Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.
Предлагаемая система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста.
Рецензенты:доктор психологических наук, профессор В. Г. Казанская; кандидат психологических наук, доцент Т. П. Головина
Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Волленберга.
А. Д. Виноградова, Н. Л, Коновалова, И, А. Мнхаленкова, А.А. Хилько, Л. М. Шипицына
Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред, Л. М, Шипицыной - СПб.: Речь, 2004. - 48 с. ISBN 5-9268-0287-3
Методическое пособие предназначено для практических психологов образования и может быть использовано в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию детских школьных учреждений, при подготовке и переподготовке практических психологов, коррекционных и социальных педагогов, руководителей школьных учреждений, работников образования.
ББК 88.5
Издательство «Речь», М., обложка, 2004
Коллектив авторов: Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
Михаленкова И. А.,
Посохова С. Т.,
Хилько А. А.,
Шипицына Л. , Бороземец П. В.,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Программа психологической диагностики
Содержание программы психологической диагностики
I.Общие сведения о ребенке
II.Диагностика психического, личностного развития
Комплекс методик психологической диагностики
Рекомендуемая процедура психологического обследования ребенка
Диагностические критерии индивидуального психического развития ребенка
Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребенка
Комплекс диагностических методик
Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)
Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)
Методика 3. Последовательные картинки
Методика 4. Продолжи ряд
Методика 5. Зрительная непроизвольная память
Методика 6. Зрительная произвольная память
Методика 7. Слуховая произвольная память
Методика 8. Раскрашивание кружков
Методика 9. Отыскивание чисел (таблицы Шульте)
Методика 10. Мотивация учения
Методика 11. Экспертная оценка
Методика 12. Самооценка учебы и поведения
Методика 13. Социометрическое исследование
Методика 14. Незаконченные предложения
Особенности развития речи
Состояние успеваемости и поведения
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современности является проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школьника, определение психического своеобразия детей «группы риска».
Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально-психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.
Своевременное выявление потенциала психического развития может быть обеспечено с помощью научно обоснованного методического аппарата, адекватного сложной психической организации ребенка, его возрасту, социальным условиям существования.
Предлагаемая система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, голевой, речевой сфер ребенка, сформированности механизмов волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. Каждая из сфер исследуется с помощью надежных и валидных психодиагностических методик.
Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка,
Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:
1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной).
2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.
3. Конкретность диагностирования: определение соответствия психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации.
4. Единство психического развития и ведущей деятельности учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.
5. Комплексность диагностирования; при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
1.Фомилия, имя, отчество
2.Адрес
3.Пол: Ж.М.
4.Возраст
5.Класс, дошкольное учреждение
6.Состояние здоровья:
· практически здоров
· болеет редко
· болеет часто
· диагноз
7.Социальные условия жизни
7.1.Живёт в семье (характеристика семьи)
7.2.Живёт вне семьи (характеристика условий жизни)
8.Успеваемость:
· по русскому языку
· по математике
· по чтению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО ТРАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Результаты обследования оцениваются на основании анализа протоколов и на основании системы уровневых и качественных критериев, отражающих возможности и возрастные особенности детей.
В заключении необходимо выделить:
· Актуальный и потенциальный уровень психического развития;
· Проблемные зоны в системе отношений личности;
· Отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным материалом;
В заключение формулируются психолого-педагогические рекомендации родителям, учителю, ребёнку.
Особое внимание в рекомендациях должно быть уделено группам детей с низким и очень низким уровнем психического развития, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении.
Определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; возможности индивидуального развивающего обучения в начальных классах; перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.
Оценка результатов
Уровни | Признак обобщения | Обобщающее слово |
1 | Существенный | есть |
2 | Существенный | нет |
3 | Функциональный | нет |
4 | Случайный | нет |
5 | Нет обобщения | нет |
Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Протокол обследования
Карта | Ответ ребёнка | Признаки обобщения | Наличие обобщающих слов | Уровень обобщения |
репа, яблоко, огурец, свёкла; | ||||
шорты, кепка, ботинки, шуба; | ||||
ручка, нож, книга, карандаш | ||||
шкаф, стул, стол, дверь; | ||||
самолёт, автобус, пароход, тачка |
Общий уровень______________________________________________________
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень - отражает высокую способность к обобщению наглядно-образного материала. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов, но не всегда точно определяет обобщающее слово
3 уровень – отражает достаточный уровень способности к обобщению наглядного материала, характерный для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать о обобщать известные ему предметы и явления. Может допускать ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению наглядного материала. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным или функциональным признакам. Ребёнок может анализировать и определять преимущественно различия между знакомыми предметами. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать наглядный материал по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие слова заменяются описанием субъективного отношения к предметам.
МЕТОДИКА 5.
Зрительная непроизвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.
Стимульный материал. Набор из 10 картинок:
1.Роза 6.Чайник
2.Гриб 7.Груша
3.Утюг 8.Собака
4.Машина 9.Диван
5.Арбуз 10.Кукла
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.
Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.
Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: роза
Воспроизведение:
Картинка: гриб
Воспроизведение:
Картинка: утюг
Воспроизведение:
Картинка: машина
Воспроизведение:
Картинка: арбуз
Воспроизведение:
Картинка: чайник
Воспроизведение:
Картинка: груша
Воспроизведение:
Картинка: собака
Воспроизведение:
Картинка: диван
Воспроизведение:
Картинка: кукла
Воспроизведение:
Уровень выполнения задания__________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.
МЕТОДИКА 6.
Зрительная произвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного произвольного запоминания.
Стимульный материал. Набор из 10 картинок:
1. Кот 6.Пирамидка
2. Зонт 7.Рыба
3. Ранец 8.Бабочка
4. Стул 9.Ведро
5. Часы 10. Ёж
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них, постарайся запомнить, что на них нарисовано.
Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.
Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: кот
Воспроизведение:
Картинка: зонт
Воспроизведение:
Картинка: ранец
Воспроизведение:
Картинка: стул
Воспроизведение:
Картинка: часы
Воспроизведение:
Картинка: пирамида
Воспроизведение:
Картинка: рыба
Воспроизведение:
Картинка: бабочка
Воспроизведение:
Картинка: ведро
Воспроизведение:
Картинка: ёж
Воспроизведение:
Уровень выполнения задания__________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию.
Сохранение информации затруднено.
МЕТОДИКА 7
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильно воспроизведённых слов (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: Гора
Воспроизведение:
Картинка: звезда
Воспроизведение:
Картинка: окно
Воспроизведение:
Картинка: булка
Воспроизведение:
Картинка: ручка
Воспроизведение:
Картинка: мыло
Воспроизведение:
Картинка: весна
Воспроизведение:
Картинка: очки
Воспроизведение:
Картинка: книга
Воспроизведение:
Картинка: белка
Воспроизведение:
Уровень выполнения задания__________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает большой объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять информациюпри установке на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.
МЕТОДИКА 8
Назначение. Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности.
Стимульный материал. Тестовый бланк, на котором нарисованы контуры кружков диаметром 10 мм. Простой мягкий карандаш.
Инструкция. Закрась эти кружки. Работай быстро и аккуратно, старайся не пропускать ни одного, закрась одну строчку, переходи ко второй. Так работай до команды «стоп».
Процедура. Ребёнок закрашивает 15 кружков, после чего его останавливают командой «стоп».
Обработка. Каждый кружок оценивается отдельно следующим образом:
4 балла - закрашивание ровное, одинаковой интенсивности и одного направления;
3 балла – нарушение границ кружка (выход за границу, недоводка до границы), но направление и интенсивность закрашивания одинаковые, ровные;
2 балла – нарушение границ, разнонаправленность закрашивания внутри кружка и различная интенсивность закрашивания;
1 балл – штриховка кружка параллельными линиями.
Затем вычисляется общая сумма закрашенных 15 кружков
Оценка результатов
1 уровень – 60 -59 баллов
2 уровень – 58 – 40 баллов
3 уровень – 39 – 21 балл
4 уровень – 20 – 11 баллов
5 уровень – 10 баллов и ниже.
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способность длительное время выполнять однообразную работу, сохраняя точность и аккуратность.
2 уровень - отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно проводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Ребёнок способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях недостаточно соблюдаются.
3 уровень – отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы может нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
4 уровень - отражает достаточный уровень саморегуляции. Ребёнок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
5 уровень – отражает несформированность механизмов саморегуляции. Ребёнок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Неспособен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
МЕТОДИКА 9
Оценка результатов.
1 уровень – 30 – 39 сек.
2 уровень – 40 – 49 сек.
3 уровень -50 -59 сек.
4 уровень -60 -59 сек.
5 уровень -90 и выше.
Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.
Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1)
Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4)
Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем:
t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp.
Протокол обследования
Врабатываемость_________________________________________
Неустойчивость__________________________________________
Устойчивость____________________________________________
Истощаемость____________________________________________
ТАБЛИЦЫ | ВРЕМЯ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Общий уровень_____________________________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.
2 уровень - отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.
3 уровень - отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замечает и не исправляет ошибки.
4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.
5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости.
МЕТОДИКА 10
Мотивация учения
Назначение. Определение мотивов к учению.
Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек.
Карта 1.На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив)
Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив)
Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив)
Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости)
Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы)
Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив)
Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха).
Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы.
Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика.
1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1.
2.Второй мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта
3.Третий мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта.
4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: « Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта.
5.Пятый мальчик (девочка) сказал: « Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта.
6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6.
7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса:
1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему?
2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?
Ответы ребёнка записываются в протоколе.
Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты.
1 карта - внешний мотив
2 карта – учебный мотив
3 карта – игровой мотив
4 карта – мотив взрослости
5 карта – отрицание мотива учения
6 карта – социальный мотив
7 карта – мотив успеха
Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора.
Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив.
Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.
Вопросы | Ответы ребёнка |
1.Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? | |
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему? | |
3.На какой картинке нарисован ты? Почему? | |
4.На какой картинке нарисован ты? Почему? |
Протокол обследования
Ведущий мотив_______________________________
Устойчивость_________________________________
Неустойчивость_______________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: « хочу много знать», « хочу быть грамотным», « хочу знать всё» т.п. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчётливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми.
2 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя.
3 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребёнок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признаётся частично.
4 уровень – отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.
5 уровень – отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребёнок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознаёт требований учителя, его особой роли.
МЕТОДИКА 11
Экспертная оценка
Назначение. Получение экспертной оценки учителя об успеваемости и поведении ребёнка.
Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами, карандаш.
Инструкция. Вам предлагаются две шкалы: «Учёба» и « Поведение». Отметьте на первой шкале место ребёнка по успеваемости, а на второй – по поведению.
Процедура. Учитель отмечает чёрточкой положение ребёнка на шкалах. В соответствии с его успеваемостью и поведением.
Обработка. Каждая из шкал делится на три равные части, которые определяют диапазон высокой, средней и низкой успешности учёбы и поведения учащихся.
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов
Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.
5 Учёба 2
5 Поведение 2
МЕТОДИКА 12
Самооценка учёбы и поведения
Назначение. Изучение субъективной оценки ребёнка своей успешности обучения и поведения.
Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами и карандаш.
Инструкция. Тебе предлагаются две линии. На первой линии можно расположить всех детей по успеваемости. Слева окажутся дети с высокой успеваемостью, которые только учатся на одни пятёрки. Справа – дети с низкой успеваемостью, которые учатся на одни двойки. Все остальные дети находятся между ними. Как ты думаешь, где твое место на этой линии? Покажи. Поставь «галочку».
Процедура. Ребёнок ставит «галочку» сначала на первой линии, затем на второй.
Обработка. Адекватность самооценки определяется при сопоставлении субъективной (школьником) и экспертной (учителем) шкал путём их наложения.
Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов
Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.
5 Учёба 2
5 Поведение 2
МЕТОДИКА 13
Социометрическое исследование
Назначение. Определение социометрического статуса школьника в классе и его потребности в общении.
Стимульный материал. Бланки социометрических карточек, список учеников класса, в котором обучается обследуемый, две социометрические матрицы: «Уроки», «День рождения».
Инструкция. Посмотри, на этом листке перечислены все ребята из твоего класса, ты хорошо их знаешь.
Ситуация 1. Скажи, к кому из них ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? Ты можешь назвать не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты выбрал их? А теперь скажи, к кому ты ни за что не стал бы обращаться за помощью по поводу уроков? Почему?
Ситуация 2. Скажи, пожалуйста, кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? Назови не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты их выбрал? А кого из класса ты ни за что не пригласил бы на день рождения? Почему?
Процедура. Перед ребёнком выкладывается список одноклассников, из которого он должен сделать положительный выбор в двух ситуациях. Количество выбираемых одноклассников ограничивается числом «№», которое определяется по ниже приведённой таблице в зависимости от общего количества учеников в классе. Например, если в классе 25 человек, то ребёнок то ребёнок может выбрать не более 5 человек.
Допустимо, если ребёнок сделает меньшее число выборов, чем «№» или не сделает ни одного. Ответы по первой или второй ситуациям выбора фиксируются в социометрической карточке.
Для оценки степени популярности обследуемого в межличностных отношениях с одноклассниками подсчитывается индекс социометрического статуса отдельно для ситуации « учёбы» и « дня рождения» по следующей формуле:
N (R1+ + R2- )
C1=Z -------------------------------------
1+ N-1
Где C 1 – социометрический статус i - члена, Ri - полученные 1 – членом выборы, Z - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N - число членов группы.
Кроме оценки социометрического статуса ребёнка в классе вычисляется индекс его эмоциональной экспансивности по формуле:
N (R1+ + R2- )
Ei=Z -------------------------------------
1+ N-1
Где Ei – эмоциональная экспансивность i– члена, R – сделанные i-членом выборы (+,-).
Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении (ситуации «день рождения», «уроки»).
Таблица определения ограничения социометрических выборов
Количество учеников в классе N | Число выборов (№) | Вероятность случайного выбора P ( A ) |
5 - 7 | 1 | 0 . 20 – 0.14 |
8 - 11 | 2 | 0.25 – 0.18 |
12 - 16 | 3 | 0.25 – 0.19 |
17 - 21 | 4 | 0.23 - 0.19 |
22 - 26 | 5 | 0.22 - 0.19 |
27 - 31 | 6 | 0.22 - 0.19 |
32 - 36 | 7 | 0.21 - 0.19 |
Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затем подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.
№ | Кто выбирает (список класса) | Кого выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | (+) | (-) | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 | А – ов Б-ов В-ова К-ова М-ова П-ова П-ов Ш-и | + + + + | + + | … + | + | - | 2 2 2 2 | 2 2 0 1 2 | 4 4 2 2 4 | |||
Полученные выборы Z (+) Z (-) | 4 0 | 2 1 | 2 1 | 1 2 | 0 3 | 9 | 7 | |||||
Всего | 16 |
Пример социоматрицы для группы, численностью 8 членов
Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.
Протокол обследования
№ | Ситуация | Вопросы | Выбор | Примечание (пояснение) |
| Уроки | К кому ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? | №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
|
| К кому ты не стал обращаться бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? | №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
|
|
| №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
|
|
| №….. | |
№….. | ||||
№….. | ||||
2
| День рождения
| Кого из одноклассников ты бы пригласил бы к себе на день рождения?
Кого из одноклассников ты бы ни за что не пригласил бы к себе на день рождения?
| ||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. | ||||
№….. |
Интерпретация результатов
По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определённой ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов,
« предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды»,
« оттеснённого» - получившего единичные выборы,
«изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребёнка, получившего отрицательные выборы.
МЕТОДИКА 14
Незаконченные предложения
Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребёнка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.
Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.
Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.
Процедура. Ребёнку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребёнок заканчивает предложения. Что фиксируется в протоколе.
Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную. Отрицательную или безразличную.
Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.
Большинство знакомых мне семей…….
1.несчастливы. недружные, разошлись: «-2»
2.Не очень дружные, нервные: «-1»
3.Все одинаковые: «0»
4.Нормальные: «+1»
5.Очень дружные, счастливы: «+2»
Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.
Ключ | ||
№ | Зоны отношений | Номера предложений |
1. | Отношение к отцу | 1 7 13 19 |
2. | Отношение к себе | 2 8 14 20 |
3. | Отношение к среде (страхи и опасения) | 3 9 15 21 |
4. | Отношение к друзьям | 4 10 17 22 |
5. | Отношение к семье | 5 11 17 23 |
6. | Отношение к матери | 6 12 18 24 |
По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.
Протокол обследования
Зоны отношений | Система отношений ребёнка (баллы) | Ответы детей |
1.Отношение к отцу | ||
2.Отношение к себе | ||
3.Отношение к среде (страхи и опасения) | ||
4.Отношение к друзьям | ||
5.Отношение к семье | ||
6.Отношение к матери |
Прилагается бланк с выполненным заданием
Незаконченные предложения:
1.Думаю, что мой папа редко_______________________________________
2.Если все против меня, то_________________________________________
3.Знаю,что глупо, но боюсь________________________________________
4.Думаю, что настоящий друг______________________________________
5.По сравнению с другими семьями моя семья________________________
6.Моя мать и я___________________________________________________
7.Если бы мой папа только захотел__________________________________
8.Думаю, что я достаточно большой, чтобы___________________________
9.Мои одноклассники не знают, что я боюсь__________________________
10.Не люблю ребят, которые_______________________________________
11.Моя семья обращается со мной, как с _____________________________
12.Моя мама_____________________________________________________
13.Я бы хотел, чтобы мой папа______________________________________
14.Мне не нравится в себе то_______________________________________
15.Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________
16.Больше всего я люблю тех ребят, которые__________________________
17.Большинство знакомых мне семей________________________________
18.Считаю, что все мамы__________________________________________
19.Думаю, что мой папа___________________________________________
20.Когда мне не везёт, я __________________________________________
21.Когда мне страшно, мне приходится______________________________
22.Когда меня нет, мои друзья______________________________________
23.Когда я был маленький, моя семья________________________________
24.Я люблю свою маму, но_________________________________________
МЕТОДИКА 15
Особенности развития речи
Нарушения речи отмечаются в процессе взаимодействия с ребёнком во время обследования.
Определяется наличие – отсутствие нарушений звукопроизношения, анализируется умение ребёнка строить речь грамматически правильно, полнота речи, логичность, доказательность. Предлагаются рекомендации по работе над речью учителям, родителям, при необходимости - логопеду.
Речь ребёнка:
связность____________________________________________
логичность___________________________________________
полнота_____________________________________________
развёрнутость_______________________________________
доказательность_______________________________________
эмоциональность______________________________________
затруднения в речевой деятельности____________________
общее недоразвитие речи_____________________________
нарушения звукопроизношения_________________________
МЕТОДИКА 16
Состояние успеваемости и поведения
Выявляется на основе результатов бесед с учителем и родителями и анализа школьной документации. Анализ успеваемости по русскому языку, чтению, математике, её динамики.
Успеваемость:
Русской язык_______________________________________
Математика________________________________________
Чтение____________________________________________
Второгодничество_____________________________________________
Неустойчивость успеваемости___________________________________
Поведение ребёнка______________________________________________
ОБЩИЙ ПРОТОКОЛ
Обследования психического развития ребёнка
Место обследования______________________________________________
Дата обследования________________________________________________
Ф.И.О. экспериментатора__________________________________________
Место работы, должность__________________________________________
Общие сведения о ребёнке
Фамилия, имя, отчество_________________________________________
Адрес___________________________________________________________
Пол: мужской
Женский
Возраст_________________________________________________________
Класс, ДОУ______________________________________________________
Состояние здоровья:
практически здоров
болеет редко
болеет часто
диагноз
Живёт в семье (характеристика семьи)____________________________________
_____________________________________________________________________
Живёт вне семьи (характеристика условий)________________________________
Класс
Успеваемость:
по русскому
по математике
по чтению
Поведение________________________________________________
Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.
Предлагаемая система психологической диагностики направлена на выявление отклонений психического развития детей младшего школьного возраста.
Рецензенты:доктор психологических наук, профессор В. Г. Казанская; кандидат психологических наук, доцент Т. П. Головина
Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Волленберга.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 269.