Тема 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Особенности социологического исследования. Разработка концепции и программы социологического исследования. Структура и характеристика основных разделов программы. Примеры прикладных социологических исследований в области права и правоохранительной деятельности (на основе материалов периодических социологических изданий, тематических электронных ресурсов ).

2. Выборка в социологическом исследовании. Типологизация выборки.

3. Методы сбора социологической информации .

3.1. Наблюдение.

3.2. Опрос. Анкетирование. Интервью. Экспертный опрос.

3.3. Анализ документов. Качественный анализ. Количественный анализ.

3.4. Эксперимент.

3.5. Социометрия.

4. Обработка, анализ и интерпретация социологической информации. Редактирование и кодирование. Средства математической обработки данных: статистическая группировка, ряды распределения, статистические таблицы. Методы анализа данных.

5. Социологическое исследование общественного мнения о деятельности полиции (на основе материалов периодических социологических изданий).

6. Выполнение группового исследовательского проекта «Разработка анкеты для проведения опроса».

 

Темы докладов и рефератов

1. Социологическое измерение.

2. Инструментарий социологического исследования

3. Типы шкал и правила их построения в социологическом ис­следовании.

4. Приемы контроля надежности первичной социологической информации: проверка на обоснованность, устойчивость, точность

5. Специфика применения методов и техники социологического исследования в органах внутренних дел.

 

 

Методические указания

Какой смысл вкладывается в понятие «эмпирическая социология»? Назовите методологические критерии эмпиризма. Обратите внимание на то, что основная функция эмпирической социологии - изучение социальных фактов.

В чём разница между академическим и прикладным направлениями в эмпирической социологии? Что понимается под социальной инженерией?

Дайте определение понятию «социологическое исследование». Какие виды социологических исследований Вы знаете? Опишите их. Каковы функции социологического исследований?

Социологическое исследование рассматривается как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Подготовка социологического исследования предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов.

Всякое социологическое исследование включает в себя следующие, последовательно сменяющие друг друга операции (этапы):

1. подготовительный этап, предполагающий разработку программы и организационную сторону исследования;

2. сбор первичной социологической информации, (т.е. получение сведений, подлежащих обработке) с помощью различных методов сбора информации;

3. подготовка собранной информации к обработке и её обработка (проверка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц)

4. анализ социологической информации, оценка результатов исследования (интерпретация данных, формулирование выводов);

5. составление и оформление отчёта исследования, формулирование выводов, разработка рекомендаций и предложений, составление прогнозов.

В заключение необходимо остановиться на определении наиболее важных для проведения исследования понятий: метод, процедура, методика и методология. В чём их специфика? Очевидно, что в социологических исследованиях применяется системный метод, или подход. Как Вы думаете, почему?

Под техникой социологического исследования понимается совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующих методов. Как связаны методы и техника социологиче­ского исследования?

Раскройте специфику применения методов и тех­ники социологического исследования в органах внутренних дел.

Дайте общее определение программы социологического исследования. Подумайте, для чего необходимо составлять программу? Программа исследования должна отвечать требованиям необходимости, эксплицитности, структурности, логической последовательности элементов, гибкости. Почему?

Разработка программы проходит два этапа. Сначала готовится макет программы с указанием целей, задач исследования, приблизительной формулировкой гипотез. Затем следует стадия полевого исследования по заранее продуманному плану. Наконец, составляется полная программа исследования с учетом источников и результатов полевых наблюдений.

Назовите основные разделы программы социологического исследования. В чём состоят задачи методологического и методико-процедурного разделов программы?

При разработке методологического раздела программы обратите на его структуру:

1. постановка проблемы исследования и описание проблемной ситуации;

2. объект исследования;

3. предмет исследования;

4. постановка цели исследования;

5. постановка задач исследования;

6. место проведения исследования;

7. время проведения исследования;

8. эмпирическая интерпретация ключевых понятий, выражающих узловые точки изучаемой проблемы, т.е. поиск эмпирических значений понятия;

9. операционализация понятий, т.е. определение понятия фиксированием соответствующего эмпирического признака - операциональным определением;

10. постановка и обоснование гипотез исследования.

Раскройте содержание каждого из названных пунктов методологического раздела программы. При этом обратите внимание на следующие важные моменты.

Анализ предмета исследования представляет собой моделирование исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализацию, которые позволяют сформулировать гипотезы исследования.

Гипотеза является главным исследовательским инструментом, организующим процесс исследования и подчиняющим его внутренней логике исследования. В социологическом исследовании гипотеза - обоснование предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможными подходами к решению социальных проблем.

Гипотезы должны быть связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. При этом исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые формулируются в более конкретных понятиях, чем исходные предположения.

Проверка выводных гипотез становится возможной в том случае, если термины, в которых она формулируется, были подвергнуты эмпирической интерпретации. Окончательная истинность гипотетических предположений доказывается практическим освоением изучаемой предметной области в процессе общественно-исторической практики.

Назовите виды гипотез, обратив внимание на возможности их применения. Используя знание логики, укажите, каким требованиям должна отвечать гипотеза?

Перейдем к методико-процедурному разделу программы. Основные структурные элементы его таковы:

1. разработка стратегического плана исследования;

2. описание генеральной совокупности и способы формирования обследуемой совокупности (обоснование и формирование выборки);

3. методы сбора социологической информации;

4. методы обработки социологической информации;

5. организационный (рабочий) план исследования.

В Приложении к программе помещаются таблицы, графики, схемы, образцы всех используемых бланков документов, например, анкет, опросных листов и т.д.

Программа оформляется как отдельный самостоятельный документ исследования.

Выделяют следующие способы формирования обследуемой совокупности: сплошное исследование, исследование основного массива, монографическое исследование, выборочный метод. Что они предполагают?

Что понимается под выборкой в социологическом исследовании? Обратите внимание на то, что выборка строится по заданным параметрам. Вид и способ выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Перечислите основные виды и требования к выборке. Раскройте сущность принципа репрезентативности выборки. Что понимается под ошибкой выборки?

Опишите основные конкретно-социологические методы сбора социологической информации (наблюдение, анализ документов, социологический опрос, эксперимент). Обратите внимание на достоинства и недостатки этих методов.

Социологический опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Почему опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей? Обратите внимание на то, что особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдателю, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования. Определите основные нормативные требования к проведению опроса. Обозначьте основные принципы построения анкеты.

Охарактеризуйте разновидности метода опроса: интервьюирование, анкетирование, почтовый и телефонный опросы. Чем они отличаются?

Что представляет собой метод наблюдения в социологии? Какова его специфика? Какие недостатки Вы можете назвать? Важно помнить при использовании наблюдения о запрете вмешиваться в социальные процессы и естественный ход событий. На характер наблюдения большое влияние оказывает мотивация исследователя. Какие виды наблюдения Вы знаете? Какие требования предъявляются к наблюдателю?

Для чего необходим анализ документов? Обратите внимание на то, что документальной в социологии называют любую фиксированную информацию. Раскройте особенности применения метода анализа документов. Какие правила работы с документальной информацией Вы можете назвать? Какие виды источников документальной информации Вы можете назвать? Что понимается под контент-анализом?

Чем отличается экспертный опрос от анкетного? Какие достоинства метода экспертной оценки (опроса) Вы можете назвать? Определите типичную схему экспертного опроса.

Что представляет собой метод социального эксперимента? Обратите внимание на то, что эксперимент применяется в контролируемых и управляемых условиях. Какие виды эксперимента Вы знаете?

Опишите методы социометрии. В чём заключаются их достоинства и значимость?

Под измерением в социологии понимается процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

В итоге измерения формируется числовая модель некоторых выделенных в качественном анализе сторон объекта. Измерению подлежат любые свойства социальных объектов - количественные и качественные. Если для количественных измерений уже наличествуют общепринятые измерения, то качественные характеристики таковых, как правило, не имеют, Их конструируют в соответствии с природой изучаемого объекта. Если количественные характеристики могут быть выражены с точки их физического пребывания в пространстве-времени, то, как оказывается, таковые приложимы и к качественным характеристикам.

Какие операции осуществляет исследователь для нахождения эталона измерения? Найденные эталоны измерения признаков объекта должны быть проверены в разведывательном исследовании на надежность. Раскройте характеристики надежности исследования (обоснованность, устойчивость, точность и правильность информации).

Что понимается под шкалой измерений? Что является единицей измерений? Какие виды шкал Вы знаете? Для чего они предназначены?

Сущность обработки первичной информации заключается в её обобщении. Результат этого обобщения называется социологической информацией.

Подготовка данных для обработки (в том числе компьютерной) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных и подсчёт их вручную или на ЭВМ. Раскройте эти понятия. В каком случае анкеты не подвергаются обработке? Как осуществляется кодирование? Обратите внимание на важность кодировки, так как она является связующим звеном между качественной и количественной информацией.

Простейшей формой обработки первичной информации является группировка, т.е. распределение респондентов по группам в соответствие с выбранным признаком (по полу, возрасту, профессии и т.д.). По каким признакам осуществляется группировка социологической информации? Что понимается под перекрёстной (комбинированной) группировкой? Какие её виды Вы можете назвать? Что понимается под рядом распределения?

Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Охарактеризуйте виды анализа социологической информации, используемые в прикладном исследовании (качественные и количественные виды анализа с использованием методов статистики).

Важно помнить общее правило при работе с формализованным количественным (математическим) анализом данных. Он имеет свои пределы с последующей потерей качества, глубины и полноты осмысления действительности,

Результаты социологического исследования составляют научную основу социального управления, прогнозирования и проектирования. Итоги оформляются в виде отчета о проведённом социологическом исследовании, приложения к отчету и аналитической справки.

Отчёт представляет собой форму подведения итогов эмпирического социологического исследования. Составление отчёта преследует достижения теоретико-прикладной и практически-прикладной цели. Раскройте их.

Структура отчёта такова. Первый раздел содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, используемые концепции и методы, количество участников и т.д.). Во втором разделе даётся характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы, описание и анализ полученных данных. В заключение, как правило, даются практические рекомендации, базирующиеся на общих выводах, а также социальный прогноз. Как вполне самостоятельные результаты научной деятельности отчёты нередко публикуются в печати.

Подумайте и определите цели и задачи использования результатов социологического исследования в юридической практике. Функции использования результатов таковы: анализ, планирование, прогнозирование, контроль и учет, работа с кадрами, координация деятельности и обобще­ние опыта. Раскройте их с учётом деятельности правоохранительных органов. Каким образом результаты социологических исследований могут использоваться при разработке управленческих решений?

Обратите внимание на необходимость формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел через средства массовой информации в информацион­ных бюллетенях и сообщениях, статьях и заметках, выступлениях. Какова роль в этом результатов социологических исследований?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 472.