Основные критерии оценки качества выполнения и презентации результатов научно-исследовательских и реферативных работ учащихся совпадают. Ими являются:
1) уровень структурно-содержательного компонента работы;
2) уровень собственных достижений автора;
3) эрудированность автора в рассматриваемой области.
По указанным критериям оценка качества выполнения и презентации работ проводится точно также, как это было описано нами в разделе 1.4.5.
Отличие в оценке результатов научно-исследовательской работы от реферативной состоит в том, что больший вес в баллах (40 баллов из 100) имеет уровень собственных достижений автора (это и понятно). Остальные два других показателя (эрудированность автора и уровень структурно-содержательного компонента работы) также, как и в реферативной работе, оцениваются, исходя из 20 баллов каждый. Немаловажную роль в общей оценке по-прежнему играет качество индивидуальной защиты работы (15 баллов), т. е. ваше умение представить работу в докладе и отвечать на вопросы (см. Приложения 3 и 4).
ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Предлагаемая вашему вниманию глава 3 настоящего методического руководства невелика по объему, lie содержание можно было бы без особого труда включить в соответствующие разделы двух предыдущих глав. Однако, учитывая важность правильной научной организации труда начинающего исследователя, мы решили специально вынести этот материал в отдельную главу. Дело в том, что вопросам эффективной организации рабочего места, составлению картотек библиографических источников, приемам работы с книгой обычно не уделяется особою внимания в повседневной практике, а именно эти частные аспекты во многом определяют результативность реферативной и научно-исследовательской работы.
Рабочее место
Для того, чтобы ваша работа была для вас удовольствием, а не мучением, будет лучше, если вы заранее приготовите свое рабочее место.
Освободите книжную полку рядом с вашим письменным столом (если ее нет, можно сделать в комнате перестановку и приблизить друг к другу полку и стол). На этой полке будут стоять подобранные книги по вашей теме. После написания реферата или научно-исследовательской работы их можно расставить по тем местам, где они находились ранее.
Приготовьте пластиковые файлы для ксерокопий, которые теперь можно сделать почти в любой библиотеке.
По окончании работы не поддавайтесь искушению оставить на столе все так, как есть, т.е. в «творческом беспорядке». Прибирая каждый вечер рабочий стол, вы тем самым упорядочиваете все усвоенное вами за сегодняшний день. Да и на следующий день приятнее садиться за чистый и опрятный рабочий стол, чем разбирать завалы, оставленные накануне. К тому же за ночь вы можете забыть, в какую папку положили вчерашние выписки и почему книга раскрыта именно на этой странице.
Поставьте на стол мелкие предметы, которые будят у вас творческое воображение. А те, которые отвлекают от рабочего процесса, уберите на время подальше.
Стоит ли во время работы слушать музыку? Те, кто много работает за письменным столом, уже смогли узнать себя и понять, что им помогает, а что отвлекает. Вы, возможно, этого еще не знаете. Поэкспериментируйте над собой: позанимайтесь с музыкой и без. Какая работа оказалась плодотворней? Если с музыкой - слушайте ее сколько угодно, не забывайте только подготовить несколько самых любимых дисков. Если же музыка мешает - откажитесь от нее на время вашей напряженной умственной работы.
Составление картотек
Для повышения эффективности и скорости работы имеет смысл пользоваться несколькими картотеками, которые вы создадите сами.
Какие бывают картотеки? Самая главная и абсолютно необходимая библиографическая. О ней мы уже говорили в разделе 1.3.1.4. «Как осуществить поиск и выбор нужной литературы по теме».
Классификацию других картотек предложил в своей книге «Как написать дипломную работу» очень известный писатель, профессор нескольких университетов Умберто Эко. Он выделяет такие карточки:
1) па содержание книг/статей;
2) тематические:
3) именные;
4) на примеры (цитаты);
5) рабочие.
С книгой Умберто Эко вы можете ознакомиться сами, а мы остановимся лишь на пояснении следующих типов карточек.
Карточки на содержание книг/статей. Если в вашей реферативной или научно-исследовательской работе вы анализируете художественную литературу и в количестве большем, чем две книги, лучше, если вы на каждую книгу составите карточку с кратким пересказом содержания произведения (чтобы потом не запутаться в именах героев и местах действия!).
Карточки на примеры (цитаты). Читая книгу, вы чувствуете, что вот это предложение звучит очень и очень убедительно и ею лучше не пересказывать своими словами, а поместить в реферат или научно-исследовательскую работу в виде цитаты. Составьте карточку с точным указанием имени автора, названия работы, выходных данных и выпишите в нее понравившееся вам предложение. Не забудьте указать номер страницы (или номера страниц), где располагается цитата!
Карточки рабочие. Они могут быть разного типа: «карточки, связывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как подходить к какой-либо проблеме?), карточки-подсказки (куда заносятся идеи, заимствованные у кого-то, с добавлением подсказок о направлении возможного развития) и так далее...».
Работа с книгой
Речь пойдет о пометках, которые удобнее всего делать прямо в книге (если вы не хотите ее конспектировать или готовите материал для конспектирования). В этом случае действует непреложное правило: пометки можно делать только в собственных книгах, да и то не во всех. Нельзя помечать материал в редких или очень хорошо (подарочно) изданных книгах; книгах, которые изданы в XIX веке и ранее.
Во всех остальных книгах пометки делать можно.
Многие исследователи считают, что книга без пометок - непрочитанная книга. Разработайте свою систему пометок. Вот самые простые советы:
§ помечайте информацию разными цветами;
§ делайте буквенные пометки;
§ включайте также и цифровые пометки;
§ обязательно делайте пометки, свидетельствующие о важности информации («очень важно», «NB» и др.);
§ используйте пометки, указывающие на то, что этот фрагмент текста нужно перечитать.
Это почти все, что нам хотелось бы рассказать по поводу подготовки и написания реферативных и научно-исследовательских работ. В заключение нам остается надеяться, что приведенные в настоящем руководстве методические рекомендации будут вам полезны и смогут пригодиться не только в школе, но и в будущей учебе в институте, когда вам придется выполнять курсовые и дипломные исследовательские работы или проекты.
Успехов вам в предстоящей научно-исследовательской деятельности!
Дата: 2019-03-06, просмотров: 210.