Ремонт дорог с использованием бетонных эмульсий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данный вид ремонта дорожного полотна наиболее оправдан в тех случаях, когда на покрытии начинают появляться признаки образования колейности. В качестве связующего материала в бетонной эмульсии выступает вещество, содержание битума в котором превышает 60%. Зерновой минеральный материал подбирается из расчёта требований к толщине наносимого слоя. Если колея не превышает 30 миллиметров в глубину, то величина используемых зёрен должна быть около 8 миллиметров. Если колея имеет большую глубину, целесообразно использовать зёрна с диаметром 11 миллиметров и выше.

Разбрызгивание бетонной эмульсии по поверхности дорожного полотна производит специальная дорожная техника, оборудованная соплами. В задней части каждой такой машины установлена резиновая лента или выглаживающий брус. Таким образом, дорожная техника способна самостоятельно завершать процесс укладки.

Работы по нанесению бетонных эмульсий должны производиться при температуре окружающей среды не ниже 5 °C, в противном случае возможна быстрая изнашиваемость дорожного полотна. Если в регионе, где происходит ремонт дорог, ожидаются ночные заморозки, то начинать работы не стоит. Следует также учитывать, что бетонные эмульсии необходимо наносить исключительно на чистую поверхность.

Преимущество данного метода состоит в том, что уже через 30 минут после окончания работ дорогу можно открывать для движения машин. Стоит также отметить невысокий расход бетонной эмульсии: 25-30 кг/м².

Намывание мембран

Данный способ ремонта является относительно новым. Он был разработан в Голландии и позволяет существенно повысить качество и износостойкость дорожного полотна. Суть метода состоит в намывании на повреждённую поверхность дороги специальной жидкости, состоящей из битума и гранулированного тонкого материала.

Если существует необходимость отремонтировать лишь одну выбоину или трещину, прибегают к простейшему методу намывания мембран. На поверхность дорожного полотна распыляют определённое количество битумной эмульсии, после чего добавляют в неё песок, затем сметают получившуюся смесь в выбоину. Во избежание прилипания полученной массы к колёсам проезжающего транспорта заделанная выбоина обильно посыпается гравием или песком.

Если асфальтирование дороги изначально было осуществлено не на должном уровне, вследствие чего покрытие нуждается в полномасштабном ремонте, следует использовать специальные передвижные установки. Такие установки представляют собой обыкновенные смесители непрерывного действия и могут быть смонтированы на любую дорожную технику. В ходе работы такие установки смешивают эмульсию, щебень, песок и необходимые добавки, после чего разбрызгивают полученный раствор непосредственно на дорожное покрытие. Трамбовка полотна после этого не требуется, так как полученный состав мембранного типа впитывается в асфальт крайне быстро.

Технология ремонта дорог

При эксплуатации дорог их покрытия подвергаются воздействию от движущихся транспортных средств, различных климатических факторов и т. д., что вызывает деформацию, разрушение и износ покрытия. Неисправности дорожного покрытия, приводящие к снижению эксплуатационных качеств дороги, устраняют ремонтными работами.

Различают:

-текущий,

-средний

-капитальный ремонты дорог.

Текущий ремонт выполняют преимущественно в теплое время года, при температуре воздуха не ниже +5 °С. Однако, если возникшие неисправности могут привести к большим разрушениям, то ремонтируют дорогу независимо от температуры воздуха.

Средний ремонт производят в соответствии с установленными межремонтными сроками, т. е. 1 раз в течение нескольких лет, с целью усиления дорожного покрытия путем восстановления слоя износа. Работы по среднему ремонту отличаются значительными объемами и могут охватывать до 40% всей площади покрытия. Капитальный ремонт выполняется периодически в установленные межремонтные сроки с целью полного восстановления или повышения прочности дорожного покрытия, или же при необходимости изменения геометрических параметров дорожного покрытия. Отличительная особенность капитального ремонта — объемы работ охватывают всю ширину дороги на большом протяжении.

При текущем ремонте асфальтобетонных покрытий устраняют трещины, выбоины, просадки, волны и наплывы на покрытии, а также повреждения бортового камня. v Заделка трещин — одна из наиболее часто встречающихся не-’ исправностей асфальтобетонного дорожного покрытия. Раскрытые трещины способствуют ускоренному разрушению покрытия, поэтому ^своевременная их ликвидация обеспечивает сохранение асфальтобетона в надлежащем эксплуатационном состоянии. При ремонте трещины заполняют герметичными материалами. Этой операции предшествует тщательная очистка трещин (металлическими крючками и сжатым воздухом) от загрязнений и пыли, чтобы обеспечить надлежащее сцепление заполняющего материала с асфальтобетоном. Если ширина трещин менее 5 мм, то для их заполнения применяют разжиженный битум, или специальную резинобитумную мастику, если более 5 мм — разжиженный битум или вяжущие мастики. После заполнения трещин разжиженным битумом их присыпают минеральными материалами. Если дорожное покрытие имеет сетку мелких трещин, рекомендуется не заливать их по отдельности, а отремонтировать все покрытие.

Трещины заделывают в сухую погоду, при температурах не ниже 5° С специальной машиной. Наиболее целесообразно работы проводить весной или осенью.

Выбоины и просадки резко снижают эксплуатационные качества покрытий. При ремонте разрушений шрожных покрытий вначале выполняют подготовительные работу ямы и.выбоины тщательно очищают от загрязнений и отмечают их контуры прямыми линиями, перпендикулярными и параллельными оси дороги. Если выбоины расположены на небольшом расстоянии друг от друга, то их объединяют в одну общую карту. Расстояние от повреждения до границы ремонтируемого участка должно быть в пределах 3—5 см. Затем по намеченному контуру вырубают ремонтируемую часть на глубину разрушений, но не менее чем на 3—4 см.

При ремонте двух- или многослойного покрытия, когда сцепление верхнего слоя неудовлетворительное, вырубают его на всю глубину. Также поступают со вторым и последующими слоями, если повреждение распространяется и на них. Стенки вырубленного контура должны быть строго отвесными. Затем ремонтируемое место тщательно очищают от вырубленного асфальтобетона и загрязнений и смазывают внутренние поверхности жидким или вязким (разжиженным) битумом.

В подготовленное таким образом место укладывают горячую асфальтобетонную смесь с температурой 150—180 °С. В зависимости от глубины вырубки смесь укладывают в один (при глубине менее 5 см) или в два слоя, причем она должна быть несколько выше дорожного покрытия с учетом того, что горячие смеси уплотняются при коэффициенте уплотнения 1,25—1,35. В картах площадью до 3—5 м2 смесь уплотняют с помощью ручного инструмента, пневмо- или электротрамбовками. Моторные катки применяют при ремонте карт большой площади. Места сопряжения вновь уложенного и старого асфальтобетона тщательно заглаживают, чтобы поверхность покрытий была ровной, без наплывов и открытых швов.

Разрушения заделывают механизированным способом, с помощью соответствующих машин. Для уборки загрязнений (при подготовке покрытия к разметке) применяют подметально-уборочные или поливочно-моечные машины. Основной цикл работ выполняют с помощью машин для текущего ремонта дорог и тротуаров. При ремонте разрушений покрытия на больших площадях (площадь карты более 25 м2) применяют асфальтораскладчик для раскладки и разравнивания асфальтобетонной смеси.

Кроме этого способа ремонта, все большее распространение находит метод ремонта, основанный на разогреве поверхности ремонтируемого места. Для разогрева применяют асфальторазогрева-тели двух типов: машины, воздействующие на асфальтобетон открытым пламенем, и разогреватели беспламенного типа. Работа асфальторазогревателей с открытым пламенем несовершенна, так как при этом происходит выгорание битума в асфальтобетоне и он теряет пластичность. Работе разогревателей такого типа сопутствуют шум, копоть, дым, что не отвечает условиям работы на городских дорогах и требованиям охраны окружающей среды. Более совершенны асфальторазогреватели, снабженные горелками инфракрасного излучения. В этом случае асфальтобетон сохраняет при разогреве свои физико-механические свойства и приобретает необходимую для производства ремонта пластичность. Ремонтируемое место (после тщательной очистки от загрязнений) разогревают с помощью инфракрасных горелок до температуры 130—150 °С. разогретый асфальтобетон взрыхляют, добавляют в него некоторое количество асфальтобетонной смеси и уплотняют ее моторным катком или с помощью ручного инструмента. Такие асфальто-разогреватели снабжают переносной линейкой с горелками инфракрасного излучения, бункером для перевозки асфальтобетонной смеси. Переносную линейку с горелками инфракрасного излучения применяют для ремонта удлиненных выбоин, широких трещин, а также поврежденных мест, расположенных вдоль бортового камня или стен зданий.

При отсутствии разрывов покрытий небольшие волны и наплывы устраняются путем укатки деформированных участков покрытий. Для обеспечения надлежащего качества работ участку с волнами и наплывами необходимо придать пластичность путем нагрева его с помощью асфальторазогревателя горелками инфракрасного излучения. Перед нагревом ремонтируемый участок тщательно очищают от загрязнений, а после нагрева укатывают моторным катком до тех пор, пока не устранят волны и наплывы. При высоких температурах воздуха, вызывающих размягчение дорожного покрытия, волны и наплывы устраняют без предварительного нагрева деформированного участка с помощью асфальторазогревателя.

Участки дорожного покрытия большой площади, имеющие значительные по высоте наплывы и волны, образовавшиеся в результате нарушения сцепления верхнего слоя асфальтобетона с основанием, ремонтируют путем полной замены покрытия. Для чего асфальторазогревателем нагревают, а затем удаляют верхний слой. После этого укладывают асфальтораскладчиками свежую сдвиго-устойчивую асфальтобетонную смесь и укатывают ее.

Для исправления посадок и мелких повреждений бортового камня с помощью электро- или пневмоинструмента вскрывают покрытие вдоль просевшего бортового камня. Затем поднимают просевшие камни с помощью навесного оборудования ЭД-ЗМ к экскаватору «Беларусь», выравнивают и исправляют основание под камнем, используя цементный раствор или бетонную смесь. Бортовой камень тщательно промывают и вручную устанавливают в проектное положение, заполнив швы цементным раствором. После этого вручную (или с помощью машины для текущего ремонта) заделывают разрушенное дорожное покрытие.

Мелкие повреждения на поверхности бортового камня исправляют следующим образом. Поверхность тщательно очищают от загрязнений и пыли механической щеткой и промывают 30%-ным раствором соляной кислоты. Кистью или распылителем наносят на очищенную поверхность коллоидный цементный клей и сразу же вручную заделывают повреждения смесью цементопесчаного бетона. Смесь должна выступать над поврежденной поверхностью на 20— 25% глубины разрушения. Затем ее уплотняют поверхностным вибратором до общего уровня.

При текущем ремонте цементобетонных дорожных покрытий заполняют и заделывают поврежденные швы, устраняют шелушение, трещины, выбоины и раковины.

Перед ремонтом швов предварительно очищают ремонтируемые места от загрязнений и масляных пятен при небольших объемах вручную с помощью жестких, металлических щеток, а при значительных — электрощетками. Масляные пятна удаляют путем их обработки водным раствором соляной кислоты или с помощью пескоструйных аппаратов. Очищенные места промывают водой (поливочно-моечной машиной) и продувают сжатым воздухом, удаляя оставшуюся в ремонтируемых местах воду. От качества подготовительных работ в значительной степени зависит прочность сцепления поврежденных поверхностей цементобетона с ремонтными материалами и, следовательно качество ремонта, т. е. качество заделки поврежденных мест резино-битумной мастикой и герметизирующими пастами. Мастику или пасту в поврежденные места подают специальными машинами, а при небольших объемах работ — ручными заливщиками трещин. При глубоком разрушении кромок шва, превышающем 4—5 см, поврежденное место вырубают, очищают и заделывают бетоном.

В разрушенном месте пропиливают паз на глубину не менее 7 см, используя для этого нарезчик швов или бетонорежущую пилу, после чего подготовленное для ремонта место вручную под-грунтовывают цементным раствором. Заполнив швы и ремонтируемые места мастикой или пастой, их посыпают минеральным порошком или заклеивают рулонной бумагой.

Для устранения шелушений ремонтируемую поверхность цементо-бетонного покрытия тщательно очищают от загрязнений с помощью электрощеток или пескоструйного аппарата. Если ремонтируемая поверхность сильно загрязнена, имеет масляные пятна, то ее очищают водным раствором соляной кислоты, а затем промывают водой (поливочно-моечной машиной) и продувают сжатым воздухом от компрессорной установки, удаляя оставшуюся на ремонтируемой поверхности воду. При отсутствии сжатого воздуха ремонт поверхности начинают только после ее полного высыхания. При глубине разрушений до 1 см шелушения устраняют с помощью ручного заливщика или машины для заливки трещин, которые распределяют по поврежденной поверхности специальную мастику, приготовленную на основе эпоксидного клея. При глубине разрушений более 1 см (но не более 3 см) поврежденную поверхность заделывают эпоксидно-минеральной смесью.

Смесь посыпают песком с помощью пескоразбрасывателя и уплотняют катками.

Заделывать трещины рекомендуется незамедлительно после их образования, так как они влекут за собой дальнейшее разрушение покрытий. До заделки трещина должна быть очищена от каменной мелочи, загрязнений и пыли (крючками и стальными щетками) для обеспечения хорошего сцепления ремонтного материала с цементобетоном. После очистки трещину заделывают жидким или разжиженным битумом, мастикой, битумной эмульсией или бетонной смесью. В зависимости от объемов работ и размеров трещин по глубине и широте их заделывают с помощью краскопульта или заливщика трещин.

Заделывая выбоины и раковины глубиной до 5 см на цементо-бетонном покрытии, отмечают прямыми линиями их контуры, по которым с помощью нарезчика швов или пневмоинструмента вырезают цементобетон. Затем с помощью электро- или пневмоинструмента взламывают бетон. Ремонтируемое место тщательно очищают от остатков бетона и загрязнений, используя для этого электрощетку или сжатый воздух от компрессора, и промывают. Затем внутренние поверхности грунтуют эпоксидным клеем и укладывают в вырубки песчанобетонную смесь. Небольшие вырубки уплотняют вручную, большие — поверхностными вибраторами.

Выбоины и раковины глубиной более 5 см устраняют после вырубки и очистки подготовленного места иным способом. Края вырубки и ее дно увлажняют в течение нескольких часов водой. На смоченную поверхность наносят тонкий слой цементопесчаного раствора. Затем в вырубку укладывают песчанобетонную или цемен-тобетонную смесь и уплотняют ее вручную (трамбовками) или поверхностными вибраторами.

Средний ремонт асфальтобетонных покрытий включает в себя восстановление слоя износа, устранение просадок и проломов, а также замену бортового камня.

Вместо изношенного слоя устраивают тонкослойное асфальтобетонное покрытие, которое служит также для выравнивания поверхности и восстановления монолитности дорожного покрытия. Если на покрытии имеются трещины, выбоины или просадки, они должны быть тщательно заделаны и исправлены. Перед укладкой слоя износа покрытие очищают от загрязнений подметаль-но-уборочными или поливочно-моечными машинами, а затем с помощью автогудронатора смазывают всю площадь разжиженным битумом или эмульсией. После того, как растворитель в разжиженном битуме или эмульсии испарится, с помощью асфальтоукладчика укладывают асфальтобетонную смесь обычно в теплую, сухую погоду, при температуре окружающего воздуха не ниже 15—20°С. Для обеспечения шероховатости поверхности слоя износа применяют асфальтобетонные смеси с повышенным содержанием щебня. Уложенную смесь уплотняют катками.

Просадки и проломы большими картами при среднем ремонте устраняют так же, как и при текущем. Отличие заключается только в объемах работ, которые при среднем ремонте значительно больше. В этом случае применяются более рациональные приемы работы, в частности, используются асфальторазогреватели с горелками инфракрасного излучения, позволяющие исключить малопроизводительные операции по вырубке поврежденного асфальтобетона.

Вышедший из строя бортовой камень заменяют с помощью компрессора, обеспечивающего подрубку и разрушение швов, а также разрушение прилегающего к камню дорожного покрытия. Остальные работы (по выемке камня и его замене) производят вручную или универсальными средствами. Если предстоит заменить несколько бортовых камней, то первый из них подготавливают к выемке с помощью компрессора, а остальные — с помощью экскаватора со специальным навесным оборудованием ЭД-ЗМ (выемку сменяемого камня, отвалку и погрузку его в транспортные средства).

С помощью этого же оборудования разгружают бортовые камни и подают их к месту установки. После выемки заменяемого бортового камня выравнивают грунт и исправляют корыто. Камень после установки вручную или с помощью оборудования ЭД-ЗМ тщательно выравнивают по высоте и затем ставят прилегающий к нему камень. Швы между камнями заполняют цементным раствором, а пазухи цементобетонной смесью. Места примыкания бортовых камней к покрытиям заделывают асфальтобетоном вручную или машиной для текущего ремонта.

Во время среднего ремонта цементобетонных покрытий дорог исправляют просадки и изношенные места площадью более 200 м2, заменяют отдельные дефектные плиты, а при сплошном шелушении устраивают защитный слой.

Для устранения просадок поднимают цементобетонную плиту на высоту, соответствующую глубине просадки, используя домкраты или сжатый воздух от компрессорной установки. Для установки домкратов в плите просверливают отверстия с таким расчетом, чтобы на 3,5 м2 плиты приходился один домкрат. Кроме того, с помощью перфоратора с буром или электросверлильной машины в плите просверливают дополнительные отверстия меньшего диаметра для нагнетания через них заполняющего материала. Плиту поднимают так, чтобы она была на одном уровне (заподлицо) с окружающими плитами. Затем с помощью растворонасоса или аппарата торкретирования через дополнительные отверстия нагнетают заполняющий материал — тощий цементный раствор или грунтосиликат-ные смеси с добавлением цемента.

После заполнения пустот домкраты снимают, отверстия заполняют бетонной смесью и швы немедленно заделывают мастикой вручную или с помощью заливщика швов.

Для подъема плиты сжатым воздухом в ней тоже высверливают отверстия большого диаметра из расчета — одно отверстие на 3—3,5 м2. Для подъема плиты и нагнетания в нее заполняющего материала все отверстия, кроме одного, закрывают пробками. Через открытое отверстие нагнетают заполняющий материал, затем переходят к другому отверстию до тех пор, пока плита не будет на одном уровне (заподлицо) с соседними плитами. Материал нагнетают до тех пор, пока он не начнет вытекать через швы.

При ремонте проломов, изношенных мест на дорожном покрытии площадью более 200 м2 производят разметку, вырубку пневмо-инструментом и тщательную очистку ремонтируемых мест электрощеткой или вручную. Затем проверяют качество основания и, если требуется, удаляют подстилающий слой на глубину не менее 20 см и заменяют его новым. Стенки ремонтируемых мест после обрубки и очистки смазывают цементопесчаным раствором, а затем в них укладывают и уплотняют бетонную смесь.

Если необходима замена отдельных плит в цементобетонном покрытии, то после удаления с помощью автокрана заменяемой плиты проверяют качество основания и при необходимости исправляют его. Затем с помощью крана наводят на место укладки новую плиту. При опускании эта плита должна соприкоснуться с подготовленным основанием одновременно всей своей поверхностью. Укладка плиты должна происходить без перекосов с сохранением продольных и поперечных швов дорожного покрытия. Затем плиту с помощью вибратора осаживают на проектное место и стыки заделывают.

Защитный слой при сплошном шелушении устраивают после устранения всех дефектов дорожного покрытия— выбоин, трещин, повреждений швов и т. д. Эти работы должны быть завершены заблаговременно за 2—3 недели до устройства защитного слоя. Подготовленное таким образом покрытие с помощью подметально-убо-рочной машины тщательно очищают от загрязнений и по очищенной поверхности разливают жидкий битум, нагретый до температуры 150°С; жидким, а потом вязким битумом обрабатывают с помощью автогудронатора. Затем уплотняют защитный слой катками, а через день после этой операции дорожное покрытие посыпают с помощью пескоразбрасывателя гранитным отсевом (с фракциями 5—10 мм). При сплошном шелушении глубиной менее 3 см покрытие ремонтируют с помощью цементно-песчаной смеси, для чего его сначала тщательно очищают металлической щеткой от загрязнений и пыли, затем промывают (поливочно-моечной машиной), обрабатывают коллоидным клеем, с помощью бетоноукладчика распределяют по нему цементопесчаную смесь.

Капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия — это его восстановление со снятием или с использованием старого асфальтобетона в качестве основания.

Восстанавливают дорожное покрытие со снятием старого асфальтобетона обычно с помощью специальных машин ударно-фрезерного типа, обеспечивающих съем слоя толщиной до 10 см. Однако производительность таких машин незначительна (до 200 м2/ ч), поэтому все чаще для этих работ используют асфальторазогре-ватели с горелками инфракрасного излучения. При этом с самой лучшей стороны показали себя асфальторазогреватели, снабженные фрезерными устройствами для снятия нагретого до 120—140°С и размягченного слоя на глубину 3—10 см. При отсутствии фрезерного устройства нагретый асфальтобетон снимают с помощью автогрейдера. Ширина, глубина нагрева и фрезерования верхнего слоя зависят от площади повреждений, наличия на дорожном покрытии колодцев и т. д. Посл.е удаления старого слоя асфальтобетона образовавшееся основание для лучшего сцепления обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией с помощью автогудронатора, а затем автоукладчиком укладывают новый слой асфальтобетона. Если дорожное покрытие восстанавливают на полную ширину проезжей части, то смесь укладывают двумя асфальтоукладчиками, движущимися с уступом по смежным полосам на расстоянии 10—15 м друг от друга. Уложенную асфальтобетонную смесь уплотняют катками — сначала легкими, затем тяжелыми. В процессе уплотнения, после первых проходов катков проверяют ровность покрытия в продольном и поперечном направлениях.

Восстановление дорожного покрытия без снятия старого асфальтобетона применимо, если имеется возможность увеличить высоту слоя асфальтобетона, не нарушая сопряжение с дорожным покрытием прилегающих улиц и проездов, входов в здания, а также не нарушая работу ливневой канализации. После тщательной очистки дорожного покрытия от загрязнений с помощью подме-тально-уборочных и поливочно-моечных машин его обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией, применяя автогудронатор. Затем укладывают асфальтобетонную смесь, используя в зависимости от объемов работ, асфальтоукладчик или асфальторас-кладчик, и уплотняют ее катками.

При к апитальном ремонте цементобетонного покрытия исправляют участки с просевшими плитами, заменяют большое число разрушенных плит новыми, восстанавливают основание, устраняют шелушение на больших площадях и т. д Технология выполнения этих работ та же, что и при текущем и среднем ремонтах, а разница — только в объемах работ.

В связи с большими объемами работ при капитальном ремонте необходимо широко применять машины и механизмы, в частности, для тех операций, которые при текущем и среднем ремонте все еще выполняются вручную.

 

Часы

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТ

6.1. Качество дорожно-строительных и ремонтных работ при приемке от исполнителей оценивают мастера или производители работ в следующих случаях: при приемке работ, скрытых последующими работами и конструкциями, при промежуточной приемке работ, при приемке законченных работ по ремонту дорог, а также при приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов.

Оценки качества работ заносятся в наряды-задания, журналы производства работ и акты (промежуточной приемки работ, освидетельствования скрытых работ, приемки законченных работ по ремонту дорог, рабочих и государственных приемочных комиссий).

6.2. При оценке качества работ должно проверяться соблюдение установленных проектом, СНиП и другими нормативными документами параметров: геометрических (размеры, отметки, зазоры, допуски), физико-механических (прочность, плотность, состояние поверхности, герметичность) и других параметров, а также учитываться требования эстетичности.

6.3. Качество отдельных видов работ и технологических операций оценивается:

«отлично» (баллом 5), когда работы выполнены с особой тщательностью, мастерством и техническими показателями, превосходящими показатели, требуемые нормативными документами и стандартами, или при улучшении предусмотренных проектом эксплуатационных показателей без увеличения сметной стоимости соответствующих видов работ;

«хорошо» (баллом 4), когда работы выполнены в полном соответствии с проектом, нормативными документами и стандартами;

«удовлетворительно» (баллом 3), когда работы выполнены с малозначительными отклонениями от технической документации, согласованными с проектной организацией и заказчиком, но не снижающими показателей надежности, прочности, устойчивости, долговечности, внешнего вида и эксплуатационных качеств.

При этом величины и количество фактических отклонений от проектных размеров и нормативных показателей должны соответствовать табл. 3; показатели ровности покрытий в случае использования для их определения толчкомера - табл. 4, а коэффициент сцепления шины автомобиля с влажной поверхностью покрытия (для скоростных дорог и магистральных улиц общегородского и районного значения) - табл. 5.

Таблица 3. Оценка качества отдельных видов работ в зависимости от величины и количества фактических отклонений от проектных размеров и нормативных показателей

Величины фактических отклонений, % от наибольших допускаемых отклонений

Оценка работ

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно»

Количество отклонений, % от общего числа замеров

До 50 Не менее 50 Не менее 25 Не менее 90
От 50 до 75 Не более 50 Не более 75 Не более 10
От 75 до 100 Не более 10 Не более 20 Не более 40
100 Не более 3 Не более 6 Не более 10

Таблица 4. Оценка ровности покрытия по показателю толчкомера

Оценка качества работ

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно»

Показатели толчкомера, см/км

До 40 41-80 81-130

Таблица 5. Оценка шероховатости покрытия по показателю коэффициента сцепления шины автомобиля с влажной поверхностью покрытия

Условия движения (по СНиП II-Д.5-72)

Оценка качества работ

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно»

Коэффициент сцепления

Легкие 0,55 и выше 0,51-0,55 0,45-0,50
Затрудненные 0,61 и выше 0,56-0,60 0,50-3,55
Опасные 0,71 и выше 3,66-0,70 0,60-0,65

6.4. Качество конструктивных элементов дороги оценивается на основе оценок качества отдельных видов работ и технологических операций, определенных в соответствии с п. 6.3 с учетом их коэффициентов весомости по формуле:

где К - комплексный показатель качества конструктивного элемента; pi - оценки качества в баллах (5, 4, 3) отдельных видов работ и технологических операций, входящих в состав данного конструктивного элемента; тi - коэффициенты весомости видов работ и технологических операций, указанные в табл. 6-9; п - количество видов работ и технологических операций, входящих в состав данного конструктивного элемента дороги.

Для оценки качества конструктивных элементов всех видов работ и технологических операций, входящих в их состав и указанных в табл. 6-9, используют формулу

В этом случае качество конструктивного элемента дороги можно оценивать по формуле

Полученные в результате расчетов значения принимаются соответствующими: от 4,51 до 5 - оценке «отлично»; от 3,51 до 4,50 - оценке «хорошо»; от 3 до 3,50 - оценке «удовлетворительно».

Таблица 6. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства земляного полотна

Виды работ и параметры Коэффициент весомости
Подготовка основания земляного полотна 0,15
Уплотнение земляного полотна 0,35
Водоотвод 0,20
Высотные отметки продольного профиля 0,15
Ширина земляного полотна 0,10
Крутизна откосов 0,05

Таблица 7. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства оснований и покрытий дорожных одежд

Вид работ и параметры

Коэффициент весомости при устройстве

дополнительных слоев оснований конструктивных слоев оснований мостовых асфальтобетонных покрытий цементобетонных покрытий слоев износа
Качество материалов 0,25 0,17 0,15 0,16 0,20 0,20
Уплотнение слоев 0,25 0,18 0,15 0,18 - 0,15
Высотные отметки по оси - 0,10 - 0,05 0,07 -
Толщина слоев 0,20 0,15 0,12 0,12 0,20 -
Ширина слоев 0,15 0,10 0,10 0,08 0,10 -
Поперечные уклоны 0,15 0,15 0,10 0,05 0,08 -
Ровность поверхности - 0,15 0,18 0,18 0,20 0,15
Шероховатость - - - 0,18 - 0,25
Качество мощения - - 0,20 - - -
Превышение граней смежных плит - - - - 0,15 -
Равномерность распределения материалов - - - - - 0,25

Таблица 8. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества строительства и ремонта тротуаров и пешеходных дорожек

Вид работ и параметры Коэффициент весомости
Качество материалов и штучных изделий 0,15
Высотные отметки 0,15
Поперечные уклоны 0,07
Толщина слоев 0,10
Уплотнение слоев 0,12
Ровность поверхности покрытия 0,15
Ширина 0,08
Правильность линии установленных бортовых камней 0,08
Превышение одного бортового камня над другим 0,10
Качество отделки поверхности покрытия и бортов 0,10

Таблица 9. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства водостоков

Вид работ и параметры Коэффициент весомости
Плотность трубопроводов 0,20
Прямолинейность трубопроводов 0,20
Степень уплотнения грунта обратной засыпки 0,15
Отметки лотков в колодцах 0,25
Правильность установки водоприемных решеток и люков колодцев 0,20

6.5. Качество законченной строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом дороги (участка дороги) оценивают на основе оценок качества отдельных конструктивных элементов дороги, рассчитанных в соответствии с п. 6.4, с учетом коэффициентов весомости конструктивных элементов, приведенных в табл. 10.

Расчетные формулы и метод расчета комплексного показателя качества законченных работ не отличаются от приведенных в п. 6.4. При этом значения К, pit mi и ni в формулах соответственно обозначают: комплексный показатель качества законченных работ; оценку качества конструктивных элементов дороги; коэффициент весомости конструктивных элементов и количество конструктивных элементов, входящих в состав принимаемой дороги.

Для установления оценки качества принимаемого дорожного объекта могут быть использованы оценки конструктивных элементов объекта, установленные с участием работников технического надзора заказчика и зафиксированные в актах на скрытые работы или в актах промежуточной приемки.

Таблица 10. Коэффициент весомости конструктивных элементов городских дорог

Конструктивные элементы Коэффициент весомости
Покрытия 0,25
Основания дорожных одежд 0,25
Земляное полотно 0,20
Тротуары (с бортами) 0,15
Водостоки 0,15

Примечание.

Коэффициенты весомости конструктивных элементов дорог являются усредненными и могут уточняться в пределах ±0,03 в зависимости от климатических, грунтово-геологических и других условий района строительства дороги. Например, в условиях Ленинградской области коэффициент весомости водостоков должен быть большим, чем в засушливой Астраханской области.

6.6. Для оценки деятельности дорожных организаций в целом и установления достигнутого ими уровня качества, а также для планирования уровня качества может быть использована средневзвешенная оценка всех сданных дорожных объектов за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т.д.) по формуле

где М3, М4 M5, - общая сметная стоимость всех объектов, сданных за этот промежуток времени с оценкой соответственно «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 8779.