ТЕМА 7. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Исторические формы этнических общностей людей. Социальные признаки этнических общностей.

2. Этнические общности и этнические группы в современной России. Межэтнические процессы (ассимиляция, интеграция, консолидация). Этнический состав и проблемы межнациональных отношений в Уральском регионе.

3. Межнациональные конфликты. Динамика и способы разрешения межнациональных конфликтов.

4. Социально-демографическая структура общества.

5. Молодежь как специфическая социально-демографическая общность.

Задания для самостоятельной работы:

1.Результаты многочисленных социологических исследований в нашей стране показали, что межнациональные браки более устойчивы, чем однородные. Объясните этот факт.

2. В российском паспорте не фиксируется факт национальной принадлежности. Выскажите свое мнение по этому поводу.

 

Методические указания

 

При изучении данной темы нужно выделить предмет этносоциологии, следует особое внимание обратить на анализ понятий «этнос», «нация», «народ», «национальность», определить их основные признаки и соотношение. Показать, почему в последнее время возросла роль этнических процессов в мире, в России. Охарактеризовать проявления национального самосознания, провести грань между ним и национализмом.

Раскрыть понятие Этноса как социальной общности, его признаки и условия формирования. Показать взаимосвязь этнических общностей с другими типами социальных общностей: социально-демографическими, территориальными, расовыми, религиозными.

Представить исторические типы этнических общностей. Выделить общие и особенные признаки рода, племени, народности, нации. Влияние политических, экономических, социальных и культурных условий на формирование нации и национального самосознания.

Проанализировать этнический состав современной России. Охарактеризовать межэтнические процессы – ассимиляцию, консолидацию, интеграцию. Выявить специфику этнических норм и ценностей, воспитания и культуры. Проанализировать положение этнических общностей в социальной структуре общества. Показать факторы и предпосылки социального неравенства наций, типы взаимоотношений национального меньшинства и большинства. Подумать над вопросом, можно ли все нации России поделить на городские и сельские, богатые и бедные и т.д.? Рассмотреть способы решения проблем выживания малочисленных народов.

Выяснить, в чем состоит специфика социальных факторов межнациональных конфликтов. На конкретных примерах проанализировать причины, динамику и способы разрешения межнациональных конфликтов.

Дать характеристику основных демографических показателей общества: численность населения, плотность, пол, возраст, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, брачность, разводимость, характер и уровень миграции.

Важно рассмотреть воспроизводство населения как исходное условие существования общества, основные типы воспроизводства населения, теорию «демографического перехода». Показать влияние демографических процессов на экономическое, политическое и культурное развитие общества. Демографическая ситуация в современной России, какая она? Определите причины низкой рождаемости и изменения структуры смертности. Миграция населения. Влияние социально-демографической ситуации в России на экономическое, социальное и политическое развитие страны, на уровень и характер преступности. Угроза депопуляции и проблема демографической безопасности. Перспективы развития демографической ситуации в России.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 8: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

1. Понятие «социальный конфликт», подходы к определению.

Теории социального конфликта (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг, К. Маркс). Дайте определение понятия «социальный конфликт», раскройте его природу как общественного явления, назовите причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Перечислите деструктивные и позитивные функции социального конфликта, приведите примеры.

Вопросы для дискуссионного обсуждения

    Проанализируйте приведенные ниже определения конфликта и дайте им свою оценку. С чем согласны, с чем нет. В чем сходство и различие определений.

А. Г. Здравомыслов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различыми социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Э.А. Уткин. «Конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия».

Немецкий социолог Р. Дарендорф. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление».

    Согласны ли Вы с тем, что социальный конфликт является двигателем общественного развития, прогресса? Приведите 2 аргумента в защиту своей позиции.

2. Типы социальных конфликтов, их характеристика (конфликты по сферам общественной жизни, по степени напряженности, по признаку открытости/закрытости, по продолжительности существования, по субъектам, по длительности, по используемым средствам, по объему, по объектам, по последствиям, по характеру развития, по источнику возникновения, по форме, по влиянию на ход развития общества, по количеству участников и др.). Конфликты реалистические и нереалистические (Л. Козер).

Формы проявления конфликтов (ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, разные формы неподчинения, саботаж и пр.)

Характеристика отдельных типов конфликтов. Ресурсные конфликты: природа и специфика. Ценностные конфликты: природа и специфика. Вспомните и назовите наиболее известные в истории кровопролитные религиозные конфликты. Дайте их характеристику с точки зрения структуры, динамики, исторического значения.

Задания для обсуждения

    Что такое «культурный шок»? Каковы причины его возникновения? Приведите примеры.

    Соотнесите понятия «ценностный конфликт», «идеологический конфликт», «мировоззренческий конфликт», «культурный конфликт».

    С .Хантингтон утверждает, что «разломы» между цивилизациями (западной, исламской, славяно-православной, конфуцианской и пр.) заменили в современном мире прежние политические и идеологические границы времен «холодной войны» в качестве рубежей кризисов и кровопролитий. Он считает, что в XXI в. конфликты между нациями и группами, представляющими различные цивилизации, будут чаще, продолжительнее и разрушительнее, чем внутрицивилизационные. Согласны ли Вы с этим мнением? Прокомментируйте свою точку зрения.

    В одной из бань Железнодорожного района г. Екатеринбурга летом 2001 г. были введены ограничения на посещение бани для иностранных граждан (работающих на местном рынке выходцев из Китая, Вьетнама, Кавказа и Средней Азии). Им было разрешено посещать баню только по понедельникам. Администрация объяснила это многочисленными жалобами местных жителей на поведение иностранцев в бане: китайцы и вьетнамцы мылись смесью сырых яиц и кефира, брызги которой попадали па остальных; азиаты приходили в парилку в грязной одежде, а выстиранное белье сушили здесь же, занимая помывочную на целый день, и т.д. Российские моряки в Японии несколько лет назад подверглись еще более жесткой дискриминации: им запретили посещать японскую баню-фуро, так как они залезали в общий бассейн с горячей водой грязными, намыливались там и принимали алкогольные налитки. Прокомментируйте данные ситуации. Определите тип конфликтов в приведенных примерах. Какие причины лежали в основной конфликтной ситуации? Можно ли считать эти конфликты ценностными? Можно ли было использовать иные методы для разрешения описанных конфликтов?

    Менеджер по продажам считает взятку или подношение представителю потенциального покупателя неэтичным способом взаимодействия, однако руководство чётко даёт ему понять, что заключения договора на поставку нужно добиться любым путём. Какие из приведенных ниже типов социальных конфликтов характеризуют указанную ситуацию, а какие – нет:

ü  внутриличностный

ü межличностный

ü  экономический

ü  идеологический

ü  мнимый

    Женщина, занимающая руководящую должность, запланировала семейный отдых на выходных, так как её работа в сверхурочное время плохо сказывается на отношениях с мужем. Вечером в пятницу начальник ставит перед ней задание, требующее срочного решения, настаивая, чтобы она занялась данной проблемой в субботу-воскресенье. Какие из приведенных ниже типов социальных конфликтов характеризуют указанную ситуацию, а какие – нет:

ü  внутриличностный

ü  межличностный

ü  между личностью и обществом

ü  между личностью и группой

ü  между социальными группами

ü  межгосударственный

3. Стадии и фазы протекания социального конфликта. Позитивные и негативные последствия конфликта.

Задания для обсуждения

    Выделите стадии социального конфликта в следующей ситуации:

На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников.

    К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником. Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

    Выделите стадии социального конфликта. Ситуация в Греции. Финансовый кризис охватил Грецию в 2010 году. Совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, причем только в 2009 году страна одолжила около 80 миллиардов евро, или 30 % ВВП. Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 12,7 % ВВП. Кризис 2009-2010 гг. в Греции грозил осложнениями во всей еврозоне. Десятки тысяч человек протестовали в Афинах и Салониках против планов правительства резко сократить зарплаты госслужащим и другие госрасходы в обмен на кредиты ЕС и МВФ, которые должны спасти страну от банкротства. Небольшие группы молодежи устроили столкновения с полицией. В ходе беспорядков в Афинах погибли три человека - работники банка. Греция была парализована 24-часовой забастовкой, которая полностью прекратила авиасообщения и нарушила работу другого транспорта. Не работали также государственные учреждения, банки, школы и университеты. Обсуждалась возможность странам-членам Евросоюза помочь Греции преодолеть финансовый кризис, тогда правительству Греции не пришлось бы принимать жесткие меры. Правительства и парламенты Германии, Франции, Италии и Испании одобрили выделение Греции финансовой помощи на общую сумму 63,7 млрд. евро. Греческие законодатели одобрили реформы, направленные на сокращение бюджетных расходов и пенсионных выплат, а также на ускорение приватизации, в обмен на финансовую помощь со стороны международных кредиторов. Сигнализируя о выполнении условий для очередного транша финансовой помощи, греческий парламент простым большинством проголосовал за реформу рынка электроэнергии и передачу государственных активов в суверенный фонд национального благосостояния. Документ о финансовой помощи Греции на общую сумму в 86 млрд евро в виде кредитов был подписан в середине 2015 г. Однако после Греции кризис охватывает Португалию и Испанию, а в дальнейшем и всю Еврозону.

4. Условия разрешения социальных конфликтов (точный диагноз, обоюдная заинтересованность и пр.). Способы разрешения конфликтов (применение силы, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж и пр.).

Задания для обсуждения

    Выделите субъектов, причину и предмет социального конфликта, возможные пути решения в следующем примере: В садовом товариществе возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива. Спор перерос в драку. На место происшествия выехала полиция».

    Выделите субъектов, причину и предмет социального конфликта, возможные пути решения в следующем примере: В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. В то же время имели место случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной – независимой церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

    А. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» - спросил Чехов. «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. Видимо, у погибшего было представление, что его манера еды не заслуживает столь сурового наказания. Но, к несчастью, у убийцы оказалось другое представление об этом. Прокомментируйте данную историю. Объясните, что в данной ситуации стало причиной конфликта и можно ли было его урегулировать, какими способами.

 

Методические указания

 

Изучение темы подразумевает анализ социального конфликта как общественного явления. Необходимо изучить теоретические разработки социальных конфликтов предложенные различными социологами: К.Марксом, Г.Зиммелем, Р.Дарендорфом, Л.Козером и др. Охарактеризовать различные типы социальных конфликтов (экономические, политические, религиозно-этнические, межнациональные и др.), выявить причины их возникновения, стадии развития и варианты выхода из них. Рассмотреть проблемы управления социальными конфликтами.

Дайте ответы на вопросы к каждой конкретной ситуации. Подумайте, какова роль конфликтов в обществе, и каковы их последствия?

ЛИТЕРАТУРА

Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко; Моск.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социол. фак. М.: Юрайт, 2016. 384 с. : ил.

 

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения : учеб. пособие для вузов по курсу "Общая социология" / С.А. Кавченко. М. : Экзамен, 2004. 622 с.

Кухарчук, Д.В. Социология : крат. курс лекций / Д.В. Кухарчук. М.: Юрайт, 2016. 192 с.

Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / Л.Ф. Адилова и др.; под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 487 с.

Тезаурус социологии. Кн. 2 :Методология и методы социологических исследований : темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.

Осипов, Г.В. Социология : учеб. для вузов / Г.В. Осипов. М. Издательство ЛКИ, 2008. 372 с. : ил.

Шереги, Ф.Э. Социология девиации : прикладные исследования . М.: Центр социального прогнозирования, 2004. 341 с.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник /В. А. Ядов. М.: Омега-Л, 2009. 567 с.

Периодические издания

Социологические исследования : ежемесячный науч. и обществ.-полит. журнал, Рос. акад. наук

Мир России : Социология. этнология : науч. журн. / Нац. исследоват. ун-т "Высш.шк. экономики"

Общественные науки и современность, Рос. акад. Наук

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология : науч.-теорет.журн.:18+ / Санкт-Петербург. ун-т

Регион: экономика и социология : всерос. научн. журн. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. пр-ва

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология : науч. журн.: 16+ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. серия 11, Социология / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН)

Литература в электронном виде

Бек, У. Что такое глобализация?. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : "Прогресс-Традиция", 2001. — 304 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/77055 — Загл. с экрана.

Бек, У. Общество риска. На пути у другому модерну. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : "Прогресс-Традиция", 2000. — 384 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/77038 — Загл. с экрана.

Бикбов, А.Т. Грамматика порядка: Историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65981 — Загл. с экрана.

Горелов, А.А. Социология. Конспект лекций (конспект лекций). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 192 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/53349 — Загл. с экрана.

Гумплович, Л.Г. Основы социологии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. — 366 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/47036 — Загл. с экрана.

Де Роберти, Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 282 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44037 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Социологический толковый русско-английский словарь. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2013. — 914 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46282 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2011. — 408 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46283 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, восстребованность гуманистической биополитики: монография. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2014. — 198 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65773 — Загл. с экрана.

Литвак, Н.В. Современные концепции информационного общества. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2013. — 141 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46286 — Загл. с экрана.

Общая социология : учебник / С.С. Фролов. — Москва : Проспект, 2011. — 383 с. — ISBN 978-5-392-01769-0. https://www.book.ru/book/900113

Общая социология : учебное пособие / М.М. Вышегородцев под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 277 с. — ISBN 978-5-406-04626-5. https://www.book.ru/book/917909

Социология : учебник / Ю.Г. Волков. — Москва : КноРус, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-406-05393-5. https://www.book.ru/book/919628.   

Социология : учебник / Д.В. Иванов, под ред. — Москва : Проспект, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-392-19216-8. https://www.book.ru/book/919046

Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие : учебное пособие / А.И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-392-07237-8. https://www.book.ru/book/916300

Спенсер, Г. Изучение социологии (Пер. с англ. М. Гольдсмит). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 256 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5901 — Загл. с экрана.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.