Для чего нам надо это знать?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы понять: раньше разрыв между поколениями был 25 – 30 лет, теперь 8 – 10 лет. А это значит, что девушки и юноши 14 – 16 лет говорят о своих младших братьях, сестрах с удивлением, часто с возмущением: «Мы такими не были!» А они вот такие, непонятные, придут к нам учиться. А мы, взрослые, не понимая их, начнем наказывать, обвинять, уличать, называя свои действия «воспитанием», «приобщением к знаниям», «формированием личности».

Раньше детей носили на руках... Они чувствовали тепло, покой, а взрослые – их беспомощность. Устанавливалась связь глубинной нежности, связь, которая не позволит близким и в будущем сводить заботу о детях только к материальной стороне, к пище, одежде... Отстранив ребенка от рук, каждый взрослый лишался каких-то важных ощущений, чувствований, у которых нет слов, потому что слова всегда будут поверхностными...

Б. и Л. Никитиным задали вопрос: «Вы берете детей на руки?» Мать ответила: «Я действую, как обезьяна: пока ребенок не начал ползать, он всегда со мной, если не спит. Он висит на плече, сидит на руке – в любом удобном положении, пока я готовлю, делаю уборку, глажу... Дети всегда ощущают мои руки, мое тепло, я с ними разговариваю обо всем, у них нет страха».

Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции, отсутствие достаточного внимания, впечатлений, развитие его резко замедляется. Восприятия его слабы и не могут быть закреплены в условных рефлексах.

Усвоение знаний об окружающем мире и человеческих формах поведения возможно только при согласованности ПРИРОДЫ приобретения условных рефлексов.

 

«Истинными наставниками нашего детства являются окружающие нас предметы. Они наставляют нас через ОЩУЩЕНИЯ».                                           К. Гельвеций.

 

Миллиарды тончайших нитей от всех клеток организма протянуты, одни – во внешний мир, и дают нам сведения о свойствах предметов, явлениях вне человека, оказывающих воздействие на него, другие сообщают нам сведения о состоянии внутренних систем. Через ощущение, восприятие, позже – представления, воображение, память, мышление устанавливается великое разнообразие условно рефлекторных связей.

 

ПОВТОРИМ!

Для того чтобы возникло ОЩУЩЕНИЕ, должно быть достаточной силы РАЗДРАЖЕНИЕ (у каждого человека – свой порог чувствительности), потому что возникшее раздражение центростремительными волокнами надо донести и передать определенной области коры головного мозга. Если импульсы слабы и инертны, они гаснут в пути.

Не понимая механизма возникновения первичных психических актов-ощущений, воспитатель, педагог может создать или создавать такие условия, при которых ребенок, ученик не получает от информации никаких ощущений. Длительное их отсутствие создает неразвитость или ограниченность восприятия, что скажется на всем последующем развитии, как нравственном, так и интеллектуальном.

 

Э. Берн (американский терапевт, психолог, философ), объясняя прогресс эволюционного развития, говорит о том, что "необходимо предположить: ДНК приобретает все более мягкие и гибкие формы. Начиная с жестких молекул генов, которые нельзя изменить, но можно расшатать. Формы изменялись так, что их оказалось возможным изменить повторяющимися ударами условий, хотя без постоянной тренировки они возвращаются в первоначальное состояние".

Доказательством служит наблюдение за развитием близнецов. По мере взросления в различной среде дети все более теряют похожесть поведения.

Какие выводы можно сделать из этих умозаключений?..

1. У человека наследственные структуры с возрастом становятся менее сильным фактором диктата, хотя их влияние не теряется никогда.

2. Главным в развитии становятся воспитательные и педагогические воздействия, то есть среда.

Из словаря.

Воспитывать (фр.) имеет два значения. Первое – возвышать, возносить, второе – вести к нравственным вершинам.

Педагог (гр. paidagogos ) также имеет два значения. Первое – вести дитя, второе – помочь найти смысл жизни.

Рассмотрим роль в этом процессе понятия «повторяющиеся удары условий». Это уклад семьи, домашний режим, который усваивает ребенок, формирование умений и навыков. Это метод научений, систематизации знаний, которые облегчают их усвоение, тренируют логическое мышление, учат сравнивать, размышлять в диалоге с самим собой, объединять различные виды знаний.

 

Расшифровка понятий РЕЖИМ, МЕТОДИКА, СИСТЕМА* приводит к раскрытию смысла высказывания Э. Берна: "без тренировки они возвращаются в первоначальное состояние". То есть "тренировка" накопления знаний несовместима со словами БЕССИСТЕМНАЯ (по выхваченным деталям, непоследовательная, беспорядочная (в пути от простого к сложному).

А сейчас мы узнали: еще до рождения малыша методы воспитательного характера могут одарить его душевным здоровьем на всю жизнь.

М. Лазарев говорит о влиянии звуков на развитие малыша. Девять внутриутробных месяцев – это зачастую упущенные возможности развития интеллекта, творческих задатков и здоровья. (М. Лазарев. «Моцарт вместо аспирина». Журнал «Путь к себе», 1993 г., №№ 5, 6.)

В ожидании ребенка надо слушать классическую музыку; будущая мать должна петь. Он сочинил простые песенки для каждой ситуации: просыпание, умывание, кормление, прогулка, колыбельная. Мелодии поются спонтанно. Это мелодический разговор. Если петь их регулярно, в определенное время, опыт показывает, что музыка становится настолько необходимой малышу, что когда мама забывает провести очередной музыкальный урок, он напоминает об этом доступными ему средствами.

 

ОПЫТ

Группа женщин, с которыми работает М. Лазарев, отправилась на концерт рок-музыки. Бурная реакция малышей у всех будущих мам заставила их уйти с концерта. Реакция была – как на катастрофу.

Исследования показали, что звуковые вибрации влияют на формирование костной структуры. Звуковые волны от классической музыки производят массаж внутренних органов, стимулируют кровообращение, укрепляют мускульную систему.

По данным М. Лазарева, у всех женщин, которые занимались в его центре, дети опережают в развитии своих сверстников, раньше начали говорить, не имеют отклонений в здоровье.

Звуки классической музыки способствуют гармоническому развитию организма, могут исцелять тело и душу, это свидетельствует о ее великой роли в очеловечивании организма, в его духовном развитии, в его эволюции.

Опыты с только что родившимися детьми.

При слушании Баха, Брамса лица у детей задумчивые, серьезные. Моцарт, Вивальди вызывают удовольствие. Если раздается рок, поп... малыш морщит носик, подтягивает губы к носу.

 

М. Лазарев: «Если женщина страдает от отношения окружающих, она в ряде случаев утрачивает материнские чувства. Они притупляются, угасает инстинкт материнства».

 

 

Вспомним природный механизм: нереализованный рефлекс приводит к аномальному поведению.

 

Читая Б. Спока...

Аномальное поведение следствие поврежденной психики, чаще всего в раннем возрасте. Любой нереализованный рефлекс приводит к разрушению сложных систем обеспечения организма, генетических потребностей и к изменению поведенческих рефлексов.

Например, не реализован рефлекс сосания. Причины различны, это и отсутствие молока у матери, мало его, искусственное вскармливание, отверстие в соске большое – молоко льется без усилий, ребенок не напрягается, чтобы добыть еду, рефлекс не поддерживается... В этом случае он будет сосать палец, угол подушки, одеяла, позже – воротник своей рубашки или все, что под руку попадется... Все наказания напрасны.

Почему молодые мужчины иногда женятся на женщинах старше себя?.. Сколько разговоров, осуждений, а причина?.. Кто из молоденьких девушек, став женой, будет относиться к мужу, как мать, если именно материнской заботы ему не хватило?.. А у женщины в возрасте не реализован рефлекс материнства. Может быть, детей у нее не было... И вот... появился молодой муж.

В тысячах квартир раздаются фразы сильных мира сего: «Где мои носки?.. Рубашка?.. Полотенце?..» А в ответ рычание: «Пятнадцать лет все это лежит на одном и том же месте, а ты каждый раз...» Почему он «каждый раз» забывает?.. Им движет невысказанное желание услышать в ответ слова: «Сейчас принесу, милый... Сейчас, дорогой, поглажу...» Мужу хочется узнать, что его любят, что он дорог... Понимающая жена воспримет его каприз как сигнал бедствия, как замаскированную под грубость просьбу оказать внимание... Но НЕПОНИМАЮЩАЯ разразится в ответ яростным словопотоком... Но надо ведь помогать тому, кто посылает сигналы бедствия, а не топить его... Он ведь, сам того не понимая, руководствуется подсознанием...

Если ребенок воспитывался, не имея полной семьи, то в будущем его супружеская жизнь может быть трудна и неудачна, потому что у таких детей нет модели взаимоотношений взрослых в семье, у них вырабатывается аллергия к семейной жизни, которая в следующем поколении может привести к стойкому аномальному поведению второго порядка (так называемая однополая «любовь»).

Еще хуже, если детство прошло в детдомах, интернатах, да еще и в одновозрастных группах (что было определено соответствующим приказом министерства)...

 

Встретились двое по разные стороны улицы: «Привет!..» – «Привет!..» И разошлись. Но вот одному не хватает внимания издавна или в данное время... Он переходит улицу, ему мало привета – и он задает вопрос: «Как у тебя дела?..»

Иногда этот вопрос – «петля», которую он накидывает на собеседника. Сам он не слушает ответ, а ждет, когда можно начать говорить О СЕБЕ. Не надо сердиться! Повторим еще раз: ЭТО ПРОЦЕСС БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ. Это – реализация своего НЕДОлюбленного, НЕДОласканного, НЕДОпоглаженного детства. Не надо возмущаться, потому что человек в это время не включает сознание, не планирует: «Сейчас перейду на другую сторону улицы и помучаю его своими проблемами...»

Психиатр Долецкий (в программе «Спор-клуб», вместе с Р. Быковым) рассказал о мальчике, который резал вещи своих родителей. Вначале ему объяснили, что делать это нехорошо... Потом стали наказывать... Потом – бить... И вот они на приеме у психиатра, в полной уверенности, что их ребенок нуждается в соответствующем лечении...

После разговора с мальчиком психиатр разъяснил родителям, что его аномальное поведение – результат их отношения к нему. Ребенку не хватает общения, внимания.

– Как это?.. Мы все для него делаем. У него полно игрушек, хорошая еда, красивая одежда...

– Мы говорим на разных языках. Ему не хватает ОБЩЕНИЯ С ВАМИ. Общение – не в еде и не в одежде. Весь ужас в том, что ОН СОГЛАСЕН, ЧТОБЫ ЕГО БИЛИ, ЛИШЬ БЫ ВЫ ОБРАТИЛИ НА НЕГО ВНИМАНИЕ. Именно поэтому он и продолжает резать ваши вещи...

Агрессия против женщин, в чем причина этого столь широко распространенного явления?.. Они, женщины, заполонили УЧЕБНЫЕ заведения и, воспитывают мальчиков по-своему, на женский манер, не учитывая их природу... Пренебрежение к мальчикам (позже – мужчинам) идет из школы совместного обучения, где уже созревшие девушки свысока поглядывают на своих одногодков. В течение нескольких лет такого школьного общения пренебрежение закрепляется и переходит во взрослую жизнь.

А нереализованный рефлекс материнства?.. Собаки, кошки, которых заботливые великовозрастные хозяйки укутывают, шьют им попоны, сапожки, в чем собаки-то вряд ли нуждаются...

Клоунада мальчиков в школе не дает работать педагогу. Вызовите их к доске, дайте возможность хоть на две-три минуты показать им себя в том, что им удается, похвалите... Они станут лучшими вашими помощниками во всех начинаниях. А позерство, вычурность в одежде – тоже ведь результат каких-то НЕДО...

Недавно С. Федоров предложил жителям Москвы, потерявшим зрение, пройти обследование в его клинике, пообещав сделать все возможное, чтобы зрение восстановить... Большинство отказалось. Для одних потеря зрения – это гарантированная возможность получать дополнительные «порции» внимания близких, для других – источник дополнительных материальных благ, а третьи просто ПРЕДПОЧИТАЮТ БЫТЬ НЕСЧАСТНЫМИ, чтобы иметь вечную тему для рассказов О СЕБЕ.

Вы приходите домой, где лежит больной, и сразу слышите тяжелые вздохи. Если вы входите домой очень тихо, вас не слышно, не слышно и стонов. Но вот вы сделали неосторожное движение, дали знать о своем приходе – и сразу услышали стоны. Что это? Стоны – не слова, но и они, так же как и слова, приковывают ВНИМАНИЕ, вызывают СОСТРАДАНИЕ и желание ПОМОЧЬ... Зачем было стонать, если дома никого не было?..

А мы-то думаем: человек всего лишь притворяется...

В одной из музыкальных школ девочка пришла с перевязанной рукой. Рассказывает всем, кто спрашивает, что у нее сильный ожог, папа нечаянно пролил кипяток... Дежурные на вешалке помогают ей снять и одеть пальто. На перемене она стоит у стены, оберегая забинтованную руку. Девочку утешают, помогают достать из портфеля учебники, поднять упавшую ручку... Так проходит около месяца. В школе появляется отец, чтобы узнать об успехах дочери – и выясняется, что рука у нее совершенно здорова, и все-то она насочиняла.

Возмущены все. Но мало кто задумался, ПОЧЕМУ она это сделала? Почему?.. Да, провоцировала ВНИМАНИЕ к себе, иным путем его получить не могла. ПОЧТИ МЕСЯЦ ОНА БЫЛА СЧАСТЛИВА. А теперь для всех стала девочкой-лгуньей. И УШЛА ИЗ ШКОЛЫ, бросила музыку! Но как же ей помочь ДОБЫТЬ ТО САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ ЕЙ ВНИМАНИЕ?.. Девочка-то ушла, но проблема ведь ОСТАЛАСЬ.

Нужно ли убеждать кого-то в пользе ТРУДА при формировании личности?.. Причем труда АКТИВНОГО, а не наблюдаемого со стороны... Подумаешь, открытие!..

Однако, как сказал Гегель, «привычное и известное не всегда бывает ПОНЯТНЫМ». Знание и понимание – два процесса, которые не всегда совпадают друг с другом.

Чтобы разобраться с этим, отправимся в наши дворы, квартиры, школы. Подготовим себя повторением сказанного ранее:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 182.