Наитягчайшее же – воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М. Волошин

 

Обобщим пройденное и сделаем шаг вперед!

Поведение ребенка является видимым следствием невидимых причин. Писатели всех веков строили свои произведения на конфликтных ситуациях, причина которых – непонимание.

Абстрактные слова: «Надо стараться понять!»

Думается, что приблизиться к решению самой сложной задачи – понимания – поможет овладение основными знаниями о психической деятельности человека и возрастных ее особенностях.

«Основные», то есть не научные, а практические, принесут пользу каждому. Они же подготавливают интерес к «вторичным» знаниям – в случае выбора предмета своей специальностью. (Термины «основной» и «вторичный» дает Ян Коменский.)*

Существует возраст, который точно подсказывает, когда надо учить пониманию. Это переход интереса ребенка от «ЧТО?» и «КТО?» к «ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТЧЕГО?» Дело чести взрослого – ответить на все вопросы. Но не всегда ведь это удается, а в результате разрушается природная потребность соединять СЛЕДСТВИЕ с ПРИЧИНОЙ. Школа здесь может придти на помощь – восстановить и развить природную потребность, утверждая «законы единства во множестве и множества в единстве» (Пифагор). Как это сделать?.. На уроках чтения, литературы, истории педагог и ученики обсуждают:

 

ЕСЛИ... сказать                           ТО...           

               поступить                                  (разнообразие откликов

               сделать                                                       бесчисленно)

               потребовать

               издать Указ

 

 Изучение основной психологии и воспитательной педагогики в единстве можно обозначить словом ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, а изучение этого предмета – как психологический сопромат*, закон посева и жатвы.

Почему нужен такой предмет?.. Потому что, в отличие от видов сопротивления на внешние воздействия в области неживой природы, человеческие взаимоотношения не поддаются стандартизации.

 

* * *

Идут по тротуару два «комбинезончика». На обочине стоит автомобиль. Один «комбинезончик» прошел мимо, второй остановился, присел на корточки и стал машину рассматривать. Кто из них мальчик? А кто девочка?..

Можно подумать, что их кто-то научил: «Если ты увидишь машину, проходи мимо... А ты остановись и рассматривай ее, пригодится!..»

На столе различные вещи... Что возьмет со стола девочка? Мальчик?..

Говорят: «Все женщины – кокетки!.. Ради того, чтобы на них обратили внимание, они готовы на все...» Понаблюдайте за девочкой полутора – двух лет, как она ведет себя, если в ее руках оказалась ленточка, шарфик, да просто красивая тряпочка... Моментально наденет на голову и – к зеркалу... До этого она была просто девочка, а сейчас?.. Обратите внимание на ее походку. Это королева, принцесса, хотя она никогда их не видела. Все меняется в ее облике, хотя вокруг может никого и не быть... Это ее ПРИРОДА.

Подчиняясь ей, девочка и мальчик будут реализовывать свои программы, переданные по наследству. Один из великих знатоков природы человека пишет, что он был поражен, читая просьбу, оставленную своим близким умершей женщиной девяноста двух лет. На первом месте: «Не забудьте меня завить!»  До последних мгновений жизни – в согласии с завещанием мудрой природы. А в ней ВСЕ как надо и ВСЕ что надо.

Вспомним Гекльберри Финна. Он переоделся девочкой. Хозяйка дома сразу догадалась и устроила экзамен. Вначале она бросила ему на колени клубок ниток. Он поймал его, инстинктивно сомкнув колени. А как поступила бы девочка?.. Если девочки перестанут носить юбки в течение длительного времени, тогда?..

Второе испытание: хозяйка попросила его вдеть нитку в иголку. Мальчики надевают иголку на нитку, девочки наоборот. Шитьем в основном занимаются женщины, поэтому в речевом обороте это отражено: вдеть нитку в иголку, а не надеть иголку на нитку.

Следующее задание: выжать белье. Как выжимают белье мальчики?.. Девочки?..

Если сможете, вспомните и другие подобные примеры...

 

Около парикмахерской взад и вперед ходит молодой человек. Вначале спокойно, потом все чаще посматривая на часы. Нервные шаги, резкие повороты... И... ОНА! Вот оно, непонимание ПРИРОДЫ. И почему он рычит? Опаздываем в театр?.. Но для нее главное – хорошо выглядеть!

Разговор на разных языках!

 

Дома по телевизору идет футбольный матч. Папа с сыном неотрывно смотрят, делают комментарии, кричат в упоении, возмущаются поведением судьи, ругают зазевавшегося игрока, дают советы... Мама с дочерью многозначительно переглядываются: «Что еще можно ждать от мужчин?..»

 

«Вам никогда не удастся создать из мальчиков мужей и мудрецов, если вы будете убивать в них шалунов».

Жан-Жак Руссо.

 

Мы делаем замечание девочке: «Неужели ты не могла постоять за себя? Дала бы сдачу!..» Мальчику: «Прекрати носиться, посиди, успокойся...»

Нас долго приучали к страшным словам-разрушителям: БУДЬ КАК ВСЕ! Но в ПРИРОДЕ не бывает «как все»... Можно ли найти два одинаковых листочка одного вида? Есть ли одинаковые особи даже самого примитивного существа?.. С виду, при поверхностном взгляде – да, вроде бы одинаковые... Но при рассмотрении, при изучении...

У мальчика и девочки свои линии поведения, свои песни и музыка.

В чем еще проявляется мудрость нашего организма?

В создании и охране всех органов, в отлаженной их работе, БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ. Как мы увидим, СОЗНАНИЮ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ ТАКУЮ ВАЖНУЮ РАБОТУ.

 

Кратко познакомимся, как мы воспользовались дарами природы.

Через каждые несколько месяцев полностью обновляется верхний слой кожи, кровь меняется через три-четыре месяца. Все органы то работают, то отдыхают, а мозг и сердце трудятся от первого до последнего мгновения жизни. За каждое биение кровь успевает пройти во все части тела, разнести питательные вещества, собрать в клетках вредные для организма отходы и передать их «станциям» очистки.

Каждую секунду в наших сосудах появляется до 10 миллионов красных кровяных шариков, а между ними плавают белые вещества-лейкоциты*, защитники организма.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 166.