Типовые алгоритмы построения гипотез научно-исследовательских работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Алгоритм Пример
1. «А» есть «Б», либо «С». Если «Б», то должно на­блюдаться «В», если «С», то должно наблюдаться «Д». Варианты: • «А» возможно при условии …». • «А» возможно при наличии …». • «А» возможно в случае, если ...» Это произведение либо роман, либо повесть. Тогда, если предположить, что «Драма на охоте» это роман, то наряду с другими при­знаками романного жанра в исследуемом произведении должен быть описан выбор героя, который влияет на судьбу мира. Если же это повесть, то выбор героя должен влиять только на его судьбу. Кроме того, если это повесть, то должна быть цикличе­ская сюжетная схема и определенная автор­ская позиция, более отдаленная, чем в рома­не, от описываемых событий
2. «А» определяются «Б» Основные свойства существующих поверх­ностно-активных веществ определяются их строением
3.  Чтобы получить «А», надо взять «Б» и совершить по от­ношению к нему действия «В», «С» и «Д» Чтобы синтезировать неописанное в литера­туре нитропроизводное вещества X, надо осуществить реакцию нитрования исходного соединения У в условиях, исключающих его разложение, и попытаться выделить и очи­стить конечный продукт с помощью хроматографических методов

Как видно из приведенных примеров, гипотезы могут формулиро­ваться либо дедуктивным, либо индуктивным способами. Оба этих  способа абсолютно равноценны, а выбор одного из них зависит от жела­ния и вкуса автора.

А теперь воспользуйтесь этими алгоритмами и попробуйте сфор­мулировать гипотезу вашей научно-исследовательской работы, исходя из выявленного ранее противоречия, проблемы, цели работы, предмета и объекта исследования. Если у вас все получилось, то запишите гипотезу. Далее ее предстоит еще как следует доказать.

Формулирование задач работы

Достижение цели научно-исследовательской работы не может быть осуществлено сразу, так как проверка и доказательство гипотезы всегда предполагает постановку ряда промежуточных подцелей, которые по отношению к главной цели принято называть задачами. В свою оче­редь, любам задача может делиться на подзадачи, становясь для них це­лью. Процесс деления задач продолжают до тех пор, пока достаточно абстрактная цель не превратится в набор задач, для решения которых необходимы простые и конкретные действии. Таким образом, задачи - это те «препятствия», которые мы намечаем себе сами и которые нам следует последовательно преодолевать для того, чтобы, наконец, дос­тигнуть поставленной цели. Чем сложнее достижение цели, тем большее количество шагов (задач) требуется пройти.

На практике очень часто приходится сталкиваться с затруднениями учащихся в формулировке задач исследования. Дело в том, что напря­мую разделить цель исследования на задачи, как правило, бывает очень трудно. Помогаю! правильно сформулировать задачи выделение объек­та и предмета исследования, а также формулировка гипотезы. Внима­тельно прочитайте их, и вам наверняка станет более ясно, какие задачи по преобразованию (изучению) предмета с целью изменения (описа­ния) объекта в направлении поставленной цели вам предстоит сделать, чтобы на практике или в ходе эксперимента доказать справедливость теории, гипотезы. Понятно, что этим задачам, обусловленным необхо­димостью доказательства гипотезы, должны предшествовать задачи. связанные с поиском и анализом литературных данных по изучаемой теме, а завершать перечень вполне могут задачи, направленные на прак­тическое применение результатов работы (например, выработка и при­менение каких-либо рекомендаций, методик, программ и т. п.).

Чтобы сформулировать и расставить все задачи «по ранжиру», от первой и до последней, полезно воспользоваться классификацией задач. приведенной в книге В. С. Безруковой, а также примерным перечнем глаголов, с которых формулировки этих задач начинаются (табл. 6).

Таблица 6

Классификация задач и примерный перечень глаголов,

применяе­мых для их формулировки

Класс задач и его отличительные особенности Глаголы, с которых начиняются формулировки задач   Пример  
1. Задачи, связан­ные с изучением теории вопроса   Изучить (проблему), дать обосно­вание (подхода), раскрыть (сущ­ность), обобщить, проанализиро­вать, выявить, описать и т. п. «Провести феноменологи-ческий анализ понятия ....»  
2. Задачи, связанные с изучением состояния практики вопроса и предмета исследования Изучить (методы), ознакомиться, вскрыть (состояние), установить, выделить, оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт), определить (роль) и т.п. «Описать опыт использова-ния теории (методики) струк­турного анализа текста для ...»  
3. Задачи, связан­ные с созиданием новых тео-рий, идей, учений, пре-образованием предмета иссле­дования Усовершенствовать, классифици­ровать, систематизировать, обоб­щить, выявить подготовить, соз­дать, разработать, сформулиро­вать, определить, выработать и т.п. «Разработать классифика-цию методов определения ....»
4. Задачи, связан­ные с проведением экспери-мента и доказатель-ством гипотезы   Проверить (экспериментально), установить (условия), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) «Выполнить эксперимен-тальную про­верку предла-гаемого способа...»
5. Задачи, связан­ные с разработкой рекомен-дательных материалов на основе результа­тов исследования Разработать (программу), соста­вить (рекомендации), описать, сформули-ровать, раскрыть, наме­тить и т. п. «Составить реко­мендации по приме­нению получен-ных закономерностей по … в практической деятельнос-ти»
6. Прочие задачи по соз-данию, раз­работке, изу-чению чего-то нового Создать, разработать, провести исследование, изучить (материалы архивов) и т. п. «Разработать мето­дику оценки ....»  

Очень часто задачи научно-исследовательской работы представляют собой комплекс задач разных классов: описать теорию и практику (вопроса, провести теоретическое исследование, связанное с выбором путей решения выявленных проблем, осуществить экспериментальную проверку разработанного теоретического подхода, разработать методи­ческие рекомендации по практическому применению выявленных подходов, закономерностей, программ, методик и т.п.

Планирование и описание этапов исследования

Завершение формулировки задач предстоящего исследования по­зволят вам правильно спланировать его этапы - составные части ис­следовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.

Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.

Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточ­ники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы пра­вильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предпо­лагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.

В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры по­строения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей тео­рии к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и все­гда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка смо­жет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литерату­рой по данному вопросу.

Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увели­чить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследова­ния.

Таблица 7

Дата: 2019-03-06, просмотров: 232.