Человеческий фактор в условиях высоких технологий: гуманизация технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учитывая фундаментальные потребности человека, высокие технологии информационного компьютерного века должны быть также и "человеческими", т.е. должны компенсировать чувства растерянности, страха и отчуждения, вызываемые сложной технологией, подчеркнутым акцентом на индивидуализацию и человеческое отношение. Чем выше уровень технологии, тем выше должен быть уровень индивидуализации или гуманизации, необходимый для реализации. Передовые организации, использующие высокие технологии, уже сейчас идут к такой гуманизации.

Компьютерную технологию часто обвиняют в том, что она ослабляет мотивацию людей, создавая чувство отчужденности и обезличенности. Однако творческое использование компьютеров может способствовать "очеловечиванию" рабочего места до недостижимой ранее степени. Хорошим примером может служить применяемая в США система безденежных форм стимулирования труда. Пользуясь компьютерами для выяснения всех деталей, организации уже могут разрабатывать отдельные контракты с каждым служащим. Ряд американских компаний сейчас предлагают своим служащим льготы по системе "самообслуживания в кафетерии", когда из определенного пакета льгот каждый служащий сам отбирает наиболее подходящие на определенную сумму. Возможности усиления чувства удовлетворения и, следовательно, мотивации труда в этом случае совершенно очевидны. Ожидание того, что результатом труда явится ценное вознаграждение, является основным фактором мотивации. Вознаграждение будет восприниматься как еще более ценное, если человек при этом имеет возможность выбора.

Контроль производительности.

Контроль играет важную роль в обеспечении 1.7. производительности как непосредственно через оценку прогресса в достижении поставленных целей, так и косвенно через влияние на поведение. Объективная оценка производительности – это функция процесса контроля, нужна для того, чтобы можно было убедиться в достижении целей и заложить здоровую основу для вознаграждения людей за повышение производительности.

Контроль качества.

Управление 7.1. качеством было одной из областей для работы над повышением 1.7. производительности сначала в Японии, а теперь стало такой же областью в американских организациях. В Америке контроль качества обычно ограничивался проверками на отсутствие дефектов в готовой продукции и иногда включал в себя проверку качества получаемых поставок.

И расходы на проверку, и тот факт, что в дефектной продукции уже использованы определенные ресурсы, одинаково ведут к снижению производительности труда. Вместе с тем, иногда контроль просто не срабатывает, и дефектная продукция доходит до потребителей. Опыт прогрессивных фирм свидетельствует, что эффективный контроль качества возможен лишь при комплексном подходе, далеко выходящем за рамки традиционных воззрений руководителей производства.

Высокорентабельные японские фирмы и прогрессивные американские компании типа "Ай Би Эм" стремятся управлять качеством еще до начала производства и в процессе производства, чтобы избежать затрат ресурсов на дефектную продукцию. Одним из таких способов является контроль за качеством исходных материалов до того, как они поступят в организацию. Эти большие фирмы часто имеют своих контролеров качества на предприятиях основных поставщиков. Общение с потребителями в целях выяснения потребности до создания продукта тоже является одной из форм предварительного контроля, который повышает производительность за счет улучшения эффективности.

Следует отметить, что в производстве военной продукции в СССР имеется положительный опыт использования контроля качества, помимо служб организаций-изготовителей, также специальных военных представителей с делегированными полномочиями приемки военной продукции представителями военных ведомств.

Вместо того, чтобы пытаться при помощи инспекции поймать уже возникшие дефекты, передовые японские и американские фирмы обычно полагаются на своих рабочих, которые оценивают качество в ходе производственного процесса. При необходимости такие рабочие имеют специальные личные маркеры, используемые для удостоверения качества продукции на стадии конкретной производственной операции.

Такой метод позволяет определить дефект в самый подходящий момент, да еще и силами работника, зачастую обладающего наивысшей квалификацией, нужной для распознавания дефекта. Рабочее участие в контроле качества не только дешевле инспекций, но и помогает устранить также причины низкой производительности и помогает воспитать у рабочего гордость за свой труд. Для того, чтобы он был эффективным, контроль качества на рабочих местах необходимо скоординировать с другими управленческими функциями. Нужна четко определенная ответственность за работу для того, чтобы можно было установить, кто работает правильно, а кто нет. Высококачественный, производительный труд должен быть вознагражден в денежной форме или продвижением по службе. Большое значение могут иметь и формы морального поощрения за высокое качество и эффективность труда, такие как награждения знаками, вымпелами, правительственными и отраслевыми наградами, а также публикации в печати, реклама на телевидении и т.п.

В бюджетах и в механизмах планирования и контроля должны учитываться все аспекты производительности, исключающие возможность наказания руководителей за краткосрочные отрицательные последствия реализации программ по повышению производительности труда.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 192.