Алгоритм | Пример |
1. «А» есть «Б», либо «С». Если «Б», то должно наблюдаться «В», если «С», то должно наблюдаться «Д». Варианты: • «А» возможно при условии …». • «А» возможно при наличии …». • «А» возможно в случае, если ...» | Это произведение либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими признаками романного жанра в исследуемом произведении должен быть описан выбор героя, который влияет на судьбу мира. Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть циклическая сюжетная схема и определенная авторская позиция, более отдаленная, чем в романе, от описываемых событий |
2. «А» определяются «Б» | Основные свойства существующих поверхностно-активных веществ определяются их строением |
3. Чтобы получить «А», надо взять «Б» и совершить по отношению к нему действия «В», «С» и «Д» | Чтобы синтезировать неописанное в литературе нитропроизводное вещества X, надо осуществить реакцию нитрования исходного соединения У в условиях, исключающих его разложение, и попытаться выделить и очистить конечный продукт с помощью хроматографических методов |
Как видно из приведенных примеров, гипотезы могут формулироваться либо дедуктивным, либо индуктивным способами. Оба этих способа абсолютно равноценны, а выбор одного из них зависит от желания и вкуса автора.
А теперь воспользуйтесь этими алгоритмами и попробуйте сформулировать гипотезу вашей научно-исследовательской работы, исходя из выявленного ранее противоречия, проблемы, цели работы, предмета и объекта исследования. Если у вас все получилось, то запишите гипотезу. Далее ее предстоит еще как следует доказать.
Формулирование задач работы
Достижение цели научно-исследовательской работы не может быть осуществлено сразу, так как проверка и доказательство гипотезы всегда предполагает постановку ряда промежуточных подцелей, которые по отношению к главной цели принято называть задачами. В свою очередь, любам задача может делиться на подзадачи, становясь для них целью. Процесс деления задач продолжают до тех пор, пока достаточно абстрактная цель не превратится в набор задач, для решения которых необходимы простые и конкретные действии. Таким образом, задачи - это те «препятствия», которые мы намечаем себе сами и которые нам следует последовательно преодолевать для того, чтобы, наконец, достигнуть поставленной цели. Чем сложнее достижение цели, тем большее количество шагов (задач) требуется пройти.
На практике очень часто приходится сталкиваться с затруднениями учащихся в формулировке задач исследования. Дело в том, что напрямую разделить цель исследования на задачи, как правило, бывает очень трудно. Помогаю! правильно сформулировать задачи выделение объекта и предмета исследования, а также формулировка гипотезы. Внимательно прочитайте их, и вам наверняка станет более ясно, какие задачи по преобразованию (изучению) предмета с целью изменения (описания) объекта в направлении поставленной цели вам предстоит сделать, чтобы на практике или в ходе эксперимента доказать справедливость теории, гипотезы. Понятно, что этим задачам, обусловленным необходимостью доказательства гипотезы, должны предшествовать задачи. связанные с поиском и анализом литературных данных по изучаемой теме, а завершать перечень вполне могут задачи, направленные на практическое применение результатов работы (например, выработка и применение каких-либо рекомендаций, методик, программ и т. п.).
Чтобы сформулировать и расставить все задачи «по ранжиру», от первой и до последней, полезно воспользоваться классификацией задач. приведенной в книге В. С. Безруковой, а также примерным перечнем глаголов, с которых формулировки этих задач начинаются (табл. 6).
Таблица 6
Классификация задач и примерный перечень глаголов,
применяемых для их формулировки
Класс задач и его отличительные особенности | Глаголы, с которых начиняются формулировки задач | Пример |
1. Задачи, связанные с изучением теории вопроса | Изучить (проблему), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. | «Провести феноменологи-ческий анализ понятия ....» |
2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования | Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. | «Описать опыт использова-ния теории (методики) структурного анализа текста для ...» |
3. Задачи, связанные с созиданием новых тео-рий, идей, учений, пре-образованием предмета исследования | Усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить подготовить, создать, разработать, сформулировать, определить, выработать и т.п. | «Разработать классифика-цию методов определения ....» |
4. Задачи, связанные с проведением экспери-мента и доказатель-ством гипотезы | Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) | «Выполнить эксперимен-тальную проверку предла-гаемого способа...» |
5. Задачи, связанные с разработкой рекомен-дательных материалов на основе результатов исследования | Разработать (программу), составить (рекомендации), описать, сформули-ровать, раскрыть, наметить и т. п. | «Составить рекомендации по применению получен-ных закономерностей по … в практической деятельнос-ти» |
6. Прочие задачи по соз-данию, разработке, изу-чению чего-то нового | Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. | «Разработать методику оценки ....» |
Очень часто задачи научно-исследовательской работы представляют собой комплекс задач разных классов: описать теорию и практику (вопроса, провести теоретическое исследование, связанное с выбором путей решения выявленных проблем, осуществить экспериментальную проверку разработанного теоретического подхода, разработать методические рекомендации по практическому применению выявленных подходов, закономерностей, программ, методик и т.п.
Планирование и описание этапов исследования
Завершение формулировки задач предстоящего исследования позволят вам правильно спланировать его этапы - составные части исследовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.
Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.
Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы правильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предполагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.
В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры построения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей теории к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и всегда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка сможет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литературой по данному вопросу.
Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увеличить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследования.
Таблица 7
Дата: 2019-03-06, просмотров: 279.