Предотвратить забывание легче, чем восстановить забытое. Важнейшим средством предотвращения забывания является повторение.
Дело в том, что процесс забывания наиболее интенсивно происходит в течение первых пятнадцати дней после того, как вы узнали что-либо. Поэтому если вы в этот период, а еще лучше в первые 5 - 6 дней, повторите изученный материал, то прочно закрепите его в памяти. При повторении очень полезно тренироваться в словесном изложении математических формул, самостоятельном выводе их, а также доказательстве теорем при закрытой книге.
Повторное чтение учебника имеет исключительно большое значение для успешной учебы заочника. Оно является абсолютно необходимым для глубокого и прочного усвоения программного материала. Особенно необходимо повторное чтение при подготовке к экзамену.
Нужно тренировать и развивать свою память. При этом нужно учитывать, что у одних преобладает слуховая память, у других - зрительная. Желательно развивать оба вида памяти, но для лучшего усвоения материала следует пользоваться более развитым видом памяти. Для людей с хорошей слуховой памятью полезны коллективные занятия, при развитой зрительной памяти лучше работать индивидуально.
Коллективные занятия полезны для повторения изученного материала. Хорошо, когда один учащийся помогает другому, поскольку ничто так не способствует усвоению материала, как объяснение его другому человеку.
Чтобы надолго запомнить учебный материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты, которые потом вспоминаются первыми. Это основные определения и формулировки, между которыми установлена логическая связь.
Самоконтроль.
При изучении математики большое значение имеет проверка правильности понимания, усвоения и выполнения задания. Необходимо научиться самоконтролю. При этом приемы самоконтроля могут быть различные:
- проверка правильности усвоения материала путем сравнения своих формулировок с данными в учебнике (если свои записаны);
- проверка результатов решения задачи по готовому ответу, а еще лучше по готовому решению, когда сразу видно, в каких местах есть пробелы;
- по аналогичному заданию;
- прикидка верности результата;
- проверка с помощью обратных действий;
- оценка соответствия результата здравому смыслу, жизненной реальности.
О решении задач .
Решение задач является лучшим способом закрепления материала. Конечно, общих рецептов для решения разнообразных задач не существует, однако рекомендуем придерживаться
следующих советов:
1. Начинайте изучение условия задачи с тщательно выполненных наглядных рисунков, чертежей, таблиц или иллюстрированных схем, помогающих осмыслить задачу.
2. Величины, данные в условии задачи, необходимо перевести в одну систему единиц, нарушение этого правила является распространенным источником ошибок у учащихся.
3. Внимательно изучите цель, поставленную в задаче, выясните, какие теоретические положения связаны с данной задачей в целом или с некоторыми ее элементами.
4. Не следует приступать к решению задачи, не обдумав условия и не найдя плана решения.
5. Попытайтесь соотнести данную задачу с каким-либо типом задач, способ решения которых вам известен.
6. Если сразу не видно хода решения, то последовательно отвечайте на вопросы:
· что дано;
· что нужно найти;
· в чем состоит условие задачи, достаточно ли данных, чтобы найти неизвестное;
· какая связь между известными величинами?
7. Попробуйте расчленять данную задачу на серию вспомогательных, последовательное решение которых может составить решение данной задачи.
8. Найдя план решения, выполните его, убедитесь в необходимости и правильности каждого шага, произведите проверку решения и, если нужно, его исследование.
9. Подумайте, нельзя ли было решить задачу иначе; известно, что задача может иметь несколько решений, поэтому следует выделить наиболее рациональное.
10. Если решить задачу не удается, отыщите в учебной (или популярной) литературе уже решенную задачу, похожую на данную, изучите внимательно это «готовое» решение и постарайтесь извлечь из него пользу для решения данной задачи.
11. При решении задач используйте различные приемы самоконтроля, например проверку результатов по готовому ответу или готовому решению; прикидку верности результата (в задачах на вычисления); соответствие результата здравому смыслу, проверку с помощью обратных действий и др.
О контрольных работах.
Контрольные работы следует выполнять самостоятельно и лишь после того, как проработан соответствующий теоретический материал и решен необходимый минимум задач. Так как каждой теме соответствует задача или пример, то контрольную работу следует выполнять постепенно, по мере изучения материала. При решении задач следует обосновать каждый шаг решения исходя из теоретических основ курса. Не следует применять формулы, которые не входят в программу. Решение должно быть доведено до окончательного ответа.
Требования к выполнению и оформлению контрольной работы.
1. Каждая работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставить на них поля не менее 3 см для замечаний преподавателя.
2. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист утвержденного образца или аккуратно записаны все данные титульного листа: шифр, фамилия, имя, отчество учащегося, дисциплина и номер работы.
3. Работа должна быть выполнена чернилами одного цвета, аккуратно и разборчиво.
4. Решение задач желательно располагать в порядке номеров, указанных в задании, номера задач следует указывать перед условием. Решение каждой задачи следует начинать с новой страницы.
5. Условия задач должны быть обязательно переписаны полностью в контрольную тетрадь; к геометрическим задачам, кроме того, дается установленная краткая запись условия.
6. При оформлении записей в тетради необходимо выполнять общие требования к культуре их ведения. Перечислим важнейшие из этих требований:
а) учащиеся должны соблюдать абзацы, всякую новую мысль следует начинать с красной строки;
б) важные формулы, равенства, определения нужно выделять в отдельные строки, чтобы сделать их более обозримыми;
в) при описании решения задач краткая запись условия отделяется от решения, в конце решения ставится полный ответ;
г) серьезное внимание следует уделять правильному написанию сокращенных единиц, величин.
7. Решения задач должны сопровождаться краткими, но достаточно обоснованными пояснениями; используемые формулы нужно выписывать.
8. Чертежи следует выполнять карандашом с использованием чертежных инструментов, соблюдая масштаб.
9. В конце работы следует указать литературу, которой вы пользовались, проставить дату выполнения работы и подпись.
10. Если в работе допущены недочеты и ошибки, то учащийся выполняет все указания преподавателя, сделанные в рецензии. Замечания рецензента стирать нельзя.
11. Контрольные работы должны быть выполнены в срок (в соответствии с учебным планом-графиком). В период сессии работы на проверку не принимаются.
12. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается учащемуся без оценки.
13. Учащиеся, не имеющие зачета по контрольным работам курса, к экзамену не допускаются.
14. Во время экзамена зачтенные контрольные работы представляются преподавателю вместе с данными методическими указаниями.
15. Каждая контрольная работа имеет 100 вариантов. Вариант работы выбирается по двум последним цифрам шифра (номера личного дела). Например, учащиеся, имеющие шифры 23, 117, 300, 207, получат варианты 23, 17, 00, 07. Учащиеся, у которых шифры от 1 до 9, должны добавить впереди цифру 0, т. е. они получат варианты 01, 02, 03, ..., 09
Таблица вариантов.
Вариант |
Номера задач
Номера задач
Линейная алгебра
Матрицы. Основные понятия. Действия с матрицами. Определитель матриц. Свойства определителей и методы их вычислений.
Обратная матрица. Решение систем линейных уравнений в матричной форме.Метод Крамера. Метод Гаусса.
Изучите способы вычисления определителей, свойства определителей. Различные методы решения систем линейных уравнений и выполните решение примеров, используя методические указания по этой теме, внимательно разберите решения примеров из данного пособия. Ответьте на вопросы и выполните упражнения для самопроверки. Выполните задание с 17-25.
Литература.
1. И.И. Валуцэ, Г.Д. Дилигул «Математика для техникумов», М.: Просвещение, 2005 г.
2. Н.В. Богомолов «Практические занятия по математике», М.: Просвещение, 2005 г.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.