Отыскивание чисел (таблицы Шульте)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Назначение. Изучение объёма внимания, его устойчивости, психического темпа.

Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух.

Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребёнок знает числа от 1 до 25. затем ребёнку предъявляется первая таблица и даётся инструкция. С началом работы ребёнка включается секундомер.

Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвёртой, пятой.

Время работы с каждой из таблиц заносится в протокол.

Обработка. Высчитывается среднее время выполнения задания, характеризующее объём внимания, по формуле.

    t 1 + t 2 + t 3 + t 4 + t 5

t ср = ---------------------

              5

Где t- время выполнения задания по каждой из таблиц 1,2,3,4 и 5.

Оценка результатов.

1 уровень – 30 – 39 сек.

2 уровень – 40 – 49 сек.

3 уровень -50 -59 сек.

4 уровень -60 -59 сек.

5 уровень -90 и выше.


Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1)

Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4)

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем:

 t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp.




Протокол обследования

Врабатываемость_________________________________________

Неустойчивость__________________________________________

Устойчивость____________________________________________

Истощаемость____________________________________________

 

 

ТАБЛИЦЫ ВРЕМЯ
1
2
3
4
5

Общий уровень_____________________________________________



Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.

2 уровень - отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.

3 уровень - отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замечает и не исправляет ошибки.

4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.

5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.



МЕТОДИКА 10

Мотивация учения

Назначение. Определение мотивов к учению.

Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек.

Карта 1.На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив)

Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив)

Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив)

Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости)

Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы)

Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив)

Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).

Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы.

Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика.

1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1.

2.Второй мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта

3.Третий мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта.

4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта.

5.Пятый мальчик (девочка) сказал: « Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта.

6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.

7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.

После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса:

1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?

3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

4. На какой картинке нарисован ты? Почему?

Ответы ребёнка записываются в протоколе.


Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты.

1 карта - внешний мотив

2 карта – учебный мотив

3 карта – игровой мотив

4 карта – мотив взрослости

5 карта – отрицание мотива учения

6 карта – социальный мотив

7 карта – мотив успеха

Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.

Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.

Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.

Вопросы Ответы ребёнка
1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
3.На какой картинке нарисован ты? Почему?
4.На какой картинке нарисован ты? Почему?

Протокол обследования

 

 

Ведущий мотив_______________________________

Устойчивость_________________________________

Неустойчивость_______________________________



Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: « хочу много знать», « хочу быть грамотным», « хочу знать всё» т.п. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчётливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.

2 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя.

3 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребёнок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признаётся частично.

4 уровень – отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.

5 уровень – отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребёнок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознаёт требований учителя, его особой роли.

 



МЕТОДИКА 11

Экспертная оценка

Назначение. Получение экспертной оценки учителя об успеваемости и поведении ребёнка.

Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами, карандаш.

Инструкция. Вам предлагаются две шкалы: «Учёба» и « Поведение». Отметьте на первой шкале место ребёнка по успеваемости, а на второй – по поведению.

Процедура. Учитель отмечает чёрточкой положение ребёнка на шкалах. В соответствии с его успеваемостью и поведением.

Обработка. Каждая из шкал делится на три равные части, которые определяют диапазон высокой, средней и низкой успешности учёбы и поведения учащихся.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

 

Интерпретация результатов

Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.

 

5                               Учёба                                                                     2

 

5                               Поведение                                                             2

 


МЕТОДИКА 12

                Самооценка учёбы и поведения

Назначение. Изучение субъективной оценки ребёнка своей успешности обучения и поведения.

Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами и карандаш.

Инструкция. Тебе предлагаются две линии. На первой линии можно расположить всех детей по успеваемости. Слева окажутся дети с высокой успеваемостью, которые только учатся на одни пятёрки. Справа – дети с низкой успеваемостью, которые учатся на одни двойки. Все остальные дети находятся между ними. Как ты думаешь, где твое место на этой линии? Покажи. Поставь «галочку».

Процедура. Ребёнок ставит «галочку» сначала на первой линии, затем на второй.

Обработка. Адекватность самооценки определяется при сопоставлении субъективной (школьником) и экспертной (учителем) шкал путём их наложения.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.


Интерпретация результатов

Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.

 

5                               Учёба                                                                     2

                                     

5                               Поведение                                                             2

 



МЕТОДИКА 13

            Социометрическое исследование

Назначение. Определение социометрического статуса школьника в классе и его потребности в общении.

Стимульный материал. Бланки социометрических карточек, список учеников класса, в котором обучается обследуемый, две социометрические матрицы: «Уроки», «День рождения».

Инструкция. Посмотри, на этом листке перечислены все ребята из твоего класса, ты хорошо их знаешь.

Ситуация 1. Скажи, к кому из них ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? Ты можешь назвать не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты выбрал их? А теперь скажи, к кому ты ни за что не стал бы обращаться за помощью по поводу уроков? Почему?

Ситуация 2. Скажи, пожалуйста, кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? Назови не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты их выбрал? А кого из класса ты ни за что не пригласил бы на день рождения? Почему?

Процедура. Перед ребёнком выкладывается список одноклассников, из которого он должен сделать положительный выбор в двух ситуациях. Количество выбираемых одноклассников ограничивается числом «№», которое определяется по ниже приведённой таблице в зависимости от общего количества учеников в классе. Например, если в классе 25 человек, то ребёнок то ребёнок может выбрать не более 5 человек.

Допустимо, если ребёнок сделает меньшее число выборов, чем «№» или не сделает ни одного. Ответы по первой или второй ситуациям выбора фиксируются в социометрической карточке.

Для оценки степени популярности обследуемого в межличностных отношениях с одноклассниками подсчитывается индекс социометрического статуса отдельно для ситуации « учёбы» и « дня рождения» по следующей формуле:

 

   N            (R1+ + R2- )

C1=Z -------------------------------------

   1+   N-1

Где C 1 – социометрический статус i - члена, Ri - полученные 1 – членом выборы, Z - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N - число членов группы.

Кроме оценки социометрического статуса ребёнка в классе вычисляется индекс его эмоциональной экспансивности по формуле:

   N            (R1+ + R2- )

Ei=Z -------------------------------------

   1+   N-1

Где Ei – эмоциональная экспансивность i– члена, R – сделанные i-членом выборы (+,-).

Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении (ситуации «день рождения», «уроки»).


Таблица определения ограничения социометрических выборов

Количество учеников в классе N Число выборов (№) Вероятность случайного выбора P ( A )
5 - 7 1 0 . 20 – 0.14
8 - 11 2 0.25 – 0.18
12 - 16 3 0.25 – 0.19
17 - 21 4 0.23 - 0.19
22 - 26 5 0.22 - 0.19
27 - 31 6 0.22 - 0.19
32 - 36 7 0.21 - 0.19

 

Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затем подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.

Кто выбирает

(список класса)

Кого выбирают

Сделанные выборы

Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 (+) (-)  
1 2 3 4 5 6 7 8 А – ов Б-ов В-ова К-ова М-ова П-ова П-ов Ш-и   + + + + + + … + + -       2 2 2 2 2 2 0 1 2 4 4 2 2 4
  Полученные выборы Z (+) Z (-) 4 0 2 1 2 1 1 2 0 3       9 7  
  Всего                     16

 Пример социоматрицы для группы, численностью 8 членов

 

 

Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.


                              Протокол обследования

Ситуация Вопросы Выбор Примечание (пояснение)

 

Уроки

К кому ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки?

№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  

 

 

К кому ты не стал обращаться бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки?

№…..  
№…..  
№…..  

 

 

 

№…..  
№…..  
№…..  

 

 

 

№…..  
№…..  
№…..  

2

 

 

День рождения

 

Кого из одноклассников ты бы пригласил бы к себе на день рождения?

 

Кого из одноклассников ты бы ни за что не пригласил бы к себе на день рождения?

 

   
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
   
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  


Интерпретация результатов

По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определённой ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов,

 « предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды»,

 « оттеснённого» - получившего единичные выборы,

«изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребёнка, получившего отрицательные выборы.


                               МЕТОДИКА 14


Незаконченные предложения

Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребёнка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.

Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.

Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.

Процедура. Ребёнку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребёнок заканчивает предложения. Что фиксируется в протоколе.

Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную. Отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне семей…….

1.несчастливы. недружные, разошлись: «-2»

2.Не очень дружные, нервные: «-1»

3.Все одинаковые: «0»

4.Нормальные: «+1»

5.Очень дружные, счастливы: «+2»

Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.


 

Ключ

Зоны отношений Номера предложений
1. Отношение к отцу 1 7 13 19
2. Отношение к себе 2 8 14 20
3. Отношение к среде (страхи и опасения) 3 9 15 21
4. Отношение к друзьям 4 10 17 22
5. Отношение к семье 5 11 17 23
6. Отношение к матери 6 12 18 24

 

По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.

 

Протокол обследования

Зоны отношений Система отношений ребёнка (баллы) Ответы детей
1.Отношение к отцу    
2.Отношение к себе    
3.Отношение к среде (страхи и опасения)    
4.Отношение к друзьям    
5.Отношение к семье    
6.Отношение к матери    

Прилагается бланк с выполненным заданием

Незаконченные предложения:

1.Думаю, что мой папа редко_______________________________________

2.Если все против меня, то_________________________________________

3.Знаю,что глупо, но боюсь________________________________________

4.Думаю, что настоящий друг______________________________________

5.По сравнению с другими семьями моя семья________________________

6.Моя мать и я___________________________________________________

7.Если бы мой папа только захотел__________________________________

8.Думаю, что я достаточно большой, чтобы___________________________

9.Мои одноклассники не знают, что я боюсь__________________________

10.Не люблю ребят, которые_______________________________________

11.Моя семья обращается со мной, как с _____________________________

12.Моя мама_____________________________________________________

13.Я бы хотел, чтобы мой папа______________________________________

14.Мне не нравится в себе то_______________________________________

15.Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________

16.Больше всего я люблю тех ребят, которые__________________________

17.Большинство знакомых мне семей________________________________

18.Считаю, что все мамы__________________________________________

19.Думаю, что мой папа___________________________________________

20.Когда мне не везёт, я __________________________________________

21.Когда мне страшно, мне приходится______________________________

22.Когда меня нет, мои друзья______________________________________

23.Когда я был маленький, моя семья________________________________

24.Я люблю свою маму, но_________________________________________



МЕТОДИКА 15

               Особенности развития речи

 

Нарушения речи отмечаются в процессе взаимодействия с ребёнком во время обследования.

Определяется наличие – отсутствие нарушений звукопроизношения, анализируется умение ребёнка строить речь грамматически правильно, полнота речи, логичность, доказательность. Предлагаются рекомендации по работе над речью учителям, родителям, при необходимости - логопеду.


Речь ребёнка:

связность____________________________________________
логичность___________________________________________

полнота_____________________________________________

развёрнутость_______________________________________

доказательность_______________________________________

эмоциональность______________________________________

затруднения в речевой деятельности____________________

общее недоразвитие речи_____________________________

нарушения звукопроизношения_________________________

 





МЕТОДИКА 16

        Состояние успеваемости и поведения

Выявляется на основе результатов бесед с учителем и родителями и анализа школьной документации. Анализ успеваемости по русскому языку, чтению, математике, её динамики.

 

 


Успеваемость:

              Русской язык_______________________________________

              Математика________________________________________

              Чтение____________________________________________

Второгодничество_____________________________________________

Неустойчивость успеваемости___________________________________

Поведение ребёнка______________________________________________




ОБЩИЙ ПРОТОКОЛ

    Обследования психического развития ребёнка

Место обследования______________________________________________

Дата обследования________________________________________________

Ф.И.О. экспериментатора__________________________________________

Место работы, должность__________________________________________

Общие сведения о ребёнке

Фамилия, имя, отчество_________________________________________

Адрес___________________________________________________________

Пол: мужской

    Женский

Возраст_________________________________________________________

Класс, ДОУ______________________________________________________

Состояние здоровья:

практически здоров

                       болеет редко

болеет часто

диагноз

Живёт в семье (характеристика семьи)____________________________________

_____________________________________________________________________

Живёт вне семьи (характеристика условий)________________________________

 

Класс

1 2 3                  

Успеваемость:

по русскому

по математике

по чтению

 

 

Поведение________________________________________________

 


Дата: 2019-03-06, просмотров: 440.