МЕТОДИКА 2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Назначение. Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.

Стимульный материал: Пять наборов слов по 4 слова в каждом:

1.воробей, синица, голубь, пчела;

2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;

3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;

4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;

5. девять, три, число, семь.

Инструкция. Я назову четыре слова. Слушай внимательно. Какое слово лишнее? Почему? Подумай, как назвать одним словом остальные?

Процедура. В указанной последовательности зачитываются слова. Полный ответ ребёнка заносится в протокол.

Обработка. Каждый набор слов оценивается отдельно по правильности обобщения и наличию – отсутствию обобщающего слова.

Лишними словами являются: пчела, яйцо, градусник, Анастасия, число.

Обобщающие слова:

Птицы, животные, люди, мужские имена, числа (цифры)


Протокол обследования

Набор слов Ответ ребёнка Признак обобщения Наличие обобщающих слов Уровень обобщения
1.воробей, синица, голубь, пчела;
2.яйцо, цыплёнок, курица, котёнок;
3.мальчик, доктор, градусник, милиционер;
4.Анастасия, Александр, Валерий, Евгений;
5. девять, три, число, семь.

Общий уровень__________________________________________________

    V 1 + V 2+ V 3 + V 4 + V 5

OV =---------------------------

5
Оценка результатов

Уровни Признак обобщения Обобщающее слово
1 Существенный есть
2 Существенный нет
3 Функциональный нет
4 Случайный нет
5 Нет обобщения нет

 

Общий уровень_________________________________

 

Общий уровень выполнения задания.

   V1+V2+V3+V4+V5

OV=---------------------

              5

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты с опорой на существенные (родовые) признаки. Ребёнок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

2 уровень -  отражает высокую способность к обобщению на понятийном уровне. Ребёнок способен точно дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. Однако не всегда может правильно найти обобщающее слово.

3 уровень – отражает достаточную способность к обобщению на понятийном уровне, характерном для данного возраста. Ребёнок умеет анализировать и обобщать известные ему понятия. Допускает ошибки в процессе обобщения признаков, заменяя существенные признаки несущественными, например, функциональными, не всегда может правильно найти обобщающее слово.

4 уровень – отражает недостаточную способность к обобщению на понятийном уровне. Обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам. Поиск обобщающего признака затруднён. Существенные ( родовые) признаки не называются.

5 уровень – отражает несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих используются случайные признаки, часто имеющие личностный смысл.





МЕТОДИКА 5.

 Зрительная непроизвольная память

Назначение. Определение объёма зрительного непроизвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок:

1.Роза                                         6.Чайник

2.Гриб                                        7.Груша

3.Утюг                                        8.Собака

4.Машина                                  9.Диван

5.Арбуз                                      10.Кукла

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: роза

Воспроизведение:

Картинка: гриб

Воспроизведение:

Картинка: утюг

Воспроизведение:

Картинка: машина

Воспроизведение:

Картинка: арбуз

Воспроизведение:

Картинка: чайник

Воспроизведение:

Картинка: груша

Воспроизведение:

Картинка: собака

Воспроизведение:

Картинка: диван

Воспроизведение:

Картинка: кукла

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём непроизвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к непроизвольному запоминанию.



МЕТОДИКА 6.

 Зрительная произвольная память

Назначение. Определение объёма зрительного произвольного запоминания.

Стимульный материал. Набор из 10 картинок:

1. Кот                                    6.Пирамидка

2. Зонт                                   7.Рыба

3. Ранец                                 8.Бабочка

4. Стул                                  9.Ведро

5. Часы                                  10. Ёж

Инструкция. Я тебе буду показывать картинки, а ты посмотри на них, постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Затем ребёнку предлагается назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильных воспроизведений.

Обработка. За каждое правильное воспроизведение выставляется по одному баллу.

Оценка результатов

1 уровень – 10 правильных названий (баллов)

2 уровень -9-8

3 уровень – 7-6

4 уровень – 5-4

5 уровень – 3 и менее баллов.

Протокол обследования

Картинка: кот

Воспроизведение:

Картинка: зонт

Воспроизведение:

Картинка: ранец

Воспроизведение:

Картинка: стул

Воспроизведение:

Картинка: часы

Воспроизведение:

Картинка: пирамида

Воспроизведение:

Картинка: рыба

Воспроизведение:

Картинка: бабочка

Воспроизведение:

Картинка: ведро

Воспроизведение:

Картинка: ёж

Воспроизведение:

Уровень выполнения задания__________________________

Интерпретация результатов

1 уровень – отражает большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять значительную информацию без установки на запоминание.

2 уровень – отражает достаточно большой объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

3 уровень – отражает соответствующий возрасту объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять достаточную информацию без установки на запоминание.

4 уровень – отражает недостаточный объём произвольной зрительной памяти, способность сохранять небольшое количество информации без установки на запоминание.

5 уровень – отражает низкую способность к произвольному запоминанию.

Сохранение информации затруднено.

МЕТОДИКА 7

Дата: 2019-03-06, просмотров: 378.