Технико-экономические показатели качества машины определяют ее эффективность по основным техническим параметрам и стоимостным показателям. К ним могут быть отнесены производительность машины, мощность и энергоемкость, масса и материалоемкость, стоимость и удельная стоимость, себестоимость механизированных работ.
Производительность машины является основным критерием оценки ее эффективности. Производительность машины зависит от многих факторов, как постоянных (конструктивные свойства машины), так и переменных (степень использования ее технических возможностей, вид работ, производственные и организационные условия, квалификация машиниста и др.). В зависимости от учитываемых факторов различают три вида производительности: конструктивно-расчетную (теоретическую), техническую и эксплуатационную.
Конструктивно-расчетная производительность за 1 ч чистой работы устанавливается конструкторским расчетом, исходя из максимального значения параметров, расчетных скоростей и загрузки машины без учета переменных факторов. Она используется для оценки конструктивных качеств машины и является исходным теоретическим показателем при определении технической производительности машины.
Техническая производительность определяется по приведенным в соответствующих разделах формулам за 1 ч чистой работы при наиболее эффективном режиме загрузки машины с учетом степени использования ее технических возможностей, т. е. учитывается влияние на производительность целого ряда переменных факторов, отражающих характер и условия выполнения работ, выраженных-соответствующими коэффициентами. Техническая производительность является наивысшей производительностью машин и может быть достигнута при совершенной организации механизированных строительных работ высококвалифицированным обслуживающим персоналом.
Технической производительностью пользуются во всех случаях при обсчете схем организации механизированных работ, осуществлении увязки работы отдельных машин, для оценки выбора той или иной машины и для расчета эксплуатационной производительности.
Эксплуатационная производительность отличается от технической тем, что при ее определении учитывают необходимые минимальные перерывы по конструктивно-техническим, технологическим и метеорологическим причинам, а также прочие простои, неизбежные в процессе работ. В отличие от технической производительности, базирующейся на опыте передовиков производства, эксплуатационная производительность машин устанавливается исходя из результатов работы, достигнутых строительными организациями в целом.
Сменная эксплуатационная производительность представляет наибольший интерес при определении экономических показателей.
Эксплуатационная производительность используется при проектировании, организации и планировании механизированных работ, а также при определении потребности в машинах й при контроле за использованием отдельных машин и парка в целом.
Большое практическое значение имеет показатель годовой эксплуатационной производительности машины. Он зависит от сменной эксплуатационной производительности, числа рабочих дней в году, коэффициента сменности и годового использования. Такие среднегодовые нормы разрабатываются и устанавливаются в качестве директивных норм выработки по республикам, министерствам и отдельным ведомствам на базе среднепрогрессивных норм.
Мощность, затрачиваемая на машину, выражается в кВт или л. с. Энергоемкость определяется делением мощности на сменную производительность.
Масса машины выражается в т или кг. Материалоемкость определяется делением массы машины на сменную производительность.
Стоимость (отпускная) машины берется по прейскуранту и выражается в рублях. Удельная стоимость определяется делением стоимости машины на ее массу.
Энергоемкость и металлоемкость могут быть отнесены не только к производительности машины, но и к емкости ковша, грузоподъемности, тяговому усилию или другим важнейшим техническим параметрам машины
Таблица 1.
Элементы затрат, составляющие себестоимость машино-смены, и их средние величины
В соответствии с принятой методикой определения себестоимости машино-смены элементы затрат, связанные с эксплуатацией дорожно-строительных машин, разделяют на три основные группы (табл. 1.1).
Единовременные затраты обеспечивают выполнение подготовительных работ и возможность ввода машины в эксплуатацию. Они включают расходы по доставке машины, необходимой переброске ее в пределах строительства, монтажу, пробному пуску, возведению вспомогательных устройств (например, фундаментов) и т. п.
Постоянные эксплуатационные затраты относятся к годовым расходам, в состав которых входят амортизационные отчисления на полное восстановление первоначальной стоимости и капитальный ремонт, на содержание вспомогательных устройств — парков, баз, гаражей, и др.
Текущие эксплуатационные затраты зависят целиком от режима и условий работы машины. В их состав входят затраты на заработную плату .обслуживающего персонала, техническое обслуживание, текущий и средний ремонты, вспомогательные материалы и запасные части.
В качестве критерия оценки сравнительной эффективности устройства и эксплуатации дорожных одежд, учитывая необходимость достижения тождественных результатов (т.е., обеспечения пропуска одного того же по размерам, составу и структуре транспортного потока с расчетной скоростью движения), принимают минимальное значение показателя интегральных дисконтированных затрат, которое определяют по следующей формуле:
(1) | |
где v - порядковый номер рассматриваемого варианта конструкции дорожной одежды;
V - количество вариантов конструкций дорожных одежд;
Kс - стоимость устройства дорожной одежды;
Т - продолжительность расчетного периода (срок сравнения вариантов);
t - порядковый номер года расчетного периода (t =1, ..., Т);
n - количество капитальных ремонтов за расчетный период;
i - порядковый номер капитального ремонта (i =1, ..., n);
m - количество ремонтов за расчетный период;
j - порядковый номер ремонта (j =1, ..., m);
ti - год проведения i-гo капитального ремонта;
Kкрi - затраты на осуществление i-гo капитального ремонта;
tj - год проведения j-гo ремонта;
Kpj - затраты на осуществление j-гo ремонта;
Ct - затраты на содержание конструкции дорожной одежды в году t;
Пt -социально-экономические потери от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкции дорожной одежды по сравнению с расчетными в году t(в том числе и операционные потери пользователей);
Е - безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах измерения.С учетом изменения указанной нормы дисконта во времени в расчетах принимают среднюю ставку дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд);
(1 + Е)t - коэффициент дисконтирования разновременных затрат;
ЭТ - эффект последействия (остаточная стоимость конструкции дорожной одежды) на год Т.
Все расчеты осуществляются в текущих ценах.
Что бы рассчитать вышеуказанную формулу, нужно определить следующие данные.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.