-5: У.5

Содержание раздела

Лекция 5

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные проявления нарушений речевой деятельности у детей раннего возраста.

2. Четыре уровня доречевого развития детей.

3. Основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста.

4. Основные направления и этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающих дизартрией.

5. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, страдающими дизартрией.

Список литературы:

[2; 4; 3; 15; 21; 26; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Четыре уровня доречевого развития детей».

 

 

Практическое занятие 5 Тема III . 1 Особенности логопедической работы детьми в доречевой период. Кол-во часов: 3 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Четыре уровня доречевого развития детей. Вопросы диагностики доречевого развития. 2. Выставление логопедического заключения. 3. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога. 4. Функциональные обязанности учителя-логопеда. 5. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, страдающих дизартрией. Список литературы: [2-13; 15; 16; 21; 23; 26; 28; 29; 30; 31; 33; 35] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Четыре уровня доречевого развития детей», подготовленные студентами. 2. Схемы «Основные направления и этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающих дизартрией». 3. Конспект параграфа учебника логопедии  «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, страдающих дизартрией».

Лекция 6

Кол-во часов: 2

План:

1. Специфика коррекционно-педагогической работы – подход к формированию речи как целостной психической деятельности.

2. Этапы коррекционно-педагогической работы при дизартрии.

3. Комплексный характер системы логопедического воздействия.

4. Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-развивающего сопровождения логопедической работы.

Список литературы:

[2; 3; 4; 22; 24; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Этапы логопедической работы при дизартрии».

      Практическое занятие 6 Тема Ш.2 Система коррекционно-педагогической работы при дизартрии, Кол-во часов:3 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1.Специфика коррекционно-педагогической работы: подход к формированию речи как целостной психической деятельности. 2.Этапы коррекционно-педагогической работы при дизартрии. 3.Комплексный характер системы логопедического воздействия. 4.Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-развивающего сопровождения логопедической работы. Список литературы: [2-13; 15; 16; 21; 23; 26; 28; 29; 30; 31; 33; 35] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Этапы коррекционно-логопедической работы при дизартрии» 2.Мультимедийная презентация: «Логопедический массаж при дизартрии».
Практическое занятие 7 Тема III . 4 Состояние вопроса изучения дизартрии в специальной литературе на современном этапе. Кол-во часов: 2 Форма проведения: доклады. Изучаемые вопросы: 1. Современные взгляды на проблему коррекции и реабилитации речевой патологии у детей с тяжелыми речевыми нарушениями 2. Психические и социальные проблемы реабилитации дизартриков в специальной литературе. 3. Расширение аспекта психолигвистического изучения детей с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательных функций. 4. Подход к формированию речи как целостной психической деятельности. Список литературы: [2; 3; 10; 22; 26; 27; 29] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Хронологическая таблица изучения дизартрии в историческом аспекте» 2.Мультимедийные презентации «Изучение дизартрии за рубежом и России ». Сравнительная характеристика.    

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Балла

Баллов

1. Составление таблицы « Изучение дизартрии в историческом аспекте»                 7 баллов 2. Составление мультимедийной презентации «Изучение дизартрии за рубежом и в России. Сравнительная характеристика»    5 баллов  

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1:У.1 З.1 Знать общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ У.1 Готов к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий  

- Проверка таблицы «Характеристика 4 уровней доречевого развития детей».

- Участие в дискуссии.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

- Контрольная работа.

 ПК-1:У.1 У.1 Уметь реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей

- Проверка конспекта параграфа учебника «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, страдающих дизартрией».

- Участие в деловой игре «Организация логопедической работы на всех возрастных этапах развития ребенка с дизартрией».

- Устный опрос на практических занятиях.

- Контрольная работа.

ПК-2: З.2 З.2 Быть способным к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ ПК-2:З.2 Знать общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах  

- Модель-таблица «Этапы коррекционно-логопедической работы при дизартрии».

- Участие в дискуссии.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

- Контрольная работа.

ПК-5: З.5: З.6: В.4 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения ПК-5:З.5 Знать современные походы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с дизартрией. ПК-5: З.6 Знать специфику проектирования научно-обоснованных психолого-педагогических технологий. ПК-5: В.4 Владеть приемами анализа и систематизации результатов исследований, подготовкой научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности  

- Проверка таблицы «Изучение дизартрии в историческом аспекте».

- Участие в деловой игре «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, страдающими дизартриями».

- Проверка докладов «Сравнительная характеристика изучения дизартрии в России и за рубежом»

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

     

 

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 105 (задания инвариантной части) + 60 (выступления на практических занятиях) = 165 баллов



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ы

Список литературы

Основная литература:

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф.Архипова . - М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 319 с. / Шифр: 371.9(021) А 87 Место хранения: А2-2/

2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – Электрон. Текстовые данные. – М. : Владос, 2009. – 287 с. – 978-5-691-01781-0. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20244062&

3. Логопедия [Текст] : учеб. для пед. вузов / ред. Л.С. Волкова . – М. : Владос, 2009. – 703 с. /Шифр: 371.9(021) Л 69 Место хранения: А2-2/

 

Дополнительная литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] : учеб. пособие / Е.Ф.Архипова . - М. : АСТ: Астрель, 2010. - 255 с. /Шифр: 371.9(021) А 87 Место хранения: А2-1/

2. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. — 104 c. — 978-5-4263-0452-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72499.html

3. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине Логопедия. Раздел Дизартрия [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2012. — 104 c. — 978-5-7042-2352-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18600.html

4. Винарская Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. – М. : АСТ : Астрель, 2006. – 143 с. /Шифр: 371.9 В 48 Место хранения: ЧЗ-2 А2-67/

5. Лизунова Л.Р. Дизартрия у детей [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие к курсу «Логопедия» / Л.Р. Лизунова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. — 189 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32035.html

6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учеб.-метод.пособие / Г.А.Волкова . - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 138 с. /Шифр: 371.9(021) В 67 Место хранения: ЧЗ-1 А2-4/

 

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. - М., 1989.

3. Асыкина Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией //Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-н-Д., 2002, с. 186 - 189

4. Барышникова С.М., Козлова Е.В.Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ// Логопед. 2006, №4, стр. 21.

5. Беденко Г.В. Логоритмические занятия в старших группах для детей с дизартрией //там же, с. 100 - 121.

6. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004.

7. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.В. Блыскина . - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. - 108 с. /Шифр: 371.9 Б 70 Место хранения: А1-1/

8. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

9. Власова Т.М. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с.: ил.

10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, стр.158.

11. Волода Н.Л. Исследование особенностей функций словоизменения и словообразования у дошкольников со стертой дизартрией М., 2013.

12. Гейци Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие Новосибирск 2006.

13. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.

14. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.

15. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб.пособие. - М., 2003.

16. Жукова, Н.С., Мастюкова. Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005.

17. Зайцева Л.А., Горудко Т.В. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией //Дэфекталогія, 2003, № 1 с. 13 - 27.

18. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 10 - 14.

19. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 24 - 26.

20. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2010.

21. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. - Воронеж, 2003, с. 39 - 50.

22. Козявкина Н.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология, 2002, № 5, с. 89 - 96.

23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2006.

24. Левяш С.Ф., Астрейко Н.А. Роль семьи в преодолении тяжелых речевых нарушений у детей с церебральным параличом //Дэфекталогія, 2000 № 1, с. 22 - 30.

25. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под. ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

26. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003. - С. 108 - 112.

27. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. - 1986. - № 2. - С. 64 - 67.

28. Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1992.

29. Лопатина Л.В Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функции // там же, с. 108 - 112.

30. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб.: Образование, 1994.

31. Мартынова Р.И. Дизартрии, осложненные заиканием // Нарушения речи и голоса.

32. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М, 1967. - С. 98 - 110.

33. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007.

34. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991

35. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

36. Мещерякова Н. П. Жуковская Л. К. Терешкова Е. Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников «Учитель» ВГД 2009.

37. Особенности психического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 1985

38. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. М., 1989.

39. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. - 1989. - № 2. - С. 55 - 58.

40. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Марина Полякова.-М.:Айрис-пресс,2007.

41. Правдина О.В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов. - Челябинск : Б.и., 1998. - 192 с. / Шифр: 371.9(021) П 68 Место хранения: ЧЗ-2 А1-45ППИ-1 /

42. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007.

43. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. - 1990. - № 2. - С. 17 - 20.

44. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. - 1974. - № 4.

45. Сорокина В.А. Особенности комплексного изучения детей с церебральным параличом //Логопедия: Методические традиции и новаторство. М. - Воронеж 2003, с. 56 - 57

46. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2010.

47. Флерова Ж.М. Логопедия [Текст] / Ж.М.Флерова . - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 318 с. /Шифр: 371.9 Ф 71 Место хранения: ЧЗ-1 А2-1

48. Хельмут Кнукфер, Фридрих Вильгельм Ратке. Как помочь ребенку, больному ДЦП, Марбург 1994.

 

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

1. Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ) – полнотекстовая база на платформе DSpase. – Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа: http://elibrary.ru/authors.asp

3. ЭБС IPRbooks: сервис для чтения электронных книг. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/  

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 4

ПК-1

Готов к проектированию и осуществлению образовательно-коррекционной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий.

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций Знать: З.1 – общие и специфические закономерности психического развития, особенности компенсаторного развития ребенка с ОВЗ З.2 – общие методические аспекты специальной психологии: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы. Уметь: У.1 – реализовывать личностно-ориентированный подход к развитию детей с ОВЗ с учетом их психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение специальной психологии на современном этапе развития ССО. Владеть: В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области специальной психологии В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования системных отклонений в развитии.   Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), презентаций, конспектов; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольные работы по 1, 2, 3 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-2

Способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого изучения лиц с ОВЗ

Знать: З.3 – классификации нарушений развития, характеристику различных вариантов дизонтогенеза З.4 – общие и специфические закономерности развития лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах. Уметь: У.3 – анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития. Владеть: В.3 – навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, моделей), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольные работы по 2, 3, 4 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-5

36 : 28 : 36

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Второй этап - экзамен

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Дизартрия как вид речевого развития. Определение. Характеристика. Распространенность дизартрии.

2. Синдром артикуляционных расстройств при дизартрии. Патогенез и клинико-физиологические аспекты дизартрии. Классификация дизартрий.

3. Синдром нарушений речевого дыхания при дизартрии.

4. Симптоматика различных видов дизартрии. Принципы классификации с учетом клинико-физиологических аспектов дизартрии.

5. Диагностика дизартрий на основе оценки неречевых нарушений. Возможность ранней диагностики.

6. Диагностика стертых, минимальных проявлений дизартрии. Функциональные пробы.

7. Структура дефекта при дизартрии.

8. Дизартрия как вид нарушения речевого развития. Определение. Характеристика. Распространенность дизартрий.

9. Синдром артикуляционных расстройств при дизартрии.

10. Патогенез и клинико-физиологические аспекты дизартрии.

11. Категории детей с дизартрией в зависимости от их психофизического состояния и их характера.

12. Синдром нарушений речевого дыхания при дизартрии.

13. Симптоматика различных видов дизартрии. Принципы классификации с учетом клинико-физиологических аспектов дизартрии.

14. Диагностика дизартрий на основе оценки неречевых нарушений. Возможность ранней диагностики.

15. Структура речевой карты при дизартрии.

16. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией.

17. Специфика коррекционно-педагогической работы при дизартрии.

18. Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.

19. Комплексный подход к формированию речи при дизартрии как целостной психической функции.

20. Отграничение дизартрии от алалии.

21. Комплексный характер системы логопедического воздействия при дизартрии.

22. Структурные компоненты речевой карты при дизартрии и их содержание.

23. Система коррекционно-логопедической работы при дизартрии.

24. Состояние просодической стороны речи при дизартрии.

25. Характеристика двигательных движений при дизартрии.

26. Разделы логопедического обследования речи у ребенка с дизартрией.

27. Принципы классификации дизартрий и их содержание: принцип локализации поражения, синдромологический подход, степень понятности речи.

28. Принципы логопедической работы с детьми с ДЦП и дизартрией.

29. Формы дизартрии на основе неврологического подхода к классификации.

30. Зондовый массаж при дизартрии.

31.  Формы дизартрий на основе неврологического подхода к классификации.

32. Неречевые нарушения при дизартрии. Проявление бульбарного и псевдобульбарного синдромов.

33. Корковая дизартрия. Варианты в зависимости от клинических проявлений. Характеристика проявлений речевых нарушений.

34. Содержание индивидуального занятия с ребенком с дизартрией.

35. Псевдобульбарная дизартрия. Формы. Особенности речевых нарушений.

36. Этапы логопедической работы при дизартрии.

37. Бульбарная дизартрия.  Симптомокомплекс  речедвигательных расстройств.

38. Структура урока (занятия) при дизартрии.

39. Эксрапирамидная  дизартрия. Клинические проявления. Специфика речевых нарушений.

40. Мозжечковая дизартрия. Клинические проявления. Специфика речевых нарушений.

41. Фонетико-фонематическая сторона речи при дизартрии.

42. Специфика логопедического обследования при дизартрии.

43. Дизартрия как симптом ДЦП.

44. Принципы классификации дизартрий. Классификация дизартрий по степени понятности речи для окружающих.

45.  Особенности развития моторики при дизартрии.

46. Синдром артикуляционных расстройств при дизартрии.

47. Особенности коррекционно-педагогической работы на подготовительном этапе.

48. Ранняя диагностика дизартрий у детей раннего возраста.

49.  Система коррекционной работы по развитию дыхания у детей с дизартрией.

 

 

Таблица 7

4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене

5 «отлично» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
4 «хорошо» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
3 «удовлетворительно» -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
2 «неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 8

5.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (абилитация, дизонтогенез, задержанное развитие, тотальное недоразвитие, дефицитарное развитие, Дисгармоническое развитие, Искаженное развитие, поврежденное развитие, Компенсация, коррекция, метод, методика, онтогенез, функциональный генез, микрогенез, общие и специфические закономерности развития, отклоняющееся развитие, направленное развитие, спонтанное развитие, обучаемость, реабилитация, интеграция в общество лиц с ОВЗ, структура дефекта, методология специальной психологии) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др.

Таблица 9

5.2. Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль, %

Промежуточная аттестация, %

min

max

min

max

1 этап 2 этап 1 этап 2 этап
Не устанавливается 60 10 10 20 20

 

Вид поощрения

Изменение коэффициента ку

  1

Решение контрольных заданий повышенной сложности

+0,2

  2

Сдача контрольных заданий до начала изучения соответствующей темы

+0,2

  3

Использование дополнительного материала, выходящего за рамки курса, при выполнении контрольного задания

+0,1-0,3

  4

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям

+0,1-0,3

  5

Дополнения к ответам

+0,05-0,1

  6

Участие в вузовской научной конференции по тематике дисциплины

+0,5

  7

Публикация статьи по тематике дисциплины

+0,5

 

Вид наказания

Изменение коэффициента ку

1

Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи

-0,5

2

Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока

-0,8

           

 

Таблица 11

5.4. Весовые значения (баллы) по каждой форме отчетности студентов

№ п/п Формы контроля max
1 составление терминологического словаря 5
2 решение задачи 3
3 выступление с докладом на семинарском занятии 5
4 заполнение таблицы по теме 3-10
5 заполнение схемы по теме 3-5
6 аннотирование литературы по теме 5
7 обзор материалов сайтов по проблеме 5
8 участие в деловой игре 5
9 подбор видеофрагментов по теме 3
10 контрольная работа по разделу 10
11 подготовка конспекта по теме 3
12 эссе 10
13 составление мультимедийной презентации по теме 5
14 составление модели по изучаемому вопросу 7
15 коллоквиум 6

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перечень применяемых образовательных технологий

1. Использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций, графических объектов, видео- аудио- материалов, в том числе и через Интернет).

2. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.

3. Подготовка студентами мультимедийных презентаций, видео-материалов.

4. Электронные и мультимедийные учебники и учебные пособия.

5. Электронные ресурсы библиотеки.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1 В список литературы внесены изменения из ЭБС  
2 Актуализировано содержание лекций  
3 Актуализировано содержание практических занятий  
4 Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
5 Дополнен фонд оценочных средств  
6 Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
7 И т. д.  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ

С ДИЗАРТРИЕЙ

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение 

                                                 лиц с нарушениями речи»

 

 

Челябинск, 2018



Лист согласования

 

 

Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры

«   »

____

20__ Протокол  
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 


 

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………..5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………....8

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………17

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

   КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ………………20

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

   ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..27

6 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………..29

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ …………...29

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ………………………...29

   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ …………………………………………………...31

 

 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

         В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией».  Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 32 часа аудиторная работа (12 часов – лекционные занятия, 20 часов семинарские занятия) и 22 часа самостоятельная работа студентов; 54 часа отводится на подготовку и сдачу экзамена. Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 16 часов аудиторная работа (4 часа – лекционные занятия, 12 часов семинарские занятия ) и 83 часа самостоятельная работа студентов; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается  в течение 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистров. Курс завершается экзаменом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Для освоения дисциплины магистрам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций, систематизации методов и методик исследования, необходимых для написания магистерской работы.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры  актуализируют знания по педагогическим, медицинским дисциплинам,  знакомятся с новыми  базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у магистров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией » тесно связан с дисциплинами «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи », «Логопедическое сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи.  Материал излагается в соответсвии с Государственным образовательным стандартом.

1.4. Цели дисциплины :

- Формирование у магистров необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов-магистров  системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности  дизартрии, как речевой патологии;

- Формирование понимания сущности дизартрии как наиболее сложной формы нарушения речевой организации;

- Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса  дизартрических нарушений;

- Формирование умения организовывать психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию нарушений речи у детей разных возрастных групп.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1.   2.     3. ПК-1 Готов к проектированию и осуществлению образовательной работы с использованием инновационных психолого-педагогических технологий     ПК-2 Способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ     ПК-5 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения     З.1 – общие и специфические закономерности возникновения речи З.2 – причины возникновения дизартрии, механизмы дизартрии с точки зрения различных теоретических обоснований;  З.3 – адекватные методики обследования при различных формах дизартрии с использованием инновационных технологий; З.4 – формы коррекционной работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая с созданием инновационных психолого-педагогических технологий с целью оптимизации образовательно-коррекционного процесса;     З.5 – проектировать, апробировать и внедрять психолого-педагогические технологии выявлений нарушений в развитии; З.6 – анализировать и систематизировать результаты исследований по дизартрии, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   З.7 – знать, как изучать, проектировать, реализовывать процесс изучения, образования, абилитацию, реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию лиц с дизартрией с использованием инновационных технологий. У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения речи при дизартрии; У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение организации речи при дизартрии для диагностики, и коррекционно-логопедической работы и научно-исследовательской работы;   У.3. – изучать и систематизировать достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний по дизартрии; У.4 – осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;     У.5 – проектировать инновационное развитие коррекционно-педагогических систем для детей с дизартрией; У.6 – осуществлять комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития и организации медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с дизартрией. В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов  возникновения дизартрии     В.3 – знаниями о проектировании и апробации психолого-педагогических технологий по выявлению нарушений у детей с дизартрией; В.4 – знаниями анализировать и систематизировать результаты исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;   В.5 – знаниями проектировать научно обоснованных психолого-педагогических технологий    


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
I Раздел I .Методологическое и методическое значение курса.   4 - 6 8 18
I.1 Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности. Дизартрия, как вид нарушения речевого развития. 2 - 2 3 7
I.2 Различные научные подходы к классификации дизартрий. Характеристика дизартрий. Механизмы и формы дизартрий. 2 - 4 5 11
II Раздел II . Сущность и организация диагностики дизартрий. 4 - 6 6 16
II.1 Организация работы по проведению логопедического обследования детей с дизартрией. 2 - 4 4 10
II.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией.   2 - 2 2 6
III Раздел III . Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с дизартрией. 4 - 8 8 20
III. 1 Особенности логопедической работы с детьми в доречевой период. 2 - 3 3 8
III.2 Система логопедической работы при дизартрии. 2 - 3 3 8
Ш.3 Проблемы изучения дизартрии на современном этапе. - - 2 2 4
  ИТОГО: 12 - 20 22 54
Контроль       54
  ВСЕГО:         108

 


Таблица 3

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.