ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема 4. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Кол-во часов: 2 часа
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Общество как социальная система: понятие и основные характеристики. Типология обществ.
2. Социальная структура как совокупность социальных институтов и социальных организаций. Социальный институт.
2.1. Понятие социального института, его функции. Социальный институт в понимании Э.Гидденса (главы 12-15).
2.2. Виды социальных институтов, их характеристика.
2.2.1. Функции экономики как социального института. Капитализм и социализм как системы экономических институтов. Постиндустриализм и современные общества. Характеристика отдельных экономических институтов (производство, деньги, биржи, банки, собственность, рынок, деньги, обмен, банки).
2.2.2. Характеристика основных и неосновных политических институтов (государство, суд, армии, политические партии, полиция, парламент, местные органы власти).
2.2.3. Специфика социологического подхода к религии. Структура и функции религии. Трактовки религии в истории социологической мысли. Системы религиозных верований. Особенности современной религиозной ситуации. Характеристика отдельных социокультурных институтов (наука, образование, воспитание, мораль, культура, СМИ, профсоюзы, общественное мнение).
2.2.4. Семья как социальный институт. Типы семьи. Эволюция семьи. Трактовки семьи в современной социологии. Институт семьи сегодня. Характеристика отдельных институтов института брака и семьи (отцовство, материнство, опека).
Задание: Представить письменно характеристику социальных институтов в форме таблицы «Основные (фундаментальные) социальные институты». Строки: Наименование социального института. Функции и дисфункции. Духовно-идеологические элементы. Материальные элементы. Поведенческие элементы. Культурно-символические элементы. Организационно-документальные элементы
2.3. Концепции явных и латентных функций Роберта Мертона, Торстейна Веблена. Характеристика явных и скрытых функций социальных институтов. Амбивалентность существования социальных институтов.
2.4. Институционализация социальных институтов. Институционализация по П. Бергеру и Т. Лукману.
3. Социальные организации. Бюрократия как тип социальной организации.
4. Социальная структура как совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей. Социальный статус: понятие, разновидности.
4.1. Социально-демографические статусы. Половые статусы. Возрастные статусы (транзитивные). Расовые статусы. Статусы по здоровью. Национальные статусы. Брачно-семейно-родственные статусы.
4.2. Социальные статусы. Экономический статус. Политический статус. Профессиональный статус. Статусы в области культуры: наука, образование, искусство, религия. Территориальные статусы.
4.3. Эпизодические статусы (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).
4.4. Приписываемые и достигаемые статусы. Главный и личный статусы. Смешанный статус (инвалид, беженец, безработный).
4.5. Статусное поведение. Статусная совместимость. Динамика статусного портрета человека.
4.6. Понятие и виды социальных ролей. Приведите примеры рационализации, разделения и регулирования ролей.
4.7. Опишите, какие статусы вы занимаете на настоящее время, какие роли играете. Выберите главные из них.
5. Социальная структура как совокупность социальных групп, классов и слоев. Социальные общности и группы. Их роль в развитии общества.
Темы докладов и рефератов
1. «Традиционное» и «современное» общество.
2. Системный подход в социологии.
3. Устойчивость социальной системы.
4. Общество в концепции Н.Смелзера.
5. Взгляд Э.Дюркгейма на общество.
6. Т.Парсонс об обществе.
7. Характеристика общества в теории Р.Мертона.
8. Типология образцов общества Т.Парсонса.
9. Концепция общественно-экономических формаций.
10. Цивилизационная концепция общества.
Методические указания
Необходимо остановиться на основных моментах общей теории систем (Л.Берталанфи), ы обратить внимание на проблему самоорганизации систем и на то, что в основе любой системы лежит способность к сохранению собственной информации. Каждая система обладает «системным качеством», определённым уровнем сложности и зрелости. Что подразумевается под этим?
Дайте определение социальной системы. Общими признаками социальных систем являются сохранение информации о себе, целостность, устойчивость, открытость - закрытость, динамизм, самоорганизованность. Раскройте эти признаки. Подумайте, в чём заключается проблема границ социальной системы? Какие факторы необходимы для поддержания целостности общества и конкретных социальных организмов. Почему общество является социокультурной системой?
Обратите внимание на доминирование в современном обществе гибких структур. Почему пластичность структур и активность субъекта являются факторами, лишающими общество устойчивости, определённости прогресса и регресса?
Общество, по мнению Н.Смелзера, должно рассматриваться как базис для интеграции территории, населения, культуры, независимости. Как Вы думаете, почему? Какова роль интегративных процессов в достижении стабильности социальных систем?
Выделяют факторы, направленные на повышение интеграции социума. Это культура, осознание потребности духовного роста человечества, мировое хозяйство и мировой рынок, научно-технический прогресс, рост информатизации социальной жизни, необходимость решения в рамках планеты экологических проблем в связи с антропогенными изменениями природной среды, восстановление экологического равновесия и др. Охарактеризуйте их.
Для более глубокого анализа социальных систем важно остановиться на их типологии. Опираясь на концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона, разделите социальные системы по функциям. При этом важно подчеркнуть динамику развития социальных систем, отметив спонтанные и целенаправленные изменения.
Обратите внимание на концепцию общественно-экономических формаций К.Маркса и цивилизационную концепцию, на выделение традиционного и промышленного общества, типологию образцов общества Т.Парсонса.
Определив основные противоречия самодвижения общества, следует остановиться на группе ведущих, наиболее существенных, глобальных для человечества и социума противоречиях. При этом нужно видеть условность абстрагирования данных социальных противоречий от других и понимать различие между антагонистическими и неантагонистическими противоречиями. Итак, ведущими являются противоречия между природой и обществом, производством и потреблением, производительными силами и производственными отношениями, свободной деятельностью и отчуждением. Каково их содержание?
Одной из глобальных является проблема взаимодействия человечества и природы. В процессе эволюции человечества осуществляется взаимопроникновение общества и природы.
Современное человечество является глобальной общностью, а его история – это движение от локальных, территориальных общностей к системному комплексу. Начиная со второй половины ХХ в. происходит осознание людьми как своей общности в рамках человечества, так и единства человечества с природным миром. Студентам важно понимать, что общество и природа взаимосвязаны по генетической и экологической линиям.
Сегодня значительно повысилась роль мирового хозяйства и мирового рынка в развитии общества, возросло значение научно-технического прогресса, информатизации социальной жизни. Однако, особенно важным является осознание потребности духовного роста человечества и осознание ответственности за существующий окружающий мир. Как Вы думаете, почему?
Обратите внимание на то, что ныне видны пределы и границы в потребительском отношении людей к природе и её ресурсам. Причём проблемы универсального характера неразрывно связаны с региональными, отраслевыми, локальными и индивидуальными. Поэтому в последнее время возникают концепции социальной экологии, одной из которых является инвайронментализм.
Вопросы, связанные со структурой социума и его организацией, относятся к морфологии общества.
Социальные институты и процесс институционализации.
Люди биологически, социально и культурно зависят друг от друга. В связи с этим очевидным становится преимущество их сотрудничества и разделения труда. Это находит отражение в деятельности социальных институтов. Каково место социальных институтов в социуме и их природа? Что лежит в основе появления этого феномена? Почему М.Вебер назвал социальные институты «фабриками» по производству социальных связей?
В любом обществе актуальной является проблема стабильности. Каковы основания устойчивого существования социума и какова роль в этом процессе социальных институтов? Назовите и раскройте функции социального института. Дайте определение дисфункции институтов. Что понимается под амбивалентностью социального института?
В правовом обществе и государстве одной из центральных представляется проблема защиты интересов личности. Какова роль социальных институтов в разрешении этой проблемы? Как согласуется деятельность социального института с соблюдением коллективного интереса и интересами личности?
Какие концепции институциональной социологии, бюрократии и рациональности в западном обществе Вы знаете? Обратите внимание на теории Н.Вебера, П.Блау, Р.Миллса, Т.Парсонса. Определите противоречия развития социальных институтов и их специфику в России.
В процессе регуляции социальных отношений и процессов институт опирается на социальную норму. При этом каждый социальный институт имеет собственную нормативную регуляцию. Что понимается под социальной нормой? Какие виды норм Вы знаете? Назовите основные функции социальной нормы, выделив институциональные и конвенциональные нормы.
Регулирование и управление социальными процессами является функциональной характеристикой социума. Управление – это особая деятельность социальных институтов и организаций. Что в социологии понимается под социальной организацией и социальным порядком? Какими путями и средствами достигается социальный порядок?
Социальная организация в наиболее концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы. Какова специфика и функции социальных организаций? Дайте классификацию социальным организациям.
Социология организаций предстаёт в качестве специальной социологической дисциплины, направленной на изучение особенностей, закономерностей функционирования организаций. В более общем виде – это социолого – управленческая дисциплина, важный элемент комплексной управленческой науки, именуемой теорией организаций.
Дайте классификацию социальных институтов. Рассматривая социальные институты в духовной сфере, в сфере экономики и политики, обратите внимание на их дифференциацию. Какие виды социальных институтов Вы можете выделить по функциональному содержанию их деятельности? Охарактеризуйте институт государства. Что понимается под правовым государством? Каковы его отличительные черты?
Какой смысл вкладывается в понятие институционализация? Какие противоречия развития социальных институтов Вы можете назвать? Назовите особенности процесса институционализация в современном российском обществе. Какое место занимают правоохранительные органы в системе социальных институтов Российской Федерации.
Личность и её социализация.
При раскрытии вопроса целесообразно остановиться на понятиях «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Философия выделяет объектные и субъектные стороны существования человека. Что под этим подразумевается? Обратите внимание на многомерность человека (духовное, культурное, творческое, социальное, рациональное, деятельностное, природное существо), на его самостоятельное биологическое существование, выступающее в качестве условия его духовно-культурного и социального бытия.
Понятие «индивид» в социологии имеет своеобразие. Индивид выступает в качестве представителя социальных общностей и групп. Это носитель общественного сознания и в силу того - единица измерения социальных процессов. Социологическим методом анализа индивидности является создание моделей определенного множества людей (например, типа «усреднённого человека»).
Под индивидуальностью понимается неповторимость каждого человека, его отличие от других людей. Причём своеобразие может носить социальный, биопсихический и физический, врождённый и приобретённый характер.
В чём состоит специфика понимания личности в социологии? Обратите внимание на то, что личность воплощает в себе единство социального и индивидуального в человеке, является как объектом, так и субъектом социальных отношений.
Какова же типология? Дайте определение идеальному, нормативному и реальному типам личности, понятиям «модельная личность», «нормативная личность» и «реальная личность». Какова классификация типов личности по признаку включённости в данную культуру? Покажите особенности типов личности в российском обществе?
Рассмотрите структуру личности как систему ее социальных качеств (Ю.А.Левада и др.). В чём заключается проблема «ядра» личности как смысла жизни? Каково место стереотипов в структуре личности?
Обратите внимание на структуру внутреннего мира личности и механизмы его функционирования. Дайте определение мотивам, потребностям, интересам, ценностным ориентациям. Подумайте, как мотивационный механизм реализуется в целенаправленной деятельности человека?
Какова сущность диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности В.А.Ядова? Каковы уровни диспозиции? Какую роль играют установки, стимулы, память в регуляции поведения людей? Определите структуру внешнего мира личности. Какими факторами определяется образ жизни и многообразие вариантов поведения личности?
Что понимается под социальным статусом личности в обществе? Какое место они занимают в социальной структуре и что обеспечивают? Студенты должны обратить внимание на виды социальных статусов, выделяя предписанные и достигнутые, естественные и профессионально-должностные статусы.
Что представляет собой по Р.Липтону социальная роль? Усваивая социальные роли, человек интериоризирует (осваивает) социальные стандарты поведения, социальные ценности и нормы, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Что понимается под заданностью ролей, ролевыми ожиданиями и ролевым поведением? В каких случаях возникает ситуация ролевого конфликта? Студенты должны видеть множественность ролей (ролевой набор), осуществляемых индивидом, понимать возможность их расхождения.
В заключение дайте определение понятию «социальная маска». Подумайте, как социальная маска соотносится с социальной ролью и социальными ожиданиями.
Дайте общую характеристику понятию «социализация», обратив внимание на диалектику объективного и субъективного факторов в процессе социализации индивида. Подчеркните значение процесса воспитания и образования в социализации личности. Назовите фазы социализации индивида. Что понимается под интериоризацией и индивидуализацией? Важно подчеркнуть универсальность и непрерывность процесса социализации, охват всех сфер человеческой жизни.
Подумайте и определите социально-психологические механизмы социализации. В чём различие социализация детей и взрослых? Обратите внимание на амбивалентность личности как сосуществование в глубинной структуре индивида противоположных взаимоисключающих установок (Э.Блейлер, З.Фрейд, Р.Мертон). Дайте определение ресоциализации.
Что подразумевается под институциональной и неинституциональной социализацией? Перечислите и охарактеризуйте институты социализации. Какие факторы способствуют повышению эффективности процесса социализации?
Простейшим социальным объединением людей является социальная группа. Каковы общие признаки групп? Раскройте их типологию (формальные и неформальные; первичные и вторичные; ранговые группы; субординированные, иерархические, оппозиционные; малые группы и коллективы). Что понимается под корпорацией, ассоциацией, организацией?
Какой смысл вкладывается в понятие «профессиональная макрогруппа»? Назовите примеры макрогрупп. Каковы особенности социального положения макрогруппы сотрудников органов внутренних дел?
Подумайте над понятием «социальная организация» как единстве и взаимодействии социальных групп и общностей. Что такое групповая динамика?
Следует обратить внимание на отмирание старых и появление новых социальных групп в российском обществе, в связи с чем возникает необходимость их социологического исследования.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.