ЧЕМ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕЙСТВИЙ ОБЛАДАЕТ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТЕМ ВЫШЕ ЕГО РАЗВИТИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кстати, существует только две страны, в которых детей туго пеленали – Китай и Россия. В других странах руки оставляют свободными, одевая при этом ребенка в распашонку с глухими рукавами.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА

 Понаблюдаем за поведением взрослых, гуляющих с детьми. Одни качают их на качелях, предварительно поднимают, усаживают... Ребенок раздраженно кричит зазевавшемуся деду: «Качай!.. Выше!.. Еще выше!.."

Дед любит внука, дед качает его, хотя тот вполне способен раскачаться и сам. Ребенок, не совершив ни одного действия, получает возможность быть недовольным, раздраженным по поводу работы «другого»...

Бабушка оттаскивает разодетую девочку от ребят: «Не бегай, запачкаешься... Упадешь... Не лезь...» Девочка вырывается: «Пусти, играть хочу!» Жесткая рука оттаскивает ее к скамейке: «Сиди, не надо играть с этими грязнулями!..»

Другая сценка: «Отбери у мальчика свой мяч и играй сама!.. Он же твой!.. Зачем отдала?.. Он его потерять может...»

Или: «Давай я тебе санки на гору затащу. Зачем сам мучаешься... Ты же устанешь».

Мы, взрослые, думаем, что воспитываем детей: когда кормим птиц, а они смотрят; когда заботимся о щенке, котёнке, а они играют с ними; когда делаем всё то, что они могут делать сами.

О поколении, которое в детстве стояло у станка, выращивало хлеб, заботилось о раненных, служило в армии, говорят: в делах они при-обрели социальную значимость«Я», учились думать и делать выбор.

Б. Спок как-то посетовал: «С утра до вечера в миллионах квартир раздаются жалобы: «Ребенок ничего не ест!» Надо обладать огромным терпением и специальными знаниями, чтобы отбить у ребенка аппетит.

Упрашивают малыша, уговаривают, пританцовывают перед ним. Взывают к авторитету бабушки и тети, милиционера и бабы-яги, чтобы всунуть в рот ребенку хотя бы ложку каши... А малыш-то умный, он сознательно не ест: ПРЕДВКУШАЕТ СПЕКТАКЛЬ.

Вот покормили его насильно, а потом ведут по жизни: «Не тронь стол, он полированный!.. Не лезь в шкаф – разобьешь вазу хрустальную!.. Не бери молоток – палец ударишь!.. Не строгай в квартире – намусоришь... Не вырезай... Не бери... Не втыкай... Не носи...» Десять тысяч заповедей – и все ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ.

А вот и 16 лет «ребеночку» стукнуло – и претензии к нему тоже выросли, но если раньше раздавались ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ, то теперь в ходу ОБВИНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: «Дубина, гвоздь вбить в стену не можешь...»

В каких словосочетаниях подытожить ТАКОЙ педагогический провал?..

 

А в школе? Педагог проверяет домашнее задание: «Спойте гамму!.. Интервалы...» «Читаем с листа!..» Малейшая ошибка, затруднение – и педагог спешит на помощь, подпевает или подыгрывает мелодию.

Лишая детей возможности САМОСТОЯТЕЛЬНО действовать, услышать ошибку, исправить ее самому, мы культивируем лишь речевую активность, тем более что во многих семьях она сознательно поощряется.

Как в старину учили на поваров?.. Подсобный мальчишка крошит, режет, перетаскивает, скребет, подглядывает, подсматривает, что, как, куда, сколько... Потом сам начинает: добавил, убавил – новый вкус, новый вид... САМ ПРИДУМАЛ, САМ ИЗМЕНИЛ... Сравнивает, а как это делает настоящий повар?..

Сейчас у нас учат по книжкам... И ни шагу влево, ни шагу вправо... Стандартные супы и салаты... От Владивостока до Петербурга мы едим одинаковые котлеты – с той лишь разницей, что в одних мяса больше, а в других – меньше... ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ ОБУЧЕНИЯ составляет ТЕОРИЯ. Тяжела ты, львиная доля... Практике отводятся жалкие часы. И так везде – и в педагогических техникумах, и в кулинарных, и в музыкальных, и в строительных... Четыре года – теории, и лишь на втором курсе – один час в неделю практика.

Перед праздником по телевизору выступает очаровательная повариха – и начинает рассказывать, как сделать вкусный торт: «Для того чтобы освободить яйцо от скорлупы, надо тупой стороной ножа ударить поперек яйца, держа его за один из концов». Неужели и яйца разбивать надо учить?.. И В ДЕЛЕ НАУЧНОГО РАЗБИВАНИЯ ЯИЦ ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ЯВНО ЗАДАВИЛА БЕДНУЮ ПРАКТИКУ.

Известен опыт Загорской школы, где обучаются слепо-глухонемые дети (опыт Соколянского, Мещерякова, Ильенкова). Оказывается, глухие, слепые и немые могут научиться писать, читать, обслуживать себя, СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ ВО МНОГИХ ОБЛАСТЯХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Некоторые из выпускников Загорской школы стали даже учеными.

Вспомним рассказ Короленко «Слепой музыкант». Что стало бы с мальчиком, если бы не его дядя?..

Но, к сожалению, многие педагогические усилия сейчас направлены на то, чтобы НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ПРЕВРАТИТЬ В «ГЛУХИХ», «СЛЕПЫХ», БЕЗДЕЙСТВУЮЩИХ...

«Воспитатели и педагоги, заботливо оберегающие детей от самостоятельных действий и мыслей, ведут их к погибели».

Демокрит.

Режиссер, педагог С. А. Герасимов каждые пять лет получал группу нового набора студентов и вел их до конца обучения. Каждый раз, начиная работать с первокурсниками, он удивлялся, как изменяются поступающие в эмоциональном плане. Все труднее с ними заниматься профессионально. За ответом Герасимов обратился к творчеству Толстого. И тот открыл ему причину во фразе, которая сейчас известна всем: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, КАК ЛОШАДЬ И ТЕЛЕГА. На первом месте – воспитание чувств, на втором – образование.

От интереса «ПОЧЕМУ?» С. Герасимов пришел к пониманию, что делать, что изменить в теории обучения? В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ТЕЛЕГА, УВЫ, СТОИТ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ. Сама стоит, и лошади двигаться не дает...

В 20-е годы в народе ходили женщины в кожаных тужурках, красных платочках (они глубоко верили в то, что говорили), призывали ликвидировать неграмотность: «Если в нашей стране все будут грамотными, у нас не будет воров, бандитов, убийц. Это будет страна общего счастья».

 Обратимся к Ж.-Ж. Руссо: «Без воспитания чувств образование может нанести непоправимый вред нравственности, духовности, человечности».

Чем богаче и разнообразнее воспитание чувств, тем богаче душа ребенка, выше его НРАВСТВЕННОСТЬ.

Люди, объявив генетику лженаукой, дали толчок несметному количеству опрометчивых поступков, тормозящих развитие человека, искажающих его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ поведение и наносящих вред его здоровью.

Вспомним (мы об этом уже говорили): если представить время развития всего живого в спрессованном виде и приравнять его к году, то человек, с его различиями от высших млекопитающих (словом, абстрактным мышлением, логикой) родился 31 декабря. У людей еще – младенческий возраст!..

Повторим! С чем был связан рост коры головного мозга?.. Чем большим количеством действий обладало живое существо, тем выше оно поднималось по ступеням эволюционной лестницы. Действия, деятельность сопровождались эмоциональным откликом положительного или отрицательного знака. Каждое живое существо при помощи этого механизма искало и находило свои способы адаптации в постоянно изменяющейся среде обитания. Накапливалась вариантность в рамках каждого действия, формировался интеллект, мыслительная деятельность.

Что утвердила государственная программа в области образования? «ТЕЛЕГА ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ». Так устанавливалось господство формализма.

Форма (лат) – наружный вид, шаблон, видимость чего-либо.

Формализм (в философии) – отрыв формы от содержания, соблюдение внешней формы в ущерб делу.

Формалист – человек, чья работа проникнута формализмом.

Главное в начальном образовании – развитие чувственного фактора – встало на ВТОРОЕ МЕСТО. Мы создали тип мышления с ПЕРЕВЕРНУТЫМ СОЗНАНИЕМ. (Кстати, этой особенности нашего сознания посвящено все творчество М. Задорнова).

Воспитание не сделалось основой и главной задачей начального образования. Мы строили здание, начиная со второго этажа, без первого и фундамента... Забыт завет древних: надо натянуть струны на гриф души, чтобы всю остальную жизнь они вибрировали на каждое событие и явление действительности.

Недоразвитость психики на начальных стадиях сенсорно-моторных восприятий тормозила появление сложных форм человеческого сознания: представления, воображения, сравнения...

Причины: раннее обращение к слову, смысл которого ребенок еще не понимал, к абстрактному мышлению, которого еще нет и в помине или оно еще только формируется. (Когда ребенок научился читать, ему же не дают задание: прочитать «Войну и мир». Всему свое время!)

 

Задачка из старого учебника арифметики:

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.