Предмет обследования | № | Название методики | |
Психические функции | Мышление | 1 2 3 4 | Четвёртый лишний (наглядный материал) Четвёртый лишний (словесный материал) Последовательные картинки Продолжи ряд |
Память | 5 6 7 | Зрительная непроизвольная память Зрительная слуховая память Слуховая произвольная память | |
Воля | 8 | Раскрашивание кружков | |
Внимание | 9 | Отыскивание чисел | |
Личностный статус | Мотивация | 10 | Мотивация учения |
Самооценка | 11 12 | Экспертная оценка Самооценка учёбы и поведения | |
Социометрический статус | 13 | Социометрическое исследование | |
Система отношений | 14 | Незаконченные предложения | |
Речевые особенности | 15 | Особенности развития речи | |
Школьная успеваемость | Школьные предметы | 16 | Успеваемость и поведение |
Комплекс методик психологической диагностики
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОЦЕДУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА
Обследование каждого ребёнка проводится в течение двух дней по 35-40 минут. В случае жалоб ребёнка на усталость, утомление, обследование прекращается раньше
Первый день | Второй день | ||
№ | Название методики | № | Название методики |
10 | Мотивация учения | 9 | Отыскивание чисел |
7 | Слуховая произвольная память | 5 | Зрительная непроизвольная память |
1 | Четвёртый лишний (наглядный материал) | 8 | Раскрашивание кружков |
2 | Четвёртый лишний (словесный материал) | 12 | Самооценка учёбы и поведения |
3 | Последованность картинки | 6 | Зрительная произвольная память |
4 | Продолжи ряд | 14 | Незаконченное предложение |
13 | Социометрическое исследование |
Методика «Экспертная оценка» (№17) и изучение состояния успеваемости (№16) осуществляются при работе психолога с учителем.
Исследование речи (№15) реализуется психологом в ходе всей процедуры обследования.
Диагностические критерии индивидуального психического развития ребёнка
Диагностическая оценка включает определение уровня развития каждой из основных психических функций (мышления, памяти, воли, внимания) и интегрального уровня развития познавательной деятельности.
Выделяются пять уровней психического развития ребёнка:
1 уровень- очень высокий уровень. Уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень- высокий уровень, уровень высокого актуального развития школьника;
3 уровень- средний уровень, уровень нормы возрастного развития;
4 уровень- низкий уровень, уровень риска;
5 уровень- очень низкий уровень, уровень личностно-социальной дезадаптации.
Наряду с определением уровня развития психических функций устанавливаются качественные особенности индивидуально-личностного развития ребёнка: мотивации, самооценки, социометрического статуса, проблемных зон отношений личности.
При оценке индивидуального психического развития учитываются состояние и динамика показателей успеваемости школьника по основным видам учебной деятельности: математике, чтению, русскому языку. В исследовании учитываются также индивидуальные особенности и возможные нарушения речевой деятельности ребёнка.
Ученики, у которых обнаруживается низкий или очень низкий уровень психического развития, представляют группу повышенной социально-педагогической озабоченности, должны проходить специальное дополнительное углублённое психофизическое обследование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО ТРАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Результаты обследования оцениваются на основании анализа протоколов и на основании системы уровневых и качественных критериев, отражающих возможности и возрастные особенности детей.
В заключении необходимо выделить:
· Актуальный и потенциальный уровень психического развития;
· Проблемные зоны в системе отношений личности;
· Отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным материалом;
В заключение формулируются психолого-педагогические рекомендации родителям, учителю, ребёнку.
Особое внимание в рекомендациях должно быть уделено группам детей с низким и очень низким уровнем психического развития, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении.
Определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранных познавательных функций и личностных особенностей; возможности индивидуального развивающего обучения в начальных классах; перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 343.