1.1 Общую величину социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд в году tопределяют по формуле
Пt = ΔCat + ΔPt + ΔKat + ΔOt + ΔDt, | (2) |
где ΔCat, ΔPt, ΔKat, ΔOt, ΔDt - потери от увеличения соответственно себестоимости перевозок грузов и пассажиров, времени пребывания пассажиров в пути, капитальных вложений в автомобильный транспорт; потребности в оборотных средствах, количества дорожно-транспортных происшествий.
1.2 Потери от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в году t определяют по формуле
(3) |
где - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров по дороге с принятым вариантом конструкции ее дорожной одежды и стратегией ее воспроизводства в фактических и нормативных условиях.
1.3 Годовые затраты на осуществление перевозок по рассматриваемому участку дороги рассчитывают по формуле:
(4) |
где Njt - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей j-гo типа в зоне тяготения к дорожному сооружению (j = 1, ..., m), авт/сут;
m - количество принятых к рассмотрению типов автомобилей;
L - протяженность участка дороги с принятой конструкцией дорожной одежды, км;
Sjt - средняя себестоимость 1 авт.-км пробега автомобилей j-гo типа в зоне тяготения;
t3t - среднесуточное время задержки одного автомобиля в местах затрудненного проезда, ч;
S'jt - затраты на 1 ч простоя автомобиля j-гo типа.
1.4 Расчетную величину себестоимости пробега j-гo типа автомобиля на 1 км в конкретных дорожных условиях находят из следующего выражения
(5) |
где Sперj - расчетное значение переменных затрат на 1 км пробега автомобиля j-гo типа;
Sпocтj - расчетное значение постоянных (независящих от пробега) затрат на 1 ч пребывания автомобиля j-гo типа в наряде;
dj - часовая заработная плата водителя j-гo типа автомобиля с начислениями;
V - средняя скорость движения транспортного потока по участку дороги, км/ч.
1.5 Расчетную величину затрат на 1 ч простоя автомобилей j-гo типа определяют по формуле:
S'j = Sпocтj + dj | (6) |
(7) |
1.6 Потери от увеличения времени пребывания в пути пассажиров в году t определяют по формуле
где - общественные потери, связанные с затратами времени населения на поездки соответственно в фактических и нормативных условиях.
1.7 Годовые потери, связанные с затратами времени населения на поездки, рассчитывают по формуле
(8) |
где - средняя величина потерь народного хозяйства в расчете на 1 чел./ч пребывания в пути пассажиров;
- среднегодовая суточная интенсивность движения соответственно легковых автомобилей и автобусов, авт./сут.;
Вл, Вавт - среднее количество пассажиров в одном легковом автомобиле и автобусе.
1.8 Потери от увеличения капитальных вложений в автомобильный транспорт в году t определяют по формуле:
(9) |
где - капитальные вложения в автомобильный транспорт, необходимые для осуществления перевозок грузов и пассажиров на рассматриваемом участке дороги соответственно в фактических и нормативных условиях.
1.9 Капитальные вложения в автомобильный транспорт, соответствующие объему перевозок на начало эксплуатации объекта или на какой-либо другой год, рассчитывают по формуле
(10) |
где Aj - удельные капитальные вложения в автомобильный транспорт на один автомобиль j-гo типа, включая предприятия автомобильного транспорта и подвижной состав;
Taj - количество часов работы на линии одного автомобиля в течение года, ч;
Njt - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей j-гo типа на участке, авт/сут.;
1.10 Ежегодные дополнительные капитальные вложения в автомобильный транспорт, обеспечивающие прирост объемов перевозок в году t, определяют пропорционально этому приросту
δKat = Kat - Ka(t - 1). | (11) |
1.11 Потери от увеличения потребности в оборотных средствах в результате увеличения времени пребывания грузов в пути в году t определяют по формуле
(12) |
где - среднегодовая стоимость оборотных фондов, постоянно находящихся в транспортном процессе соответственно в фактических и нормативных условиях;
Qt - количество грузов круглогодичного производства и потребления, перевозимых в год t, т;
Цс - средняя цена 1 т перевозимых грузов, определяемая структурой грузооборота;
- время пребывания грузов в пути в фактических и нормативных условиях, сут.
1.12 Количество перевозимых грузов при отсутствии данных о грузообороте рассчитывают по формуле
(13) |
где Nrt - интенсивность движения грузовых автомобилей r-го типа, авт/сут.;
R - количество типов грузовых автомобилей;
qr - средняя грузоподъемность автомобилей;
γr - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Потери от увеличения количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в результате ухудшения дорожных условий в году t определяют по формуле
(14) |
где - потери от ДТП в зоне тяготения к дорожному сооружению соответственно для фактических и нормативных условий.
1.13 Величину потерь от ДТП в зоне тяготения к дорожному сооружению рассчитывают по формуле
Пt = 3,65∙10-4ZПсрtMTNtL, | (15) |
где Z - количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. авт./км;
Псрt - средние потери от одного дорожно-транспортного происшествия в t-м году;
MT - итоговый стоимостной коэффициент, учитывающий тяжесть дорожно-транспортных происшествий;
Nt - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.
1.14 Расчет остаточной стоимости конструкции дорожной одежды. Остаточную стоимость конструкции дорожной одежды, прослужившей меньше нормативного срока службы до капитального ремонта tсл, на год φ определяют с учетом необходимости дисконтирования разновременных затрат [7] по формуле
(16) |
1.15 Расчет удельной величины потерь от пребывания пассажиров в пути.
Средняя величина потерь народного хозяйства на 1 чел./ч пребывания в пути пассажиров рассчитывают согласно рекомендациям [8] по формуле
(17) |
где ВВП - показатель годового валового внутреннего продукта страны,
Ч - численность экономически активного населения страны, чел.
Например, по прогнозу Министерства экономического развития РФ валовой внутренний продукта страны в 2010 г составил 40576 млрд. руб., а численность экономически активного населения страны 74,6 млн. чел (на 15.01.2010).
Отсюда следует, что на 2010 г.: = 62,1 руб./ч.
1.16 Алгоритм расчета удельных показателей социально-экономических потерь по группам транспортных средств. Использование при расчетах транспортных потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд всей имеющейся номенклатуры автотранспортных средств встречает существенные вычислительные трудности. Рекомендуют их предварительную группировку в расчетные группы, формируемые по определенным признакам.
Такие признаки устанавливают в зависимости от требуемой степени детализации расчетов, категории автомобильных дорог и структуры проходящих по ним транспортных потоков.
Самый высокий уровень агрегации транспортных средств предусматривает их деление по видам подвижного состава на легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы. Его применяют в тех случаях, когда точный состав транспортных потоков не известен или его невозможно предсказать.
Более детальные уровни агрегации транспортных средств устанавливают в том случае, когда хотя бы по одному виду подвижного состава известна доля разных видов автомобилей, сгруппированных либо по классам (легковые автомобили), типам или грузоподъемности (грузовые автомобили), маркам (автобусы). При этом уровень агрегации транспортных средств по разным видам подвижного состава может быть различным в зависимости от их доли в общей интенсивности движения. Например, если в составе транспортного потока доля легкового транспорта, составляет 70 - 90 % от общей интенсивности движения, необходима более детальная группировка легковых автомобилей, при значительной доле грузового движения в транспортном потоке (40 - 60 %) целесообразно выполнять группировку грузовых автомобилей по грузоподъемности.
После определения желаемого уровня агрегации транспортных средств по каждой выделенной их группе устанавливают наиболее репрезентативный автомобиль-представитель, эксплуатационные параметры которого принимаются за основу для расчета социально-экономических потерь для всей группы.
Определение каждого вида удельных социально-экономических потерь (Пуд) вне зависимости от уровня агрегации транспортных средств осуществляют на одну средневзвешенную по доле в транспортном потоке единицу интенсивности движения
Пуд = Пуд1γ1 + Пуд2γ2 + … Пудqγq + … ПудQγQ. | (18) |
где Пудq - удельные потери в расчете на 1 автомобиль - представитель в q-ой группе транспортных средств (q = 1, 2, .., Q);
γq - доля автомобилей q-ой группы в транспортном потоке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.