Тема 5. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Время: 2 часа
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Понятие нормы и девиации. Позитивная и негативная девиация. Индивидуальные и групповые отклонения.
2. Раскройте функции и дисфункции девиации, опираясь на отрывок «Преступность и социальные нормы» из книги Э. Дюркгейма.
3. . Основные теории девиантного поведения: биологические, психологические, социологические.
· Теория аномии Э.Дюркгейма.
· Концепция аномии Р. Мертона. Типология поведения личностей.
· Теория стигматизации. Раскройте сущность социальной теории клеймения, основываясь на текстах Э. Лемерта. Г. Беккера. Первичная девиация. Вторичная девиация. Дайте оценку теории стигматизации.
4. Основные формы негативного девиантного поведения. Преступность. Пьянство. Наркомания. Проституция. Суицидальное поведение. Преступность. Сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия).
5. Социальный контроль и его формы. Привычки. Обычаи. Санкции: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Типы социального контроля: формальный и неформальный, внутренний и внешний. Методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация.
6. Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в прессе, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, остракизм, звание чемпиона мира, аттестат зрелости.
Темы докладов и рефератов
1. Девиантология как междисциплинарное направление социально-гуманитарного знания.
2. Возрастное своеобразие девиантного поведения.
3. Профилактика и предупреждение девиантного поведения.
4. Совесть как проявление внутреннего контроля.
5. .Девиантное поведение как полидетерминированное явление.
6. .Социокультурные и естественно-биологические предпосылки девиантного поведения.
7. . Девиация как результат влияния делинквентной субкультуры.
8. .Профилактика и предупреждение девиантного поведения.
Методические указания
Социальное поведение и его факторы. Поведение людей можно определить как образ жизни, действий и поступков. Любой индивид, живя в обществе, практически постоянно находится в окружении взаимодействующих с ним людей. Поэтому его поведение носит социальный характер. Что понимается под социальным поведением? Какими факторами определяется социальное поведение? Раскройте общественные факторы. Покажите своеобразие личностных индивидуальных факторов поведения.
Какие виды социального поведения выделял Р.Мертон? Раскройте их. Какие из них соответствуют норме? Какие являются отклонениями от неё?
Понятие девиантного поведения. Термины «девиация» и «девиантный» происходят от латинского deviatio – отклонение. Отсюда девиантным называется отклоняющееся от нормального поведение людей. Раскройте широкое и в узкое значения этого термина, обратив внимание на позитивную и негативную формы девиации. Каковы критерии девиантного поведения.
Какая научная дисциплина занимается изучением проблем девиантного поведения? Какой характер она носит и почему?
Почему девиантное поведение является полидетерминированным явлением? Какие причины девиантного поведения Вы можете назвать?
Обозначьте естественно-биологические предпосылки девиации, обратив внимание на социопатию как результат психических и психофизических нарушений в поведении. Раскройте тендерные аспекты девиации, возрастное своеобразие девиантного поведения. Обратите внимание на сексуальные конфликты как фактор девиантного поведения.
Какие социокультурные предпосылки девиации вы можете назвать? Источниками девиантного поведения являются социальное расслоение и конкуренция. Обратите внимание на такой фактор девиантного поведения как социальная дезорганизация. Какова роль социализации личности в проявлении девиантного поведения? Может ли девиация быть результатом влияния делинквентной субкультуры или неразрешённости конфликта? Раскройте этнические и религиозные аттитюды к девиации. Что понимается под стигмой и стигматизацией? Каковы тенденции развития девиантных форм поведения в современном российском обществе?
Девиантное поведение, в свою очередь, может привести к делинквентному поведению (в том числе к преступности). Однако девиантное поведение нельзя отождествлять с делинквентным. Как Вы думаете, почему?
Определите основные компонентами девиации. Выделите стадии или периоды девиантной карьеры. Что понимается под ролевым поглощением? В каком случае происходит формирование коллективных форм девиации? Как осуществляется процесс создания норм девиантного поведения?
Рассмотрите основные формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм.
Преступность проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. Какими факторами объясняется заметный рост преступности в России в 90-х годах XX века?
Остановитесь на ведущих концепциях объяснения криминального поведения: биологической, концепции генетической предрасположенности, психологической, социологической (Э.Дюркгейм, Р.К. Мертон, Т.Хирши), культурологической, теории стигматизации, концепции радикальной криминологии.
Обратите внимание на то, что центральная мысль Э.Дюркгейма, определяющая социальную дезорганизацию как причину девиантного поведения, в настоящее время является общим методом социологии преступности.
Пьянство, т.е. неумеренное потребление спиртных напитков, и алкоголизм - болезненное влечение к алкоголю. Дайте характеристику этой формы девиантного поведения. Каковы её мотивы?
Наркомания (греч. narke – оцепенение, mania – безумие, страсть, влечение) – весьма близкая к алкоголизму девиация. Каковы особенности, мотивы и последствия наркомании?
Проституция. Термин происходит от лат. prostitutio – выставляю для разврата. Что понимается под проституцией? Какие наметились изменений в распространении проституции?
Сексуальные девиации.
Социальный контроль как фактор предотвращения негативного девиантного поведения. Существование в обществе негативного девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задачи «полного искоренения» социальных патологий очевидно не осуществимы. Однако необходимость осуществления социальной диагностики, профилактики и предупреждения девиантного поведения не вызывает сомнения. Остановитесь на проблемах социальной диагностики, профилактики и предупреждения девиантного поведения.
Какие меры социального воздействия на поведенческие отклонения Вы можете назвать? Что представляют собой механизмы социальной терапии и коррекции социальных девиаций? Какое место среди мер социального воздействия на поведенческие отклонения занимает социальный контроль? Что понимается под социальным контролем? Что он означает применительно к проблеме девиации? Какие методы социального контроля выделил Т.Парсонс? Охарактеризуйте их.
Социальный контроль может быть как официальным, формальным, осуществляемым властными структурами, так и неформальным, осуществляемым в малых группах в формах критики, насмешки, остракизма.
Формальный контроль осуществляют организации, а внедряемые ими правила, предназначены для защиты порядка. В эту систему социального формального контроля входят различные социальные институты, например, такие как полиция.
Какими факторами характеризуется деятельность полицейских как представителей системы социального контроля (по Смелзеру)? Как Вы думаете, в чём отличие субкультуры полицейских от субкультуры других групп правоохранительных органов? Какова специфика работы с девиантами и представителями групп риска в органах внутренних дел?
Как общее правило отметим, что характер взаимоотношения между девиантом и сотрудником органа социального контроля может играть решающую роль в процессе идентификации индивида с девиантом.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.