А. Д. Виноградова, Н. Л, Коновалова, И, А. Мнхаленкова, А.А. Хилько, Л. М. Шипицына
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Под науч. ред, Л. М, Шипицыной - СПб.: Речь, 2004. - 48 с. ISBN 5-9268-0287-3

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования и может быть использовано в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций по отбору и комплектованию детских школьных учреждений, при подготовке и переподготовке практических психологов, коррекционных и социальных педагогов, руководителей школьных учреждений, работников образования.

ББК 88.5

Издательство «Речь», М.,  обложка, 2004

Коллектив авторов: Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,

Михаленкова И. А.,

Посохова С. Т.,

Хилько А. А.,

Шипицына Л. , Бороземец П. В.,



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Программа психологической диагностики

Содержание программы психологической диагностики

I.Общие сведения о ребенке

II.Диагностика психического, личностного развития

Комплекс методик психологической диагностики

Рекомендуемая процедура психологического обследования ребенка

Диагностические критерии индивидуального психического развития ребенка

Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребенка

Комплекс диагностических методик

Методика 1. Четвертый лишний (наглядный материал)

Методика 2. Четвертый лишний (словесный материал)

Методика 3. Последовательные картинки

Методика 4. Продолжи ряд

Методика 5. Зрительная непроизвольная память

Методика 6. Зрительная произвольная память

Методика 7. Слуховая произвольная память

Методика 8. Раскрашивание кружков

Методика 9. Отыскивание чисел (таблицы Шульте)

Методика 10. Мотивация учения

Методика 11. Экспертная оценка

Методика 12. Самооценка учебы и поведения

Методика 13. Социометрическое исследование

Методика 14. Незаконченные предложения

Особенности развития речи

Состояние успеваемости и поведения



ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современности является проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития, выявление проблемных зон индивидуального возрастного и личностного становления школьника, определение психического своеобразия детей «группы риска».

Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально-психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Своевременное выявление потенциала психического развития может быть обеспечено с помощью научно обоснованного методического аппарата, адекватного сложной психической организации ребенка, его возрасту, социальным условиям существования.

Предлагаемая система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, голевой, речевой сфер ребенка, сформированности механизмов волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. Каждая из сфер исследуется с помощью надежных и валидных психодиагностических методик.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень развития ребенка,

Предлагаемая психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимозависимостей проявлений психической организации ребенка (интеллектуальной, мотивационной, регуляторной, речевой, личностной).

2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

3. Конкретность диагностирования: определение соответствия психического развития ребенка требованиям конкретной ситуации.

4. Единство психического развития и ведущей деятельности учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

5. Комплексность диагностирования; при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребенка.

 



Дата: 2019-03-06, просмотров: 592.