Л о г о п е д. Кто жил в деревне?
Почему Маша была неряхой?
Где Маша оставляла грязную посуду?
Кто пришел к Маше, почуяв запах еды?
Чему Машу научил этот случай?
Физкультминутка .
Мыть посуду - не пустяк. Блюдца мокрые скользят, | Дети шагают на месте. Повороты вправо-влево |
Ложки, падая, звенят, Помогая нашей маме, Мы посуду моем сами. | Руки на голове, трясут головой. «Моют» посуду |
Сами чашки вытираем, Сами ставим их на полки, | «Вытирают». Тянуться «к полкам» |
Сами дружно подбираем На полу потом ... осколки. (Т. Петухова) | Садятся на корточки |
4. Повторное чтение логопедом рассказа, составление плана
пересказа.
Л о г о п е д. О чем мы расскажем в начале? В середине? Конце?
Сейчас я еще раз прочитаю рассказ. А потом вы попробуете пересказать его.
Пересказ рассказа детьми.
Дети пересказывают рассказ сначала по цепочке (один ребенок начинает, второй продолжает), затем выслушиваются «полные» пересказы нескольких детей.
III . Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Образования имен существительных
с суффиксом -ница- со значением вместилища»
Цели:
1. Обогащение и активизация словаря по теме «Посуда».
2. Формирование навыка выделения морфемы -ницаиз слов.
3. Осуществление синтеза (склеивания) морфемы, закрепление данной модели словообразования.
4. Формирование навыка произнесения и практического применения слов сложной слоговой структуры.
5. Развитие внимания, памяти, мышления, тактильного восприятия.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: посуда, продукты питания, мяч, картинки с изображениями посуды, продуктов питания, картинка - символ частицы - ница-, картинки с изображениями молочницы, лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Волшебный мешочек».
Л о г о п е д. Нам по почте прислали волшебный мешочек!
Давайте определим на ощупь, что лежит в волшебном мешочке.
Дети по очереди определяют, что лежит в волшебном мешочке и достают по одному предмету - хлеб, сахар, сухарь и т.д.
Л о г о п е д. Как назвать все эти предметы? (продукты питания)
II. Основная часть.
Игра «Посуда».
Л о г о п е д. Для каждого продукта есть своя посуда. Хлеб хранится в хлебнице. Сахар хранится в сахарнице. Сухари - в сухарнице. Конфеты – в конфетнице.
На столе логопеда стоит эта посуда.
Л о г о п е д. Подойдите к моему столу и положите каждый продукт в свою посуду.
Дети раскладывают продукты.
Л о г о п е д. А что осталось пустым? Это селедочница! Как вы думаете, для чего она?
Логопед повторяет названия посуды, выделяя голосом частицу -ница.
Л о г о п е д. Я открою вам секрет. Часто в названии посуды для продукта есть частица -ница-. Эта частица помогает нам придумывать большие слова из маленьких.
Логопед показывает детям символ частицы - паровозик, на котором написано: НИЦА.
Игра «Запомни».
Логопед выставляет на доске в линейку картинки: сухарь, салат, хлеб, сахар, суп и просит детей назвать картинки.
Л о г о п е д. А теперь внимательно послушайте и расставьте картинки в следующем порядке. Сахар, суп, салат, хлеб, сухарь.
Дети выполняют задание. Порядок расстановки меняется 4-5 раз.
Игра «Назови посуду».
Л о г о п е д. А теперь поучимся составлять слова из данных картинок и символа нашей частички - ница -.
Логопед вызывает 2 детей к доске: одному дает в руки картинку, другому - символ частицы.
Л о г о п е д. Было слово суп, добавим частицу - ница - получилось слово супница! Что означает это слово?
Аналогично проводится работа с другими картинками.
Физкультминутка .
Мыть посуду - не пустяк. Блюдца мокрые скользят, | Дети шагают на месте. Повороты вправо-влево |
Ложки, падая, звенят, Помогая нашей маме, Мы посуду моем сами. | Руки на голове, трясут головой. «Моют» посуду |
Сами чашки вытираем, Сами ставим их на полки, | «Вытирают». Тянуться «к полкам» |
Сами дружно подбираем На полу потом ... осколки. (Т. Петухова) | Садятся на корточки |
Игра « Выбери продукты ».
Логопед раскладывает на ковре картинки: лимон, хлеб, сухарь, капуста, сахар, суп, селедка, салат, молоко, масло и просит детей выбрать те картинки с продуктами, если в названии посуды для них есть частица -ница-.
(Я выбрал сахар, потому что посуда для сахара называется сахарница.)
По ходу выполнения задания, если ребенок выбрал картинку неправильно, логопед объясняет его ошибку (логопед объясняет значение слов и показывает картинки с изображениями лимонницы, капустницы, Масленицы, грибницы, молочницы).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 306.