ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет обследования

Название методики

Психические функции

Мышление 1 2 3 4   Четвёртый лишний (наглядный материал) Четвёртый лишний (словесный материал) Последовательные картинки Продолжи ряд
Память 5 6 7 Зрительная непроизвольная память Зрительная слуховая память Слуховая произвольная память
Воля 8 Раскрашивание кружков
Внимание 9 Отыскивание чисел

Личностный статус

Мотивация 10 Мотивация учения
Самооценка 11 12 Экспертная оценка Самооценка учёбы и поведения
Социометрический статус 13 Социометрическое исследование
Система отношений 14 Незаконченные предложения
Речевые особенности 15 Особенности развития речи
Школьная успеваемость Школьные предметы 16 Успеваемость и поведение

 

Комплекс методик психологической диагностики



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА

Обследование каждого ребёнка проводится в течение двух дней по 35-40 минут. В случае жалоб ребёнка на усталость, утомление, обследование прекращается раньше

 

Первый день

Второй день

Название методики Название методики
10 Мотивация учения 9 Отыскивание чисел
7 Слуховая произвольная память 5 Зрительная непроизвольная память
1 Четвёртый лишний (наглядный материал) 8 Раскрашивание кружков
2 Четвёртый лишний (словесный материал) 12 Самооценка учёбы и поведения
3 Последованность картинки 6 Зрительная произвольная память
4 Продолжи ряд 14 Незаконченное предложение
13 Социометрическое исследование    

Методика «Экспертная оценка» (№17) и изучение состояния успеваемости (№16) осуществляются при работе психолога с учителем.

Исследование речи (№15) реализуется психологом в ходе всей процедуры обследования.



Диагностические критерии индивидуального психического развития ребёнка

Диагностическая оценка включает определение уровня развития каждой из основных психических функций (мышления, памяти, воли, внимания) и интегрального уровня развития познавательной деятельности.

Выделяются пять уровней психического развития ребёнка:

1 уровень- очень высокий уровень. Уровень высоких потенциальных возможностей;

2 уровень- высокий уровень, уровень высокого актуального развития школьника;

3 уровень- средний уровень, уровень нормы возрастного развития;

4 уровень- низкий уровень, уровень риска;

5 уровень- очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.

Наряду с определением уровня развития психических функций устанавливаются качественные особенности индивидуально-личностного развития ребёнка: мотивации, самооценки, социометрического статуса, проблемных зон отношений личности.

При оценке индивидуального психического развития учитываются состояние и динамика показателей успеваемости школьника по основным видам учебной деятельности: математике, чтению, русскому языку. В исследовании учитываются также индивидуальные особенности и возможные нарушения речевой деятельности ребёнка.

Ученики, у которых обнаруживается низкий или очень низкий уровень психического развития, представляют группу повышенной социально-педагогической озабоченности, должны проходить специальное дополнительное углублённое психофизическое обследование.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО ТРАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Результаты обследования оцениваются на основании анализа протоколов и на основании системы уровневых и качественных критериев, отражающих возможности и возрастные особенности детей.

В заключении необходимо выделить:

· Актуальный и потенциальный уровень психического развития;

· Проблемные зоны в системе отношений личности;

· Отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным материалом;

В заключение формулируются психолого-педагогические рекомендации родителям, учителю, ребёнку.

Особое внимание в рекомендациях должно быть уделено группам детей с низким и очень низким уровнем психического развития, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении.

Определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; возможности индивидуального развивающего обучения в начальных классах; перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.



Дата: 2019-03-06, просмотров: 299.