(СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ)
Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.
Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом:
1.воробей, синица, голубь, пчела;
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;
5. девять, три, число, семь.
Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?
Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол.
Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.
Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.
Обобщающие слова:
Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры)
Протокол обследования
Набор слов | Ответ ребёнка | Признак обобщения | Наличие обобщающих слов | Уровень обобщения |
1.воробей, синица, голубь, пчела; | ||||
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок; | ||||
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер; | ||||
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений; | ||||
5. девять, три, число, семь. |
Общий уровень__________________________________________________
V 1 + V 2+ V 3 + V 4 + V 5
OV =---------------------------
5
Оценка результатов
Уровни | Признак обобщения | Обобщающее слово |
1 | Существенный | есть |
2 | Существенный | нет |
3 | Функциональный | нет |
4 | Случайный | нет |
5 | Нет обобщения | нет |
Общий уровень_________________________________
Общий уровень выполнения задания.
V1+V2+V3+V4+V5
OV=---------------------
5
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.
2 уровень - отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.
3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.
4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные ( родовые) признаки не называются.
5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл.
МЕТОДИКА 5.
Зрительная непроизвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.
Стимульный материал. Набор из 10 картинок:
1.Роза 6.Чайник
2.Гриб 7.Груша
3.Утюг 8.Собака
4.Машина 9.Диван
5.Арбуз 10.Кукла
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.
Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.
Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: роза
Воспроизведение:
Картинка: гриб
Воспроизведение:
Картинка: утюг
Воспроизведение:
Картинка: машина
Воспроизведение:
Картинка: арбуз
Воспроизведение:
Картинка: чайник
Воспроизведение:
Картинка: груша
Воспроизведение:
Картинка: собака
Воспроизведение:
Картинка: диван
Воспроизведение:
Картинка: кукла
Воспроизведение:
Уровень выполнения задания__________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.
МЕТОДИКА 6.
Зрительная произвольная память
Назначение. Определение объёма зрительного произвольного запоминания.
Стимульный материал. Набор из 10 картинок:
1. Кот 6.Пирамидка
2. Зонт 7.Рыба
3. Ранец 8.Бабочка
4. Стул 9.Ведро
5. Часы 10. Ёж
Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них, постарайся запомнить, что на них нарисовано.
Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.
Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.
Оценка результатов
1 уровень – 10 правильных названий (баллов)
2 уровень -9-8
3 уровень – 7-6
4 уровень – 5-4
5 уровень – 3 и менее баллов.
Протокол обследования
Картинка: кот
Воспроизведение:
Картинка: зонт
Воспроизведение:
Картинка: ранец
Воспроизведение:
Картинка: стул
Воспроизведение:
Картинка: часы
Воспроизведение:
Картинка: пирамида
Воспроизведение:
Картинка: рыба
Воспроизведение:
Картинка: бабочка
Воспроизведение:
Картинка: ведро
Воспроизведение:
Картинка: ёж
Воспроизведение:
Уровень выполнения задания__________________________
Интерпретация результатов
1 уровень – отражает большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.
2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.
3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.
4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.
5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию.
Сохранение информации затруднено.
МЕТОДИКА 7
Дата: 2019-03-06, просмотров: 378.