Русская социологическая мысль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

27. 1860-1890-е годы. Этико-субъективная школа. П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Цивилизационная концепция Н.Я.Данилевского. Социологические взгляды Л.И.Мечникова, А.И.Стронина, П.Ф.Лилиенфельда, Н.И.Кареева, М.Каркунова.

28. Социологические взгляды народников. П.А.Кропоткин, М.А.Бакунин, И.Н.Ткачев.

29. 1890-начало 20 века. Неокантианское направление отечественной социологии. Б.А.Кистяковский, Л.П.Петражицкий, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов, А.С.Лаппо-Данилевский.

30. Социологические представления П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановского, Н.А. Бердяева.

31. Социологические воззрения С.Н.Булгакова и С.Л.Франка.

32. Отечественная социология в 20-21 вв.

Методические рекомендации

История социологии предстаёт как научная проблема. Как Вы считаете, почему? Что такое парадигма и метапарадигма в социологии?

Представления об обществе и процессах, происходящих в нём, развивались первоначально в рамках социальной философии. Рассмотрите основные закономерности предсоциологического этапа развития общественной мысли. Обратите внимание на возникновение пред­ставлений об устройстве общественной жизни уже в древних цивилизациях Индии, Азии, Египта. Дайте основные характеристики мифологического этапа социальной саморефлексии человечества.

Наиболее ярко представления об обществе и процессах, происходящих в нём, проявились в период античности в трудах великих социальных мыслителей Платона и Аристотеля. Рационализм стал ведущим принципом научной социальной мысли. В дальнейшем античная социальной философии повлияла на развитие европейской социальной традиции.

Охарактеризуйте основные представления об обществе Платона. Каким он видел общество? Какие идеальные типы общественного устройства и типы личности он предлагал? Аристотель в своей концепции углубил образ политизированной культуры, созданный Платоном. Назовите основные элементы социальной системы и причины возникновения социальных институтов? Что понимал Аристотель под отношениями «господство-подчинение»? Какое государство он считал правильным? Какие типы личности выделял?

В период европейского средневековья было продолжено развитие представлений об обществе. Наиболее видными мыслителями этого времени были Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Обратите внимание на изменение условий социальной жизни в средневековой Европе, на теологический характер культуры и социальной философии. С этого времени общественные отношения истолковывались в категориях этики, а этические – в категориях теологии. История стала пониматься как история человеческая, развивающаяся линейно.

Покажите специфику социальных воззрений Аврелия Августина. Как он представлял картину мира? Какая форма власти провозглашалась высшей властью на земле? Как Августин трактовал проблему насилия?

Фома Аквинский впервые обратил внимание на возможность рационального обоснования мира. На основе чего он сделал такой вывод? Данная посылка подводила к пониманию возможности разработки системы социально-политических идей, что было значительным событием в развитии представлений о социальной жизни. Как Фома Аквинский понимал право и какие разновидности права он выделял? Раскройте представления мыслителя о государстве и основных его формах. Как он понимал человека?

Дайте общую характеристику ренессансного миропонимания общества. Обратите внимание на то, что основные идеи мировоззрения эпохи Возрождения вошли в культурный фонд человечества и современной цивилизации. Среди них центральное место занимает гуманизм. Какой смысл вкладывается в это понятие? Сам человек предстаёт как активная, творческая, деятельностная личность. В это время приходит осознание того, что проблемы личности, государства, общества имеют в своей основе естественные причины. Какова роль гуманистов эпохи Возрождения в развитии научных основ социальной рефлексии? Обратите внимание на становление исторического, теоретического и прагматического методов социаль­ного познания.

Идея активного использования человеком своей судьбы разрабатывалась Н. Макиавелли. Как он обосновывал роль человека в политической деятельности? Как представлял государство? Какова роль государя?

В эпоху Возрождения естественное происхождение и функционирование людей рассматривалось как процесс развёртывания человеческих качеств в социальные институты. Следствием средневекового и ренессансного миропонимания стало появление натурализма, предполагавшего естественный характер государства, права, социальных отношений.

Между тем отход от теологического мировидения привёл к появлению множества картин мира, в том числе утопических. «Утопия» Т.Мора дала название целому направлению теоретической мысли. Автор размышляет о проблемах политического устройства, связывая их с проблемами собственности. В чём Т.Мор видел излечение от социальных болезней? Опишите образ совершенного государства. Какой проект идеального государства предложил Т.Кампанелла? На чём в его концепции основывается структура власти?

На становление социологии как самостоятельной науки значительное влияние оказали мыслители эпохи Просвещения (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Б.Мандевиль, Э.Шефтсбери). В Западной Европе конца XVII - начала XIX вв. зародились социально-политические, экономические, естественнонаучные и теоретические предпосылки возникновения социологии. Раскройте особенности учения К.А. Сен-Симона как предтечи социологической науки.

Новое время дополнило ренессансный подход принципом механистического истолкования социальных явлений. А английские материалисты Т.Гоббс и Д.Локк углубили натуралистическое понимание социальных процессов. Т.Гоббс стремился вывести признаки государства и права из естественной природы человека. Что он понимал под состоянием «войны всех против всех»? Какова при этом роль государства и сущность законов? В чём состоит значение идеи общественного договора? Какой характер высшей власти Т.Гоббс считал предпочтительным и почему? Что нового внёс Д.Локк? Обратите внимание на то, что в концепциях Т.Гоббса и Д.Локка видно стремление к формированию власти нового типа. Охарактеризуйте её.

В лице Ш.Л.Монтескье общественная мысль сделала значительный шаг к появлению социологии как науки. Он поставил основные социологические проблемы и наметил пути их разрешения. Ш.Л.Монтескье в качестве решающей силы развития общества выдвинул духовную составляющую общественной мысли. Как Ш.Л.Монтескье объяснял природу человеческого существования? Какие факторы он имел в виду? Какие методы познания впервые применил мыслитель?

Родоначальник немецкой классической философии И.Кант, видя двойственную природу человека и негативность окружающей среды, большое значение придавал дисциплине гражданского общества и законам государства. Как он понимал правовое гражданское общество и в чём, по его мнению, заключается роль государства? Как И.Кант представлял образ человека и общества? Как мыслил диалектический синтез культуры, цивилизации, морали и права? Раскройте концепцию человеческих задатков.

Г.В.Ф.Гегель в духе абсолютного рационализма утверждал, что разумное начало реализуется в действии объективных законов истории и, как следствие, в индивидуальной человеческой деятельности. Как представлялся Г.В.Ф.Гегелю исторический процесс? Чем определяется степень развития нравственных, правовых и политических норм? Что понималось под «духом народа»? Как трактуется понятие права? Что подразумевал Г.В.Ф.Гегель под формами и этапами самораскрытия и опредмечивания нравственности? Какой метод исследования предпочитал мыслитель?

Социология как наука возникла в первой половине XIX века, когда общераспространёнными в науке стали позитивный стиль мышления, рациональный способ объяснения действительности. Как это отразилось на процесс зарождения и развития социологии? Обратите внимание на то, что социология является мультипарадигмальной научной дисциплиной. Это создаёт определённые сложности при классификации её концепций.

Одним из первых появилось историко-философское и органическое направление социологии (О.Конт) Раскройте основное содержание этой парадигмы, трактовку призвания социологии в открытии законы социальных перемен, а задач социологов - в открытии «законов общества».

Представителем статистико-социологического направления был Л.А.Ж. Кетле. Какой вклад он внёс в развитие социологии? Обратите внимание на использование статистических методов в социологии и на появление статистической абстрактной единицы «средний человек».

Раскройте сущность эволюционно-органической концепции Г.Спенсера. Как он определял предмет и основания социологии? Как рассматривал проблему «личность-общество»? Какие специфические черты и общие системные признаки социального организма он выделял? Покажите трактовку социальных институтов. Что в обществе они обеспечивают?

Социал-дарвинистское направление в социологии представляли Л.Гумплович и У.Самнер. Характерной особенностью концепции Л.Гумпловича является соединение социологического и психологического знания. Что он понимал под объектом и предметом социологии? Дайте классификацию социальных групп по Л.Гумпловичу. Как он понимал общество и человеческую природу? Какова сущность конфликтов и что лежит в их основе?

Какой характер, по У.Самнеру, носит общественная эволюция и социальное неравенство? Какую роль в социальной структуре выполняют нормы, нравы и обычаи? Каков механизм их формирования? Каковы основополагающие мотивы человеческого поведения? Что подразумевал мыслитель под понятиями «мы-группа» и «они-группа»?

Обратите внимание на глобализм социального конструирования в марксистской социологии (К. Маркс, Ф.Энгельс), на материалистическое понимание и объяснение истории, позитивизацию социального знания и на его антибуржуазную направленность, историческую смену формационных типов, идеализацию рабочего класса и идею «социальной революции». В качестве методологии для анализа общественных явлений марксизм использовал системный подход. Раскройте сущность понятий «общественная формация», «базис», «надстройка», «способ производства», «классы», «производительные силы, «производственные отношения». Почему социология марксизма носила эвристический и утопический характер?

В рамках психологического направления социологического знания получили развитие различные течения. Психологический эволюционизм отстаивал Л.Уорд. Он разработал учение о сущности универсальных социальных сил, определил стимулы индивидуального поведения и психические факторы цивилизации. Что понимал Л.Уорд под категориями «социогенез» и «социократия»?

Э.Гидденс рассматривал общество как «психологическое явление, обусловленное физическим процессом». Что он понимал под «сознанием рода» и «волевым процессом»?

У.Мак-Дугалл разрабатывал концепцию инстинктивизма. Он предложил психосоциальную систему общественных отношений. Каковы особенности его концепции? Какова роль инстинктов в поведении человека? 

Г.Тард вошёл в историю социологии как один из основателей теории инстинктивизма и теории подражания, как криминолог и криминалист. Каковы законы подражания? В чём сущность теории межклассового сотрудничества? Дайте определение категориям «толпа» и «публика». Раскройте взгляды Г.Тарда на социологию преступности.

Теорию психологии народов и группового поведения рассматривал Г.Лебон. Он обратил внимание на «бессознательный субстрат» психики и теологический характер истории. Что подразумевал Г.Лебон под «толпой» и «расой»? Почему он называл ХХ век «эрой толпы»? Раскройте закон «духовного единства толпы» и ее типы.

З.Фрейд представил психоаналитическую концепцию. Обратите внимание на пансексуализм психоанализа З.Фрейда. В основе психической деятельности З.Фрейд видел принципы постоянства, удовольствия и реальности. Какова сущность теории происхождения культуры и религии? Как он определял психологию масс, толпы? Раскройте сущность теории конфликта. Дайте определение понятиям «либидо» и «мортидо». Какова сущность теории комплексов? З.Фрейд определил структуру личности. Раскройте её. Какие «механизмы защиты» выделял З.Фрейд? Что он понимал под сублимацией, вытеснением, регрессией, проекцией, рационализацией, фиксацией поведения? Раскройте сущность учения о характере человека.

Кто в социологии представлял реализм и номинализм? Раскройте методологические принципы социологического реализма и номинализма.

Покажите сущность «социологизма» Э.Дюркгейма. Обратите внимание на натурализм и социальный реализм его социологии. Рассмотрите социологические концепции разделения общественного труда, социальной солидарности, религии и морали. Что понималось под «коллективными представлениями»? Раскройте концепцию социального факта, представления о преступлении, самоубийстве и социальной аномии.

Формальную социологию разрабатывали В.Дильтей и Г.Зиммель. Как рассматривал проблему понимания Дильтей? Что подразумевал под предметом социологии Г.Зиммель? Как трактовалась общая и формальная социология? Рассмотрите понятие формы и содержания в социологии Г.Зиммеля. Как должен осуществляться анализ социальных форм? Покажите это на примере исследования моды, социальных типов, игры.

Разрабатывая концепцию социального действия, В.Парето предпринял попытку перенесения экономической теории равновесия в социологию. Как он понимал динамическое равновесие общества? Что подразумевал под принципами социологического знания: достоверности, надежности, обоснованности? Охарактеризуйте логико-экспериментальный метод исследования. Какие социальные действия он называл «логическими» и «нелогическими»? Каково соотношение теории и практики в социологическом знании? Что понимал под «свободой от ценностей»? Раскройте теорию «остатков». Каковы взгляды Парето на идеологию и «деривацию»? Рассмотрите общественно-историческую концепцию В. Парето и сущность его теории «элиты».

В методологию социологического знания заметный вклад внёс М.Вебер, разработавший концепцию понимающей социологии. Что он подразумевал под пониманием? М.Вебер предложил теорию «идеальных» типов, выделив исторические и социологические идеальные типы. Раскройте учение М.Вебера о формах господства. Мыслитель выделил следующие виды социальных действий: целерациональные, ценностнорациональные, аффектные, традиционные. Что он под ними понимал? Обратите внимание на тенденцию возрастания роли целерационального действия (рациональности европейского типа) в историческом процессе. Как М.Вебер представлял индустриальное общество? Рассмотрите феномен формальной рациональности (рациональности как самоцели) и теорию капитализма. Как мыслитель определял социологию власти? Назовите два типа господства, выделенные М.Вебером. Какой вклад в развитие социологии религии внёс М.Вебер? Раскройте значение социологии М.Вебера для развития западноевропейского социологического знания.

Каковы теоретико-методологические основания социологии П.Сорокина? Под предметом социологии мыслитель понимал две стороны «социальной связи»: внутренне-психологическую и символическую. Раскройте их содержание. В качестве основных разделов теоретической социологии он выделил социальную аналитику, механику и генетику. Что он имел в виду? Какова специфика структурного метода? Какой вклад внёс П.Сорокин в концепцию социальной стратификации?

Центральным понятием его концепции является понятие «ценность». Рассмотрите его. Почему он отдавал приоритет культурным ценностям и рассматривал социосистему как единовременное культурное качество? П.Сорокин предложил интегральный подход к описанию индивидуальных типов культурных ценностей и человеческой активности, тем самым им была предложена модель «интегральной» культурной сверхсистемы. Что он понимал под культурными образцами логико-значимых культурных систем? Обратите внимание на значение таких универсальных социально-значимых категорий как Истина, Красота, Добро, Польза. Что выделялось в качестве основных форм актов поведения. Что называл мыслитель интегральной истиной? Какое значение имела идея конвергенции США и СССР к единому социокультурному типу?

При подготовке к семинарскому занятию обратите внимание на плюрализм современной западной социологии, использование ею идей и концепций классической социологии, а также на появление совершенно новых неклассического типа концепций. Какие парадигмальные ориентации являются приоритетными в современной западной социологии и почему?

Эмпирическая социология была в известном смысле противопоставлена теоретическим представлениям классической социологической мысли XIX века. Назовите основные причины возникновения эмпирической социологии? Какова роль позитивизма и его принципов в развитии эмпирической социологии? Раскройте основное содержание академического и прикладного течений эмпирической социологии.

Социально-экологическая теория представлена Р.Э.Парком. Что он рассматривал в качестве предмета социологии? Охарактеризуйте стадии эволюции социального организма. Как Р.Э.Парк трактовал коллективное поведение и его стадии, миграцию? Как он понимал экономические законы, право, нравы, обычаи? Дайте определение понятиям «согласие» и «контроль».

Социология города была разработана Э.Берджессом. Какова сущность концепции «концентрических зон»? Какое место отводится в ней бизнес-центру и зоне транзита? Что понималось под организацией общества по принципу конкуренции? Каково значение метода картографирования?

Покажите сущность «теории отставания культуры» У.Ф.Огборна как вариант технологического детерминизма. Почему наблюдается отставание духовных элементов культуры от материальных? Раскройте содержание понятия «духовная комфортность общества».

Л.Вирт предложил урбанистскую концепцию городского образа жизни и городского типа личности. Каковы особенности городской культуры?

Раскройте сущность теории индустриальной социологии и концепцию «человеческих отношений» Э.Мэйо. Что составляет теоретико-методологические основания индустриальной социологии? Каково место человеческого фактора в производственных отношениях? От чего зависит социальная стабильность? Рассмотрите концепции «паритетного управления», «гуманизации труда», «групповых решений». Обратите внимание на создание социальной философии менеджмента.

Подумайте, каково современное состояние эмпирической социологии в ее прикладном аспекте и её значение для деятельности правоохранительных органов. Раскройте термины «социальная инженерия» и «клиническая социология», обратив внимание на изменение управленческих структур. Укажите границы и пределы эмпирико-социологического знания.

Т.Парсонс в структурно-функциональном анализе при описании общества, как системы, использовал динамический подход. Каково место и значение структурно-функционального подхода в социологии? Его задачи? Как трактовалась структура в концепции Т.Парсонса? Что понималось под динамическим анализом? Каковы его условия? Функции являются критерием значимости динамических факторов и процессов внутри системы. Что понималось под дисфункциональным процессом? Основным элементом социальной системы являлся индивид как действующее лицо. Каково место человека как единицы социальных отношений?

Теория социального конфликта разрабатывалась Ч.Р.Миллсом, Л.Козером, Р.Дарендорфом. Ч.Р.Миллс выделил три группы социологических проблем: общество - история - люди. Что он понимал под социологическим анализом? Л.Козер предложил концепцию позитивной роли противоречий и конфликтов. В чём её сущность? Каковы функции конфликтов в обществе? На чём базируется конфликтная модель общества в теории Р.Дарендорфа? Каковы причины конфликтов? Какую классификацию конфликтов по отношению к власти даёт исследователь? Каково местоконфликта в цивилизованном обществе?

Неофрейдистские концепции представили А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, Г.Саливен, Э.Фромм. В теории А.Адлера осуществлена социологизация психоанализа. Он отстаивал принцип единства личности и приоритет социальных факторов в человеческом поведении. Раскройте основные категории индивидуальной психосоциологии. Что понимал под видами компенсации и «стилями жизни»?

К.Г.Юнг разработал технику «свободных ассоциаций». Охарактеризуйте её. Развитие культуры рассматривалось им как подавление инстинктивной природы человека. Культура - как символотворчество. Что это значит? Какова структура человеческой психики? Что понималось под коллективным бессознательным и каковы его архетипы? Дайте определение «самости» как субъекту целостной психики человека. Какие типы личности выделял Юнг?

К.Хорни создала концепцию «небезопасности» как детерминанты поступков человека. Какова стратегия поведения по К.Хорни и типы конфликтной личности? Что она понимала под «невротической личностью? Г.Салливен вошёл в историю как создатель концепции «относительно устойчивой модели межличностных ситуаций». Раскройте её.

Каковы методологические основа психосоциологии Э.Фромма? Мыслитель обратил внимание на дихотомию человеческого существования. Что имелось под этим в виду? Что Э.Фромм понимал под экзистенциальными и историческими дихотомиями? Основным экзистенциальным противоречием Э.Фромм считал разрыв связей с природой. Почему? Чем определяется, по его мнению, социальный и индивидуальный характер личности? Подчеркните эволюционный и революционный характер взаимозависимости структуры и характера. Охарактеризуйте типы социальных характеров и соответствующие им психические механизмы. Каково влияние социальной структуры на социальный характер её членов? С чем связывалась устойчивость элит и «тихое поражение» революций?

Как Э.Фромм рассматривал эволюцию человеческого общества? Чем, по его мнению, определялся характер свободы современного человека? Каковы причины установления тоталитарных режимов? Каковы основные тенденции человеческой истории? Какие пути преодоления кризиса общества и культуры предлагал Э.Фромм? Раскройте сущность концепцию «нового человека» и «нового общества».

При рассмотрении концепции Д.Морено определите методологические основания социометрии. Что выступает в качестве объекта и предмета в социометрии? Покажите роль социометрического метода. Раскройте базисные понятия социометрии. Почему микроструктура рассматривалась исследователем как совокупность психических отношений людей, а макроструктура - как пространственные взаимоотношения людей? Какова возможность установления контроля над поведением личности и социальной группы? В чём состоит значение ядра группы и неофициальной её структуры? Что понимается под большими группами и «психосоциальными сетями»? Какой смысл вкладывал Д.Морено в «универсальный микрозакон»? Каково место «закона насыщения»? Раскройте социогенетический и социодинамический законы. Дайте определение понятиям «предпочтения», «звёзды», «социометрический пролетариат». Каково значение социальной терапии по типу «психодрамы»?

Д.Морено разработал типологию революций. Что он говорил о всеобщей социометрической революции? Определите значение социометрии для социологии как науки и необходимость познания её для сотрудников правоохранительных органов.

Методологическими основами теории социального обмена являются философия и психология бихевиоризма, функциональная антропология, психология поведения, утилитарная экономика. Ведущими представителями - Д.Хоманс и П.Блау.

Д.Хомансом стремился «вернуть человека в социологию». Что характерно для его социологии? Как он осуществлял анализ социальных институтов и человеческого общества? Что он рассматривал в качестве исходной единицы анализа? Как трактовал социальный обмен? Что понималось под балансом между обменами? Какие уровни поведения выделял Д.Хоманс?

В качестве предмета исследования П.Блау выступали причины и механизмы возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Что П.Блау понимал под обменом? Назовите принципы обмена. Как рассматривалась иерархическая дифференциация общества? Почему в обществе возможно политическое урегулирование сложных систем косвенного обмена? Каковы условия легитимности правящих организаций? Каков генезис оппозиции? Обратите внимание на зависимость темпов роста оппозиции от скорости социальной мобильности, от готовности властных групп к уступкам, от количества межгрупповых и межличностных конфликтов в границах социальной системы.

Методологическими основами теории символического интеракционизма являются прагматизм Дж. Дьюи. Для этого направления характерен приоритет социального над индивидуальным. Одним из ярких представителей этого направления был Д.Мид. Он разрабатывал концепцию «символического окружения». Что понимал Д.Мид под символами и каково их значение? Обратите внимание на многозначность символа при осуществлении межличностного взаимодействия индивидов. Какие факторы обусловливают поведение человека? Почему анализ личности осуществляется с помощью социально-типичных шаблонов поведения?

Методологические основы этнометодологии содержатся в социальной антропологии и этнографии. Основатель этнометодологии - Х.Гарфинкель. Что он понимал под предметом этнометодологии? На что должна ориентироваться социология? Почему «все люди являются социологами», как считал Х.Гарфинкель? Как рассматривается социологическая парадигма? Проследите цепочку: рациональность социальной действительности - рациональность действия - рациональность объяснения действия. Индивид, по утверждению Х.Гарфинкеля, является «членом коллектива». Взаимное понимание в этом плане предстаёт как соглашение, нормализующее социальное поведение, а игра воспринимается как аналог социального взаимодействия. Каково место этнометодолога в социологическом исследовании? Как осуществляется навязывание социального порядка «извне»? Проанализируйте феномены «душевной болезни» и пола (трансвестизма). Ошибка! Закладка не определена.

Феноменологическая социология представлена в лице А.Шюца. Он сделал попытку восстановить связи абстрактных научных понятий с жизнью, с миром повседневности. В чём заключается методологическая задача социологии? Как рассматривается социальная реальность? Какие критерии, структурирующие значимые явления и объекты выделил А.Шюц? Что А.Шюц считал обыденным рациональным и моральным знанием? Что понимал под отклоняющимся поведением? Что обозначает принятый на веру статус мира? Что мыслитель подразумевал под «взаимностью перспектив»? Как, по мнению А.Шюца, решается проблема внутренней и внешней интерпретации факта? В чём отличие феноменологии и социологии? Обратите внимание на достижения феноменологической социологии, которая заострила внимание на анализе свойств обыденного мышления и деятельности, в целом повседневности, как сферы человеческой субъективности.

Представителем концепции социального действия и социального пространства являлся П. Бурдье. Он стремился выразить противоречивое единство социального мира через сочетание физического и социального (символического) пространства. Как П. Бурдье представлял себе объективный и субъективный срезы социального пространства? Индивид рассматривается в его концепции как элемент социальной структуры и как носитель практики. Каково место практики как системообразующего элемента? Что понимается под понятием хабитус? Чем определяется сходство хабитусов? Какова роль хабитусов в образовании групповых и классовых общностей?

А.Турен предложил свою версию социального действия, получившую название акционизма. Развитие общества он объяснял как результат взаимосвязи действия и ценностно-нормативных систем. Что понимается при этом под действием? Почему главными факторами общественного устройства А.Турен считает не экономические, а социокультурные факторы? Какие этапы современного западного общества он выделил? Как охарактеризовал постиндустриальное общество? Кого считал «технократами» и «профессионалами»? Какой характер носят взаимоотношения между ними?

Теорию коммуникативного общества разрабатывал Ю.Хабермас. Он стремился создать концепцию современного общества, соединяя в единое целое индивидуальное и общественное, рациональное и иррациональное, поведенческое и институциональное, структурно-организационное и эволюционное. Какое место в этой теории занимает концепция коммуникативного поведения (коммуникативного действия)? В чём Ю.Хабермас видит основы коммуникативной рациональности и коммуникативного действия? Обратите внимание на то, что человек в социуме действует, находясь одновременно в двух мирах – жизненном и системном. Какое противоречия является необходимой предпосылкой развития общества? Как трактуется прогресс в концепции Ю.Хабермаса?

Н.Луман предложил концепцию самореферентной системы. Что понимается под самореферентной системой? Как трактуются понятия «действие» и социальная структура? Социальная система представляет собой своеобразную совокупность коммуникаций, обладающих свойством самоописания, а действие, как событие, становится своеобразным проявлением самой коммуникации.

Раскройте особенности развития социологии, обратив внимание на влияние русской национально-культурной традиции и западно-европейской социальной мысли, на центральную проблему философско-социальных поисков - выбор пути развития России, на формирование тематики, связанной с различными аспектами развития государства и политической власти.

Периодизация российской социологии.

1. Предсоциологический этап развития русской социальной мысли (до 1860 года). Рассматривая предсоциологический этап развития российской социальной мысли, покажите особенности становления социального мышления, складывавшегося под влиянием православия византийского типа.

2.Синтетическая фаза развития социологии в России (1860 - 1890 годы). Что характерно для этой фазы развития социальной мысли? Раскройте ведущие принципы этого периода. Какие школы социологии появились в данный период?

3.Аналитическая фаза развития российской социологии (1890 -1900 годы). Расскажите об особенностях развития социологии в это время. Какими школами представлена аналитическая фаза? Какие проблемы являются основными?

4.Аналитико-синтетическая фаза (1900 - 1922 гг.). Что для неё характерно? Какие концепции получили наибольшее развитие?

5.Советская социология в России в 1920 - 30 годы. Охарактеризуйте развитие социологии в первые годы советской власти. Обратите внимание на институционализацию марксистской социологии, её предметное самоопределение и устранение других направлений социологической мысли. Какие идеи были ведущими? Как понимается исторический материализм? Раскройте смысл дискуссии о содержании и роли понятия «общественно-экономическая формация». Каково ее значение и последствия для социологии?

В это время осуществляются попытки систематизации марксистской концепции общества. Какова сущность объективно-экономических и субъективно-активистских интерпретаций марксизма? Как решалась проблема социальной структуры и почему она сводилась к классовому делению общества? Как трактовалась проблема социально-классовой дифференциации? Как оценивалось крестьянство и интеллигенция? В чём заключалась сущность постановки проблем «новых социалистических классов» и социально однородного общества? Как решалась проблема национальных отношений? Как рассматривались семья и брак? Каковы достоинства и недостатки социальных «обследований» в 1920-1930 годы?

6. Обратите внимание на то, что в 1940-1950 годы происходит институциональное свёртывание социологии, ограничение её предмета, изоляция от мирового процесса развития социологических исследований. Это негативно сказалось на её развитии.

7.Советская социология в 1960 - 90 годы. В 1960-е годы в СССР в рамках марксистского знания происходит реабилитация и развитие социологии. К какому году относится первое упоминание о социологии как возрожденной дисциплине? С чем была связана новая институционализация социологии? Какие проблемы интересовали исследователей? Значительным событием было издание в 1966 году двухтомного коллективного труда «Социология в СССР». Назовите авторов, темы и основные проблемы.

Какие реальные социальные противоречия и задачи социологической науки существовали в условиях тоталитарного государства? Раскройте основное содержание достижений социологии, связанных с разработкой методологии и логики системного подхода, развитием количественных методов исследования. Назовите ведущих социологов страны, основные проблемы и темы их исследований.

8.Современный этап развития социологии в России (1990 годы – по настоящее время). В это время идёт активный процесс освоения и осмысления мировой, в первую очередь западной и американской, а также русской дореволюционной социологии. Какие основные направления современной российской социологии Вы можете назвать? Какое место на современном этапе развития социологической науки в России занимают социальная теория и прикладные исследования? Какими характерными чертами обладает российская социология? Подумайте, каково влияние основных школ отечественной социологии на общественную мысль России и мира.

Предсоциологический этап развития социологии России.

Обратите внимание на социально-политическое развитие России, результатом которого стало появление социальной мысли как светского знания. Почему центральной проблемой философско-социальной мысли стал выбор пути развития России? Какие проблемы постоянно находились в центре внимания исследователей? Кто из мыслителей обосновывал необходимость сильного государства?  Каковы особенности представлений об обществе Ф.Прокоповича, В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова?

Кто в России разрабатывал проекты ограничения самодержавия и дальнейшего политического реформирования России? Раскройте основные идеи либеральных просветителей (Д.С.Аничкова, Я.П.Козельского, С.Е.Десницкого, А.Н.Радищева). Ими были поставлены проблемы, ставшие в дальнейшем ведущими в русской социальной мысли: революция как средство уничтожения самодержавия и крепостничества, община как самобытная форма жизни русского народа, труд в истории человечества и др. Обратите внимание на то, что первым, кто ясно заговорил о социологии и познакомил Россию с идеями О.Конта был В.Н.Майков. В чём состоит заслуга П.Я.Чаадаева? Раскройте сущность его концепции.

Формулированию моделей развития социальной мысли способствовали славянофилы и западники. Какие идеи отстаивали славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков)? Какие ценности проповедовали западники (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский)?

Идеи К.Д.Кавелина стали своеобразным итогом предсоциологического этапа развития социальной мысли России. Что было характерно для его концепции? Обратите внимание на то, что он первым стремился использовать идею права. Что он понимал под правом? Раскройте сущность теории исторического развития русской гражданственности.

Отметьте, какие направления ранней российской социологии были ведущими?

Обратите внимание на позитивистко-натуралистические школы «одного фактора»: механическую (Е.В.Спекторский); органическую (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд-Тоаль, Я.А.Новиков); географическую (А.П.Щапов, Л.И.Мечников) и раскройте их, подчеркнув своеобразие.

Для концепции цивилизаций Н.Я.Данилевского свойственны органицизм и натурализм. Обратите внимание на то, что законы культуры он рассматривал как основу для выделения культурно-исторических типов. Какие культурно-исторические типы были выделены мыслителем? Какова их сущность и место в истории человечества? Какие способы распространения цивилизаций Н.Я.Данилевский считал основными? Как исследователь решал проблему единства истории, прогресса человечества и общечеловеческих ценностей? Что он понимал под понятиями «общечеловеческое» и «всечеловеческое?

Психологическую концепцию разрабатывали Е.В.Де Роберти и Н.И.Кареев. Де Роберти отождествлял социальные изменения с психическими процессами, расширительно понимая социологию как универсальную науку о человеческом духе. Раскройте сущность двухуровневой модели изучения общества. Что подразумевал Де Роберти под понятием «надорганическое»? Назовите стадии эволюции «надорганического». Перечислите стадии социальной эволюции.

Коллективную психологию Н.И.Кареев рассматривал как основу общества и социологии как науки. В чём заключаются особенности его взглядов на место коллективной психологии в социологическом познании? Основная парадигма социологии Н.И.Кареева связана с понятием «идеальные типы». Что он понимал под этим? Что подразумевалось под предметом социологии? В чём заключается сущность идеи о неравнозначности эволюции и прогресса?

Л.И.Петражицкий, одновременно тяготея к неокантианскому направлению, являлся создателем отечественной социально-психологической школы права. Им были разработаны методологические принципы исследования социально-правовых явлений. Раскройте сущность теории относительной ценности права, обратив внимание на право как на социально дисциплинирующую систему.

Рассматривая неокантианское направление, обратите внимание на российскую специфику, влияние баденской школы с ее теорией ценностей и проблематикой обоснования специфики социального познания. Основными направлениями российского неокантианства были психологическое (Л.И.Петражицкий) и нормативистское (Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов, А.С.Лаппо-Данилевский).

Назовите ведущие темы и проблемы, разработанные школой.

Б.А.Кистяковский стремился найти выход из кризиса социального познания в области методологии. По каким вопросам мыслитель осуществлял критику марксизма? Как он понимал этически должное в социальном познании? Как трактовал нормативность социальной необходимости?

В чём заключается специфика социологических взглядов П.И.Новгородцева? Как он определял предмет, конечную цель и задачи социологии?

Раскройте сущность нравственно-правовой концепции общественной жизни (социологии культуры). В чём состоит отличие культуры и социума, с точки зрения идеального проекта? Как он трактовал априорное нормативно-ценностное понимание мира? Подчеркните первичность бытия норм и вторичность структур социума и культуры. Рассмотрите социальный факт как ценность. Отметьте онтологическую реальность личности, исходный характер принципа самоопределяющейся личности. Подчеркните нравственный априоризм неокантианства.

В.М.Хвостов подчёркивал телеологический характер социального познания. Что он понимал под общей схемой социального порядка? Он отмечал тождественность социальных законов законам социальной психики. Мыслитель размышлял о борьбе индивидов в обществе, рассматривал диалектический характер кооперации. Какое определение прогрессу давал В.М.Хвостов? Каковы фазы исторического развертывания духовного процесса, конституирования общественного идеала? Что В.М.Хвостов понимал под «духом времени»?

А.С.Лаппо-Данилевский считал историю и социологию основными типологизирующими дисциплинами социального познания. В чём виделась специфика социологии и её конечная цель? Специфика истории им рассматривалась как индивидуализирующая социальная динамика. Как с точки зрения «непрерывности сознания» субъекта А.С.Лаппо-Данилевский критиковал позитивизм О.Конта? Как он осуществлял критику экономизма К.Маркса?

Как в плюралистической социологии М.М.Ковалевского рассматривалось развитие общества? Что понималось под социологией и сравнительно-историческим методом в социологии? Какое место занимает социология в классификации наук? Какие социальные закономерности он выделял? Каково содержание общественного прогресса? Определите истоки основных социальных институтов. Раскройте концепцию социальной замиренности. В теории М.М.Ковалевского имеет место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. Как мыслитель разрешает проблему общественных изменений? Раскройте учение о солидарности. Как трактуется им эволюция семьи и семейных отношений?

Неопозитивизм отстаивали А.С.Звоницкая, П.А.Сорокин и А.М.Тахтарев. Они считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения людей и общества в целом, рассматривая их с точки зрения статичности и организованности. Какова роль эмпирических исследований в изучении общества? Каково место функционального типа исследований социального целого?

П.А.Сорокин предложил целую систему социологии. Как он определял предмет и метод социологии? Что понимал пол структурными элементами социологии: социальной аналитикой, социальная механикой и социальной генетикой? Какова роль практической социологии? Раскройте концепцию социокультурной динамики.

Ведущими представителями этико-субъективной школы являлись П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. В основе этой социологической школы лежало пропагандистское направление народничества. Назовите исходные посылки и главные социологические проблемы социологических воззрений П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Что они понимали под предметом и предназначением социологии? Представителями этико-субъективной школы предложили оригинальное решение социальных проблем России через формирование субъективного метода, развитие социологии личности, теории социального прогресса. Раскройте сущность субъективного метода исторического познания. Исключительное значение они придавали личности. Особое место, при этом, отводилось интеллектуальной элите (П.Л. Лавров). Каковы механизмы воздействия «героя» на «толпу»? Подчеркните двойственный характер взаимодействия прогресса общества и прогресса личности.

Что понимал мыслитель под «правдой-истиной» и «правдой-справедливостью»?

Одними из видных представителей народничества, были П.А.Кропоткин, М.А.Бакунин, И.Н.Ткачев. Раскройте основное содержание социологической концепции народничества.

В социологической концепции П.А.Кропоткина преобладал психобиологический подход с элементами позитивизма и дарвинизма. Определите основные темы его социологии. Покажите противоречия анархистской доктрины П.А.Кропоткина. Что говорил мыслитель о специфике социалистической революции?

В центре социологических представлений М.А.Бакунина находились проблемы свободы личности. Как он их трактовал? Как трактует М.А.Бакунин проблема власти? Как он понимал антицентрализм организации общества. Почему считал бунт в качестве единственной формы политического поведения?

И.Н.Ткачев рассматривал перспективы русской революции. Какие социологические законы он выделял и каково влияние на них «экономического начала»? Что мыслитель понимал под социальным прогрессом? В чём состоит назначение политической власти в обществе? Какое место в ней занимает активное меньшинство? Охарактеризуйте анархическую утопию И.Н.Ткачева.

Марксизм (экономический материализм) в России можно рассматривать как идеологическую доктрину и как социальную теорию. Он существовал в двух формах: ортодоксальной и неортодоксальной.

Дайте характеристику ортодоксальному направлению. Обратите внимание на то, как происходит эволюция русского марксизма. Какова роль Г.В.Плеханова и В.И.Ленина в распространении социологии мар­ксизма в России?

Лидером  ортодоксального марксизма являлся Г.В.Плеханов. Изложите основные идеи его концепции. Как мыслитель понимал социологию, субъективный метод, революцию, трактовал искусство, познание, роль личности? Каково значение исторической необходимости в действиях личности?

В.И.Ленин предлагал ортодоксальное по форме, но неортодоксальное по содержанию направление. Он осуществил политизацию социальной теории и на практике стремился воплотить её в реальность. Раскройте основные идеи его концепции.

А.А.Богданов пытался соединить марксизм с современной наукой. Какова сущность его идей? Н.И.Бухарин отождествлял социологию с историческим материализмом. Он впервые попытался систематически рассмотреть основные понятия и теоретическое содержание исторического материализма. Что он считал социологической теорией марксизма?

Неортодоксальное, критическое направление марксизма (легальный марксизм) разрабатывали Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский. Какие идеи они отстаивали?

П.Б.Струве одним из первых обратил внимание на наличие социальной дифференциации общества, чёткую взаимосвязь экономического и социального развития. Почему эти сферы, по его мнению, не могут реформироваться одновременно и параллельно? К каким последствиям должно привести развитие капитализма в России? Почему П.Б.Струве критиковал идею диктатуры пролетариата?

М.И.Туган-Барановский опирался на распределительную теорию происхождения классов, считая, что классовая борьба в основе своей содержит противоборство за распределение в обществе продуктов.

Раскройте концепцию тектологии А.А.Богданова-Молиновского. В чём заключается историческое значение марксистской социологии?

Русская идея в ранней отечественной социологии разрабатывалась в рамках «христианской социологии» (В.Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев). Её представители критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

Идеи целостности духовно-душевного мира получили особое выражение у В.Соловьёва и Н.Бердяева. Лейтмотивом их учения являлось объяснение творческого начала в человеке, так как каждая личность несёт в себе начало божественное. Человек становится Человеком благодаря религиозному сознанию. Бог наделяет человека свободой и творчеством, благодаря чему человек становится упорядочивающей силой в мире. Сам человек является творцом своей судьбы в процессе бесконечного выбора между добром и злом. Раскройте идею всеединства и учение о нравственном смысле личности В.С.Соловьева. Отразите взгляды Н.А.Бердяева о русской душе, русской идее и об истоках русского коммунизма. Каковы особенности воззрений С.Н.Булгакова, С.Л.Франка, К.Н.Леонтьева и К.П.Победоносцева?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.