Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Пояснительная записка

Социология – это наука о современном обществе. Изучение социологии в вузе обеспечивает получение студентами знаний о социальной реальности, в которой им предстоит трудиться после окончания вуза. Это наука о социальных структурах, общностях и группах, институтах, процессах и явлениях, о социальных статусах и ролях, интересах и мотивах, ценностях и нормах поведения индивидов и социальных групп.

Познание социологии дает представление о методах изучения и анализа социальных фактов, формирует первичные навыки применения этих методов на практике. Социологические знания должны способствовать появлению и развитию у будущих юристов интереса к человеку как к личности, субъекту, работнику, руководителю в сфере его профессиональной деятельности.

Главная функция социологического образования - формирование социального мышления, понимания проблем общества, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

Изучение социологии должно быть нацелено на пробуждение интереса к социальным проблемам человечества, России, на ознакомление с данными о социальных процессах, на выработку умения активно пользоваться социологическими знаниями и методами при решении конкретных задач в практической деятельности.

Методические указания по изучению социологии предназначены для студентов очного отделения по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Содержание дисциплины учитывает общие требования к основной образовательной программе подготовки юриста и выдержано в соответст­вии с требованиями к освоению основной образовательной программы высшего образования, установленными федеральными государственным образовательными стандартами высшего образования.

Цель изучения учебной дисциплины: обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для ориентации в жизни общества, формирования личностной, гражданской позиции, осознанного и эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей по реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охране общественного порядка, предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и других правонарушений.

Задачи дисциплины:

1. Дать обучающимся знания в области истории и методологии социологической науки, ознакомить их с современными социологическими концепциями и течениями.

2. Сформировать у обучающихся научное социологическое представление об обществе как сложной социокультурной системе, о социальных проблемах современного российского общества и тенденциях его развития.

3. Выработать у обучаемых понимание значения общественных факторов социализации личности, ее социальных ролей и причин девиантного поведения.

4. Способствовать формированию у обучаемых понимания причин социальных конфликтов и способов их разрешения в интересах обеспечения общественной безопасности, а также навыков толерантного поведения в многосоставном полиэтническом обществе.

5. Привить обучаемым навыки самостоятельного сбора и оценки первичной социологической информации, научного анализа общественных проблем, в том числе связанных с профессиональной деятельностью.

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- теоретические и методологические основы и понятийно-категориальный аппарат курса "Социология", предметные области специальных социологический теорий, их сущность и специфику;

- возможности применения социологической науки в профессиональной сфере;

- методологические принципы и специальные методы эмпирической социологии; особенности организации и проведения отдельных видов социологических исследований;

уметь:

- выделять, формулировать и логично аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации с учетом ее специфики;

- толерантно воспринимать этнокультурные и конфессиональные различия участников совместной работы с целью предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

- находить подход к представителям различных культур, этносов и религий в профессиональном и деловом общении;

-  осуществлять социологическую рефлексию механизмов возникно­вения и разрешения социальных конфликтов;

- применять полученные знания о природе, путях предупреждения и коррекции девиантного поведения в различных группах социального риска;

- использовать методы социологической науки для анализа социальных процессов и явлений в различных видах профессиональной и социальной деятельности, применительно к конкретной исследовательской проблеме;

- анализировать и обрабатывать результаты научных исследований, обобщать и формулировать выводы по теме исследования;

владеть:

- навыками ведения работы с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в защите от преступных и иных противоправных посягательств;

- навыками толерантного и политкорректного поведения в поликультурном и полинациональном коллективе;

- способностью предотвращать и урегулировать конфликты в коллективе, возникающие на культурной, религиозной, национальной почве;

- навыками организационно-управленческой деятельности по установлению контактов с гражданами в целях обеспечения благоприятного отношения и поддержки правоохранительной деятельности;

- навыками разработки методики, инструментария социологического исследования, сбора, обработки и интерпретации социологических данных.

В рамках самостоятельной работы студента предлагаются такие виды деятельности:

- изучение и конспектирование трудов представителей классической и современной социологии;

- написание тематических докладов;

- написание эссе;

- выполнение группового исследовательского проекта «Составление анкеты для проведения опроса»;

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к зачету.

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

ü Почему социология как самостоятельная наука об обществе начала оформляться по образцу и подобию естественных наук? Что побудило О.Конта заменить определение науки об обществе как «социальной физики» на «социологию»?

ü В чем состоит объект изучения социологии?

ü Что изучает социология в качестве своего предмета? Каковы особенности понимания предмета социологии в концепциях О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, В.А.Ядова и Г.В.Осипова?

ü Каково современное понимание предмета социологии. В чем сущность современных дискуссий о предмете социологии?

ü Чем вызвана возрастающая роль социологии в жизни людей. В чем Вы видите воздействие социологии на профессиональную деятельность юриста?

2. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.

ü Дайте характеристику трехуровневой структуре социологии:

· общетеоретическая социология (теоретико-методологический уровень);

· теории среднего уровня (теоретико-прикладной уровень);

· прикладная (эмпирическая) социология (практико-прикладной уровень).

ü Каковы особенности макросоциологических концепций? В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?

ü Определите, к какому уровню социологического знания относятся следующие теории: теория бюрократии (Р.Мертон), теория аномии (Дюркгейм), структурный функционализм, теория классов (К. Маркс), исследование структуры свободного времени студентов, социология образования.

3. Внутренняя структура социологии. Методы социологии.

ü Дайте характеристику отраслей социологии с привлечением материалов научных периодических изданий

4. Функции социологии.

ü Раскройте основные функции социологии, выделив группы теоретико-познавательных и управленческо-преобразовательных функций.

5. Социология в системе общественных наук.

ü Какова связь социологии с другими общественными и гуманитарными науками?

ü Почему социологию называют междисциплинарной наукой? Генерализующей наукой (П. Сорокин)?

ü Обдумывая связь социологии с родственными науками и специфику социологического взгляда на социальный факт, заполните ПИСЬМЕННО таблицу, описав следующие социальные факты с позиций экономики, психологии и социологии:

 

Соц. факт Экономист Психолог Социолог
Супруги покупают мебель в магазине      
Контролер проверяет билеты в транспорте      
Кандидат в депутаты проводит агитацию      

ü Осмыслите специфику взглядов ученых по теме «Воздействие компьютерной техники на личность», составьте ПИСЬМЕННО таблицу и подготовьте сообщение по этому вопросу:

Соц. факт Инженер Экономист Управленец Психолог Медик Социолог
Воздействие компьютера на личность            

ü Какая точка зрения вам кажется наиболее точной: социология – это искусство, социология – это наука или социология – это технология?

 

Темы докладов и рефератов

1. Метасоциология как наука о социологии.

2. Особенности метода социологии.

Методические указания

 

При подготовке к семинару следует обратить внимание на проблему объекта в социальных и гуманитарных науках.

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной динамичной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, а также о законах их действия и развития. При этом общество рассматривается в социальном пространстве и времени.

Социология представляет собой сложное теоретическое и практическое знание. Она изучает механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология, как современная наука, исследует проблемы кризиса современного социума и человечества, разрабатывает возможные пути выхода из этого кризиса.

Предметными областями социологического знания являются макро- и микросферы, которые изучаются макросоциологией и микросоциологией.

Каковы конкретные методы исследования и пределы истинности микросоциологии? Важно подчеркнуть то, что интеграция макро- и микро-теорий осуществляется через теории «среднего уровня».

Термины «макро» и «микросоциологическое» знания в определённой степени соответствуют количественной и качественной социологии. Что понимается под этими категориями? Каковы предметные области количественной и качественной социологии?

При определении структуры социологии нужно видеть возможность определения различных структурных моделей социологического знания. При этом выделяют двухуровневую и трёхуровневую структуру социологии. Раскройте их.

Дайте определение общей теории, отраслевому знанию или частным (специальным) социологическим теориям. Каково место фактуального знания (системы обобщенных фактов), методов, техник, процедур получения и анализа данных? Обратите внимание на наличие рефлексивной социологии (метасоциологии) как науки о самой социологии.

Охарактеризуйте теоретический или фундаментальный уровни социологии. Обратите внимание на параллельное развитие теоретической и эмпирической тенденций, а также на то, что с середины ХХ века осуществляется поиск путей их соединения.

Дайте определение понятиям «метод» и «методология». Что понимается под методом в социологии?

Обратите внимание на то, что важнейшим методом научной социологии является подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы.

Социология – это наука о системном понимании современного общества. В силу этого в социологии используется системный подход как часть социологического метода. Охарактеризуйте его. Обратите внимание на зависимость понимания социальной реальности от избранной теории.

Кроме того, в социологии используются следующие методы: диалектический; объективный; субъективный (оценка явлений на основании мировоззрения исследователя); статистического анализа; позитивный (научно-инструментальный); сравнительный; конкретно-исторический; научного анализа; верификации (практического подтверждения научных выводов); структурно-функциональный и др. Раскройте их. Обратите внимание на проблему истины в социологии.

Основными функциями социологии являются следующие: теоретико-познавательная функция; гуманистическая; прогностическая; праксиологическая; политическая; идеологическая; управленческая; социального контроля; организационно-технологическеая; воспитательная. Дайте им характеристику, выделив группы теоретико-познавательных и управленческо-преобразовательных функций.

Какова связь социологии с другими социально-гуманитарными науками? Каково соотношение социологии и социальной философии? В философии исходными являются отношения «мир-человек», а в социологии – «общество-индивид». Как это понимать? Каково отношение социологии к политике и идеологии?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ)

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Особенности социологического исследования. Разработка концепции и программы социологического исследования. Структура и характеристика основных разделов программы. Примеры прикладных социологических исследований в области права и правоохранительной деятельности (на основе материалов периодических социологических изданий, тематических электронных ресурсов ).

2. Выборка в социологическом исследовании. Типологизация выборки.

3. Методы сбора социологической информации .

3.1. Наблюдение.

3.2. Опрос. Анкетирование. Интервью. Экспертный опрос.

3.3. Анализ документов. Качественный анализ. Количественный анализ.

3.4. Эксперимент.

3.5. Социометрия.

4. Обработка, анализ и интерпретация социологической информации. Редактирование и кодирование. Средства математической обработки данных: статистическая группировка, ряды распределения, статистические таблицы. Методы анализа данных.

5. Социологическое исследование общественного мнения о деятельности полиции (на основе материалов периодических социологических изданий).

6. Выполнение группового исследовательского проекта «Разработка анкеты для проведения опроса».

 

Темы докладов и рефератов

1. Социологическое измерение.

2. Инструментарий социологического исследования

3. Типы шкал и правила их построения в социологическом ис­следовании.

4. Приемы контроля надежности первичной социологической информации: проверка на обоснованность, устойчивость, точность

5. Специфика применения методов и техники социологического исследования в органах внутренних дел.

 

 

Методические указания

Какой смысл вкладывается в понятие «эмпирическая социология»? Назовите методологические критерии эмпиризма. Обратите внимание на то, что основная функция эмпирической социологии - изучение социальных фактов.

В чём разница между академическим и прикладным направлениями в эмпирической социологии? Что понимается под социальной инженерией?

Дайте определение понятию «социологическое исследование». Какие виды социологических исследований Вы знаете? Опишите их. Каковы функции социологического исследований?

Социологическое исследование рассматривается как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур. Подготовка социологического исследования предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов.

Всякое социологическое исследование включает в себя следующие, последовательно сменяющие друг друга операции (этапы):

1. подготовительный этап, предполагающий разработку программы и организационную сторону исследования;

2. сбор первичной социологической информации, (т.е. получение сведений, подлежащих обработке) с помощью различных методов сбора информации;

3. подготовка собранной информации к обработке и её обработка (проверка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц)

4. анализ социологической информации, оценка результатов исследования (интерпретация данных, формулирование выводов);

5. составление и оформление отчёта исследования, формулирование выводов, разработка рекомендаций и предложений, составление прогнозов.

В заключение необходимо остановиться на определении наиболее важных для проведения исследования понятий: метод, процедура, методика и методология. В чём их специфика? Очевидно, что в социологических исследованиях применяется системный метод, или подход. Как Вы думаете, почему?

Под техникой социологического исследования понимается совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующих методов. Как связаны методы и техника социологиче­ского исследования?

Раскройте специфику применения методов и тех­ники социологического исследования в органах внутренних дел.

Дайте общее определение программы социологического исследования. Подумайте, для чего необходимо составлять программу? Программа исследования должна отвечать требованиям необходимости, эксплицитности, структурности, логической последовательности элементов, гибкости. Почему?

Разработка программы проходит два этапа. Сначала готовится макет программы с указанием целей, задач исследования, приблизительной формулировкой гипотез. Затем следует стадия полевого исследования по заранее продуманному плану. Наконец, составляется полная программа исследования с учетом источников и результатов полевых наблюдений.

Назовите основные разделы программы социологического исследования. В чём состоят задачи методологического и методико-процедурного разделов программы?

При разработке методологического раздела программы обратите на его структуру:

1. постановка проблемы исследования и описание проблемной ситуации;

2. объект исследования;

3. предмет исследования;

4. постановка цели исследования;

5. постановка задач исследования;

6. место проведения исследования;

7. время проведения исследования;

8. эмпирическая интерпретация ключевых понятий, выражающих узловые точки изучаемой проблемы, т.е. поиск эмпирических значений понятия;

9. операционализация понятий, т.е. определение понятия фиксированием соответствующего эмпирического признака - операциональным определением;

10. постановка и обоснование гипотез исследования.

Раскройте содержание каждого из названных пунктов методологического раздела программы. При этом обратите внимание на следующие важные моменты.

Анализ предмета исследования представляет собой моделирование исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализацию, которые позволяют сформулировать гипотезы исследования.

Гипотеза является главным исследовательским инструментом, организующим процесс исследования и подчиняющим его внутренней логике исследования. В социологическом исследовании гипотеза - обоснование предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможными подходами к решению социальных проблем.

Гипотезы должны быть связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. При этом исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые формулируются в более конкретных понятиях, чем исходные предположения.

Проверка выводных гипотез становится возможной в том случае, если термины, в которых она формулируется, были подвергнуты эмпирической интерпретации. Окончательная истинность гипотетических предположений доказывается практическим освоением изучаемой предметной области в процессе общественно-исторической практики.

Назовите виды гипотез, обратив внимание на возможности их применения. Используя знание логики, укажите, каким требованиям должна отвечать гипотеза?

Перейдем к методико-процедурному разделу программы. Основные структурные элементы его таковы:

1. разработка стратегического плана исследования;

2. описание генеральной совокупности и способы формирования обследуемой совокупности (обоснование и формирование выборки);

3. методы сбора социологической информации;

4. методы обработки социологической информации;

5. организационный (рабочий) план исследования.

В Приложении к программе помещаются таблицы, графики, схемы, образцы всех используемых бланков документов, например, анкет, опросных листов и т.д.

Программа оформляется как отдельный самостоятельный документ исследования.

Выделяют следующие способы формирования обследуемой совокупности: сплошное исследование, исследование основного массива, монографическое исследование, выборочный метод. Что они предполагают?

Что понимается под выборкой в социологическом исследовании? Обратите внимание на то, что выборка строится по заданным параметрам. Вид и способ выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Перечислите основные виды и требования к выборке. Раскройте сущность принципа репрезентативности выборки. Что понимается под ошибкой выборки?

Опишите основные конкретно-социологические методы сбора социологической информации (наблюдение, анализ документов, социологический опрос, эксперимент). Обратите внимание на достоинства и недостатки этих методов.

Социологический опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путём регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Почему опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей? Обратите внимание на то, что особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдателю, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования. Определите основные нормативные требования к проведению опроса. Обозначьте основные принципы построения анкеты.

Охарактеризуйте разновидности метода опроса: интервьюирование, анкетирование, почтовый и телефонный опросы. Чем они отличаются?

Что представляет собой метод наблюдения в социологии? Какова его специфика? Какие недостатки Вы можете назвать? Важно помнить при использовании наблюдения о запрете вмешиваться в социальные процессы и естественный ход событий. На характер наблюдения большое влияние оказывает мотивация исследователя. Какие виды наблюдения Вы знаете? Какие требования предъявляются к наблюдателю?

Для чего необходим анализ документов? Обратите внимание на то, что документальной в социологии называют любую фиксированную информацию. Раскройте особенности применения метода анализа документов. Какие правила работы с документальной информацией Вы можете назвать? Какие виды источников документальной информации Вы можете назвать? Что понимается под контент-анализом?

Чем отличается экспертный опрос от анкетного? Какие достоинства метода экспертной оценки (опроса) Вы можете назвать? Определите типичную схему экспертного опроса.

Что представляет собой метод социального эксперимента? Обратите внимание на то, что эксперимент применяется в контролируемых и управляемых условиях. Какие виды эксперимента Вы знаете?

Опишите методы социометрии. В чём заключаются их достоинства и значимость?

Под измерением в социологии понимается процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

В итоге измерения формируется числовая модель некоторых выделенных в качественном анализе сторон объекта. Измерению подлежат любые свойства социальных объектов - количественные и качественные. Если для количественных измерений уже наличествуют общепринятые измерения, то качественные характеристики таковых, как правило, не имеют, Их конструируют в соответствии с природой изучаемого объекта. Если количественные характеристики могут быть выражены с точки их физического пребывания в пространстве-времени, то, как оказывается, таковые приложимы и к качественным характеристикам.

Какие операции осуществляет исследователь для нахождения эталона измерения? Найденные эталоны измерения признаков объекта должны быть проверены в разведывательном исследовании на надежность. Раскройте характеристики надежности исследования (обоснованность, устойчивость, точность и правильность информации).

Что понимается под шкалой измерений? Что является единицей измерений? Какие виды шкал Вы знаете? Для чего они предназначены?

Сущность обработки первичной информации заключается в её обобщении. Результат этого обобщения называется социологической информацией.

Подготовка данных для обработки (в том числе компьютерной) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных и подсчёт их вручную или на ЭВМ. Раскройте эти понятия. В каком случае анкеты не подвергаются обработке? Как осуществляется кодирование? Обратите внимание на важность кодировки, так как она является связующим звеном между качественной и количественной информацией.

Простейшей формой обработки первичной информации является группировка, т.е. распределение респондентов по группам в соответствие с выбранным признаком (по полу, возрасту, профессии и т.д.). По каким признакам осуществляется группировка социологической информации? Что понимается под перекрёстной (комбинированной) группировкой? Какие её виды Вы можете назвать? Что понимается под рядом распределения?

Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Охарактеризуйте виды анализа социологической информации, используемые в прикладном исследовании (качественные и количественные виды анализа с использованием методов статистики).

Важно помнить общее правило при работе с формализованным количественным (математическим) анализом данных. Он имеет свои пределы с последующей потерей качества, глубины и полноты осмысления действительности,

Результаты социологического исследования составляют научную основу социального управления, прогнозирования и проектирования. Итоги оформляются в виде отчета о проведённом социологическом исследовании, приложения к отчету и аналитической справки.

Отчёт представляет собой форму подведения итогов эмпирического социологического исследования. Составление отчёта преследует достижения теоретико-прикладной и практически-прикладной цели. Раскройте их.

Структура отчёта такова. Первый раздел содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, используемые концепции и методы, количество участников и т.д.). Во втором разделе даётся характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы, описание и анализ полученных данных. В заключение, как правило, даются практические рекомендации, базирующиеся на общих выводах, а также социальный прогноз. Как вполне самостоятельные результаты научной деятельности отчёты нередко публикуются в печати.

Подумайте и определите цели и задачи использования результатов социологического исследования в юридической практике. Функции использования результатов таковы: анализ, планирование, прогнозирование, контроль и учет, работа с кадрами, координация деятельности и обобще­ние опыта. Раскройте их с учётом деятельности правоохранительных органов. Каким образом результаты социологических исследований могут использоваться при разработке управленческих решений?

Обратите внимание на необходимость формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел через средства массовой информации в информацион­ных бюллетенях и сообщениях, статьях и заметках, выступлениях. Какова роль в этом результатов социологических исследований?

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Общество как социальная система: понятие и основные характеристики. Типология обществ.

2. Социальная структура как совокупность социальных институтов и социальных организаций. Социальный институт.

2.1. Понятие социального института, его функции. Социальный институт в понимании Э.Гидденса (главы 12-15).

2.2. Виды социальных институтов, их характеристика.

2.2.1. Функции экономики как социального института. Капитализм и социализм как системы экономических институтов. Постиндустриализм и современные общества. Характеристика отдельных экономических институтов (производство, деньги, биржи, банки, собственность, рынок, деньги, обмен, банки).

2.2.2. Характеристика основных и неосновных политических институтов (государство, суд, армии, политические партии, полиция, парламент, местные органы власти).

2.2.3. Специфика социологического подхода к религии. Структура и функции религии. Трактовки религии в истории социологической мысли. Системы религиозных верований. Особенности современной религиозной ситуации. Характеристика отдельных социокультурных институтов (наука, образование, воспитание, мораль, культура, СМИ, профсоюзы, общественное мнение).

2.2.4. Семья как социальный институт. Типы семьи. Эволюция семьи. Трактовки семьи в современной социологии. Институт семьи сегодня. Характеристика отдельных институтов института брака и семьи (отцовство, материнство, опека).

Задание: Представить письменно характеристику социальных институтов в форме таблицы «Основные (фундаментальные) социальные институты». Строки: Наименование социального института. Функции и дисфункции. Духовно-идеологические элементы. Материальные элементы. Поведенческие элементы. Культурно-символические элементы. Организационно-документальные элементы

2.3. Концепции явных и латентных функций Роберта Мертона, Торстейна Веблена. Характеристика явных и скрытых функций социальных институтов. Амбивалентность существования социальных институтов.

2.4. Институционализация социальных институтов. Институционализация по П. Бергеру и Т. Лукману.

3. Социальные организации. Бюрократия как тип социальной организации.

4. Социальная структура как совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей. Социальный статус: понятие, разновидности.

4.1. Социально-демографические статусы. Половые статусы. Возрастные статусы (транзитивные). Расовые статусы. Статусы по здоровью. Национальные статусы. Брачно-семейно-родственные статусы.

4.2. Социальные статусы. Экономический статус. Политический статус. Профессиональный статус. Статусы в области культуры: наука, образование, искусство, религия. Территориальные статусы.

4.3. Эпизодические статусы (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).

4.4. Приписываемые и достигаемые статусы. Главный и личный статусы. Смешанный статус (инвалид, беженец, безработный).

4.5. Статусное поведение. Статусная совместимость. Динамика статусного портрета человека.

4.6. Понятие и виды социальных ролей. Приведите примеры рационализации, разделения и регулирования ролей.

4.7. Опишите, какие статусы вы занимаете на настоящее время, какие роли играете. Выберите главные из них.

5. Социальная структура как совокупность социальных групп, классов и слоев. Социальные общности и группы. Их роль в развитии общества.

Темы докладов и рефератов

1. «Традиционное» и «современное» общество.

2. Системный подход в социологии.

3. Устойчивость социальной системы.

4. Общество в концепции Н.Смелзера.

5. Взгляд Э.Дюркгейма на общество.

6. Т.Парсонс об обществе.

7. Характеристика общества в теории Р.Мертона.

8. Типология образцов общества Т.Парсонса.

9. Концепция общественно-экономических формаций.

10. Цивилизационная концепция общества.

 

Методические указания

 

Необходимо остановиться на основных моментах общей теории систем (Л.Берталанфи), ы обратить внимание на проблему самоорганизации систем и на то, что в основе любой системы лежит способность к сохранению собственной информации. Каждая система обладает «системным качеством», определённым уровнем сложности и зрелости. Что подразумевается под этим?

Дайте определение социальной системы. Общими признаками социальных систем являются сохранение информации о себе, целостность, устойчивость, открытость - закрытость, динамизм, самоорганизованность. Раскройте эти признаки. Подумайте, в чём заключается проблема границ социальной системы? Какие факторы необходимы для поддержания целостности общества и конкретных социальных организмов. Почему общество является социокультурной системой?

 Обратите внимание на доминирование в современном обществе гибких структур. Почему пластичность структур и активность субъекта являются факторами, лишающими общество устойчивости, определённости прогресса и регресса?

Общество, по мнению Н.Смелзера, должно рассматриваться как базис для интеграции территории, населения, культуры, независимости. Как Вы думаете, почему? Какова роль интегративных процессов в достижении стабильности социальных систем?

Выделяют факторы, направленные на повышение интеграции социума. Это культура, осознание потребности духовного роста человечества, мировое хозяйство и мировой рынок, научно-технический прогресс, рост информатизации социальной жизни, необходимость решения в рамках планеты экологических проблем в связи с антропогенными изменениями природной среды, восстановление экологического равновесия и др. Охарактеризуйте их.

Для более глубокого анализа социальных систем важно остановиться на их типологии. Опираясь на концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона, разделите социальные системы по функциям. При этом важно подчеркнуть динамику развития социальных систем, отметив спонтанные и целенаправленные изменения.

Обратите внимание на концепцию общественно-экономических формаций К.Маркса и цивилизационную концепцию, на выделение традиционного и промышленного общества, типологию образцов общества Т.Парсонса.

Определив основные противоречия самодвижения общества, следует остановиться на группе ведущих, наиболее существенных, глобальных для человечества и социума противоречиях. При этом нужно видеть условность абстрагирования данных социальных противоречий от других и понимать различие между антагонистическими и неантагонистическими противоречиями. Итак, ведущими являются противоречия между природой и обществом, производством и потреблением, производительными силами и производственными отношениями, свободной деятельностью и отчуждением. Каково их содержание?

Одной из глобальных является проблема взаимодействия человечества и природы. В процессе эволюции человечества осуществляется взаимопроникновение общества и природы.

Современное человечество является глобальной общностью, а его история – это движение от локальных, территориальных общностей к системному комплексу. Начиная со второй половины ХХ в. происходит осознание людьми как своей общности в рамках человечества, так и единства человечества с природным миром. Студентам важно понимать, что общество и природа взаимосвязаны по генетической и экологической линиям.

Сегодня значительно повысилась роль мирового хозяйства и мирового рынка в развитии общества, возросло значение научно-технического прогресса, информатизации социальной жизни. Однако, особенно важным является осознание потребности духовного роста человечества и осознание ответственности за существующий окружающий мир. Как Вы думаете, почему?

Обратите внимание на то, что ныне видны пределы и границы в потребительском отношении людей к природе и её ресурсам. Причём проблемы универсального характера неразрывно связаны с региональными, отраслевыми, локальными и индивидуальными. Поэтому в последнее время возникают концепции социальной экологии, одной из которых является инвайронментализм.

Вопросы, связанные со структурой социума и его организацией, относятся к морфологии общества.

Социальные институты и процесс институционализации.

Люди биологически, социально и культурно зависят друг от друга. В связи с этим очевидным становится преимущество их сотрудничества и разделения труда. Это находит отражение в деятельности социальных институтов. Каково место социальных институтов в социуме и их природа? Что лежит в основе появления этого феномена? Почему М.Вебер назвал социальные институты «фабриками» по производству социальных связей?

В любом обществе актуальной является проблема стабильности. Каковы основания устойчивого существования социума и какова роль в этом процессе социальных институтов? Назовите и раскройте функции социального института. Дайте определение дисфункции институтов. Что понимается под амбивалентностью социального института?

В правовом обществе и государстве одной из центральных представляется проблема защиты интересов личности. Какова роль социальных институтов в разрешении этой проблемы? Как согласуется деятельность социального института с соблюдением коллективного интереса и интересами личности?

Какие концепции институциональной социологии, бюрократии и рациональности в западном обществе Вы знаете? Обратите внимание на теории Н.Вебера, П.Блау, Р.Миллса, Т.Парсонса. Определите противоречия развития социальных институтов и их специфику в России.

В процессе регуляции социальных отношений и процессов институт опирается на социальную норму. При этом каждый социальный институт имеет собственную нормативную регуляцию. Что понимается под социальной нормой? Какие виды норм Вы знаете? Назовите основные функции социальной нормы, выделив институциональные и конвенциональные нормы.

Регулирование и управление социальными процессами является функциональной характеристикой социума. Управление – это особая деятельность социальных институтов и организаций. Что в социологии понимается под социальной организацией и социальным порядком? Какими путями и средствами достигается социальный порядок?

Социальная организация в наиболее концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы. Какова специфика и функции социальных организаций? Дайте классификацию социальным организациям.

Социология организаций предстаёт в качестве специальной социологической дисциплины, направленной на изучение особенностей, закономерностей функционирования организаций. В более общем виде – это социолого – управленческая дисциплина, важный элемент комплексной управленческой науки, именуемой теорией организаций.

Дайте классификацию социальных институтов. Рассматривая социальные институты в духовной сфере, в сфере экономики и политики, обратите внимание на их дифференциацию. Какие виды социальных институтов Вы можете выделить по функциональному содержанию их деятельности? Охарактеризуйте институт государства. Что понимается под правовым государством? Каковы его отличительные черты?

Какой смысл вкладывается в понятие институционализация? Какие противоречия развития социальных институтов Вы можете назвать? Назовите особенности процесса институционализация в современном российском обществе. Какое место занимают правоохранительные органы в системе социальных институтов Российской Федерации.

Личность и её социализация.

При раскрытии вопроса целесообразно остановиться на понятиях «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Философия выделяет объектные и субъектные стороны существования человека. Что под этим подразумевается? Обратите внимание на многомерность человека (духовное, культурное, творческое, социальное, рациональное, деятельностное, природное существо), на его самостоятельное биологическое существование, выступающее в качестве условия его духовно-культурного и социального бытия.

Понятие «индивид» в социологии имеет своеобразие. Индивид выступает в качестве представителя социальных общностей и групп. Это носитель общественного сознания и в силу того - единица измерения социальных процессов. Социологическим методом анализа индивидности является создание моделей определенного множества людей (например, типа «усреднённого человека»).

Под индивидуальностью понимается неповторимость каждого человека, его отличие от других людей. Причём своеобразие может носить социальный, биопсихический и физический, врождённый и приобретённый характер.

В чём состоит специфика понимания личности в социологии? Обратите внимание на то, что личность воплощает в себе единство социального и индивидуального в человеке, является как объектом, так и субъектом социальных отношений.

Какова же типология? Дайте определение идеальному, нормативному и реальному типам личности, понятиям «модельная личность», «нормативная личность» и «реальная личность». Какова классификация типов личности по признаку включённости в данную культуру? Покажите особенности типов личности в российском обществе?

Рассмотрите структуру личности как систему ее социальных качеств (Ю.А.Левада и др.). В чём заключается проблема «ядра» личности как смысла жизни? Каково место стереотипов в структуре личности?

Обратите внимание на структуру внутреннего мира личности и механизмы его функционирования. Дайте определение мотивам, потребностям, интересам, ценностным ориентациям. Подумайте, как мотивационный механизм реализуется в целенаправленной деятельности человека?

Какова сущность диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности В.А.Ядова? Каковы уровни диспозиции? Какую роль играют установки, стимулы, память в регуляции поведения людей? Определите структуру внешнего мира личности. Какими факторами определяется образ жизни и многообразие вариантов поведения личности?

Что понимается под социальным статусом личности в обществе? Какое место они занимают в социальной структуре и что обеспечивают? Студенты должны обратить внимание на виды социальных статусов, выделяя предписанные и достигнутые, естественные и профессионально-должностные статусы.

Что представляет собой по Р.Липтону социальная роль? Усваивая социальные роли, человек интериоризирует (осваивает) социальные стандарты поведения, социальные ценности и нормы, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Что понимается под заданностью ролей, ролевыми ожиданиями и ролевым поведением? В каких случаях возникает ситуация ролевого конфликта? Студенты должны видеть множественность ролей (ролевой набор), осуществляемых индивидом, понимать возможность их расхождения.

В заключение дайте определение понятию «социальная маска». Подумайте, как социальная маска соотносится с социальной ролью и социальными ожиданиями.

Дайте общую характеристику понятию «социализация», обратив внимание на диалектику объективного и субъективного факторов в процессе социализации индивида. Подчеркните значение процесса воспитания и образования в социализации личности. Назовите фазы социализации индивида. Что понимается под интериоризацией и индивидуализацией? Важно подчеркнуть универсальность и непрерывность процесса социализации, охват всех сфер человеческой жизни.

Подумайте и определите социально-психологические механизмы социализации. В чём различие социализация детей и взрослых? Обратите внимание на амбивалентность личности как сосуществование в глубинной структуре индивида противоположных взаимоисключающих установок (Э.Блейлер, З.Фрейд, Р.Мертон). Дайте определение ресоциализации.

Что подразумевается под институциональной и неинституциональной социализацией? Перечислите и охарактеризуйте институты социализации. Какие факторы способствуют повышению эффективности процесса социализации?

Простейшим социальным объединением людей является социальная группа. Каковы общие признаки групп? Раскройте их типологию (формальные и неформальные; первичные и вторичные; ранговые группы; субординированные, иерархические, оппозиционные; малые группы и коллективы). Что понимается под корпорацией, ассоциацией, организацией?

Какой смысл вкладывается в понятие «профессиональная макрогруппа»? Назовите примеры макрогрупп. Каковы особенности социального положения макрогруппы сотрудников органов внутренних дел?

Подумайте над понятием «социальная организация» как единстве и взаимодействии социальных групп и общностей. Что такое групповая динамика?

Следует обратить внимание на отмирание старых и появление новых социальных групп в российском обществе, в связи с чем возникает необходимость их социологического исследования.

Время: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понятие нормы и девиации. Позитивная и негативная девиация. Индивидуальные и групповые отклонения.

2. Раскройте функции и дисфункции девиации, опираясь на отрывок «Преступность и социальные нормы» из книги Э. Дюркгейма.

3. . Основные теории девиантного поведения: биологические, психологические, социологические.

· Теория аномии Э.Дюркгейма.

· Концепция аномии Р. Мертона. Типология поведения личностей.

· Теория стигматизации. Раскройте сущность социальной теории клеймения, основываясь на текстах Э. Лемерта. Г. Беккера. Первичная девиация. Вторичная девиация. Дайте оценку теории стигматизации.

4. Основные формы негативного девиантного поведения. Преступность. Пьянство. Наркомания. Проституция. Суицидальное поведение. Преступность. Сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия).

5. Социальный контроль и его формы. Привычки. Обычаи. Санкции: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Типы социального контроля: формальный и неформальный, внутренний и внешний. Методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация.

6. Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в прессе, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, остракизм, звание чемпиона мира, аттестат зрелости.

Темы докладов и рефератов

1. Девиантология как междисциплинарное направление социально-гуманитарного знания.

2. Возрастное своеобразие девиантного поведения.

3. Профилактика и предупреждение девиантного поведения.

4. Совесть как проявление внутреннего контроля.

5. .Девиантное поведение как полидетерминированное явление.

6. .Социокультурные и естественно-биологические предпосылки девиантного поведения.

7. . Девиация как результат влияния делинквентной субкультуры.

8. .Профилактика и предупреждение девиантного поведения.

 

Методические указания

Социальное поведение и его факторы. Поведение людей можно определить как образ жизни, действий и поступков. Любой индивид, живя в обществе, практически постоянно находится в окружении взаимодействующих с ним людей. Поэтому его поведение носит социальный характер. Что понимается под социальным поведением? Какими факторами определяется социальное поведение? Раскройте общественные факторы. Покажите своеобразие личностных индивидуальных факторов поведения.

Какие виды социального поведения выделял Р.Мертон? Раскройте их. Какие из них соответствуют норме? Какие являются отклонениями от неё?

Понятие девиантного поведения. Термины «девиация» и «девиантный» происходят от латинского deviatio – отклонение. Отсюда девиантным называется отклоняющееся от нормального поведение людей. Раскройте широкое и в узкое значения этого термина, обратив внимание на позитивную и негативную формы девиации. Каковы критерии девиантного поведения.

Какая научная дисциплина занимается изучением проблем девиантного поведения? Какой характер она носит и почему?

Почему девиантное поведение является полидетерминированным явлением? Какие причины девиантного поведения Вы можете назвать?

Обозначьте естественно-биологические предпосылки девиации, обратив внимание на социопатию как результат психических и психофизических нару­шений в поведении. Раскройте тендерные аспекты девиации, возрастное своеобразие девиантного поведения. Обратите внимание на сексуальные конфликты как фактор девиантного поведения.

Какие социокультурные предпосылки девиации вы можете назвать? Источниками девиантного поведения являются социальное расслоение и конкуренция. Обратите внимание на такой фактор девиантного поведения как соци­альная дезорганизация. Какова роль социализации личности в проявлении девиантного поведения? Может ли девиация быть результатом влияния делинквентной субкультуры или неразрешённости конфликта? Раскройте этнические и религиозные аттитюды к девиации. Что понимается под стигмой и стигматизацией? Каковы тенденции развития девиантных форм поведения в современном российском обществе?

Девиантное поведение, в свою очередь, может привести к делинквентному поведению (в том числе к преступности). Однако девиантное поведение нельзя отождествлять с делинквентным. Как Вы думаете, почему?

Определите основные компонентами девиации. Выделите стадии или периоды девиантной карьеры. Что понимается под ролевым поглощением? В каком случае происходит формирование коллективных форм девиации? Как осуществляется процесс создания норм девиантного поведения?

Рассмотрите основные формы девиантного поведения: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм.

Преступность проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. Какими факторами объясняется заметный рост преступности в России в 90-х годах XX века?

Остановитесь на ведущих концепциях объяснения криминального поведения: биологической, концепции генетической предрасположенности, психологической, социологической (Э.Дюркгейм, Р.К. Мертон, Т.Хирши), культурологической, теории стигматизации, концепции радикальной криминологии.

Обратите внимание на то, что центральная мысль Э.Дюркгейма, определяющая социальную дезорганизацию как причину девиантного поведения, в настоящее время является общим методом социологии преступности.

Пьянство, т.е. неумеренное потребление спиртных напитков, и алкоголизм - болезненное влечение к алкоголю. Дайте характеристику этой формы девиантного поведения. Каковы её мотивы?

Наркомания (греч. narke – оцепенение, mania – безумие, страсть, влечение) – весьма близкая к алкоголизму девиация. Каковы особенности, мотивы и последствия наркомании?

Проституция. Термин происходит от лат. prostitutio – выставляю для разврата. Что понимается под проституцией? Какие наметились изменений в распространении проституции?

Сексуальные девиации.

Социальный контроль как фактор предотвращения негативного девиантного поведения. Существование в обществе негативного девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задачи «полного искоренения» социальных патологий очевидно не осуществимы. Однако необходимость осуществления социальной диагностики, профилактики и предупреждения девиантного поведения не вызывает сомнения. Остановитесь на проблемах социальной диагностики, профилактики и предупреждения девиантного поведения.

Какие меры социального воздействия на поведенческие отклонения Вы можете назвать? Что представляют собой механизмы социальной терапии и коррекции социальных девиаций? Какое место среди мер социального воздействия на поведенческие отклонения занимает социальный контроль? Что понимается под социальным контролем? Что он означает применительно к проблеме девиации? Какие методы социального контроля выделил Т.Парсонс? Охарактеризуйте их.

Социальный контроль может быть как официальным, формальным, осуществляемым властными структурами, так и неформальным, осуществляемым в малых группах в формах критики, насмешки, остракизма.

Формальный контроль осуществляют организации, а внедряемые ими правила, предназначены для защиты порядка. В эту систему социального формального контроля входят различные социальные институты, например, такие как полиция.

Какими факторами характеризуется деятельность полицейских как представителей системы социального контроля (по Смелзеру)? Как Вы думаете, в чём отличие субкультуры полицейских от субкультуры других групп правоохранительных органов? Какова специфика работы с девиантами и представителями групп риска в органах внутренних дел?

Как общее правило отметим, что характер взаимоотношения между девиантом и сотрудником органа социального контроля может играть решающую роль в процессе идентификации индивида с девиантом.

 

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

1. Социальная стратификация общества. Критерии социальной стратификации (доход, богатство, власть, образование, престиж): основные и признаки. Типы стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы.

2. Стратификация современного российского общества (Т.И. Заславская, М.Н. Римашевская и др.). Проблема среднего класса в современном постсоветском обществе.

3. Стратификационный профиль и профиль стратификации.

4. Социальное неравенство. Бедность как стратификационная категория. Нищета.

5. Социальная мобильность. Виды: межпоколенная и внутрипоколенная; главная и неглавная (объективная и субъективная). Типы: вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная (географическая, миграция). Индивидуальная и групповая, стихийная и организованная, структурная мобильность. Социальный отбор и социальный фильтр.

6. Система показателей социальной мобильности. Измерение мобильности. Объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный). Масштаб социальной мобильности. Диапазон мобильности. Дистанция мобильности, шаг перемещений.

7. Каналы (лифты) социальной мобильности, их характеристика. Средства и механизмы социальной мобильности.

8. Барьеры социальной мобильности. Социальная клаузула. Закрытость и открытость российского общества.

9. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.

.

Темы докладов и рефератов:

1. Теории социальной стратификации (П. Сорокин, М. Вебер, К. Маркс, Т. Парсонс, К. Дэвис и У. Мур, Б. Барбер)

2. Социальная мобильность в этакратическом обществе.

3. Этничность как стратификационный критерий.

4. Гендерные и возрастные группы в стратификационной иерархии.

5. Стратифицирующая функция образования.

6. Депривация. Социальная эксклюзия и бедность.

7. Социальная мобильность молодежи и ее особенности в современном российском обществе.

8. «Утечка умов» как форма социальной мобильности.

9. Стратификационное пространство Челябинской области.

10. Стратификационные траектории личности на примере своей семьи.

11. Массовые профессии: эволюция и влияние на стратификацию.

12. Стиль жизни.

13. Жизненные стратегии различных социальных групп

14. Социальные профили стратификационных групп.

15. "Социальное дно" – характеристика, стиль жизни, критерии выделения. Андеркласс.

 

Стабилизатором социальной структуры и источником расслоения общества является социальное неравенство. Как Вы думаете, почему? Обратите внимание на то, что социальное неравенство является естественным состоянием общества, развивающимся при наличии социальных, особенно моральных ценностей, а также при выделении периферии и противостоящего ей центра. Общества, которые не знают социального несоответствия, статичны и малоподвижны. И напротив, которые знают – динамичны. Они называются ориентированными и в последствие становятся цивилизациями.

Раскройте основные концепции социальной структуры. Выделив сферный, а также классовый и стратификационный подходы.

Кто стоял у истоков классовой концепции? В чём сущность этой концепции?

Что понимается под «классом»? Обратите внимание на исторические тенденции их развития, нарастание различий и противоречий в потребностях и интересах. К чему это ведёт? Какими путями возможно разрешение противоречий? Какой из них является приоритетным?

Какой смысл вкладывается в понятия «средний класс», «социальный слой»?

Как понимается интеллигенция? Студенты должны видеть специфику этого социального слоя, определять уровень жизни, престиж и статус интеллигенции, понимать сущность проблемы коммерциализации умственного труда.

Концепцию социальной стратификации разрабатывали М.Вебер, П.Сорокин, Ч.Райт, Э.Гидденс. В чём специфика их подхода? Дайте определение понятиям «страта» и «социальный статус». Назовите критерии выделения страт. Что подразумевал под «статусными общностями» М.Вебер?

Стратификация рассматривается как выражение потребности сравнения и измерения многообразных форм дифференциации и интеграции в обществе, как теория социального неравенства. Какими факторами детерминируется стратификация? Каковы основные принципы стратификации? Какие существуют тенденции стратификации в современном индустриальном обществе? Каковы особенности социальной стратификации в России конца ХХ – начала XXI веков?

Что понимается под социальной мобильностью? Как понимал её П.Сорокин? Какие типы мобильности Вы знаете?

Что представляют собой неклассовые общности, потерявшие связь с социальными структурами (бродяги, нищие)? Дайте характеристику маргинальности как социальному явлению. Назовите социологические проблемы маргинальности в России, проблемы маргинальности сельской интеллигенции, пенсионеров, инвалидов, молодежи.

Рассматривая структуру общества, необходимо остановиться на понятии «социальная общность». Почему эта категория называется ключевой в социологии?

Студенты должны различать виды общностей, в том числе номинальные и реальные. А также пути и стадии их развития: от механической к органической, от общинной к общественной (Ф.Тённис); от общности малой рациональности к общности полифункциональной и целерациональной (М.Вебер).

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Исторические формы этнических общностей людей. Социальные признаки этнических общностей.

2. Этнические общности и этнические группы в современной России. Межэтнические процессы (ассимиляция, интеграция, консолидация). Этнический состав и проблемы межнациональных отношений в Уральском регионе.

3. Межнациональные конфликты. Динамика и способы разрешения межнациональных конфликтов.

4. Социально-демографическая структура общества.

5. Молодежь как специфическая социально-демографическая общность.

Задания для самостоятельной работы:

1.Результаты многочисленных социологических исследований в нашей стране показали, что межнациональные браки более устойчивы, чем однородные. Объясните этот факт.

2. В российском паспорте не фиксируется факт национальной принадлежности. Выскажите свое мнение по этому поводу.

 

Методические указания

 

При изучении данной темы нужно выделить предмет этносоциологии, следует особое внимание обратить на анализ понятий «этнос», «нация», «народ», «национальность», определить их основные признаки и соотношение. Показать, почему в последнее время возросла роль этнических процессов в мире, в России. Охарактеризовать проявления национального самосознания, провести грань между ним и национализмом.

Раскрыть понятие Этноса как социальной общности, его признаки и условия формирования. Показать взаимосвязь этнических общностей с другими типами социальных общностей: социально-демографическими, территориальными, расовыми, религиозными.

Представить исторические типы этнических общностей. Выделить общие и особенные признаки рода, племени, народности, нации. Влияние политических, экономических, социальных и культурных условий на формирование нации и национального самосознания.

Проанализировать этнический состав современной России. Охарактеризовать межэтнические процессы – ассимиляцию, консолидацию, интеграцию. Выявить специфику этнических норм и ценностей, воспитания и культуры. Проанализировать положение этнических общностей в социальной структуре общества. Показать факторы и предпосылки социального неравенства наций, типы взаимоотношений национального меньшинства и большинства. Подумать над вопросом, можно ли все нации России поделить на городские и сельские, богатые и бедные и т.д.? Рассмотреть способы решения проблем выживания малочисленных народов.

Выяснить, в чем состоит специфика социальных факторов межнациональных конфликтов. На конкретных примерах проанализировать причины, динамику и способы разрешения межнациональных конфликтов.

Дать характеристику основных демографических показателей общества: численность населения, плотность, пол, возраст, рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, брачность, разводимость, характер и уровень миграции.

Важно рассмотреть воспроизводство населения как исходное условие существования общества, основные типы воспроизводства населения, теорию «демографического перехода». Показать влияние демографических процессов на экономическое, политическое и культурное развитие общества. Демографическая ситуация в современной России, какая она? Определите причины низкой рождаемости и изменения структуры смертности. Миграция населения. Влияние социально-демографической ситуации в России на экономическое, социальное и политическое развитие страны, на уровень и характер преступности. Угроза депопуляции и проблема демографической безопасности. Перспективы развития демографической ситуации в России.

 

ТЕМА 8: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Кол-во часов: 2 часа

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

 

1. Понятие «социальный конфликт», подходы к определению.

Теории социального конфликта (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг, К. Маркс). Дайте определение понятия «социальный конфликт», раскройте его природу как общественного явления, назовите причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Перечислите деструктивные и позитивные функции социального конфликта, приведите примеры.

Вопросы для дискуссионного обсуждения

    Проанализируйте приведенные ниже определения конфликта и дайте им свою оценку. С чем согласны, с чем нет. В чем сходство и различие определений.

А. Г. Здравомыслов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предельный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различыми социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Э.А. Уткин. «Конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия».

Немецкий социолог Р. Дарендорф. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление».

    Согласны ли Вы с тем, что социальный конфликт является двигателем общественного развития, прогресса? Приведите 2 аргумента в защиту своей позиции.

2. Типы социальных конфликтов, их характеристика (конфликты по сферам общественной жизни, по степени напряженности, по признаку открытости/закрытости, по продолжительности существования, по субъектам, по длительности, по используемым средствам, по объему, по объектам, по последствиям, по характеру развития, по источнику возникновения, по форме, по влиянию на ход развития общества, по количеству участников и др.). Конфликты реалистические и нереалистические (Л. Козер).

Формы проявления конфликтов (ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, разные формы неподчинения, саботаж и пр.)

Характеристика отдельных типов конфликтов. Ресурсные конфликты: природа и специфика. Ценностные конфликты: природа и специфика. Вспомните и назовите наиболее известные в истории кровопролитные религиозные конфликты. Дайте их характеристику с точки зрения структуры, динамики, исторического значения.

Задания для обсуждения

    Что такое «культурный шок»? Каковы причины его возникновения? Приведите примеры.

    Соотнесите понятия «ценностный конфликт», «идеологический конфликт», «мировоззренческий конфликт», «культурный конфликт».

    С .Хантингтон утверждает, что «разломы» между цивилизациями (западной, исламской, славяно-православной, конфуцианской и пр.) заменили в современном мире прежние политические и идеологические границы времен «холодной войны» в качестве рубежей кризисов и кровопролитий. Он считает, что в XXI в. конфликты между нациями и группами, представляющими различные цивилизации, будут чаще, продолжительнее и разрушительнее, чем внутрицивилизационные. Согласны ли Вы с этим мнением? Прокомментируйте свою точку зрения.

    В одной из бань Железнодорожного района г. Екатеринбурга летом 2001 г. были введены ограничения на посещение бани для иностранных граждан (работающих на местном рынке выходцев из Китая, Вьетнама, Кавказа и Средней Азии). Им было разрешено посещать баню только по понедельникам. Администрация объяснила это многочисленными жалобами местных жителей на поведение иностранцев в бане: китайцы и вьетнамцы мылись смесью сырых яиц и кефира, брызги которой попадали па остальных; азиаты приходили в парилку в грязной одежде, а выстиранное белье сушили здесь же, занимая помывочную на целый день, и т.д. Российские моряки в Японии несколько лет назад подверглись еще более жесткой дискриминации: им запретили посещать японскую баню-фуро, так как они залезали в общий бассейн с горячей водой грязными, намыливались там и принимали алкогольные налитки. Прокомментируйте данные ситуации. Определите тип конфликтов в приведенных примерах. Какие причины лежали в основной конфликтной ситуации? Можно ли считать эти конфликты ценностными? Можно ли было использовать иные методы для разрешения описанных конфликтов?

    Менеджер по продажам считает взятку или подношение представителю потенциального покупателя неэтичным способом взаимодействия, однако руководство чётко даёт ему понять, что заключения договора на поставку нужно добиться любым путём. Какие из приведенных ниже типов социальных конфликтов характеризуют указанную ситуацию, а какие – нет:

ü  внутриличностный

ü межличностный

ü  экономический

ü  идеологический

ü  мнимый

    Женщина, занимающая руководящую должность, запланировала семейный отдых на выходных, так как её работа в сверхурочное время плохо сказывается на отношениях с мужем. Вечером в пятницу начальник ставит перед ней задание, требующее срочного решения, настаивая, чтобы она занялась данной проблемой в субботу-воскресенье. Какие из приведенных ниже типов социальных конфликтов характеризуют указанную ситуацию, а какие – нет:

ü  внутриличностный

ü  межличностный

ü  между личностью и обществом

ü  между личностью и группой

ü  между социальными группами

ü  межгосударственный

3. Стадии и фазы протекания социального конфликта. Позитивные и негативные последствия конфликта.

Задания для обсуждения

    Выделите стадии социального конфликта в следующей ситуации:

На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а руководство должно было решить вопрос о том, кого увольнять. Когда откладывать решение уже не было возможности, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на увольнение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обратиться в суд. Улаживание конфликта заняло несколько месяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников.

    К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии. Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он вступил в ссору с начальником. Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения сотрудников не был оформлен документально. Решения руководства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких условиях его можно было бы избежать? Каким способом его можно разрешить?

    Выделите стадии социального конфликта. Ситуация в Греции. Финансовый кризис охватил Грецию в 2010 году. Совокупный долг Греции превысил 300 миллиардов евро, причем только в 2009 году страна одолжила около 80 миллиардов евро, или 30 % ВВП. Бюджетный дефицит составил рекордные для еврозоны 12,7 % ВВП. Кризис 2009-2010 гг. в Греции грозил осложнениями во всей еврозоне. Десятки тысяч человек протестовали в Афинах и Салониках против планов правительства резко сократить зарплаты госслужащим и другие госрасходы в обмен на кредиты ЕС и МВФ, которые должны спасти страну от банкротства. Небольшие группы молодежи устроили столкновения с полицией. В ходе беспорядков в Афинах погибли три человека - работники банка. Греция была парализована 24-часовой забастовкой, которая полностью прекратила авиасообщения и нарушила работу другого транспорта. Не работали также государственные учреждения, банки, школы и университеты. Обсуждалась возможность странам-членам Евросоюза помочь Греции преодолеть финансовый кризис, тогда правительству Греции не пришлось бы принимать жесткие меры. Правительства и парламенты Германии, Франции, Италии и Испании одобрили выделение Греции финансовой помощи на общую сумму 63,7 млрд. евро. Греческие законодатели одобрили реформы, направленные на сокращение бюджетных расходов и пенсионных выплат, а также на ускорение приватизации, в обмен на финансовую помощь со стороны международных кредиторов. Сигнализируя о выполнении условий для очередного транша финансовой помощи, греческий парламент простым большинством проголосовал за реформу рынка электроэнергии и передачу государственных активов в суверенный фонд национального благосостояния. Документ о финансовой помощи Греции на общую сумму в 86 млрд евро в виде кредитов был подписан в середине 2015 г. Однако после Греции кризис охватывает Португалию и Испанию, а в дальнейшем и всю Еврозону.

4. Условия разрешения социальных конфликтов (точный диагноз, обоюдная заинтересованность и пр.). Способы разрешения конфликтов (применение силы, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж и пр.).

Задания для обсуждения

    Выделите субъектов, причину и предмет социального конфликта, возможные пути решения в следующем примере: В садовом товариществе возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива. Спор перерос в драку. На место происшествия выехала полиция».

    Выделите субъектов, причину и предмет социального конфликта, возможные пути решения в следующем примере: В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. В то же время имели место случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной – независимой церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

    А. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что же ты его?» - спросил Чехов. «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. Видимо, у погибшего было представление, что его манера еды не заслуживает столь сурового наказания. Но, к несчастью, у убийцы оказалось другое представление об этом. Прокомментируйте данную историю. Объясните, что в данной ситуации стало причиной конфликта и можно ли было его урегулировать, какими способами.

 

Методические указания

 

Изучение темы подразумевает анализ социального конфликта как общественного явления. Необходимо изучить теоретические разработки социальных конфликтов предложенные различными социологами: К.Марксом, Г.Зиммелем, Р.Дарендорфом, Л.Козером и др. Охарактеризовать различные типы социальных конфликтов (экономические, политические, религиозно-этнические, межнациональные и др.), выявить причины их возникновения, стадии развития и варианты выхода из них. Рассмотреть проблемы управления социальными конфликтами.

Дайте ответы на вопросы к каждой конкретной ситуации. Подумайте, какова роль конфликтов в обществе, и каковы их последствия?

ЛИТЕРАТУРА

Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко; Моск.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социол. фак. М.: Юрайт, 2016. 384 с. : ил.

 

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения : учеб. пособие для вузов по курсу "Общая социология" / С.А. Кавченко. М. : Экзамен, 2004. 622 с.

Кухарчук, Д.В. Социология : крат. курс лекций / Д.В. Кухарчук. М.: Юрайт, 2016. 192 с.

Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / Л.Ф. Адилова и др.; под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 487 с.

Тезаурус социологии. Кн. 2 :Методология и методы социологических исследований : темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.

Осипов, Г.В. Социология : учеб. для вузов / Г.В. Осипов. М. Издательство ЛКИ, 2008. 372 с. : ил.

Шереги, Ф.Э. Социология девиации : прикладные исследования . М.: Центр социального прогнозирования, 2004. 341 с.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учебник /В. А. Ядов. М.: Омега-Л, 2009. 567 с.

Периодические издания

Социологические исследования : ежемесячный науч. и обществ.-полит. журнал, Рос. акад. наук

Мир России : Социология. этнология : науч. журн. / Нац. исследоват. ун-т "Высш.шк. экономики"

Общественные науки и современность, Рос. акад. Наук

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология : науч.-теорет.журн.:18+ / Санкт-Петербург. ун-т

Регион: экономика и социология : всерос. научн. журн. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. пр-ва

Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология : науч. журн.: 16+ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. серия 11, Социология / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН)

Литература в электронном виде

Бек, У. Что такое глобализация?. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : "Прогресс-Традиция", 2001. — 304 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/77055 — Загл. с экрана.

Бек, У. Общество риска. На пути у другому модерну. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : "Прогресс-Традиция", 2000. — 384 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/77038 — Загл. с экрана.

Бикбов, А.Т. Грамматика порядка: Историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65981 — Загл. с экрана.

Горелов, А.А. Социология. Конспект лекций (конспект лекций). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 192 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/53349 — Загл. с экрана.

Гумплович, Л.Г. Основы социологии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. — 366 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/47036 — Загл. с экрана.

Де Роберти, Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 282 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/44037 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Социологический толковый русско-английский словарь. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2013. — 914 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46282 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2011. — 408 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46283 — Загл. с экрана.

Кравченко, С.А. Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, восстребованность гуманистической биополитики: монография. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2014. — 198 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65773 — Загл. с экрана.

Литвак, Н.В. Современные концепции информационного общества. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : МГИМО, 2013. — 141 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/46286 — Загл. с экрана.

Общая социология : учебник / С.С. Фролов. — Москва : Проспект, 2011. — 383 с. — ISBN 978-5-392-01769-0. https://www.book.ru/book/900113

Общая социология : учебное пособие / М.М. Вышегородцев под ред. и др. — Москва : КноРус, 2016. — 277 с. — ISBN 978-5-406-04626-5. https://www.book.ru/book/917909

Социология : учебник / Ю.Г. Волков. — Москва : КноРус, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-406-05393-5. https://www.book.ru/book/919628.   

Социология : учебник / Д.В. Иванов, под ред. — Москва : Проспект, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-392-19216-8. https://www.book.ru/book/919046

Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие : учебное пособие / А.И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-392-07237-8. https://www.book.ru/book/916300

Спенсер, Г. Изучение социологии (Пер. с англ. М. Гольдсмит). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 256 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5901 — Загл. с экрана.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

Пояснительная записка

Социология – это наука о современном обществе. Изучение социологии в вузе обеспечивает получение студентами знаний о социальной реальности, в которой им предстоит трудиться после окончания вуза. Это наука о социальных структурах, общностях и группах, институтах, процессах и явлениях, о социальных статусах и ролях, интересах и мотивах, ценностях и нормах поведения индивидов и социальных групп.

Познание социологии дает представление о методах изучения и анализа социальных фактов, формирует первичные навыки применения этих методов на практике. Социологические знания должны способствовать появлению и развитию у будущих юристов интереса к человеку как к личности, субъекту, работнику, руководителю в сфере его профессиональной деятельности.

Главная функция социологического образования - формирование социального мышления, понимания проблем общества, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

Изучение социологии должно быть нацелено на пробуждение интереса к социальным проблемам человечества, России, на ознакомление с данными о социальных процессах, на выработку умения активно пользоваться социологическими знаниями и методами при решении конкретных задач в практической деятельности.

Методические указания по изучению социологии предназначены для студентов очного отделения по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Содержание дисциплины учитывает общие требования к основной образовательной программе подготовки юриста и выдержано в соответст­вии с требованиями к освоению основной образовательной программы высшего образования, установленными федеральными государственным образовательными стандартами высшего образования.

Цель изучения учебной дисциплины: обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для ориентации в жизни общества, формирования личностной, гражданской позиции, осознанного и эффективного выполнения ими своих профессиональных обязанностей по реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охране общественного порядка, предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и других правонарушений.

Задачи дисциплины:

1. Дать обучающимся знания в области истории и методологии социологической науки, ознакомить их с современными социологическими концепциями и течениями.

2. Сформировать у обучающихся научное социологическое представление об обществе как сложной социокультурной системе, о социальных проблемах современного российского общества и тенденциях его развития.

3. Выработать у обучаемых понимание значения общественных факторов социализации личности, ее социальных ролей и причин девиантного поведения.

4. Способствовать формированию у обучаемых понимания причин социальных конфликтов и способов их разрешения в интересах обеспечения общественной безопасности, а также навыков толерантного поведения в многосоставном полиэтническом обществе.

5. Привить обучаемым навыки самостоятельного сбора и оценки первичной социологической информации, научного анализа общественных проблем, в том числе связанных с профессиональной деятельностью.

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- теоретические и методологические основы и понятийно-категориальный аппарат курса "Социология", предметные области специальных социологический теорий, их сущность и специфику;

- возможности применения социологической науки в профессиональной сфере;

- методологические принципы и специальные методы эмпирической социологии; особенности организации и проведения отдельных видов социологических исследований;

уметь:

- выделять, формулировать и логично аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации с учетом ее специфики;

- толерантно воспринимать этнокультурные и конфессиональные различия участников совместной работы с целью предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

- находить подход к представителям различных культур, этносов и религий в профессиональном и деловом общении;

-  осуществлять социологическую рефлексию механизмов возникно­вения и разрешения социальных конфликтов;

- применять полученные знания о природе, путях предупреждения и коррекции девиантного поведения в различных группах социального риска;

- использовать методы социологической науки для анализа социальных процессов и явлений в различных видах профессиональной и социальной деятельности, применительно к конкретной исследовательской проблеме;

- анализировать и обрабатывать результаты научных исследований, обобщать и формулировать выводы по теме исследования;

владеть:

- навыками ведения работы с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в защите от преступных и иных противоправных посягательств;

- навыками толерантного и политкорректного поведения в поликультурном и полинациональном коллективе;

- способностью предотвращать и урегулировать конфликты в коллективе, возникающие на культурной, религиозной, национальной почве;

- навыками организационно-управленческой деятельности по установлению контактов с гражданами в целях обеспечения благоприятного отношения и поддержки правоохранительной деятельности;

- навыками разработки методики, инструментария социологического исследования, сбора, обработки и интерпретации социологических данных.

В рамках самостоятельной работы студента предлагаются такие виды деятельности:

- изучение и конспектирование трудов представителей классической и современной социологии;

- написание тематических докладов;

- написание эссе;

- выполнение группового исследовательского проекта «Составление анкеты для проведения опроса»;

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к зачету.

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ СТРУКТУРА

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.