Кол-во часов: 2 часа
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.
ü Почему социология как самостоятельная наука об обществе начала оформляться по образцу и подобию естественных наук? Что побудило О.Конта заменить определение науки об обществе как «социальной физики» на «социологию»?
ü В чем состоит объект изучения социологии?
ü Что изучает социология в качестве своего предмета? Каковы особенности понимания предмета социологии в концепциях О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, В.А.Ядова и Г.В.Осипова?
ü Каково современное понимание предмета социологии. В чем сущность современных дискуссий о предмете социологии?
ü Чем вызвана возрастающая роль социологии в жизни людей. В чем Вы видите воздействие социологии на профессиональную деятельность юриста?
2. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
ü Дайте характеристику трехуровневой структуре социологии:
· общетеоретическая социология (теоретико-методологический уровень);
· теории среднего уровня (теоретико-прикладной уровень);
· прикладная (эмпирическая) социология (практико-прикладной уровень).
ü Каковы особенности макросоциологических концепций? В чем состоят отличительные особенности микросоциологии?
ü Определите, к какому уровню социологического знания относятся следующие теории: теория бюрократии (Р.Мертон), теория аномии (Дюркгейм), структурный функционализм, теория классов (К. Маркс), исследование структуры свободного времени студентов, социология образования.
3. Внутренняя структура социологии. Методы социологии.
ü Дайте характеристику отраслей социологии с привлечением материалов научных периодических изданий
4. Функции социологии.
ü Раскройте основные функции социологии, выделив группы теоретико-познавательных и управленческо-преобразовательных функций.
5. Социология в системе общественных наук.
ü Какова связь социологии с другими общественными и гуманитарными науками?
ü Почему социологию называют междисциплинарной наукой? Генерализующей наукой (П. Сорокин)?
ü Обдумывая связь социологии с родственными науками и специфику социологического взгляда на социальный факт, заполните ПИСЬМЕННО таблицу, описав следующие социальные факты с позиций экономики, психологии и социологии:
Соц. факт | Экономист | Психолог | Социолог |
Супруги покупают мебель в магазине | |||
Контролер проверяет билеты в транспорте | |||
Кандидат в депутаты проводит агитацию |
ü Осмыслите специфику взглядов ученых по теме «Воздействие компьютерной техники на личность», составьте ПИСЬМЕННО таблицу и подготовьте сообщение по этому вопросу:
Соц. факт | Инженер | Экономист | Управленец | Психолог | Медик | Социолог |
Воздействие компьютера на личность |
ü Какая точка зрения вам кажется наиболее точной: социология – это искусство, социология – это наука или социология – это технология?
Темы докладов и рефератов
1. Метасоциология как наука о социологии.
2. Особенности метода социологии.
Методические указания
При подготовке к семинару следует обратить внимание на проблему объекта в социальных и гуманитарных науках.
Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной динамичной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, а также о законах их действия и развития. При этом общество рассматривается в социальном пространстве и времени.
Социология представляет собой сложное теоретическое и практическое знание. Она изучает механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология, как современная наука, исследует проблемы кризиса современного социума и человечества, разрабатывает возможные пути выхода из этого кризиса.
Предметными областями социологического знания являются макро- и микросферы, которые изучаются макросоциологией и микросоциологией.
Каковы конкретные методы исследования и пределы истинности микросоциологии? Важно подчеркнуть то, что интеграция макро- и микро-теорий осуществляется через теории «среднего уровня».
Термины «макро» и «микросоциологическое» знания в определённой степени соответствуют количественной и качественной социологии. Что понимается под этими категориями? Каковы предметные области количественной и качественной социологии?
При определении структуры социологии нужно видеть возможность определения различных структурных моделей социологического знания. При этом выделяют двухуровневую и трёхуровневую структуру социологии. Раскройте их.
Дайте определение общей теории, отраслевому знанию или частным (специальным) социологическим теориям. Каково место фактуального знания (системы обобщенных фактов), методов, техник, процедур получения и анализа данных? Обратите внимание на наличие рефлексивной социологии (метасоциологии) как науки о самой социологии.
Охарактеризуйте теоретический или фундаментальный уровни социологии. Обратите внимание на параллельное развитие теоретической и эмпирической тенденций, а также на то, что с середины ХХ века осуществляется поиск путей их соединения.
Дайте определение понятиям «метод» и «методология». Что понимается под методом в социологии?
Обратите внимание на то, что важнейшим методом научной социологии является подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы.
Социология – это наука о системном понимании современного общества. В силу этого в социологии используется системный подход как часть социологического метода. Охарактеризуйте его. Обратите внимание на зависимость понимания социальной реальности от избранной теории.
Кроме того, в социологии используются следующие методы: диалектический; объективный; субъективный (оценка явлений на основании мировоззрения исследователя); статистического анализа; позитивный (научно-инструментальный); сравнительный; конкретно-исторический; научного анализа; верификации (практического подтверждения научных выводов); структурно-функциональный и др. Раскройте их. Обратите внимание на проблему истины в социологии.
Основными функциями социологии являются следующие: теоретико-познавательная функция; гуманистическая; прогностическая; праксиологическая; политическая; идеологическая; управленческая; социального контроля; организационно-технологическеая; воспитательная. Дайте им характеристику, выделив группы теоретико-познавательных и управленческо-преобразовательных функций.
Какова связь социологии с другими социально-гуманитарными науками? Каково соотношение социологии и социальной философии? В философии исходными являются отношения «мир-человек», а в социологии – «общество-индивид». Как это понимать? Каково отношение социологии к политике и идеологии?
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 303.