Типы инновационных стратегий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Типы  инновационных стратегий Сущность
1. Наступательная Характерна для предприятий, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным предприятиям

Продолж. табл. 5.2

2. Оборонительная Направлена на удержание конкурентных позиций предприятия на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизация соотношения "затраты-результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР
3. Имитационная Используется предприятиями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Применяются предприятиями, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными предприятиями или предприятиями-лидерами

 

Существует несколько способов выбора инновационной стратегии. Наиболее распространенные из них — матрица Бостонской консультативной группы (выбор стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли), матрица продукция/рынок (выбор стратегии в зависимости от рынка функционирования и выпускаемой продукции). Такие стратегии рассматриваются в рамках многих дисциплин.

Для более эффективного управления инновационной деятельностью наряду с применением стратегий, существенное место занимает непосредственное планирование инноваций.


Планирование является одним из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия.

 

В зависимости от периода различают бюджетное, оперативное и стратегическое планирование (рис. 5.2).

 

 


 

 

Рис. 5.2. Система планирования

 


Осуществление инновационной деятельности предприятия направлено на достижение определенных экономических результатов, задач и финансового развития. Планирование инноваций на предприятии должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности инновационного предприятия, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Принципы планирования инноваций

Принципы Сущность
Научной обоснованности Реализуется в условиях, когда планирование базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия. Уровень научной обоснованности планирования и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития теории инновационного менеджмента и совершенствования методов планирования инноваций
Доминирования стратегических аспектов Вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности инновационного предприятия
Комплексности Означает необходимость учета в планировании инноваций следующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов; охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности
Гибкости и эластичности Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ и изменения внутренних и внешних факторов. Реализация этого принципа должна рассматриваться как обязательное условие при проектировании систем планирования инноваций и обуславливаться соответствующими процедурами подготовки и принятия плановых решений
Непрерывности планирования Включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями возникновения отклонений

 

Результатом планирования является комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Схема классификации видов планирования приведена на рисунке (рис. 5.3)

 

Рис. 5.3. Виды внутрифирменного планирования инноваций

 

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций (табл. 5.4)

Таблица 5.4

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

Признаки Стратегическое планирование Оперативное планирование
Уровень иерархии Преимущественно высший уровень менеджмента Все уровни менеджмента с особым акцентом на средний
Неопределенность Высокая степень Низкая степень
Вид проблем Преимущественно неструктурированные В основном хорошо структурированы
Временной фактор Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный Акцент на кратко- и среднесрочный
Потребность в информации Преимущественно внешняя В основном внутренняя
Альтернативы Спектр альтернатив широк Спектр альтернатив ограничен
Объем Концентрируется на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях Охватывает все направления и структурные единицы предприятия и всех участников
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка

 

В условиях рыночной экономики основной целью как инновационной, так и любой другой деятельности предприятия является достижение максимального экономического результата — прибыли. В связи с этим возрастает важность оценки управления затратами, поскольку деятельность, затрагивающая разработку и производство новых товаров и технологий, как правило, несет достаточно большой процент риска.

Процесс управления затратами является одной из составляющих эффективного управления инновационной деятельностью.

Управление затратами в рамках инновационной деятельности на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом: разработки и принятия решений, реализации решений, контроля их выполнения. Функции управления затратами реализуются через выполнение элементов управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организации, координации и регулирования, активизации и стимулирования выполнения, учета и анализа (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Схема взаимодействия функций управления затратами

 

Особенностью выполнения функции управления затратами на предприятии является их вторичность по отношению к производству, т.е. для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата необходимы затраты (табл. 5.5).


Таблица 5.5








Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.